Информация

История возникновения адыгского флага

Популярное среди адыгов знамя с изображением 12 пятиконечных звезд и трех перекрещенных стрел принято выводить из исторической ситуации XIX в.
      Для того, чтобы узнать, как встречалось знамя адыгами, следует обратиться к воспоминаниям англичанина Эдмунда Спенсера «Путешествие в Черкессию», которое вышло отдельной книгой в Лондоне в 1839 г. На первой странице книги есть цветная иллюстрация черкесского знамени. Автор пишет: «…После ружейных залпов, которые обычно возвещают приезд вождя, тысячи великолепных, красивых, статных воинов поскакали навстречу, и через несколько секунд мы были окружены сотнями славных патриотов Черкесии. Некоторые из них были одеты в простые крестьянские одежды, другие в сверкающие доспехи. Затем мужественный вождь Херсис Султан-оглу развернул великолепное национальное знамя, которое он получил из Стамбула, разрисованное прекрасными руками черкесской княжны, занимавшей высокое положение в Турецкой империи. При виде этого, столь долго ожидаемого национального флага, тысячи мечей взлетели на воздух, и единый, несмолкаемый возглас радости исторгся из душ этой огромной массы людей…»

      Символы, которые обозначены на национальном флаге адыгов, трактуют по-разному. Одни объясняют исходя из исламской символики (зеленый фон и звездочки), другие считают связанной с политической организацией адыгских племен в первой половине XIX в. (12 адыгских племен и стрелы – их боевое единство). Некоторые  в трех стрелах видят три метко бьющие стрелы нарта Тлепша, достающие врага в небе, под водой и под землей. Но чтобы увидеть в национальном флаге более глубокий смысл следует обратиться к истории

Знакомство с малоазийскими археологическими материалами эпохи бронзы (время Хеттского царства) дает возможность предположить, что композиционная и смысловая основа «эдыге бэракъ» (флага) была возрождена черкесами в XIX в. из древней адыгско-хеттской символики. Медные, бронзовые и золотые хеттские штандарты в виде овальных ажурных дисков культуры Аладжа-Гуюк 11-го тысячелетия до н. э., которую археологи производят с Северо-Западного Кавказа от Майкопской культуры, и более усложненный, как можно предположить, герб с солярно-решетчатой основой периода Хеттского царства 11-го тысячелетия до н.э., послужили исходным материалом для творческой переработки адыгами герба XIX в.
     Семантика штандарта может быть такова: овал по горизонтали, помещенный между концами двузубой вилки, это солнечный диск в солнечной ладье. Сюжет солнца  в ладье в древности был распространен среди солнцепоклонников всего земного шара. Основу сеточного заполнения внутреннего пространства овала составляет прямоугольная решетка с тремя вертикальными и горизонтальными пересечениями.
      Двенадцать пилообразных окончаний диагональных линий, проведенных через перекрестия прямоугольной решетки (11-е обломано в древности) символизирует 12 месяцев солнечного календаря. То же повторяется в решетке: перекрестия дают 98 лучевых звездочек, плюс три подвешенных розетки в виде прямоугольных крестов, вписанных в окружность. Подвески прикреплены на кольцах под тремя центральными верховыми «пиками», у которых вместо острия – антропоморфные фигурки – с зооморфными головами.
       Геральдически хаттско-хеттский  штандарт можно истолковать как царский скипетр, соединяющий в себе племенные гербы древних народов, составивших еще в энеолите (IV тысячелетие до н.э.) ядро союза майкопских племен. Овал солнечного диска – символ атыхов, древнейших горных скотоводов – солнцепоклонников  Северо-Западного Кавказа. Неслучайно  и имя главного языческого бога «Тхашхо» и само слово бог по-адыгски «Тхьа» и этнонимы «адыгэ» (атыгэ, атхьэ) лингвисты производят от «тыгъэ» — солнце.
     Двенадцать пик по внешней дуге овала выражают характер племени ариев (вернее, проариев), известных своей воинственностью и пришедших из Западной Европы еще в IV тысячелетии до н.э. на Северный Кавказ.
Какое-же отношение имеет сюжет «Адыгэ бэракъ» XIX в. к скипетру древнехаттского царя? От овала солнечного диска оставлена лишь внешняя дуга, по которой оставлены 9 звездочек, соединяющих в себе шаро-крестообразные фигуры с копьевидными окончаниями и 8-лучевые звездочки в центре по внутренней дуге – напоминание о трех языческих божествах и одновременно завершение солнечного календаря. Перекрестие из трех стрел есть максимальное упрощение сложной решетки древнего скипетра, в которой прямоугольная, изначально хаттская мирная земледельческая часть опущена, но, напротив, в силу военно-политической ситуации подчеркнута воинственная «арийская» часть и даже прямолинейно обозначена в виде оперений и наконечников стрел.
      Пятиконечные звездочки – это графическое решение скульптурной формы 12 пикообразных окончаний древнего герба.
     Остается догадаться о том, как древняя геральдика майкопцев Кавказа и алиджевцев Анатолии попала к черкесам XIX в. Для этого есть несколько способов, но главными из них явились палеография (древние письма), в частности, иероглифическая надпись плиты из Кархемиха (находка начала XX в.), где сообщается о переселении атхов и хаттов с Северного Кавказа в Малую Азию, и, конечно, археология. На речке Хатыпс (правый верхний приток Псекупса) найдена позднечеркесская керамика с майкопско-хаттскими решетками, нарезанными под основаниями ручек амфор и кувшинов.
Мы знаем из различным источников, что знамен у адыгов было много, от общенациональных до этнических групп. Но, несомненно, самым дорогим было и остается первое, объединяющее знамя 1830г., именно под этим флагом адыги защищали свое отечество. Прошло более 160 лет со дня принятия первого национального флага и мы, адыги, вновь стоим перед исторической проблемой объединения. Поэтому сейчас национальное знамя зеленого цвета с тремя скрещенными стрелами и 12 звездами вновь популярно среди адыгов.

(Архивы и общество: №4, 2008г., Нурби Ловпаче, Асфар Куек)

 

Related posts

Leave a Comment