Могила родоначальника кабардинцев
Мария и Виктор Котляровы , краеведы, писатели и издатели из Нальчика, сообщают об атрибутировании и введении в культурный оборот места захоронения Кабарды (Кабарда) Тамбиева — человека, чье имя (по одной из версий, но наиболее устоявшейся) легло в основу названия территории, где ныне проживают кабардинцы.
Считается, что Кабард (Кабарда) Тамбиев — личность мифологическая: он герой преданий, но не исторических документов. В кабардинском фольклоре ему посвящено немало легенд, одна из которых так и называется «Откуда пошло название Кабарды». Интересны эти сказания наличием топонимических названий, описанием мест, где происходит действие.
Именно такие орографические подсказки плюс свидетельства русских исследователей, в частности, М. Н. Владыкина (1828-1887), автора знаменитого труда «Путеводитель и собеседник в путешествии по Кавказу», и стали своеобразным ориентиром. Побывав в Кабарде в 1872 году, путешественник писал: «Переправившись через Баксан и проехав в аул Атажукина, мы стали взбираться на гору Махогапс», на вершине которой «увидели кучу камней, обнесенную полуразвалившимся плетнем, — могилу Кабарды Тамбиева, родоначальника кабардинцев».
В преданиях говорится, что правителем (пши) Кабарды был тлакотлеш Кабарда Тамбиев, который переселился из Новочеркасска (нынешнего Новороссийска) на Лабу, потом передвинулся к Большому Лохрану (Лэхъран — название пастбищ в районе Малки); далее перешел к Баксан-реке в Верхний Кызбурун, где и остался на жительство.
В фольклорных записях Талиба Кажешева, обнародованных Л. Лопатинским в 1891 году, говорится, что Кабард Тамбиев «направился вверх по реке Пшизе (Кубани) в места, занятые другими племенами», далее «достиг кургана Курей, по левую сторону реки Малки, напротив того места, где станица Прохладная», а потом, волею обстоятельств, стал владеть тем местом, «где ныне находится аул Лафишева».
Получается, кабардинские предания отразили реальные события и конкретную историческую личность, чьи черты и действия, приукрашенные людским воображением, впоследствии придали ей мифологический оттенок.
Но народная память сохранила место захоронения, а путешественники закрепили его в своих трудах. У того же Владыкина окружающий пейзаж описан столь детально, что однозначно атрибутируется даже спустя 140 лет: «Перед нами, внизу, как на ладони, была вся прежняя Кабарда, из которой, как острова из моря, вырастали пятигорские горы: Бештау, Машук и др.; вправо было Чегемское ущелье, за которым тянулась бесконечная линия Черных лесных гор; впереди их необозримая равнина сливалась с горизонтом, по ней бежали кабардинские речки и Терек; влево, полное грозовой тучей, чернело Баксанское ущелье, а над ним возвышался Эльбрус, от которого тянулась бесконечная снеговая цепь, замыкавшая южную сторону панорамы».
Эту же картину, только несколько видоизмененную урбанизированным пейзажем, можно видеть и сегодня: Кабарда с места захоронения Кабарды Тамбиева по-прежнему открывается во всей своей красе и притягательности.
Мария и Виктор Котляровы предлагают облагородить погост: установить надгробный камень или памятный знак, сорудить площадку для обозрения, водить сюда детей на экскурсии, что позволит реально прикоснуться к истории своей малой родины. С ними солидарен известный фольклорист, доктор филологических наук Адам Гутов, убежденный, что подобное святое место должно быть окружено заботой и вниманием.
Этот вопрос давно должны были поднять и решить черкесы (кабардинские). Огромная благодарность Вам Мария и Виктор за ваш тяжёлый труд во блага моего народа. Я надеюсь, что Ваши имена будут вписаны в историю черкесов золотыми буквами. Был бы очень рад внести хоть какую-нибудь лепту в вашем деле. khokonov.zaur@yandex.ru