Иордания

Черкесская община в Иордании

 

А.В. КУШХАБИЕВ

Черкесская община в период британского правления (1920-1946). На территории Заиорданья, отошедшей к владениям Великобритании, находилось 8 черкесских селений, в которых проживало около 10000 человек. Среди них было 850 чеченцев. Черкесы проживали в следующих селениях (в начале 1930-х гг.): в Аммане – 1700 чел. (шапсуги, кабардинцы, абадзехи); Джераше – 1500 чел. (кабардинцы); Вади-эс-Сире – 2000 чел. (шапсуги, бжедуги, абадзехи); в селениях Наур (бжедуги, шапсуги), Русейфа и Сувейлих (кабардинцы). Чеченцы проживали в селениях: Сувейлих – 400 чел.; Зарка и Сухна59.

После занятия районов Заиорданья британскими войсками, в наиболее крупных населенных пунктах были основаны «автономные» государственные образования под британским контролем. В Аммане и Джераше разместились британские советники. Реальная власть находилась в руках местной знати.

Между тем, британские власти разрабатывали планы о выделении Заиорданья в отдельную административную единицу, во главе которой предполагали назначить представителя династии Хашимитов60. Таким путём британские власти намеревались урегулировать разногласия с Хашимитами, стремившимися к созданию единого арабского государства на Ближнем Востоке, а также образовать барьер между французскими владениями в Сирии и территориями в Палестине, которые заселялись еврейскими колонистами.

В ноябре1920 г. в Заиорданье из Хиджаза прибыл представитель рода Хашимитов — второй сын шерифа Хусейна эмир Абдаллах. Эмир с небольшим отрядом остановился в Маане, где планировал основать свою постоянную резиденцию. Там он заявил о намерении создать государство под своим правлением.

История прибытия эмира Абдаллаха в Заиорданье и основания им государства, в исторической литературе Иордании и других стран представлена довольно кратко, без упоминания роли черкесского населения в этих событиях. В своих мемуарах король Иордании Абдаллах также не упомянул о черкесах. Он отметил, что прибыл в Амман 2 марта 1921 г. к полудню. Там он выступил перед шейхами, собравшимися с окрестных районов в значительном количестве. Первым же кто встретил эмира, был представитель Великобритании в Аммане Алек Киркбрайд61.

В черкесской общине сохранились подробные описания приезда эмира Абдаллаха, которые, однако, расходятся с воспоминаниями короля. По черкесской версии, население Маана, соседние арабские общины и бедуинские племена враждебно отнеслись к планам эмира Абдаллаха и вынудили его покинуть эту местность. По пути следования эмир сделал остановку неподалёку от Аммана. 2 марта1921 г. лидеры черкесской общины во главе с генералом Мирза-беем Уасфи Кумуком пригласили эмира в Амман, где предложили ему основать свою постоянную резиденцию. Так или иначе, в то время Амман и окрестные семь селений находились во владении черкесов, которые составляли более чем 90% этих населённых пунктов. К тому же черкесская община обладала значительным влиянием в регионе, и избежать контактов с ней в Аммане эмир не мог.

В конце марта1921 г. в Иерусалиме состоялись переговоры между министром по делам колоний Великобритании Уинстоном Черчиллем и эмиром Абдаллахом. На них была достигнута договорённость об образовании на территории Заиорданья подмандатного государства — эмирата Трансиордания во главе с Абдаллахом Бен Хусейном. По договору, Англия обязывалась оказывать Трансиордании ежегодную помощь и сохраняла за собой право строительства авиабаз в стране. В Трансиордании назначался британский резидент, находившийся в подчинении верховного комиссара Палестины.

После завершения переговоров, на обратном пути эмир Абдаллах сделал остановку в Сальте. Он считал селение Амман слишком маленьким для того, чтобы стать столицей нового государства и решил обосноваться в более крупном населённом пункте — Сальте. Однако эмир был недружелюбно встречен жителями Сальта и, не задерживаясь там, отправился к Амману, вблизи которого сделал остановку. Вскоре в лагерь эмира прибыла депутация от некоторых арабских общин и бедуинских племён. Депутация объявила, что местные жители не желают признавать власти представителя рода Хашимитов и требуют, чтобы он покинул Заиорданье. Эмир Абдаллах вынужден был отдать своей свите приказ готовиться к отправке в Хиджаз.

Узнав о случившемся, Мирза-бей отправился в лагерь Абдаллаха и заявил, что Амманский округ находится во владении черкесов, и никто из соседей не вправе требовать отъезда эмира. Он подтвердил предложение черкесской общины основать столицу нового государства в Аммане. Эмир Абдаллах принял это предложение, остался в Аммане и начал формировать правительство Трансиордании62.

Черкесская община настояла на основании столицы Трансиордании в Аммане по ряду причин. В годы Первой мировой войны обострились отношения черкесов с арабами, так как они оказались в противоположных лагерях воюющих сторон. Нередкими стали нападения бедуинов на черкесские поселения. Относительно немногочисленная черкесская община (8-9 тыс. чел.), стремившаяся упрочить свои позиции, видела союзника в лице эмира Абдаллаха и британской администрации. Кроме того, после ликвидации османского правления в Заиорданье, значительная часть черкесов осталась без работы. Это офицеры и солдаты военно-полицейских отрядов, административные служащие и др. Они надеялись снова получить работу от новых властей.

В свою очередь эмиру Абдаллаху был выгоден союз с черкесской общиной. Это была фактически единственная община в Заиорданье, поддержавшая его планы. К тому же свита эмира была невелика — менее 100 человек, а черкесы обладали организованными военно-полицейскими формированиями. Отряд Мирзы-бея насчитывал около 400 воинов. Немало было среди черкесов также лиц, имевших опыт административной работы и др.

16 сентября1922 г. Лига Наций одобрила предложение Великобритании о выделении Трансиордании из мандата на Палестину и образовании «независимого» эмирата. 25 мая1923 г. верховный комиссар Палестины Герберт Самуэль официально объявил о готовности Великобритании признать независимость Трансиордании.

С первых же дней образования эмирата Трансиордания, первоочередной задачей перед эмиром Абдаллахом стала проблема создания вооружённых сил, так как некоторые районы страны отказывались признавать новую власть. Основой вооружённых сил Трансиордании стал черкесский кавалерийский отряд Мирзы-бея, который начал осуществлять функции полицейских сил и охраны эмира. В новые «резервные части» стали набирать также арабов из районов, лояльных правительству. Активную деятельность в комплектовании и подготовке новых частей трансиорданской армии проводили черкесские офицеры.

В январе1922 г. части трансиорданской армии при поддержке британских военно-воздушных сил подавили сопротивление повстанцев районов Керака и Тафилеха. В июле1922 г. было подавлено восстание феллахов в районе Аль-Кура. Общее командование этими операциями осуществлял британский офицер капитан Пик. В боевых действиях принял участие и черкесский кавалерийский отряд. Восставшие районы были приведены к покорности. На них возложили значительную контрибуцию.

В начале сентября1923 г. все резервные части, и черкесский полицейский отряд были объединены в Арабский легион под командованием Фредерика Пика. Численность этого легиона составила 1200 человек.

В сентябре 1923 г. против власти Абдаллаха восстало племя адван во главе с шейхом Султаном Аль-Адваном. К восставшим присоединились бедуинские племена района Аль-Белка. Повстанцы блокировали дороги и подступы к Амману. На подавление восстания были брошены подразделения Арабского легиона. Часть черкесского отряда добровольно вызвалась оборонять дворец эмира Рагадан, захват которого входил в планы повстанцев. В результате сражения бедуины были отброшены от столицы, Султан Аль-Адван бежал из страны63.

В1926 г. были созданы новые воинские подразделения — Трансиорданские пограничные войска (Trans-Jordanian Frontier Forces), которые подчинялись британскому командованию. Преобладающую часть офицерского корпуса в нём составляли англичане.

Значительная часть черкесской молодежи, традиционно стремившаяся к военной службе, стала вступать в ряды Арабского легиона и Пограничных войск. К тому же жалованье в этих частях было относительно высоким. По данным бывших военнослужащих этих частей, черкесы составляли в них довольно высокий удельный вес — от одной третьей в 1920-х гг. — до одной пятой части в конце 1930-х гг., офицерского и рядового состава. Британские офицеры отдавали должное военным традициям черкесов и, как правило, не отказывали их молодёжи, желавшей вступить в те или иные подразделения. Значительным был процент черкесов в полиции, а личная гвардия эмира стала комплектоваться только из черкесов64.

Немалое число черкесов было привлечено на административную службу нового государства. Представители черкесской общины, получившие образование ещё в годы османского правления и имевшие опыт административной работы, были назначены на различные должности в правительстве, в мэриях городов и селений. По первой конституции Трансиордании1928 г. в Законодательный Совет из 16 выборных депутатских мест два места предоставили черкесской общине.

Среди черкесов, занимавших высокие должности в годы Трансиорданского эмирата, можно отметить следующих. Это лидер общины генерал Мирза-бей (1864-1932), являвшийся первым советником и другом эмира Абдаллаха. Наиболее важные государственные вопросы эмир согласовывал с ним. Омар Хикмет — первый начальник полиции страны, в 1926 г. – председатель суда, в 1931-1934 гг. — министр юстиции, депутат Законодательного Совета в 1941-1942 гг., министр торговли и сельского хозяйства в 1941 г., в 1947 г. – начальник администрации королевского двора, советник эмира. Шаукат Хамид — начальник полиции в 1925 г., депутат Законодательного Совета в 1941 г. Саид Аль-Муфти Хавжоко – в 1929-1934 гг. — депутат Законодательного Совета, в 1938 г. — мэр Аммана, в 1944 и 1919 гг. — министр внутренних дел, в 1945 г. — министр экономики. Фаузи Аль-Муфти – в 1934-1937 и в 1942-1946 гг. — депутат Законодательного Совета. Шейх Омар Луфти Аль-Муфти — основатель первого в Трансиордании исламского института (1921 г.), возглавлял правление мусульман страны в 1921-1936 гг. и многие другие65.

В этот период черкесы составляли преобладающую часть населения Аммана и являлись главной опорой власти эмира. Эмир Абдаллах поддерживал дружеские связи с лидерами черкесской общины, часто посещал различные мероприятия, которые проводила община.

В годы британского мандата основная масса черкесов обладала значительными земельными наделами. Многие из них занимались сельским хозяйством, нанимали батраков. В некоторых черкесских селениях занимались коневодством. Часть черкесов стала работать на охране восстанавливаемой железной дороги, которая была разрушена в годы Первой мировой войны.

В годы британского мандата стал снижаться удельный вес черкесского населения в столице страны Аммане, куда устремились арабские переселенцы из других районов Трансиордании и соседних стран. Произошло также и снижение удельного веса черкесов в вооружённых силах в связи с тем, что командование увеличило их общую численность. Так, численность Арабского легиона, куда в 1939 г. включили и отряды Пограничных войск, была увеличена с 1350 чел. в начале Второй мировой войны до 8000 человек к концу войны. Черкесы — офицеры и солдаты, включая новобранцев, составляли уже менее одной десятой части легиона66.

В годы Второй мировой войны Арабский легион под командованием британского генерала Глабба использовался в качестве вспомогательных сил. Весной1941 г. его подразделения участвовали в подавлении восстания в Ираке, а в июне того же года вошли на территорию Сирии. Подразделения легиона осуществляли охрану баз и коммуникаций.

22 марта1946 г. в Лондоне был подписан англо-трансиорданский договор, по которому мандат Лиги Наций утрачивал силу. Трансиордания провозглашалась независимым государством. 26 мая1946 г. эмират Трансиордания был переименован в Иорданское Хашимитское Королевство.

В целом, в период британского правления черкесы в Трансиордании сохраняли высокий социальный статус. Их основную массу составляли землевладельцы и служащие вооруженных сил и административных органов. Черкесы составляли преобладающую часть столицы Трансиордании г. Аммана и являлись главной опорой власти эмира.

Черкесская община в период независимости Иордании. В годы Второй мировой войны в Трансиордании стали появляться небольшие группы черкесов из стран Европы (бывшие военнопленные, коллаборационисты и др.). В1948 г. представитель группы адыгейских беженцев (38 чел. бжедугов) Абдул-Карим Бзуко и представитель кабардинских беженцев (86 чел.) Гангри Хабжоко обратились к королю Иордании Абдаллаху с просьбой о разрешении им поселиться в Иордании. Эти беженцы были вывезены с Кавказа германскими войсками, и после окончания войны нашли временное убежище в Ватикане. Возвратиться на родину они не решились из опасения быть осужденными. Несмотря на то, что правительство Иордании было занято в то время приемом и размещением палестинских беженцев, король Абдаллах дал согласие и на приём черкесских беженцев. Черкесское население Иордании организовало сбор средств для оказания помощи своим соотечественникам.

Прибыв в Иорданию, новые черкесские иммигранты столкнулись со многими трудностями, и в первую очередь с незнанием ими арабского языка, проблемами трудоустройства и приобретения жилья. В связи с этим, преобладающая часть их переехала в США в г. Патерсон и лишь немногие осели в Иордании и получили гражданство этой страны67.

В период независимости страны произошли наиболее значительные изменения в жизни черкесской общины. Во время Арабо-израильской войны 1948-1949 гг. с оккупированных Израилем палестинских территорий в Иорданию устремился поток беженцев. К июню1950 г. на территории Иордании уже находилось около 500000 палестинских беженцев, а также ещё 200000 «экономических» беженцев — жителей пограничных районов, которые по условиям перемирия отошли к владениям Израиля. Страна не была готова принять такое количество беженцев и испытывала трудности в их размещении. Значительное число палестинских беженцев поселилось в специальных лагерях. Часть их временно разместили в своих домах жители Иордании.

В годы войны черкесы — офицеры и солдаты Арабского легиона принимали участие в боевых операциях в Палестине. Ещё несколько десятков черкесских добровольцев воевали в составе арабских партизанских отрядов.

Черкесская община также приняла участие в оказании помощи беженцам. Некоторые черкесские семьи временно предоставили им свои дома. Палестинские беженцы, обладавшие денежными средствами, устремились приобретать земли в городах страны, особенно в Аммане и окрестных селениях. Многие черкесские семьи стали продавать им свои земельные наделы. Вырученные деньги бывшие землевладельцы использовали по-разному. Одни начали вкладывать их в строительство домов, в покупку предметов роскоши, а позднее — автомобилей. Относительно небольшая часть стала вкладывать деньги в предпринимательскую деятельность.

Процесс продажи черкесами своих земель активизировался после Арабо-израильской войны1967 г., когда с оккупированных Израилем арабских территорий в Иорданию снова устремились беженцы — около 300000 человек. В феврале1968 г. после бомбардировок израильской авиацией лагерей беженцев в долине реки Иордан, в разные районы страны иммигрировали ещё 70000 беженцев. В результате продажи черкесами своих земельных наделов, среди них значительно снизился удельный вес землевладельцев. Процесс продажи черкесами своих земель продолжался и в последующие годы. Значительно поднялись цены на землю в черкесских селениях — Сувейлихе и Вади-эс-Сире после того, как они стали пригородами Аммана. В результате иммиграции в Иорданию арабского населения черкесы стали этническим меньшинством во всех своих селениях.

Иммиграция значительного числа палестинцев привела к обострению политической ситуации в стране. В сентябре 1970 г. палестинские вооруженные формирования предприняли попытку захвата власти. Бедуины, черкесы и чеченцы встали в защиту законной власти. С 17 по 25 сентября вокруг Аммана шли ожесточенные бои между палестинскими отрядами и вооруженными силами Иордании. В итоге, палестинские отряды были разгромлены и разоружены. В боях за Амман, получивших у палестинцев название «черный сентябрь», погибло около 20000 человек. Бедуины, черкесы и чеченцы продемонстрировали свою лояльность королевской власти68.

В период независимости страны произошло и перемещение преобладающей части черкесов из Джераша, Русейфы и Наура в Амман. При переселении семьи продавали свои земельные наделы и дома. Этот процесс был обусловлен, прежде всего, стремлением черкесской молодёжи получить хорошее образование в столице и устроиться на работу, преимущественно, на государственную службу.

В справочниках, энциклопедических и научных изданиях разных стран, в разделах, посвященных Иордании, приводится довольно противоречивая информация о численности черкесов в этой стране — от 5 тыс. до 80 тыс. человек69. Это объясняется, прежде всего, тем, что в официальной статистике Иордании черкесы регистрируются не как самостоятельная этническая группа, а как мусульмане-сунниты.

По данным «Черкесского благотворительного общества», численность черкесов в Иордании в конце ХХ в. составляла приблизительно 65000 человек. Более 70% от общего числа их приходится на Амман и пригороды — Вади-эс-Сир, Сувейлих и частично на расположенную поблизости деревню Абу-Нсер. Около 4000 человек проживают в Науре и близлежащем селении Мардж аль-Хамам. В г. Джераше — около 300 семей, в г. Русейфе — около 60 семей. Свыше 100 семей проживают в г. Зарке, где они поселились ещё в годы британского мандата. В основном, это были семьи офицеров и солдат, проходивших службу в военной части, расположенной в Зарке. В Иордании, также как и в Сирии, не произошло полной внутриэтнической консолидации черкесов. В настоящее время там проживают четыре субэтнические группы: кабардинцы, бжедуги, абадзехи и шапсуги.

Около 5 тыс. чеченцев проживают в г. Зарке, г. Азраке, Сувейлихе и в селении Сухна. В Азрак чеченцы переселились из других селений в начале 30-х гг. ХХ в.

Вплоть до наших дней черкесы сохраняют этническую эндогамию. Процент смешанных арабско-черкесских браков невысок — не более 15% от общего числа заключаемых браков. При этом преобладающая часть смешанных браков приходится на случаи, когда девушки-черкешенки выходят замуж за арабских мужчин. Редки и черкесско-чеченские браки.

Черкесам в Иордании удалось сохранить и родной язык. Также как и в Сирии между абадзехским, бжедугским, кабардинским и шапсугским диалектами произошло сближение, но не произошло вытеснения одних диалектов другими, ввиду приблизительно равного соотношения их носителей. В целом, представители разных субэтнических групп понимают все четыре диалекта. Однако в наши дни черкесским языком свободно владеют лишь поколения старше 40 лет. Среди детей школьного и дошкольного возрастов родным языком владеют не более 20%.

Как мусульмане-сунниты, черкесы со времени расселения на территории Иордании проявляли внимание к проблемам верующих. В каждом из черкесских селений были построены мечети, многие из которых до настоящего времени называются черкесскими, либо носят имена их основателей. В Аммане: Черкесская мечеть; мечеть в квартале Мухаджирин; мечеть в квартале Ашрафия, основанная Мустафой Хасаном; мечеть, основанная Кара Ахмедом. Черкесские мечети есть также в Вади-эс-Сире, в Сувейлихе, в Науре, в Русейфе, в Джераше, в селении Хисбан и др. В то же время черкесское население не отличалось религиозным фанатизмом. Среди иорданских черкесов нет членов каких-либо религиозных сект.

В период независимости страны социальная структура черкесского населения подверглась дальнейшей трансформации, которая характеризуется, прежде всего, снижением удельного веса землевладельцев. Кроме притока палестинских беженцев, значительную роль в этом сыграл и процесс урбанизации; все черкесские селения со временем переросли в города (Амман, Джераш, Наур, Русейфа) и пригороды (Вади-эс-Сир, Сувейлих). Если в годы британского мандата доход от сельского хозяйства являлся одним из основных, то в наши дни число черкесских землевладельцев, использующих свои наделы для ведения сельскохозяйственных работ, невелико.

Тем не менее, земельные участки, оказавшиеся теперь в пределах городов и пригородов, всё ещё являются одним из основных доходов черкесов. На участках земель (уцелевших от распродажи) строятся жилые дома и здания под офисы, которые сдаются в аренду. Практически каждая черкесская семья имеет собственное домовладение.

В системе социально-экономических отношений Иордании отсутствуют какие-либо дискриминационные меры по отношению к черкесам. Более того, черкесы, будучи первопоселенцами и основателями Аммана и ряда других городов, имеют довольно прочные позиции в социально-экономической и политической сферах. В целом, социально-профессиональная структура черкесского населения Иордании идентична со структурой черкесского населения Сирии. Его преобладающую часть составляют средние и промежуточные слои. Значительным является процент офицеров армии, полиции, спецслужб страны.

В военной истории Иордании известны многие имена черкесских офицеров, участвовавших в арабо-израильских войнах и получивших правительственные награды. Это генерал Фоаз Магер Бирмамит, возглавлявший в 1961-1963 гг. генштаб вооружённых сил; генерал Иззет Кандур – в 1964-1970 гг. – начальник департамента безопасности, генерал Мухаммед Идрис — командующий ген. штабом в 1976-1978 гг., секретарь короля по военным вопросам в 1979-1981 гг.; генерал Ануар Мухаммед Исмаил командир королевской гвардии в 1964-1969 гг., председатель департамента общественной безопасности в 1971-1976 гг. Генерал Ибрагим Осман — командующий военно-воздушными силами страны в 1956-1962 гг. Генерал Мухаммед Али Амин — начальник департамента безопасности в 1981-1984 гг.; генерал Ихсан Шурдум — генерал ВВС, генерал Тахсин Шурдум — командующий пограничными войсками, генерал Джалал Хутат — начальник финансовой службы вооружённых сил и многие другие.

По сложившейся традиции только из черкесов комплектуется отряд внутренней дворцовой стражи короля. Особой популярностью среди черкесов пользуется также служба в военно-воздушных силах страны. Тем не менее, уже в 80-х гг. ХХ в. стал снижаться процент черкесских офицеров, занимающих командные посты  в вооруженных силах, что обусловлено, прежде всего, снижением удельного веса черкесского населения в Аммане. В связи со значительным ростом арабского населения, усилилась конкуренция в офицерском корпусе.

Высок среди черкесов также процент служащих государственно-административных органов, преподавателей, инженеров, врачей.

В истории независимой Иордании известны многие имена черкесов — государственных деятелей, занимавших различные высокие должности в органах государственной власти. Саид Аль-Муфти Хавжоко в 1947-1951 гг. — спикер Парламента в 1950, 1955 и 1956 гг. – вице-премьер-министр, в 1960-1967 гг. – член Сената, в 1967-1974 гг. председатель Сената. Современники отмечали, что Саид Аль-Муфти руководил с политическим тактом и осторожностью. Восстанавливал порядок и предотвратил ряд опасных событий70.

Уасфи Мирза с 1959 по1967 г. был министром сельского хозяйства и министром общественных работ, в 1971-1972 и в 1984-1985 гг. — член Сената. Мухаммед Али Рида в1963 г. — министр связи, в 1964-1969 гг. — член Сената. Сами Аюб в 1960-1964 гг. — начальник администрации королевского двора, в 1967 и 1969-1970 гг. — министр сельского хозяйства. Изеддин Муфти в 1962-1963 и 1967 гг. — министр финансов. Аббас Мирза в 1947-1950 гг. — министр внутренних дел. Кардан Самир — генеральный секретарь федерации профсоюзов Иордании во 2-й половине 80-х – первой половине 90-х гг. ХХ в. Шобар Хусни — министр социальной защиты населения с1995 г.

Среди дипломатов можно указать следующих представителей черкесской общины. Советник короля генерал Фоаз Магер Бирмамит в 1960-1970-х гг. был послом в Тайвани, в Ираке, в Турции. Зугер Муфти в 1973-1974 гг. — министр иностранных дел. Уалид Таш — министр иностранных дел в конце 1980-х гг. и др71.

По сложившейся традиции в иорданском парламенте — Национальном собрании, в палате депутатов, из 60 мест, два места предоставляются черкесской общине и одно место чеченской общине. Представители черкесской общины также находятся на различных видах службы в администрации королевского двора. Дружеские связи с черкесской общиной поддерживал король Хусейн Бен Талал (1952-1999).

В 1980-х гг. наметилось снижение численности представителей черкесской общины, находящихся на высоких постах в органах государственной власти страны, что обусловлено как усилением конкуренции со стороны других групп иорданского общества, так и ослаблением интереса к государственно-административной и военной службе в среде черкесской молодёжи.

Уже в 70-80-х гг. ХХ в. наметилась тенденция к возрастанию численности черкесов, занятых в сфере предпринимательства. Среди бизнесменов немало и бывших государственных служащих, оставивших прежнюю работу. Они открывают магазины, различные ремонтные мастерские, цеха по производству мебели и т. п. Основная масса черкесской молодёжи теперь предпочитает более выгодную — предпринимательскую деятельность (работу в частных компаниях, банках и т. д.). Этому способствовало также и то, что в условиях городской жизни произошла трансформация традиционной культуры черкесов.

В годы британского мандата части черкесской молодёжи удавалось получать высшее образование в учебных заведениях ряда арабских стран, Турции, стран Западной Европы, США. В период независимости появилась также возможность обучаться в вузах Советского Союза и стран Восточной Европы (бывших социалистических стран). По данным «Черкесского благотворительного общества» Иордании, к2000 г. среди черкесов Иордании насчитывалось свыше 1000 инженеров, по нескольку сот врачей и банковских служащих. Среди преподавателей вузов страны свыше 30 человек  — доктора наук и профессора. Среди них можно отметить следующих. Это доктор социологии, профессор Маждидин Ханар; доктор биотехнологических наук Мухаммед Хавадж; доктор медицинских наук, профессор Халид Шами; доктор биологических наук Гассан Умат; доктор медицинских наук Ани Шаош; доктор географических наук Заки Машико; доктор химических наук Баракат Шапсиг; доктор медицинских наук Ахмед Боран и другие.

Среди черкесов — писателей и поэтов можно отметить следующих. Писатель и кинорежиссер Мухадин Кандур снял в 70-х — 90-х гг. ХХ в. в Голливуде 20 документальных и короткометражных художественных фильмов на разные темы. Это фильм «Размышления о будущем» посвященные истории арабского национально-освободительного движения. Особую популярность приобрели телесериалы «Всадник и время» и «Легенда о скакуне», демонстрировавшиеся на экранах многих стран мира. Рассказы и повести этого автора издаются во многих странах мира. На русском языке в1994 г. была опубликована историческая трилогия «Кавказ», посвященная событиям на Северном Кавказе в XIX в.

Среди произведений писательницы Джансет Беркок Шами получили признание рассказы: «Ожидание», «Слепое путешествие», «Наследие», «Тюрьма на противоположном берегу» и др.

В творчестве поэтессы Надии Хунаг, пишущей на арабском и черкесском языках, преобладают произведения о Кавказе. Её стихи издаются в арабских странах, в Турции, в северокавказских республиках.

Значительную роль в жизни черкесского населения Иордании играет общественная организация «Черкесское благотворительное общество» («Адыгэ фIыщIэ хасэ»), основанное в Аммане в1932 г., в целях осуществления благотворительной и культурно-просветительской деятельности среди черкесского населения страны. Оно ставит следующие задачи: оказание материальной помощи наиболее нуждающимся черкесским семьям (больным, инвалидам); оказание материальной помощи черкесской молодёжи в получении высшего образования, не имеющей такой возможности; организация работы по изучению черкесского языка, истории, обычаев и т. д.; привлечение черкесской молодёжи к занятию спортом; осуществление деятельности по связям с республиками Северного Кавказа (Республикой Адыгея, Кабардино-Балкарской Республикой, Карачаево-Черкесской Республикой) и черкесскими общинами других стран.

Благотворительное общество является своеобразным органом самоуправления черкесской общины. Правление Общества, состоящее из 15 человек, и председатель избираются на собрании представителей территориальных отделений этого общества сроком на два года. Правление координирует деятельность всех отделов и отделений благотворительного общества. Благотворительное общество имеет семь территориальных отделений: Амманское, Джерашское, Заркинское, Вади-эс-Сирское, Наурское, Русейфское, Сувейлихское. Представители этих отделений избираются в правление общества. Один раз в месяц правление ЧБО проводит совместные заседания с правлением чеченского общества. Правление ЧБО осуществляет деятельность на общественных началах. На платной основе работают лишь административно-хозяйственные группы общества и его территориальных отделений. ЧБО издает ежемесячный журнал «Нарт», прежде выходивший под названием «Аль-Уаха» («Оазис»). Вади-эс-Сирское отделение издает журнал «Аль-Ихаи» («Братство»). Оба журнала издаются на арабском языке. В здании ЧБО в Аммане расположены библиотека и архив. В библиотеке хранится литература по истории черкесского народа на разных языках мира. В здании также находится спортивный зал, в котором проводят тренировки различные секции.

Совет старейшин («Нэхъыжь хасэ») при ЧБО, традиционно  наделенный судебно-правовыми полномочиями, занимается разбирательством и урегулированием конфликтных ситуаций, в которых оказались представители черкесской общины. Старейшины стараются примирить спорящие стороны, избегая вмешательства со стороны государственных органов власти.

«Женское общество»  («ЦIыхубз хасэ»), основанное в 1971 г., проводит деятельность по оказанию помощи черкесским женщинам в трудоустройстве. При нем с 1974 г. работает частная общеобразовательная двенадцатилетняя школа имени принца Хамзы Ибн Аль-Хусейна. Школа построена на средства, собранные членами женской организации и семьи короля Хусейна Бен Талала. В ней обучается свыше 600 детей. В школе есть и группы для детей дошкольного возраста. Кроме общеобразовательных предметов ученики изучают черкесский язык, народные обычаи, песни и танцы. Родной язык (кабардинский) преподают по учебникам, которые поступают из Кабардино-Балкарии. В Аммане также изданы несколько учебников по родному языку, черкесско-арабский словарь и разговорник72. В библиотеке школы хранятся книги и периодические издания по истории черкесского народа73.

«Молодёжный клуб» («НыбжьыщIэ хасэ»), основанный в1950 г., ставит перед собой следующие задачи: привитие черкесской молодёжи национальной культуры; вовлечение её в спортивную жизнь; воспитание её в духе взаимопомощи. Руководство клуба — Совет, состоит из 9 человек, которые избираются собранием членов клуба сроком на 2 года. В1995 г. численность членов клуба составила 1000 человек. В клубе проводят тренировки секции: восточных единоборств, вольной борьбы, плавания, футбола. В клубе также действуют ансамбль народного черкесского танца, вокально-инструментальная группа «Ошхамахо» и театральный кружок. Молодёжный клуб устраивает культурные мероприятия: концерты различных ансамблей, театральных трупп и др. Нередко приглашаются коллективы из республик Северного Кавказа. Клуб также издаёт еженедельную газету «Новости», организует передачи на телевидении и радио Иордании.

Активную работу среди черкесской молодёжи проводит и спортивный клуб «Ахли», основанный в 1944 г.  Клуб располагает большим современным спортивным комплексом, включающим в себя футбольное поле, закрытый баскетбольный зал, плавательный бассейн, театральную площадку и др. Клуб «Ахли» состоит из; футбольной, баскетбольной и гандбольной команд; секций по плаванию, большому и настольному теннису, легкой атлетике, вольной борьбе, восточных единоборств. Команды этого клуба неоднократно занимали первые места в различных соревнованиях арабских стран. Деятельностью клуба руководит совет из 9 человек, избираемый собранием клуба. Все члены клуба платят незначительные взносы74.

В1993 г. в Вади-эс-Сире была основана еще одна черкесская общественная организация «Общество дружбы иорданских и кавказских черкесов». Общество ставит цель – развитие сотрудничества между иорданскими черкесами и соотечественниками на Кавказе в области экономики и культуры. Правление общества (61 чел.) избирается сроком на четыре года. Члены общества платят взносы.

Черкесская община Иордании установила культурные связи со своей исторической родиной ещё в конце 1950-х гг. Значительную помощь ей оказало Кабардино-Балкарское отделение советского общества «Родина». Во второй половине 1960-х гг. между обществом «Родина» и ЧБО Иордании были налажены обмены официальными делегациями, представителями деятелей науки и культуры, а позднее и туристическими группами. Обществом «Родина» была налажена и поставка в Иорданию учебной и другой литературы, изданной в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгее, различных аудио-, видеоматериалов и т. п.

В1968 г. общество «Родина» организовало приём черкесской молодёжи из Иордании на учебу в Кабардино-Балкарский госуниверситет и другие вузы СССР. В2006 г. численность иорданских черкесов, окончивших КБГУ, составила 150 человек, окончивших Кабардино-Балкарскую государственную сельскохозяйственную академию – 19 человек.

Во второй половине 1980-х гг. начался новый этап в отношениях между черкесской общиной Иордании с республиками Северного Кавказа, что было обусловлено перестроечными процессами в СССР. Стали появляться первые совместные предприятия. Наиболее крупным среди них стало предприятие «Кавказ».

При посредничестве ЧБО Иордании, 19 августа 1994 г. мэр г. Аммана и глава администрации г. Нальчика заключили «Договор о дружбе и сотрудничестве» между этими городами сроком на 5 лет. Договор предусматривал сотрудничество в области экономики, образования, науки, культуры, здравоохранения и спорта. Также было подписано соглашение о побратимстве Аммана и Нальчика75.

Следует отметить, что иорданские власти поддерживают сотрудничество черкесской общины с республиками Северного Кавказа. Король Хусейн Бен Талал и члены правительства регулярно принимают делегации правительств Кабардино-Балкарии, Адыгеи и Карачаево-Черкесии. В июле1996 г. принц Али Бен Аль-Хусейн посетил Кабардино-Балкарию, Адыгею и Карачаево-Черкесию, где был принят руководителями этих республик, проводил встречи с общественностью.

В целом, черкесская община сохраняет прочные позиции в социально-экономической и политической жизни Иордании и придерживается курса поддержки власти короля. Руководство Иордании оказывает поддержку черкесским общественным организациям.

 А.В. КУШХАБИЕВ.

Из книги «ОЧЕРКИ ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ
  ЧЕРКЕССКОЙ ДИАСПОРЫ»

Related posts

Leave a Comment