Новости

Встреча С.Лаврова с Генеральным секретарем ЛАГ Н.Араби и спецпредставителем ООН/ЛАГ по Сирии Л.Брахим

Выступление и ответы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на вопросы СМИ в ходе совместной пресс-конференции по итогам встречи с Генеральным секретарем ЛАГ Н.Араби и спецпредставителем ООН/ЛАГ по Сирии Л.Брахими, Каир, 4 ноября 2012 года

Уважаемые дамы и господа,

Мне, как всегда, приятно быть в Каире с визитом, который начинается не с двусторонней встречи, а с переговоров с Генеральным секретарем Лиги арабских государств и специальным посланником ООН и ЛАГ Л.Брахими.

У России и ЛАГ богатая история отношений, но она только начинается. В свое время мы решили создать Форум сотрудничества Россия-ЛАГ на уровне министров иностранных дел. Сегодня мы договорились постараться провести его первое заседание в Москве до конца этого года. Наша повестка дня охватывает все ключевые проблемы взаимодействия, прежде всего, урегулирование многочисленных конфликтов в регионе ответственности ЛАГ.

По понятным причинам, приоритетное внимание мы уделили сирийскому кризису. Нас глубоко беспокоит то, что там происходит, потенциальные негативные последствия для стабильности других стран, соседствующих с Сирией, и региона в целом. Это беспокоит нас с точки зрения процессов, идущих внутри исламского мира.

Мы согласны в том, что у сирийского кризиса, как и у любого другого, не может быть военного решения. Мы должны определиться в своих приоритетах. Если приоритет номер один – спасение жизней людей, то тогда все, от кого это зависит, обязаны заставить воюющие в Сирии стороны прекратить насилие, сесть за стол переговоров (как мы об этом договорились в Женеве) и начать согласовывать параметры и сроки переходного периода.

Именно такую линию проводит Российская Федерация. Наверное, Россия – единственный участник Женевской встречи, который работает со всеми без исключения сторонами: и с правительством, и с различными группами оппозиции. Причем, мы работаем с ними строго в соответствии с Женевскими договоренностями, убеждая все стороны немедленно и одновременно прекратить насилие и начать формировать переходный управляющий орган.

К сожалению, некоторые другие участники Женевской встречи отошли от своих обязательств. Они вообще не общаются с правительством Сирии, а работают только с оппозицией, причем не в пользу принятия ею Женевских договоренностей, а поощряя е к продолжению военных действии до победного конца. Это путь к очень неприятным результатам, и мы все хотели бы их избежать. Мы очень надеемся, что все, кто собирался в Женеве и достиг там консенсуса, смогут вернуться к духу и букве этого документа, и мы будем всячески поддерживать усилия, которые в этом направлении предпринимает специальный представитель ООН и ЛАГ Л.Брахими.

При всей остроте сирийской проблемы мы не хотим, чтобы все остальные кризисные, конфликтные ситуации, как новые, так и застарелые, под этим предлогом были преданы забвению. Это относится и к необходимости гораздо более энергично помогать новым ливийским властям установить стабильность и контроль над всей страной. Это, конечно же, относится и к необходимости не допустить, чтобы палестинская проблема была предана забвению, и к необходимости выполнить принятое решение и созвать до конца этого года конференцию по созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения.

Нельзя допустить, чтобы законные чаяния народов арабских стран региона Ближнего Востока и Северной Африки, их стремление к лучшей жизни и справедливости были использованы для того, чтобы дестабилизировать этот регион и создать угрозу распространения терроризма, наркотрафика, незаконного трафика вооружений.

Сегодня мы обо всем этом говорили, и я считаю, что наши дискуссии были очень полезными.

Вопрос: В Сирии продолжаются разрушения и убийства. Будет ли найдено решение кризиса, учитывая, что столько сторон участвуют в его урегулировании?

С.В.Лавров: О том, что нужно делать, мы договорились в Женеве: все внешние игроки должны сказать одно и то же тем, кто воюет против друг друга в Сирии. Россия именно это и делает: говорит об этом и правительству, и всем группам оппозиции. Некоторые другие участники «Группы действий» по Сирии, которая была провозглашена в Женеве, как западные, так и некоторые из региона, говорят оппозиции: «Продолжайте воевать! Ваше дело правое, вы победите».

Делайте вывод сами, чья позиция создает угрозу новых человеческих жертв.

Вопрос: Согласна ли Россия принять в СБ ООН резолюцию с требованием о прекращении огня?

С.В.Лавров: Для того чтобы все честно выполняли Женевские договоренности, резолюция не нужна. Нужно только то, о чем я сказал – чтобы все требовали от воюющих в Сирии прекратить насилие.

Резолюция, о которой говорят наши западные партнеры и некоторые другие коллеги, замышляется ими исключительно с одной целью – обострить ситуацию и создать условия для смены режима. Если главным приоритетом является смена режима, то кровь будет литься еще больше. От России это никак не зависит.

Если приоритет – спасение жизней, то никакие резолюции не нужны. Мы ведь еще не пробовали осуществлять Женевские договоренности, а это в силах США, ЕС, ЛАГ, Турции, России, Китая, ООН, которые в них участвовали. Но почему-то все, кто подписался под Женевским коммюнике, говорят разные вещи. Россия постоянно говорит сторонам конфликта: «Прекратите стрелять и сядьте за стол переговоров». Некоторые другие заявляют: «Продолжайте стрелять, режим падет – мы вам обещаем».

Вот, собственно, и все. Тут никакие резолюции не помогут.

Related posts

Leave a Comment