Публицистика

Ч е р к е с ы и К р ы м

            

                                    «Слава героя была заманчивее для адыга всех мирских благ                                                                 

                                 Черкесов-адыгов в истории прославили два качества:

                      воинственность и благородство»

                                                                                        Каламбий

   Казалось бы в истории Таврического полуострова уже нет и не может быть белых пятен, особенно касательно Средневекового периода, однако это совсем не так. Таким белым пятном является народ черкесов, обойдённый учёными и краеведами в своих работах. Представители этого древнего народа с Северного Кавказа населяли Крымский полуостров на протяжении четырёх веков, активно влияя на его историю, но всё время оставаясь в тени «титульных наций» — византийцев, генуэзцев и крымских татар. После того как в прошлом году в каньоне Черкес-кермен прошёл этнический фестиваль — «Черкесское застолье», где танцевали артисты из Кабарды, а по телевидению прошла передача «Севастопольская волна» с подробным рассказом о черкесах в Крыму, крымчане и гости курортов открыли для себя этот народ по-новому.

   Для того чтобы понять в целом исторические судьбы черкесов, народа, чьё самоназвание – адыги, и их влияние в Крыму в частности, заглянем поглубже в историю. Этот народ сформировался на Северо-Западном Кавказе и распространился вплоть до Ингушетии. Считается, что название  – «черкесы» адыгам дали татары-золотоордынцы, и означает оно – «пресекающие путь», а ранее этот народ называли зихи и касоги. О происхождении адыгов может поведать их язык очень богатый на согласные звуки – их в языке 46. Он относится к очень древним языкам Адыго-Абхазской группы Кавказской семьи, к которым принадлежат ещё убыхский, абазинский и абхазский. Убыхский из них самый древний – в нём 84 согласных звука, ныне на нём говорят только в Турции, на Кавказе он совсем исчез, — все убыхи покинули свою родину 150 лет назад после Кавказской войны.

   Есть две версии появления адыгов на Кавказе. Согласно первой, их предки около 5 тыс. лет назад пришли из Малой Азии, — это была одна из ветвей народа хаттов, об этом говорит археология и лингвистика. Согласно второй версии, часть предков черкесов примерно в V-IV тыс. до н.э. – в Эпоху Мегалитов, мигрировала из бассейна реки Енисей, что в Красноярском крае. Часть народа осталась в Сибири – это кеты (хеты) и другие родственные им, говорящие на изолированной Енисейской группе или даже семье языков. Для части народа в древности преградой стал Кавказский хребет, и они осели там, образовав впоследствии адыго-абхазские, нахско-дагестанские и, возможно, картвело-грузинские народы. Какая-то часть ушла на запад, они стали известны под названием – иберы, чьим именем был в древности назван Пиренейский полуостров, где ныне государство – Испания. От них в Пиренейских горах остался народ – баски. Другими осколками этого древнейшего этноса являются – корсиканцы и бурушаски, живущие в горах Афганистана. Эта версия основана в основном на языковых соответствиях.

   По второй версии, часть народа в III тыс. до н.э. ушла южнее Кавказа – в Малую Азию и Месопотамию, сегодня мы их знаем как древние народы – хатты и хурриты. Хатты себя называли — хетты (кеты), но впоследствии это название перешло на совершенно другой пришлый во II тыс. до н.э. народ – неситов, которые были индоевропейцами и говорили на ныне вымершей – Анатолийской группе языков. Это они создали могучее библейское Хеттское царство, но этот народ к предкам адыгов — хаттам отношения практически не имел. Эта путаница в одинаковых названиях из-за преемственности двух совершенно разных этносов дала повод адыгейским учёным к своим предкам ошибочно отнести индоевропейцев хеттов-неситов, создавших своё государство в Малой Азии.

   Итак, доиндоевропейская Мегалитическая цивилизация иберов балкано-кавказского этнического типа населяла в древности обширное Евразийское пространство, постепенно теряясь и растворяясь в пришлых иных этносах – Ариев, Тюрок и Угорцев. А первые, кто столкнулся с иберами, — это были кельты, они переняли поклонение деревьям и мегалитам, а также частично танцы. Сегодня некоторые адыгейские учёные относят к предкам адыгов и синдов с меотами, что весьма спорно, так как древние авторы эти народы называют индо-ариями, которые оставили богатое топонимическое наследие на Кубани. Ещё одни «псевдопредки» черкесов – это анты, хотя именно в Черкесии вплоть до XIX в. сохранялась уникальная демократическая форма правления, наиболее близкая к славянской общинной — времён дохристианской Руси.

   Традиция почитания деревьев до недавнего времени сохранялась среди черкесов Кавказа,  — у них ещё во времена Кавказской войны в середине XIX в. существовали – Священные Рощи, на ветвях деревьев которых с незапамятных времён висело дорогое оружие тех или иных героев, и даже долблёные домовины с их останками. В качестве амулетов черкесы носили кусочки дерева, в которое ударила молния. В Традиции черкесов очень важное место отводится и фруктовым деревьям. Согласно обычаю, девушка не выходила замуж за парня, если он не привил 12 деревьев, поэтому мужчина, отправляясь в горы, будь то охота или поход, брал с собой несколько черенков. Человек в любом месте в горах легко мог найти себе пропитание, так как треть урожая по традиции оставляли на деревьях, а когда плоды опадали, они шли в пищу диким животным.

   Другим древнейшим культом иберов было – почитание мегалитов. Эта древняя культура была широко распространа в эпоху Неолита — V-III тыс. до н.э. – от Саян и до Пиренеев. Сегодня в горах исторической Малой Черкесии насчитывается около – 1200 дольменов, которые народ адыгов называет – исп-унэ – «дом сидящего». И действительно в дольменах Кавказа находили ритуальные захоронения сидящих людей. По мнению автора, людей в дольменах сидящими не хоронили – они сами уходили в затвор. А отверстие в передней стенке дольмена служило, чтобы давать воду и пищу раз в неделю. Именно первые затворники дольменов и породили высоко духовную практику христианского затворничества в пещерах, а после выхода души из тела – почитались их мощи, излучавшие высокую вибрацию святого.

   Стоит особо отметить, что черкесы по своему древнему вероисповеданию – монотеисты. Они верили в единого Бога-Творца – Тхэ, местом почитания которого и были Священные Рощи с дольменами, а морально-этическую сторону жизни определял Адыгэ хабзэ — «Кодекс адыга», который и сегодня стоит превыше всего. У черкесов крайне уважительное рыцарское отношение к женщине, — в её присутствии мужчины всегда вставали и даже старики. Просьба женщины о помощи – для адыга закон. А если из-за красавицы дерутся насмерть несколько мужчин, — ей достаточно было сбросить с головы платок, чтобы остановить бой. Черкешенки считались самыми красивыми женщинами на всём Востоке, их покупали в гаремы по самой дорогой цене. Знатных черкешенок выдавали замуж за правителей на Кавказе, в Европе, Азии и Африке, и вместе с ними на службу к этим государям поступали и мужчины из тех кланов, откуда брали женщин.

   «Трое суток пребывания в доме и гость – член семьи» — так гласит черкесская мудрость. Гостеприимство для черкеса – это образ жизни, это такое же высокое проявление чести, как и доблесть на поле брани. Хозяин своей жизнью отвечает за гостя и ставит на стол всё самое лучшее. Традиционно у черкесов не принято много есть, поэтому все они такие стройные. Раньше ели за низенькими круглыми столиками – анэ, сидя на маленьких табуретках и поджав ноги к животу, чтобы много не съесть, — такова Традиция. Особой гордостью являются оружие и конь, который для черкеса был больше, чем друг, от него зависела жизнь горца, как в военное, так и в мирное время. По-адыгски слово – «шэ» имеет два значения, это – «конь» и «брат», что говорит само за себя.

   Всё это отразилось и в Тавриде, с появлением черкесов, которое относят к XIV в. Проникновение адыгов шло поначалу на восточную часть Полуострова, — в одной из хроник говорится о феодальном владении на Керченском полуострове некоего черкесского князя-пши — Миллена. Жанкасиус Зих или Черкес-бек (Зиха-бей) занимал пост золотоордынского наместника города Кърым в 80-е гг. XIVв. Значительное число черкесов проживало в генуэзских городах Капитанства Готия и, в первую очередь, в Каффе, администрация которой заключала с адыгскими князьями конвенции о найме воинов. Учитывая воинское мастерство черкесов, их с удовольствием брали в личную охрану генуэзские негоцианты и ордынские беи, а черкешенок и те, и другие брали в жёны. Со временем в Каффе сформировался черкесский квартал, а в горах недалеко от Карасубазара – аул Баксан (совр. с. Межгорье), входивший в генуэзское консульство Солдайя.

    В это время на территории Крымского Юрта видимо уже проживало какое-то адыгское население, из которого также набирались мамлюки для султанов Египта. Наиболее значительно черкесская диаспора того периода была представлена именно в Египетском Султанате. Султан Калаун, черкес по происхождению, правил Египтом в 1280-1290 гг. Его личная гвардия состояла из адыгов. Он закупил у золотоордынских монголов 12 тыс. невольников-адыгов, доведя численность своей гвардии до 15 тыс. мамлюков. В 1382 году к власти в Египте пришла черкесская династия, правившая до 1517 г., за 135 лет в Султанате значительно выросло и адыгское население, — современники нередко называли Египет «черкесским». Есть версия, что первый султан-мамлюк – Бейбарс тоже был черкесом, именно он в конце XIII в. отправил в город Кърым деньги на строительство первой мечети на Полуострове, названной его именем.

   Приблизительно в это же время на Кавказе существовало черкесское княжество Кремух, которое управлялось чмгуйской (темиргоевской) династией – Болотоко и, помимо земель этого племени включало в себя территории хатукайцев и егерухайцев – до современного Майкопа. В эпоху расцвета княжества Феодоро в средневековой Таврике князья Кремуха заключили с ним военно-политический и династический союз, после чего князья Гаврасы стали привлекать на службу черкесских аристократов с дружинами. В битве при Синих Водах в1363 г. против литовского князя Ольгерда с крымской стороны сражались «ханы Крымский, Манкопский и Киркельский». Первый и третий «ханы» — это ордынские правители Кърыма и Кырк-Ора, а вторым «ханом» — был правитель княжества Феодоро, которое своего конного войска не имело, — его конницу составляли черкесы.

   Черкесы славились как бесстрашные воины, кроме того, с аланами и греками Таврики их роднила православная вера. Правители Феодоро, в свою очередь, могли жаловать черкесским аристократам замки с подчиненными им селами. По населенным пунктам, где найдены предметы адыгской материальной культуры, видно, что все это приграничные укрепления княжества Феодоро. Вполне закономерно, что здесь – в самых опасных местах, где можно было ожидать вторжения неприятеля, размещались черкесские гарнизоны. Исключение составляет столица Феодоро, здесь на Мангупе адыгские воины могли составлять гарнизон столицы и гвардию правителя Феодоро, а их командиры входить в военно-политическую элиту княжества. Под Мангупом, по-видимому, жили черкесы из племени жанэ, от них долина получила название – Джанэ-дере. Похоже, что вторая часть названия – «Ман-коп» (одно из названий Мангупа наряду с Ман-кермен), также черкесская, — «куапэ», по-адыгски – «устье долины».

   В середине XV в. в результате династического и военно-политического союза правителей Феодоро с князем Кремуха — Биберди (Георгием Пиуперти) стало привлечение черкесских аристократов с дружинами для охраны замков и крепостей, принадлежавших князьям Феодоро на правах держателей наделов земли, несущих государственную службу. Крепость Кыз-куле с окрестными селениями была передана чемгуйским князьям из рода Болотоковых, что обусловило высокий статус адыгов в княжестве. Черкесские уорки-дворяне из племени чемгуй (темиргоевцы) поселились в каньоне, известном сегодня под названием – Черкес-Кермен. Возвышающаяся над каньоном башня Кыз-куле была цитаделью их феодального удела, — в ней учёный М.Я. Чореф обнаружил черкесские родовые тамги представителей чемгуйцев и других черкесских племен и родов — Шумнук (бжедуги), Соншок (бесленеевцы), Жаноковы, Етаухъ (кабардинцы), Джанаби  (абазины).

   Кстати, стоит упомянуть, что каньон Черкес-кермен, в котором до недавнего времени располагалось село Крепкое, сегодня известен своим пещерным Храмом Донаторов с уникальными фресками XIII в., на которых изображена Священная Чаша с Младенцем – сюжет Поклонение Жертве, поэтому его называют ещё – «Храм Грааля». Традиция Чаши вообще сильна у черкесов, отличившихся в походах и на войне героев, удостаивали – Богатырского Кубка. Его подавала герою самая красивая и знатная девушка, а после составляла ему пару в сакральном хороводном танце – удж, единственном черкесском танце, в котором мужчина мог касаться руки женщины. Богатырская Чаша являлась знаком высокого ранга в средневековой Черкесии и передавалась по роду. Изображение чаши встречается на черкесских мамлюкских гербах. Среди черкесских племён есть бжедуги, их название означает – «похитители чаши», а прообразом чаши ранее был – рог.

   По поводу появления чаши на мамлюкских гербах наиболее правдоподобная «крымская» версия этого геральдического символа. Скорее всего на штандартах князей Гаврасов была изображена Священная Чаша, она же «Золотая Колыбель» крымских легенд, — главная государственная святыня княжества Феодоро, хранителем которой оно и являлось. Учитывая активное присутствие в аристократии этого княжества черкесов, а также их родственный связи с местной правящей династией Гаврасов, возможно один из адыгских князей-пши, породнившись с правителями Феодоро, взял себе в герб и их символ. Об этом говорит то, что одним из мамлюкских султанов Египта был выходец из Таврики черкес – Кансух-аль-Гаври, о родстве которого с Гаврасами говорит вторая часть его имени. Этот султан погиб в битве с турками защищая Александрию. Вместе с ним этот город защищало и подразделение Константиновского православного ордена Святого Георгия, бежавшее из Таврики, захваченной турками, в Египет к мамлюкам. Среди рыцарей ордена также были Гаврасы.

   Другая местность, само название которой заставляет нас искать в ней черкесские следы это Кабарта – так называлось среднее течение реки Бельбек. Черкесы племени кабардинцев расселились по этой реке вдоль северной границы княжества Феодоро. Здесь над селом Фоти-Сала (совр. с. Голубинка), название которого по-адыгски значает – «селение, дающее мёд», располагалось укрепление Пампук-кая. В ходе его раскопок был обнаружен необычный для Таврики комплекс керамических сосудов и глиняный штамп с солярным знаком. Ближайшие аналогии подобного рода изделиям археологи находят на территории Кавказа. Предметы материальной культуры и захоронения, схожие с кавказскими обнаружены также в Сюйреньской крепости, Алустоне, Фуне, Кучук-Ламбате, Чембало и на Мангупе.

   По поводу происхождения кабардинцев пишет ряд адыгских авторов XIX в., — это Султан Хан-Гирей, Шора Ногмов и другие. Все они приводят легенду, согласно которой кабардинцы это один из хазарских этносов, живший какое-то время в Таврике (на Крымском полуострове), но впоследствии вышедший оттуда и после миграций осевший на северо-западном Кавказе. В виде легенды приводится и происхождение кабардинской правящей династии Иналидов. Согласно ей, некогда из Иракской Месопотамии в Египте появились правители Черкес и Бекес, они вступили в войну с турецким султаном Исгаком (?) и погибли. Их родственники Туманпай и Араб-хан продолжили войну в Сирии, но также проиграли. Араб-хан укрылся в Византии и был императором направлен в Таврику на северную границу на реку Кабарта. В ходе политических интриг его сын Абдан-хан вынужден был поселиться среди черкесов на Западном Кавказе, где уже его сын Кес стал правителем. Далии были его потомки – Адо и Хурофатлай, а после них Инал…

   Но вернёмся в Таврику. Часть Капитанства Готии, — побережье между Алустоном, где уже на тот момент жили черкесы, и Партенитами, вновь отошедшее к Феодоро во времена правления князя Алексея, управлялось черкесским князем также из клана чемгуй – Кейхиби, по-видимому, родственником жены феодоритского князя Михаила-Олу-бея. Благодаря смешанным династическим бракам возникало прозвище «черкес» или «черкешенка», которое могло даваться не только представителям непосредственно черкесских родов, но также аристократам других национальностей, породнившихся с черкесами, как показывает пример Марии Мангупской, которая именовала себя Палеологиней Асаниной и генуэзского аристократа Захарии Гвизольфи. Эта путаница отразилась в некоторых хрониках, что дало повод адыгейским историкам отнести правившую княжеством Феодоро с 1403 по 1475 г. княжескую династию — к черкесам, хотя это явное заблуждение.

   Во время турецкого завоевания Таврики, многие черкесские воины погибли, обороняя горные крепости и замки. Часть оставшихся в живых могла бежать на Кавказ, но далеко не все. Новая активная клановая миграция черкесов в Крым стала происходить во времена вассального туркам Крымского ханства, — черкесы целыми кланами стали переселяться с Кавказа и переходить к ханам на службу. Одним из черкесских поселений того времени в Крыму были аулы – Тиберти (совр. с. Тургеневка) и Сююрю-Таш (совр. с. Белокаменка) под Бахчисараем, куда частично переселились с Южного берега генуэзцы, женатые на черкешенках. Ханы также женились на черкесских княжнах, и кланы адыгских князей переезжали в Крым ко двору, вливаясь в местную знать.

   Хан Менгли-Герай решил использовать дипломатические таланты оставшихся в Крыму генуэзцев и привлечь их на свою службу. Выходцы из Капитанства Готии владели латынью и хорошо знали европейские политические дела. Крымский хан стремился использовать их в качестве дипломатов, поэтому и переселил генуэзцев в Сююрю-Таш. Здесь они пользовались правами самоуправления, получив ярлык и высокий статус сипахов Крымского хана. Они имели свободу вероисповедания, и в Сююрю-Таше был построен католический храм Святого Иоанна. Захария Гвизольфи стал первым Сююрташ-беем и тайно возглавил антитурецкий блок. А в 1602 г. эта генуэзская колония переселилась в Фоти-Салу, где проповедовал орден Иезуитов. Известно, что к этому моменту крымские генуэзцы были почти полностью ассимилированы черкесами, придерживались их обычаев и традиций. Возможно, это переселение произошло, в том числе и потому, что местные жители также испытали сильное черкесское влияние.

   Во времена османского владычества вся территория бывших княжества Феодоро и Капитанства Готия была личным доменом султана и называлась – «Татский Иль». Всё христианское население, оставшееся в горах называлось – таты. Среди них ЭвлияЧелеби отмечает тех, кто «говорили особым языком», он также упоминает, что из Татского Иля хан, когда ему надо, нанимает 800 лучших стрелков. Долгое время считалось, что этими стрелками были оставшиеся готы, однако к тому времени их уже и след простыл, — все они давно ассимилировались. По версии автора, этими стрелками, говорившими «особым языком» были черкесы, оставшиеся в горах после падения Феодоро, продолжавшие исповедовать Православие и великолепно владевшие оружием, особенно огнестрельным. Ведь именно черкесы придумали газыри – готовые патроны, которые потом стали вставлять в кармашки на груди. Воину достаточно было 8 секунд, чтобы перезарядить на полном скаку ружьё даже зубами, если заняты руки.

  На Кавказе черкесы были тем, чем в Европе привыкли считать французов: законодателями моды – в костюме, в оружии, в седле, в манере верховой езды, в законах, обычаях и горском этикете. Тем же они стали и в Крыму. В Черкесии очень популярным было – аталычество, когда семьи одного сословия своих детей отдавали на несколько лет в другую семью такого же сословия для получения правильного благородного воспитания. Это стало одним из способов установления отношений сюзеренитета — вассалитета. Как правило, обучение манерам вместе с выучкой военному искусству имело смысл подготовить воспитанника к будущим обязанностям и правам правителя. Обязательным правилом было отправить сына Крымского хана — мурзу от черкешенки в Черкесию для получения высокого аристократического образования, которым славилась в основном — Кабарда. В противном случае сын-мурза не мог претендовать на ханский престол.

   По прошествию срока обучения черкесские кланы выставляли на трон своего претендента из мурз, который имел определённое влияние также и на их землях. Поэтому Тамань и Закубанье, где жила основная часть черкесских племён, была союзной, но не подчинённой Крыму. Здесь неоднократно возникали территориальные вооружённые конфликты между крымскими татарами и черкесами, зачастую выливавшиеся в сражения, но практически всякий раз воинам гор удавалось унять аппетиты степняков. В 40-60 гг. XVII в., согласно материалам турецкого путешественника — Эвлия Челеби, каждое черкесское племя имело у себя по чингизиду, надеясь усадить на крымский трон своего ставленника. «Когда он (от нас) уйдет, — заявляли темиргоевцы, — это, может быть, станет залогом дружбы, он станет ханом, и нам от этого будет польза».

   Стоит отметить, что Крымские ханы – «повелители двух материков» считали Черкесию своей вассальной территорией, но черкесские князья так не считали. Пик черкесско-татарских войн пришёлся на середину XV в. — эпоху правления крымского хана Сахиб-Герая, которого поддерживал османский султан – Сулейман Великолепный. Войны эти преимущественно велись с Кабардой – восточным крылом Большой Черкесии и часто были для крымцев успешными. Из пленных черкесов при Сахиб-Герае стали формировать особую воинскую гвардию по примеру египетских мамлюков и турецких янычар, которая получила название – капы-кулу. Эвлия челеби указывает, что некогда численность этой гвардии была – 12 тысяч, а в его время не превышала 3 тысячи воинов. Капы-кулу вели себя в точности как янычары, иногда даже решая участь ханов – быть им или не быть на троне. Конфликты у Крымского ханства с Кабардой продолжались и дальше, пока победа последней в Канжальской битве в 1708 г. не поставила на этом жирную точку.

   Черкесы продолжали проживать в Крыму вплоть до падения Крымского ханства в 1783 г., после чего они  покинули Полуостров. Сегодня в Крыму осталось множество населенных пунктов и местностей, напоминающих об этом кавказском народе, жившем на протяжении четырёхсот лет на нашем Полуострове. Это каньон Черкес-Кермен у Холмовки, источник Черкес-Чокрак там же, плато Черкес-Тюз и высоты Черкез-Тау на Бельбеке, Черкес-Даг и Черкез-Кош — третья по высоте вершина на Бабугане, долина Черкес-Хош, речка Черкес-Узень и балка Черкес-Дере выше Артека, посёлок — Черкез (с. Ветрянка) на севере Полуострова под Раздольным, Черкес-Эли – село на реке Альма, Черкес-Тогай – село в районе Феодосии, селение Черкес-Кир, а Эвлия Челеби упоминает ещё черкесский аул в районе Белогорска. Сегодня историкам и краеведам пришла пора заполнить эту белую страницу истории Крыма.

  Андрей Осташко

 7 июль 2012 г, Таврида, г. Севастополь, Фиолент

 

Related posts

One Thought to “Ч е р к е с ы и К р ы м”

  1. Мадина

    ОТЛИЧНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ. ГРАМОТНАЯ И ОБЪЕМНАЯ.Обобщает имеющиеся исторические данные без какой-либо предвзятости. Спасибо.

Добавить комментарий для Мадина Отменить ответ