100 лет со дня выхода в свет книги Владимира Кудашева «Исторические сведения о кабардинском народе»
В этом году исполняется 100-лет со дня выхода в свет книги Владимира Николаевича (Эльбаздуко Канаматовича) Кудашева «Исторические сведения о кабардинском народе».
О В. Н. Кудашеве и книге «Исторические сведения о кабардинском народе»Владимир Николаевич (Эльбаздуко Канаматович) Кудашев принадлежит к числу просветителей и меценатов, деятельность которых, безусловно, оказала серьезное влияние на формирование и развитие общественной и политической мысли Кабарды начала XX в. Предлагаемая вашему вниманию статья является дополнением к ранее опубликованной работе автора – «Владимир Кудашев в архивных источниках Украины и воспоминаниях приват-доцента Н. П. Василенко»[1] .
Сбор, накопление и издание выявленных, ранее неизвестных или малоизвестных сведений о В. Н. Кудашеве, их предоставление вниманию учёных для последующего, соответствующего критического анализа, является одной из основных целей автора данной публикации. Кроме того, это может облегчить работу будущих исследователей жизни и деятельности В. Н. Кудашева, которые в привлечённых источниках, возможно, найдут для себя больше, нежели размышления и выводы, сделанные автором статьи.
Статья написана на основе изучения текста оригинала книги, «Исторические сведения о кабардинском народе»[2] , хранящегося в Центральной научной библиотеке им. В. И. Вернадского в гор. Киеве; материалов «Сборника Клуба русских националистов» Киева, изданных в 1909[3] , 1911[4] и 1913 гг.[5] ; а также недавно опубликованных в Украине источников[6] , раскрывающих некоторые моменты, связанные с публикацией В. Н. Кудашевым его бесспорно, до сих пор полезного и популярного издания.
На первой странице подлинника книги «Исторические сведения о кабардинском народе», хранящегося в Центральной научной библиотеке г. Киева внизу написаны слова, а именно: – «Издание Владимира Николаевича Кудашева», – которые, по непонятным причинам не воспроизведены в его репринтном издании за 1990 г. Экземпляр книги подарен историку Петру Яковлевичу Дорошенко[7] – министром просвещения украинского гетманского правительства 1918 г. Николаем Прокофьевичем Василенко[8] , о чём свидетельствует надпись, сделанная его почерком: «Глубокоуважаемому и дорогому Петру Яковлевичу Дорошенко на добрую память от Николая Василенко».
На страницах книги можно увидеть много подчёркнутых карандашом предложений и цитат. Кроме того, по краям текста имеется значительное количество комментариев, написанных на украинском языке. Их автор обращает внимание на некоторые несоответствия, а порой и противоречия в содержании материала, а также на нечёткость основных выводов и формулировок. Также карандашом обведены, вероятно, не совсем понятные автору замечаний и комментариев, характерные для адыгов слова, а на полях страниц, где очевидно размещены, наиболее интересные цитаты и предложения, им сделаны пометки – «выписать». На наш взгляд все эти надписи, замечания и комментарии принадлежат одному из самых авторитетных лидеров украинского национального движения того времени П. Я. Дорошенко. Он занимал в 1918 г. высокий пост в независимой гетманской Украине и поэтому все его замечания и комментарии естественно отражали мировоззрение и гражданскую позицию высокопоставленного деятеля, приверженца создания независимых государств на окраинах, развалившейся в результате войны и революций, Российской империи.
Фото 1 и 2. Оригинал книги «Исторические сведения о кабардинском народе[9] .
Во введении к книге, которое названо «От издателя» на странице №7 и №8 карандашом П. Дорошенко подчёркнуты, допущенные В. Н. Кудашевым в тексте двойственные и противоречивые суждения. На странице №7 В. Кудашев пишет о том, что «кабардинский народ не был завоёван, а добровольно соединился с Россией». Но на следующей же странице им утверждается обратное, а именно: «Кабарда до сих пор находится на положении полувоенном. В ней царит система военно-народного управления, фактически сложившаяся по мере завоевания края». Естественно, П. Дорошенко, изучив два взаимоисключающих вывода одного и того же человека об одном и том же событии вполне обоснованно удивился, и выделив карандашом, заинтересовавшие его цитаты, написал на полях текста замечание: «А деж добровільне приєднання?»[10] (А где же добровольное присоединение? – А. Д.). Также его удивила изложенная в книге версия о переселении кабардинцев из Малороссии, т. е. из Украины – на Кавказ. Всё, что было написано автором по этому поводу, со ссылкой на рассказ в 1732 г. кабардинского владельца Магомет-Бека Атажукина, П. Дорошенко аккуратно выделил и подчёркнул. Вероятно, данная версия миграции кабардинского народа явилась для украинского историка полной неожиданностью, потому как он отметил это предположение автора текста книги, ещё и вопросительным знаком[11] .
Следующее событие, которое привлекло внимание П. Дорошенко – это крещение священниками Ивана Грозного жителей Кабарды. Учёный комментирует эту ситуацию также на основании своих политических взглядов и в присущей ему манере пишет на полях текста: «Адже («адже» – на украинском языке – «ведь» – А. Д.) місіонерство – форма колонізації».
Комментируя абзац, упоминающий о «ласковом приёме» кабардинцев в Москве П. Дорошенко замечает: «це було корисно царату»[12] (это было полезно царизму – А. Д.).
Денежное вознаграждение кабардинских владельцев, посетивших Москву в 1742 г., по случаю коронации императрицы Елизаветы Петровны П. Дорошенко характеризует, как элементарный «подкуп». После упоминания о военном столкновении русских с кабардинцами у р. Эшкакон в 1768 г., когда кабардинские владельцы признали власть России и выдали заложников, П. Дорошенко опять-таки заостряет своё внимание на «добровольности» присоединения. Он снова и снова выделяет противоречия в тексте книги относительно важного, судя по всему, для его понимания ситуации в Кабарде
вопроса – о добровольности присоединения, или насильственном завоевании Россией её территории.
Обращение кабардинцев к русскому царю, присягу ему на верность и почти одновременное заселение территории Кабарды казаками Волгского полка П. Дорошенко оценивает как поступательную колонизацию и
Фото 2. Такими комментариями и замечаниями П. Я. Дорошенко отмечены многие страницы оригинала книги «Исторические сведения о кабардинском народе»[13] .
демагогічний наступ царату»[14] (демагогическое наступление царизма – А. Д.).
П. Дорошенко сильно заинтересовало замечание в книге о том, что в Кабарде боролись две партии – русская и крымская. Он на полях пишет слово «выписать» и добавляет – «цікава політика»[15] (интересная политика – А. Д.) – видимо, желая поподробнее изучить опыт внешнего управления с использованием внутренних, порой непреодолимых противоречий в обществе.
Изучив раздел о конфискации земель российской администрацией, он обозначает его как национально-культурное притеснение с «боку царата» (со стороны царизма – А. Д.)
Слово «выписать» в его замечаниях встречается довольно часто. Материалы, о покорении Терека и об установлении потомственного дворянства П. Дорошенко также отмечены этим словом. Абзацы в тексте – про Акт о поземельной собственности и где Д. Кадзоков пишет о своих ошибках, он обозначает так: «выписать», и «цілком зачітать»[16] . Очевидно, что эти сведения его заинтересовали и он, вероятно, хотел использовать их для каких-то своих работ или выступлений на регулярно проводившихся в то время в Киеве собраниях и диспутах.
Такими вот замечаниями и комментариями отмечены П. Дорошенко поля практически всех страниц оригинального экземпляра книги «Исторические сведения о кабардинском народе», подаренного ему Н. П. Василенко, – украинским учёным, которому В. Н. Кудашев «всецело обязан возможностью появления на свет»[17] изданного им труда.
Следующий момент, на который хотелось бы обратить внимание исследователей жизни, деятельности и творческого наследия В. Н. Кудашева – это письмо Н. В. Василенко адресованное историку – автору работ по изучению родословия украинского дворянства В. Л. Модзалевскому[18] .
В 2008 г. опубликован полный текст рукописного материала воспоминаний Н. П. Василенко. Кроме того, там же напечатаны его дневник и неизвестная до сих пор переписка со многими именитыми представителями научной, культурной и общественно-политической жизни в Украине начала XX столетия. В частности, письмо Н. П. Василенко содержит важную, на наш взгляд, информацию, связанную с историей написания книги «Исторические сведения о кабардинском народе». Также его письмо свидетельствует о том, что В. Н. Кудашев хорошо оплачивал как труды самого Н. П. Василенко, так и содействие остальных своих помощников. В письме В. Л. Модзалевскому 23 ноября 1912 г. Н. Василенко пишет:
Николай Прокопович Василенко
Дорогой Вадим Львович! Я говорил Вам о своей работе над историей Кабарды. Материал собирал Апухтин. Я к го работе отношусь недоверчиво. Сегодня был у меня В. Н. Кудашев. Он едет на днях в Москву, и я обращаюсь к Вам с таким ходатайством. Желательно нам иметь какое-нибудь лицо в Арх [иве] М [инистерст] ва Ин [остранных] дел и юстиции, которое бы взялось в корректуре сверить документы добытые Апухтиным, а также пересмотрело бы ещё раз дела кабардинские и извлекло из них важнейшие, что не извлечено Апухтиным. В. Н. Кудашев хочет хорошо конечно оплатить этот труд. У Вас есть приятели в Московских Архивах (важнее Арх [ив] Иностр [анных] Дел). Не могли бы Вы прислать мне письмецо или карточку для Владимира Николаевича Кудашева, с которой он мог бы явиться к Вашим приятелям в Архивах: может быть, они сами согласятся взять на себя указанную работу или же назовут лиц для этого подходящих. Буду очень благодарен за содействие».
Наталье Лаврентьевне привет.
Обнимаю Вас.
Всей душой Ваш Ник [олай] Василенко[19] .
Любопытная деталь биографии В. Н.Кудашева, на которую до сих пор не обратили своего внимания исследователи его жизни и деятельности содержится в следующих, изученных автором статьи, материалах начала XX в., которые были опубликованы в г. Киеве.
Известно, что дворянин, Коллежский советник[20] В. Н. Кудашев – богатый домовладелец, занимающий достаточно высокое общественное положение в городе Киеве[21] являлся сторонником сохранения классовых привилегий, уравнения прав кабардинского дворянства с русским и большего привлечения горской знати к государственному управлению в крае через введение земских учреждений. Он один из тех просветителей, которые утверждали идею исторической общности адыгов и русских, насчитывающую много веков, и стремились использовать данный факт в защиту интересов своего народа[22] .
Н. П. Василенко, человек, который достаточно близко знал В. Кудашева и обратил в своих воспоминаниях внимание на его, довольно противоречивые общественно-политические взгляды отмечал, что: «он (Кудашев – А. Д.) так сжился с Россией и россиянами, так ценил российские знаки отличия, что хотел приобщить кабардинцев к их культуре»[23] . Эти характеристики дополняют новые, недавно обнаруженные сведения о В. Кудашеве. Так, материалы, помещённые в «Сборнике клуба русских националистов»[24] , изданном в 1911 и 1913 гг. в городе Киеве, сообщают информацию о том, что в списках Клуба состоял домовладелец по ул. Фундуклеевской №14[25] Владимир Николаевич Кудашев. Оба сборника, кстати, были изданы в той же типографии С. В. Кульженко, расположенной по ул. Пушкина №4, где вышла в свет книга «Исторические сведения о кабардинском народе».
Фотокопия отрывков из списка членов Клуба русских националистов[26] .
В списке учредителей, действительных членов и сотрудников клуба, помещённых в первом выпуске материалов киевских, русских националистов, фамилия В. Кудашева не фигурирует. Это значит, что он не стоял у истоков создания организации, а вступил в неё после 1908 г., когда уже было обозначено основное направление Клуба и принят его Устав.
Клуб был создан по инициативе киевского публициста А. И. Савенко и профессора университета В. Е. Чернова в 1908 г., как организация способная объединить национально-мыслящих русских людей, независимо от партийной принадлежности, вокруг идеи о господствующем положении в Российской империи русского народа и создании общеславянского единого государства. В Украине их основной целью являлось борьба с польским, австрийским влиянием, а также «украинофильством» и идеей об образовании независимого национального «самостийного» украинского государства.
Параграф №1 Устава Клуба русских националистов Киева гласил, что он имеет целью распространение в обществе идей русского национального самосознания и объединения людей, стоявших на почве принципов национальной русской государственности. В основу своей деятельности Клуб ставил следующие начала:
1. Русскому народу, своими трудами, страданиями и кровью создавшему великое государство принадлежат в России державные права по отношению к другим народам.
2. Никому не должно быть даруемо никаких автономий, ибо это был бы первый шаг к расчленению России на части.
3. Финляндия есть неразрывная часть Российской империи, принадлежащая нам по праву завоевания
4. Юго-Западный край есть исконный чисто русский край.
5. Русский народ существует только один. Никакого малорусского или украинско-русского народа нет, а есть только южно-русская ветвь русского народа.
Кроме того, деятельность клуба состояла в разработке и проведении в жизнь идей мирного и политического развития России; в борьбе с влиянием космополитизма, а также антирусских, антигосударственных, антиобщественных учений; в проведении своих кандидатов во все выборные учреждения[27] .
Мотивы, побудившие В. Кудашева стать членом «Клуба русских националистов» нам неизвестны. Однако можно смело утверждать, что многие положения Устава националистической, монархической организации не противоречат его основным взглядам. Он известный монархист, сторонник сохранения дворянских привилегий и никогда этого не скрывает. Издание книги «Исторические сведения о кабардинском народе» он посвящает празднованию 300-летия царственного Дома Романовых. В. Кудашев без всяких условий мог совершенно искренне поддерживать пункты №3, №4 и №5 Устава, которые напрямую не затрагивали состояние дел на Кавказе. Учитывая общепризнанные общественно-политические взгляды В. Н. Кудашева можно легко допустить, что ему близки идеи политического единства этносов империи, пусть и с некоторым доминирующим положением славян, как титульных, наиболее многочисленных государствообразующих народов. Чёткого, документально подтверждённого ответа на возникающие вопросы найти, к сожалению не удалось. Однако очевидно, что сплочённость, во всяком случае, привилегированных классов империи, могла бы упрочить государство, а значит, содействовать в будущем экономическому и политическому развитию каждого народа России в отдельности.
Членами Клуба могли стать лица обоего пола, достигшие совершеннолетия и придерживающиеся указанных выше принципов. Клуб являлся политической организацией, но допускал наличие в его составе представителей некоторых близких партий – октябристов, правых и умеренно правых[28] . Как видим, членами Клуба русских националистов могли стать не только этнические русские. В списке, кроме кабардинца В. Кудашева, присутствует достаточное количество членов Клуба, носящих фамилии украинского, немецкого, еврейского, польского, французского происхождения. Все они активно, в основном через печатные издания, боролись с различными силами, подрывавшими основы Российской империи: «польско-австрийским влиянием», «еврейским засильем», «украинцами-мазепинцами» и даже с армянским сепаратизмом.
Вероисповедание не служило В. Кудашеву препятствием для вступления в Клуб. Известно, что он принял православную веру, обрёл славянское имя Владимир и обвенчался в христианской церкви с Анной Елисеевной Каченовской[29] . Нам неизвестно насколько он был искренним в своих новых религиозных чувствах. Мы, не знаем, ходил ли он в церковь на исповедь, посещал ли регулярно проповеди, и заходил ли он вообще в храм после венчания. Не исключено, что В. Н. Кудашев относился к святому таинству и канонам новой религии, так же легко и свободно, как и к своей прежней вере, от которой он в своё время отказался. Справедливости ради, нужно сказать, что тогда многие богатые православные киевляне также особой набожностью не отличались. Они редко посещали Божьи храмы. Их, как правило, туда несли, после окончания жизненного пути, для отпевания и прощения всех грехов. А до этой скорбного часа они больше предпочитали ездить за границу, бывать на ипподроме, ходить в театры или на городские светские приёмы и, как видно из изученных материалов клуба русских националистов, решать глобальные проблемы порабощенного славянства на Балканах и неравноправного участия этнических русских в распределении материальных благ Российской империи.
Лица, желающие вступить в Клуб, должны были сделать в Бюро письменное или устное заявление, указывая при этом своё имя, отчество, фамилию, общественное положение и адрес[30] .
Помещение «Клуба русских националистов» вначале находилось по ул. Крещатик №42[31] , а затем – ул. Б. Васильковская №14[32] . Всех членов Клуба в 1911 г. насчитывалось 660 человек. Их число росло с каждым годом. По сравнению с прошлым 1910 г. численность организации выросла на 92 человека. В 1913 г., несмотря на естественную убыль среди членов Клуба по случаю смерти, их численность приближалась к 700. Члены Клуба были разделены на четыре категории, очевидно по занимаемому положению в общественной жизни: почётных членов клуба – 3 человека, членов-учредителей – 54, действительных членов клуба – 337 и 266 членов-сотрудников. В списках действительных членов «Клуба русских националистов» в обоих сборниках состоял «домовладелец по улице Фундуклеевской №14 Владимир Николаевич Кудашев».
Знакомство с доступными материалами свидетельствует о том, что В. Кудашев не был в числе активных, деятельных членов Клуба. Вероятно, его роль, учитывая его имущественное положение – крупного домовладельца в одном из центральных районов города Киева, сводилась к финансовой поддержке и меценатской, благотворительной деятельности. Клуб устраивал банкеты, для знати города, куда приглашались и заезжие столичные члены Государственной Думы; проводил всевозможные собрания, где во время фуршета происходил обмен мнениями; организовывал благотворительные концерты, например, в пользу пострадавших от урагана на юге России; а также другие подобные акции, которые требовали серьёзных финансовых расходов. Членство в Клубе предусматривало обязательную уплату членских взносов. Действительные члены Клуба платили членские взносы по 12 руб., а члены сотрудники – 6 руб. в год. Тех, кто имел недоимки, из организации исключали. Естественно Клуб охотно принимал различные пожертвования в пользу общего весьма серьезного дела. Только в 1912 г. членских взносов и пожертвований на счета Клуба поступило 4006 руб. 35 коп. и 3304 руб. 62 коп.[33] соответственно.
В сборниках, выпущенных «Клубом русских националистов», помещены доклады, отчёты, выступления многих его членов на мероприятиях, посвящённых различным событиям в жизни Российской империи и зарубежных славянских народов: сербов, черногорцев, болгар. В сборниках, однако, не опубликовано ни одного материала подписанного именем В. Кудашева. Он не входит в число 18 членов комитета клуба, избираемых на собрании при помощи подачи действительными членами своих голосов-записок. Он не говорит скорбных прощальных слов у гроба, ушедших в иной мир членов Клуба; не произносит пламенных патриотических речей, которыми изобилуют регулярные собрания организации.
В газете «Киевлянин», которую с 1913 г. возглавлял В. В. Шульгин – один из ведущих деятелей русского националистического движения, регулярно печатались сообщения, заметки, статьи и другие материалы о деятельности Клуба. Однако и здесь В. Н. Кудашев не отмечен ни своей публикацией, ни участием, в какой либо акции, проводившейся членами «Клуба русских националистов». Он не выступает на собраниях с докладами, не подписывает приветственных телеграмм в столицу, не пишет заметок, его фамилия не фигурирует в протоколах совещаний с представителями правых организаций. Нет его также в списках кандидатов, выдвинутых членами Клуба и претендующих на какие либо выборные должности в городе или в Киевской губернии. Однако, несомненно, то, что членство в Клубе и личное знакомство с его деятелями могли открывать В. Кудашеву двери в кабинеты многих, облечённых властью людей, как в Киеве, так и в других крупнейших городах империи. Членами Клуба русских националистов в Киеве состояли отставные генералы, богатые купцы, домовладельцы, крупные землевладельцы, действующие работники Юго-Западной ЖД, профессора университетов, врачи, депутаты Государственной думы, которые к данному времени проживали как в Киеве, так в Санкт-Петербурге и Москве. К слову, в числе членов Клуба были такие известные люди, как: граф Л. А. Бобринский; А. А. Сидоров – председатель комитета по делам печати, проживавший в г. Москве; Ю. А. Кулаковский – профессор университета св. Владимира; Н. Э. Милорадович – отставной генерал-лейтенант; С. С. Абрамов – чиновник особых поручений при киевском губернаторе; А. В. Стороженко – историк и землевладелец; В. Н. Проценко, Ф. Н. Безак – члены Государственной думы, живущие в Санкт-Петербурге и многие другие высокопоставленные и влиятельные в обществе господа[34] .
Таким образом, рассмотренные материалы, несомненно, раскрывают неизвестные и малоизвестные стороны жизни и деятельности кабардинского мецената, просветителя В. Н. Кудашева; передают подробности, связанные с появлением на свет книги «Исторические сведения о кабардинском народе». Кроме того, изучение текста оригинала данной книги позволило нам ознакомиться пусть и с односторонним, тенденциозным, своеобразным, но критическим анализом его содержания, который на полях страниц был сделан Петром Дорошенко, учёным, общественным, политическим деятелем и что немаловажно современником В. Н. Кудашева. Максимальное привлечение всех материалов, имеющих отношение к В. Н. Кудашеву, позволит восполнить, имеющиеся пробелы биографии и предельно раскрыть его сложный, противоречивый образ. Это даст возможность ответить на многие вопросы, связанные с его жизнью и деятельностью и общественно-политическими взглядами. Полноценное и всестороннее изучение различных этапов его биографии поможет выяснить истинную роль в формировании и развитии общественной мысли кабардинского народа.
А. С. Дзагалов
Кандидат исторических наук
преподаватель истории Украины
ИЭМ (Институт экологии и медицины) г. Киев
Архивы и общество, Выпуск №10, 2011г.
Copyright © 2013