Диаспора

Черкесские части Иностранного Легиона

           

Иностранный легион, название наёмных военных формирований Франции и Испании в 19 — середине 20 вв. При приёме в И. л. не требовались документы, подтверждающие личность, в связи с чем значительная часть личного состава И. л. состояла из деклассированных, а также преступных иностранных элементов.

Во Франции И. л. был создан в 1831 в целях использования в колониальных войнах в странах Африки и Азии. В 1871 И. л. был направлен версальцами на подавление Парижской Коммуны. И. л. участвовал в 1-й и 2-й мировых войнах; иногда использовался правящими кругами Франции для подавления революционных выступлений французских солдат на фронте и в тылу. В 20—30-х гг. И. л. широко применялся для подавления национально-освободительного движения народов Северной Африки и Индокитая. После 2-й мировой войны 1939—45 части И. л. участвовали в войне французских империалистов во Вьетнаме (1946—54) и в Алжире (1954—62).

Служили во французском Иностранном Легион и черкесы. Предлагаем вашему вниманию небольшую статью.

Сирийская армия. Часть 6

Французская служба – черкесы

Формально черкесские эскадроны относились к Армии Леванта (туземным войскам), но их образцовая служба и преданность Франции ставит их в один ряд с самыми залуженными французскими частями. Предки сирийских черкесов переселились на Ближний Восток в конце девятнадцатого века с Кавказа, где Россия активно утверждала свое владычество. В 1922 году при эскадроне мобильной жандармерии (gendarmerie mobile) был создан первый конный отряд Черкесов (Tcherkess). Их мужество, выносливость и надежность заставляет обратить на себя внимание, и в ноябре 1925 года создаются первые три эскадрона Черкесов.

В условиях неспокойной обстановки в Сирии количество черкесских частей постепенно увеличивается: в 1926 году создаются два новых эскадрона, а в 1927 году – еще три. Эти силы получают название Легкие эскадроны Леванта (d’Escadrons Legers du Levant). Именно они внесли решающий вклад в разгром восстания друзов в 1925 и 1927 годах. Несмотря на тяжелые потери (около 300 всадников, в том числе 20 офицеров), черкесы до конца выполнили свой долг. Эти подразделения всегда четко следовали своему дивизии: «за честь отдадим жизнь».

Служба черкес продолжалась и далее – 8 регулярных эскадронов были основой кавалерии Сил особого назначения Леванта. Базой эскадронов становится Дамаск. После поражения 1940 года французы особое значение уделяли развитию туземных войск. Особенно это касалось Сирии – здесь велась активная робота по развертыванию формирований из местных контингентов.

Первым делом, в ноябре 1940 года, французская администрация решила существенно увеличить количество из черкес. Последние были наиболее верными помощниками французов в этом регионе. В дополнение к 8 регулярным эскадронам (escadrons legers Tcherkesses) были сформированы 12 вспомогательных («добровольцев») эскадронов (escadrons de partisans Tcherkesses). Шесть регулярных эскадронов (1940 год: 12, 13, 15, 16, 17, 18 ELT) были сведены в Группировку эскадронов Черкес (Groupement d’Escadrons Legers Tcherkesses) под командованием генерала Роберта Колле. Вскорости три регулярных эскадрона стали моторизованными и получили на вооружение бронемашины. Все это время черкесы сохраняют свою великолепную парадную форму (близкую к традиционной кавказской одежде). Кроме традиционных нагаек, кинжалов и шашек, всадники вооружены пистолетами (офицеры) и кавалерийскими карабинами. На эскадрон выделяется 4 легких пулемета.

Вспомогательные эскадроны должны были составить еще две группировки (Groupement d’Escadrons de Partisans Tcherkesses) и тоже поступить под командование знаменитого генерала. Первая группа эскадронов «партизан» получила номера с 31 по 42, но уже вторая восьмерка имела внутреннюю нумерацию, которую ввели для черкес в феврале 1941 года. Нужно учитывать, что в отличии от регулярных эскадронов, войны эскадронов «сторонников» прибывали на службу со своим конем и ружьями. Постепенно они были перевооружены новыми винтовками и получили одинаковую амуниции. Часть всадников была вооружена пиками. Форма оставалась произвольной, в черкесских традициях. Француза в эскадронах были только их командиры (в звании лейтенанта), а унтер-офицерский и рядовой состав был полностью туземным.

Таким усилением черкесской конницы были недовольны друзы. До войны из этих кочевников формировалось 6 конных эскадронов и с черкесами был примерный паритет. Эти эскадроны тоже содержались на регулярной основе и образовывали Группировку эскадронов Друзов (Groupement d’Escadrons Druzes). Начинающиеся волнения погасило прибытие двух батальонов 6e REI.

С целью успокоения волнующегося населения Сирии, в апреле 1941 верховный комиссар Денц объявил о намерении восстановить сирийское правительство и Консультационную Ассамблею (парламент). Проект такого решения сильно разочаровал черкесских старейшин: по пропорциональной системе большинство в ассамблее принадлежало арабам-суннитам. Черкесы чувствовали себя обманутыми, так как считали себя лучшими друзьями Франции в Сирии (и справедливо считали), а значит в этнической системе квот должны были бы получить гораздо больше. Обида негативно сказалась на службе черкесских эскадронов и их хваленная верность стала увядать. Это нашло свое отражение в появлении ручейка дезертиров в Палестину к союзникам.

Впрочем это долго не продлилось – грянуло английское наступление. Эскадроны Черкесов практически не принимали участие в Первой сирийской компании – они несли внутреннюю службу (охрана коммуникаций). Нареканий по их работе не было.

В процессе своего наступления англичане практически полностью заняли территорию населенную друзами и естественно не могли пройти мимо возможности сформировать из этих давних ненавистников французов несколько подразделений. Вскоре у союзников появилось два друзских эскадрона, которых подчинили командованию «Свободной Франции». После этого желание дезертировать у черкесов сразу пропало. Сформированные было в Палестине два эскадрона кавказцев по 100 человек пришлось вскоре распустить. По ту сторону фронта ситуация была с точностью до наоборот – дезертирство в черкесских эскадронах прекратилось, а некоторые уже распущенные эскадроны «партизан» было приказано восстановить. Старейшины клялись в верности, а Денц был достаточно умным, чтоб не ворошить старые обиды.

К ноябрю 1941 года все группировки черкес были полностью боеспособны. Они действовали на сирийско-иракской границе, беспокоя подразделения 10-й индийской дивизии. Здесь они оказались в своей стихии. На момент контрнаступления в Сирии в 1942 году было сформировано 3 Группировки (полков) Черкес по 6 эскадронов. За группировкой регулярных эскадронов утверждается название Группировка эскадронов легкой кавалерии Черкес (Groupement d’Escadrons de Cavalerie Legere Tcherkesses). Их зеленое знамя с перечнем отличий несет девиз «Черкесы вперед». Эти эскадроны располагаются в районе Дамаска, в стратегических точках, с возможностью быстрой консолидации в случае необходимости. Две других группировки («партизаны») по 6 эскадронов участвовали в преследовании англичан в Ираке и на Аравийском полуострове. Еще два эскадрона «регулярных» черкес основалась в тылу (Иордания).

Черкесы внесли неоценимый вклад в изгнание англичан из Сирии, Палестины и Иордании Действуя отдельными подвижными отрядами, они вели разведку, перерезали пути отхода врага, совершали глубокие рейды. Правительство маршала Петена награждает регулярных черкесов специальным знаком м надписью «Всегда верные».

После провозглашения независимости Сирии черкесы продолжают служить. Помня о ситуации апреля 1941, их квота была увеличена, но все равно оказалась меньше арабской. Тем более, что стали поднимать голову их старинные недруги – друзы. Если основная часть боеспособных мужчин черкес служила во французских частях (до 2500 человек в трех GET), то Джебель могла дополнительно выставить до 5000 воинов. Черкесские старейшины понимали, что для их народа единственная возможность уцелеть это верная служба Франции в надежде, что последняя защитит их от соседей. В противном случае друзы и арабы не преминут отомстить за подавления их восстаний в 20-х годах (как и случилось в реальной истории).

Поэтому не было в Леванте более убежденных противников реальной независимости Сирии чем черкесы. Они искренне желали сохранения французского присутствия и верно служили галлам в многочисленных конных и моторизованных эскадронах. В армии Сирии черкесов практически не было.

 

 http://www.shapsugiya.ru/

Related posts

Leave a Comment