Совет Федерации продолжает отслеживать положение черкесской диаспоры в Сирии
Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству /Россотрудничество/ готово предложить свои возможности в качестве эффективного канала связи регионов не только с русскоязычными соотечественниками, но и национальными диаспорами в зарубежных странах, заявил руководитель агентства Константин Косачев на заседании Комитета Совета Федерации по международным делам. По его мнению, «это очень важно для национальных республик».
Первым примером претворения в жизнь этих планов станет активизация диалога с черкесской диаспорой. К.Косачев рассказал сенаторам, что подробно обсуждал эту тему с их коллегой, представляющим в палате Кабардино-Балкарию, Альбертом Кажаровым. «Мы говорили о том, что нужно работать с диаспорой так называемых черкесов, — сказал глава Россотрудничества. – Затем я поднимал этот вопрос на совещании у Министра иностранных дел Сергея Лаврова и получил согласие на то, чтобы в рамках предстоящей региональной конференции соотечественников в Бейруте в конце мая уделить отдельное внимание этой группе наших соотечественников, тем более, что они в основном проживают в этом регионе – в Сирии, Иордании и Турции». При этом К.Косачев не исключает, что итогом предметного разговора на полях форума в Бейруте может стать идея проведения специальной конференции для черкесской диаспоры.
Альберт Кажаров, недавно во главе делегации Совета Федерации посещавший Сирию с целью изучения положения сирийских черкесов, высоко оценил готовность Россотрудничества подключиться к взаимодействию с этой общиной. «Это важная и нужная работа, — убежден сенатор. – Я рад, что идея уделить особое внимание этой части наших соотечественников за рубежом поддержана и что впервые в рамках конференции по соотечественникам тема черкесской диаспоры будет подниматься отдельно».
А.Кажаров также представил Комитету по международным делам отчет по итогам поездки в Сирию. Он обратил внимание коллег, что среди проживающих в этой ближневосточной стране российских граждан и осевших там еще в XIX веке переселенцев с Кавказа есть «обеспокоенность и тревога относительно своего будущего». Однако не стоит драматизировать ситуацию, никакой паники или истерии среди соотечественников и россиян нет. «Во время наших многочисленных встреч с представителями черкесской диаспоры только порядка 200 семей выразили желание покинуть страну, — заметил А.Кажаров. – Эта же тенденция характерна и для постоянно проживающих в Сирии граждан РФ. Их там 30 тысяч. Это преимущественно жены сирийцев, которые получали высшее образование в российских вузах».
Вместе с тем, сенатор считает важным заблаговременно продумать возможные механизмы помощи гражданам РФ и сирийским черкесам, чтобы избежать гуманитарной катастрофы в случае эскалации ситуации в Сирии. В этой связи он констатировал, что хотя желающих уехать в Россию в настоящее время не так много, но если события будут развиваться по негативному сценарию, то соотечественники все же рассчитывают на поддержку России. В целом, они заинтересованы в скорейшей стабилизации и потому благодарны Москве за непрерывные усилия на этом направлении. Учитывая разный правовой статус проживающих в Сирии граждан РФ и представителей черкесской общины, меры содействия возможным вынужденным переселенцам из числа сирийских черкесов, по словам А.Кажарова, в большей степени касаются региональных властей – Адыгеи, Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии. Однако было бы полезно, полагает он, «если бы Совет Федерации поддержал республики в проработке таких шагов».
Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов расценил визит делегации палаты в Сирию как полезный и согласился, что «этой темой надо продолжать заниматься».
* * *
Общины кавказских народов на Ближнем Востоке, в первую очередь, в Турции, Иордании и Сирии, насчитывают более 3 миллионов человек. Их предки покинули Кавказ в результате войны в XIX веке и осели в Османской империи. Сегодня в регионе проживают черкесы, адыги, кабардинцы, чеченцы, ингуши, дагестанцы, карачаевцы и балкарцы, зачастую называемые общим термином «черкесы». По разным данным, община сирийских черкесов составляет от 50 до 100 тысяч человек.