Все желающие должны иметь право и возможность возвращения на свою историческую Родину
Недавно в Кабардино-Балкарию прибыла группа из 22 черкесов Сирии. Из аэропорта города Алеппо они прибыли в аэропорт Минеральных вод. Все они отправились в КБР, где их расселили в санатории “Эльбрус”, где им помогают в оформлении необходимых документов.
Власти республики оказывают всяческое содействие в приеме своих соотечественников. Для прибывших в Кабардино-Балкарию репатриантов организованы курсы по русскому и родному языку, также им оказываются бесплатные медицинские услуги.
О том, с какими проблемами сталкиваются сирийские черкесы при репатриации на свою историческую Родину рассказал корреспонденту «Кавказской политики» член Совета Федерарации ФС России от Кабардино-Балкарии Альберт Кажаров:
— Я считаю, что все желающие должны иметь право и возможность возвращения на свою историческую Родину. Черкесский народ имеет право на историческую правду. Насильно никто никого не собирается подвергать репатриации, но желающих сегодня много. Учитывая еще социально-политическую обстановку, в которой находятся сегодня сирийские репатрианты, я думаю игнорировать их просьбы, заявления в адрес Российского государства ни в коем случае нельзя.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются сегодня репатрианты, связаны с получением виз, разрешением на временное проживание. Безусловно, это то, что связано с довольно большими материальными расходами особенно для многодетных семей. Требования Федеральной миграционной службы по поводу получения разрешения на временное проживание предусматривает документы, подтверждающие наличие приличной суммы – порядка 60 тысяч рублей на счетах граждан, подающих заявки. А это нереально большая сумма для многодетных семей, тем более в Сирии. Есть проблемы, связанные с визовыми платежами. Более того, консульские сборы тоже непосильны сегодня для большинства граждан.
Хочу отметить и третью проблему, которая на сегодняшний день может быть не в той мере озвучена. При сложившейся ситуации внутри сирийского государства есть внутри перемещенные граждане, которые потеряли документы и имущество. И на сегодняшний день они находятся на иждивении своих родственников. У них нет возможности даже подать документы, в силу того, что нет документов на руках. Документы утеряны, дома уничтожены. Проблем, связанных с репатриацией, очень много.
Улучшит ли репатриация сирийских черкесов демографическую ситуацию в нашей стране и нужно ли это нам? Я думаю, что Россия на эту ситуацию не смотрит с точки зрения решения демографической проблемы. Для народов, населяющих Северный Кавказ, очень важный элемент – это проявления заботы в ситуации, когда наши соплеменники и соотечественники оказались в очень сложной ситуации международной политики. Если российское государство проявит гуманизм и традиционные дружеские отношения по отношении к своим соплеменникам, я думаю, что это будет правильно и позитивно воспринято на всем Северном Кавказе и всей многомиллионной черкесской диаспорой, кстати, пророссийски ориентированной. И Россия, на мой взгляд, должна идти навстречу репатриантам!
Сейчас эта проблема решается с помощью общественности, бизнеса, людей, которые разделяют эту проблему. И в основном это население Северного Кавказа, готовое оказывать в своих непростых условиях помощь и поддержку репатриантам. К примеру, в Кабардино-Балкарии местные власти, общественные организации и бизнесмены делают все возможное для того, чтобы сирийские черкесы в условиях репатриации и адаптации не чувствовали отторжение и нежелание им помочь со стороны Российского государства. И Россия, на мой взгляд, должна идти навстречу черкесским репатриантам.