Адыгские вечерки в Израиле
Культура черкесов становится популярным и знаковым брэндом на Земле Обетованной
— Если это получилось у адыгов, проживающих на исторической родине, почему невозможно у нас? — несколько лет назад житель Кфар-Камы Кадри Напсо, часто бывающий у своих родственников на Черноморском побережье Кавказа, высказал идею организовать в родном селении нечто подобное знаменитым шапсугским «вечеркам», придавшим новый импульс в развитии этнотуризма на курорте и вызвавших всплеск интереса к культуре коренного населения города. Получилось, конечно, не сразу. Все пришлось создавать с «нуля», пробовать, искать, но настойчивость в итоге принесла результат. Слепо копировать сочинский опыт адыги Израиля не стали — здесь своя особая специфика, связанная, в первую очередь, с национальными и религиозными традициями ближневосточного государства, а это важный аспект, который необходимо строго учитывать. Поэтому ставка была сделана не на массовость и зрелищность, как у нас, а на историко-культурный компонент. Сейчас экскурсионные туры в Кфар-Каму и Реханию, где проживает более четырех тысяч черкесов, пользуются повышенным спросом. И это только начало.
Семь лет назад в Кфар-Каме был создан черкесский культурный центр. Он возник на базе главной достопримечательности аула — знаменитого дома Шхалаховых. Старинное здание, насчитывающее свыше ста лет, прошло этап реставрации, здесь же появился этнографический музей с сотнями редчайших экспонатов, многие годы собиравшихся энтузиастами в среде зарубежной адыгской диаспоры. Свою лепту в поддержку этого проекта некоторое время назад внес Глава Кабардино-Балкарии Арсен Каноков, выделивший личные средства на обустройство центра.
Для туристов, которых привлекает экзотика и яркий кавказский колорит, в Кфар-Каме настоящее раздолье. Исторические кварталы, возникшие в период появления здесь в 70-е годы 19 века первых черкесских махаджиров, дают возможность окунуться в глубину веков, почувствовать дух прошедших времен. Большинство гостей предпочитают неспешно гулять пешком по извилистым чистеньким улочкам, попутно общаясь с радушными местными жителями, тем более языкового барьера нет (аульчане свободно говорят на иврите и арабском), остальные могут это сделать на лошади или в более комфортных условиях — на дилижансе под звуки старинной черкесской музыки.
На небольшом рынке, расположенном на площади у входа в культурный центр, посетители могут выбрать сувениры с адыгской символикой, попробовать жареные лепешки, адыгейский сыр или всевозможные сладости, любителям специй предлагается широкий выбор восточных пряностей. Кстати, здесь же можно научиться, смешивая те или иные ингредиенты, собственными руками приготовить приправы, придающие еде незабываемый вкус. Гурманы, ценящие полезную пищу, могут пообедать в одном из кафе или ресторанчиков по соседству.
Главное событие туристических туров в Кфар-Каму — развлекательная шоу-программа с участием тамады и артистов местного хореографического ансамбля «Ти псэ». В ходе вечера в танцевальный круг выходят и гости, старательно осваивающие непростое искусство исполнения лезгинки.
Принципиальное отличие адыгских «вечерок» в Израиле от сочинских — полное отсутствие алкоголя. По правде говоря, данный факт — в селении не продается даже легкое пиво — на настроении людей нисколько не отражается: туристы приезжают сюда за другим: с пользой провести свободное время и просто отдохнуть семьей. Хорошее настроение и новые яркие впечатления всем гарантированы. Многие бывают здесь по нескольку раз, советуя посетить Кфар-Каму или Реханию, где тоже в последние годы активно развивается этнотуризм, своим родственникам, друзьям и знакомым. А такая реклама, как известно, является наиболее эффективной.
@»Адыгэ макъ»
Анзор НИБО.
Сочи — Кфар-Кама — Сочи.
Тхьэм и шыкурышхуэ. Мыпхуэдэ зэхуэсхэм сыщеплъыжкlэ си гур хохъуэ. Дэ ди деж апхуэдэ зэхуэсхэр нэхъыбу ящlамэ хъунут, зфlэмыгъэщlэгъуэнхэри зыгуэркlэ зыlэпашэу.