Публицистика

Дикая дивизия

Кавказская туземная конная дивизия, или Дикая дивизия — уникальное воинское соединение Российской империи. Его внутренняя организация, многонациональный и поликонфессиональный состав, корпоративный дух воинского братства служит одним из исторических уроков взаимопонимания разных народов, объединенных государственной идеей.
«Дикая дивизия» — кавалерийская дивизия, одна из частей Русской императорской армии, была сформирована 23 августа 1914 года. На 90 % она состояла из добровольцев-мусульман Кавказа, по законодательству Российской империи не подлежавших, наряду с мусульманами Средней Азии, призыву на военную службу.
«В то время, горцы Кавказа, и «степные» народы Туркестана» — писал Брешко-Брешковсвий, автор романа о Дикой дивизии, — не отбывали воинской повинности, однако при любви их к оружию и к лошади, любви пламенной, привитой с раннего детства, при восточном тяготении к чинам, отличиям, повышениям и наградам, путем добровольческого комплектования можно было бы создать несколько чудесных кавалерийских дивизий из мусульман Кавказа и Туркестана. Можно было бы, но к этому не прибегали».
В дивизии в качестве офицеров служили и многие представители российского дворянства.
В соответствии с приказом Николая II о создании Кавказской туземной конной дивизии от 23 августа 1914 года дивизию составляли три бригады из шести кавказских туземных конных полков (каждый в 4 эскадрона). В состав дивизии входили следующие войсковые части: Кабардинский полк (кабардинцы и балкарцы), 2-й Дагестанский полк (народы Дагестана), Чеченский полк (чеченцы и ингуши), Татарский полк (азербайджанцы), Черкесский полк (карачаевцы, адыги и абхазцы) и Ингушский полк (ингуши). В состав дивизии входил и Аджарский пеший батальон.
Султан Клыч-Гирей — командир 2-й сотни Черкесского полка Кавказской Туземной конной дивизии. Биография генерал-майора С. Клыч-Гирея (1880-1947) – пример верности долгу и родине.
В то время в составе российской армии уже служили горцы и действовали горские части — Кавказская кавалерийская (конная) дивизия, пять Кавказских казачьих дивизий, Кавказская гренадерская дивизия, а также пять Кавказских стрелковых дивизий. Поэтому новое воинское соединение, образованное исключительно из горцев Кавказа, было решено назвать — «Кавказская туземная конная дивизия».
Сегодня, когда очевидно, что интеграционный проект в России умер, и народы большой страны не только не знают, но и отчуждены друг от друга, как откровение звучат слова Алексея Арсеньева, написанные почти сто лет назад.
Бывший офицер Кабардинского конного полка, юрист по образованию, Алексей Арсеньев в очерке «Кавказская Туземная Конная Дивизия»писал:
«…И — странное дело! Поставленные судьбой в необходимость покориться России и узнать Ее, люди и народы, дотоле бывшие Ее врагами, — переставали быть ими! Большинство туземцев славной «Дикой Дивизии» были или внуками, или — даже сыновьями бывших врагов России. На войну они пошли за Нее, по своей доброй воле, будучи никем и ничем не принуждаемы; в истории «Дикой Дивизии» — нет ни единого случая даже единоличного дезертирства!»
«На мусульман всегда можно было вернее положиться, чем на христианские народы, влившиеся в состав Российского Царства. Именно они, мусульмане, были бы надежной опорой власти и трона. Революционное лихолетье дало много ярких доказательств, что горцы Кавказа были до конца верны присяге, чувству долга и воинской чести и доблести…», — вторит ему Брешко-Брешковский.
«Собственный Его Величества конвой» как личная охрана императора был учрежден только в 1828 году. До этого собственных конвоев у царей не было — Екатерину Вторую сопровождали в поездках донские казаки А. И. Иловайского; Павел I не имел собственного конвоя, хотя казаки и несли службу по охране его и членов семьи; Александра I во время походов охранял лейб-гвардии казачий полк.
Как штатное подразделение императорский конвой образовался только при Николае I.
Вскоре он был переименован в Лейб-гвардии Кавказско-горский полуэскадрон, а позже его назвали Собственный Е.И.В. конвой. Располагался он в Царском селе (ныне г. Пушкин), под Санкт-Петербургом. В первом составе взвода было князей и узденей от Большой и Малой Кабарды 12 человек, чеченцев 9 человек, кумыков 7 человек, мурз и узденей ногайцев Тахтамышевских 5 человек, народов Джамбойлуковского 5 человек, Едисанского 1 человек, Караногайского 1 человек, Туркменского 2 и Саблинского 2 человека.
По штату 1830 года в конвое состояло сорок человек с пятью офицерами. Одевались они в свои национальные костюмы (черкески, круглые шапки и папахи), а вооружены были, кроме кинжала и шашки, еще и луком со стрелами в колчанах. Некоторые из них носили кольчуги и шлем с бармицей.
Императорский конвой во все времена отличался высоким искусством джигитовки. Горцы метко стреляли на полном скаку, могли при резком карьере схватить с земли платок, скакать, стоя на седле, и на скаку пролезать под брюхом лошади. Конвой служил предметом восхищения придворной знати. Повседневный быт конвоя старались организовать с учетом его религиозной и культурной специфики. Александр Бенкендорф, например, составил правила обращения со служившими царю горскими мусульманами:
«Не давать свинины и ветчины… Строго запретить насмешки дворян и стараться подружить горцев с ними… и маршировке не учить, стараясь, чтобы горцы с охотой занимались этим в свободное время… Телесным наказаниям не подвергать: вообще же наказывать только при посредстве прапорщика Туганова, которому лучше известно, с каким народом как обращаться… Эффендию (мулле -НН) разрешить посещать горцев, когда он желает, даже в классах… Чтобы во время молитвы горцев дворяне им не мешали… Наблюдать, чтобы не только учителя, но и дворяне насчет веры горцев ничего худого не говорили и не советовали переменить ее…»
В начале 1831 г. горцы конвоя были отправлены в Польшу для борьбы с повстанцами. Они приняли самое активное участие в целом ряде сражений.
В письме полковника Орлова к Бенкендорфу содержится яркая оценка их боевой деятельности. “… Состоящая при отряде барона Остен-Сакена команда Кавказско-Горского полуэскадрона, в сражениях 1 мая при Верпенте, 17 мая при Райгороде, 7 июня на Панарских высотах и 16 июня при Ковно, показала примеры блистательной храбрости… С неукротимой смелостью бросаясь в жарчайший огонь и поселяя своим появлением ужас в войсках мятежников, черкесы украшают себя примерным поведением и похвальным соблюдением военного порядка…”
Царь Александр III расформировал конвой Кавказского эскадрона. В конвое теперь были лишь терские и кубанские казаки. Таким он оставался и при Николае II.

Наима Нефляшева

Related posts

One Thought to “Дикая дивизия”

  1. Садрудин

    Всем известно,что отец Султана Клыч-Гирея — ногайский мурза(дворянин) из ханов Крымской Орды,а вы его упорно перечисляете к черкесам.Это просто незнание или умысел?!

Leave a Comment