Информация

Черкесский флаг на высочайшем вулкане планеты

23-го февраля на вершине Охос-дель-Саладо — высочайшего вулкана планеты победно развивался флаг Республики Адыгея. Его водрузил известный альпинист, наш земляк Максим Богатырев. Вскоре после восхождения Максим отправил в Постоянное представительство Республики Адыгея при Президенте РФ рассказ о своем покорении 6893-метрового вулкана. Но прежде несколько слов о нашем славном земляке для тех, кто мало ориентируется в спортивной тематике…

23-го февраля на вершине Охос-дель-Саладо — высочайшего вулкана планеты победно развивался флаг Республики Адыгея. Его водрузил известный альпинист, наш земляк Максим Богатырев. Вскоре после восхождения Максим отправил в Постоянное представительство Республики Адыгея при Президенте РФ рассказ о своем покорении 6893-метрового вулкана. И мы с удовольствием публикуем его на страницах нашего сайта.

Но прежде несколько слов о нашем славном земляке для тех, кто мало ориентируется в спортивной тематике: Максим Богатырёв известен далеко за пределами Адыгеи – на каждом континенте нашей планеты. Достигнув 4 января вершины пика Винсон – высочайшей точки Антарктиды, он развернул там флаги России и Адыгеи. Таким образом, Максим претворил в жизнь начатый им около 8 лет назад проект «7 вершин» по восхождению на 7 высочайших вершин всех континентов. Всего в мире насчитывается около 150 человек, сумевших реализовать этот замысел.

Богатырев — безусловно, выдающийся спортсмен. Его успехи очевидны и признаны профессионалами во всем мире. Он прославляет Россию и нашу небольшую, но удивительно красивую республику, во всех странах мира. И уже на всех континентах земного шара благодаря Максиму побывали флаги России и Адыгеи.

В 2008 году Богатырёв награжден медалью «За выдающиеся достижения перед Отечеством». В этом же году за заслуги в области туризма ему присвоено почетное звание «Заслуженный работник туризма Республики Адыгея». Правительство РФ приняло решение включить Максима Богатырева в рубрику «Галерея Славы» энциклопедии «Лучшие люди РФ» и представить его к награде.

Но, предпочитая не потчевать на лаврах, Максим покоряет новые вершины. О восхождении на новый «Олимп» — высочайший вулкан мира Охос-дель-Саладо он написал увлекательнейший рассказ:

23 февраля мы встретили по-мужски. В нашей компании и девушка была, но всё-таки вышло именно по-мужски… Даже для Даши. Ветер был почти скорости урагана. Разгоняя снежинки до 20-25 метров в секунду, он больно хлестал ими щеки, гулял где-то в районе живота и груди колкими ледяными иголками. Высота была 6893 метра. И было 23 февраля. Хотя в тот момент мы об этом не вспоминали.

Есть у меня друг. Кузмин Дмитрий. Как-то так познакомились в переписке, пообменивались письмами, встретились пару раз. Но внутри понятно стало, что в горы можно с ним. И идея была его. Идея скоростного восхождения на Охос-дель-Саладо — самый высокий вулкан на планете и вторую по высоте гору обеих Америк. Сложность именно этого мероприятия была в том, что восхождение планировалось провести без акклиматизации. То есть у меня была эта самая акклиматизация, у Андрея была и у Даши. А у Димы — нет. Первый день — лагерь 4200, второй день — лагерь 5800, третий день — восхождение и по домам. По смыслу сомнительно, но в речи Димы — убедительно. И мы попробовали.

Собирались в городишке Копиапо (Copiapo или San Francisco de la Selva) — город в Чили, на высыхающей реке того же имени. Около 100 тысяч жителей. Вот уж точно край географии. Живёт тот городишко добычей серебра и меди, выплавкой меди, несколько высших учебных заведений; памятник Хуана Годонса, открывшего серебряные копи в Чанарсильо. И ещё немного начинает тут туризм развиваться. Потому что расположен в 250 км от города Копиапо самый высокий вулкан на Планете — вулкан Охос-дель-Саладо 6893 метра. Ко всему прочему это ещё и вторая по высоте гора в обеих Америках, в Западном полушарии и в Южном полушарии тоже. И уже чтоб совсем подчеркнуть особенность и уникальность, добавлю, что к западу от той горы до самого океана Тихого простирается пустыня Атакама. Вулкан вроде бы потухший. Видимо, до прибытия конкистадоров до наблюдений за вулканом никому дела не было. А вот после того, как эти места заселил люд ученый, вулкан практически не извергался. Так поддымливал серой и водяными парами несколько раз. И всё на этом. Поговаривают люди знающие, что вулкан извергался в 700 году нашей эры, но о том только инки знали, а инков перебили почти всех. У инков Охос считался вулканом священным. Были на вулкане обнаружены их жертвенные алтари, да следы жертвоприношений. Если б не такая тёмная история с инками и наблюдениями за вулканом, то был бы Охос-дель-Саладо ещё бы и самым высоким на планете извергающимся вулканом. А пока пальму первенства в этом вопросе держит вулкан Льюльяльяко. На который только из-за названия можно экспедицию делать. Но это проект на будущее.

Ну, немного откачусь к нашей истории. В Копиапо есть специальный департамент, который выдает пермит, то есть специальную бумагу, о праве восхождения на несколько вершин, стоящих на границе. Выглядит выдача сей бумаги как процедура венчания. Классный дед, который видимо ещё первовосходителей 1937 года польских альпинистов Юстином Войжнисом и Яном Щепаньским помнил, расспросил нас с пристрастием о наших планах, о том, какое снаряжение есть у нас в наличии. Не забыл даже пораспрашивать на какой машине мы едем, есть ли у машины домкрат и сколько запасных колес мы берём. После этого торжественно принял денег от нас, выдал все полагающиеся бумаги и по кисточке винограда, и отпустил нас. На дверях того департамента написано, что если вы попали в Копиапо, скажем, в субботу или воскресенье (а в эти дни все отдыхают) то можно в департамент тот не заходить, а ехать напрямую к горе и в лагере Атакама заплатить тот же самый пермит и получить те же самые бумаги для восхождения.

За колеса и домкрат взялся отвечать Дима. К выбору машины и всех к ней принадлежностей он подошел с особой пролетарской тщательностью, видимо, поэтому машина у нас и сломалась в 160 км от города Копиапо. Это случилось как-то обыденно. Мы ехали-ехали, завоняло жженым сцеплением. Потом, когда остановились чтобы принюхаться, машина больше не поехала. Развернули её под горку. И покатили накатом. Ну и горки там!

Проехали накатом более 50 км. После чего Дима отправился на попутном местном КАМАЗЕ в Копиапо выяснять отношения с прокатной компанией ЕВРОКАР, а мы остались в пустыне при машине. Часа через 4 приехал эвакуатор с другой погруженной на платформу машиной. Этой уже хватило до конца. Из-за того что время мы малость потеряли меняя машины, в этот день мы доехали до лагеря 4200 и остались без вечернего променажа, который был бы очень кстати для акклиматизации. Сошлись на мнении, что хорошо хоть машина ездит теперь… в любой ситуации можно хорошее отыскать.

Утром предстоял переезд километров 30, до лагеря Атакама. И потом переход до лагеря Техос на высоту 5840. В лагере Техос собралось вместе с нами 9 человек. Французы и немцы и даже один из ЮАР… Как-то вначале они вроде не хотели на вершину идти с утра. Но потом, видимо, нами вдохновленные, засобирались к утру.

Фактически на вторую ночь в горах, мы выдвинулись к вершине. Прогноз обещал быть плохим, и не подвёл-таки. В начале было даже очень ничего. Задуло ближе к вершине. Задуло сразу в красном секторе, это когда за 70 км в час уходит. Кратер был засыпан снегом по пояс. В кратере лежит самое высокогорное озеро на Земле, диаметром метров 100. Опять же, знающие люди поговаривают, что это самая высокая вода, лежащая на земле. Мы воду не видели. Ровно так же, как не видели склонов горы, на которую лезли. Только летящий снег. Пару часов побарахтавшись в сугробах, мы таки достигли предвершинного гребня и самой вершины. Но только втроем. Сказалось наличие акклиматизации. Я, Андрей и Даша. На спуск шли навстречу ветру, что, в общем-то, не очень радовало. Снег был какой-то вязкий и идти вниз было так же трудно как и вверх. На 6700 встретили Диму. Наверное, если б было с кем, он бы пошел до верху. Но все откатились назад. Мы с вершины, а все остальные группы спустились даже не доходя до кратера. Вот такой вышел 23 февраля.

Но я бы закончил всё это описание своим восхищением Димой. Он сходил на следующий день. Утро снова началось для нас в 3 утра в хижине Техос. Андрюха ещё вечером предыдущего дня откатился в нижние лагеря, так как не чувствовал в себе сил ещё ночь ночевать на высоте 5840. Я и Даша решили составить компанию Диме для повторной попытки восхождения. Но нас хватило едва до высоты 6300. Дима же упрямо продолжал тропить по снегу в гордом одиночестве. Всего ему потребовалось 12 часов сходить на гору и вернуться в Техос. В этот же день мы спустились к машине, которая ждала нас в лагере Атакама и уехали вниз.

Теперь Дима дома. Ему понадобилось 7 дней, чтобы вылететь из Москвы, пересечь пол Земли, залезть на самый высокий вулкан на Земле и вернуться домой. Мы еще в Сантьяго и только готовимся улететь домой. Тем, кто вдруг захочет повторить такое восхождение за столь короткие сроки, просьба всё-таки не оглядываться на наш опыт, а рассчитывать на собственный.