Черкесы

Фрагменты книги «Черкесия в картах». Была такая страна – Черкесия. Введение

Страницы книги «Черкесия в картах»

Самир Хотко

Сборник «Черкесия в картах» является первым изданием такого рода, представляющим историю страны черкесов через картографические источники XIV – XIX вв. На протяжении этих столетий Черкесия представляла собой наиболее крупную страну Кавказа. Какой была эта страна и каковы ее истоки?

Черкесы (самоназвание адыги) – автохтонный этнос Северо-Западного Кавказа, прошедший многовековой путь развития и накопивший богатейшее культурное наследие. (Федоров Я. А. Историческая этнография Северного Кавказа. М.: Издат-во МГУ, 1983. С. 18-29). Древнейшие этногенетические истоки адыгского этноса связаны с населением эпохи Майкопской археологической культуры Северо-Западного и Центрального Кавказа (IV тыс. до н. э.). Зримые черты этнокультурной преемственности отличают население данного региона и в последующие исторические эпохи вплоть до начала средних веков. От рубежа средневековья этническая преемственность населения Северо-Западного Кавказа является совершенно очевидной и подкрепляется данными письменных источников.

Название страны – Черкесия (часто в виде Черкессия) – использовалось во всех видах источников – исторических, этнографических, географических и статистических описаниях, а также в официальных государственных документах России, Великобритании, Франции, Польши, Османской империи, Грузии, Сефевидского Ирана, Крымского ханства. В российской официальной номенклатуре терминов использовалось еще и синонимичное понятие «Черкесская земля». (Депеша Российского чрезвычайного посланника при Порте Оттоманской – Лобанова-Ростовского, Горчакову о происках турецкого эмиссара в Черкессии и непрекращении Турцией интриг против России. 14 марта 1859 г. // АКАК. Т. XII. Документ № 667. С. 806-808.). Кроме того, использовалось еще и такое синонимичное понятие как «земля Адыгов». Им пользуется, в частности, высшее руководство Кубанского казачьего войска в своих обращениях к императору Александру II. (Короленко П. П. Переселение казаков за Кубань в 1861 г. с приложением документов и записки полковника Шарапа // Кубанский сборник. Т. XVI. Екатеринодар, 1911. С. 497-499).

На протяжении тысячелетней эпохи – с V по XV век – адыгское население Северо-Западного Кавказа было объединено в рамках единой страны – Зихии. Этноним зихи является иноназванием адыгского раннесредневекового этноса и покрывал собой все адыгские субэтнические подразделения. Это название первоначально было именем только одного из адыгских племен эпохи античности, но со временем это племя выступило ведущей силой в объединении всей адыгской страны и для античных (греко-римских), и затем византийских авторов данное название служило основным наименованием для народа и страны Северо-Западного Кавказа. Прокопий Кесарийский в середине VI в. отмечает независимость Зихии от Византийской империи. (Прокопий из Кесарии. Война с готами. Пер. с греч. С. П. Кондратьева. М., 1950. С. 383.). Константин Багрянородный, император и историк, в середине X в. также констатирует независимость Зихии, отмечая ее весьма внушительные границы от Таманского полуострова до Абазгии на протяжении 300 миль. (Константин Багрянородный. Об управлении империей. М.: Наука, 1991. С. 175-177, 273).

Одновременно с использованием в западных источниках этнонима зих (и название страны – Зихия), в восточных исторических и географических трактатах в качестве синонима данного этнонима использовалось название кашак (в арабо-персидских источниках), касог – в русских летописях, гашк – в армянских географических и исторических сочинениях; каса – в еврейских документах. Фактически, термины зих и кашак являются полностью синонимичными понятиями (Волкова Н. Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М.: «Наука», 1973. С. 19-20).

Арабский ученый-энциклопедист ал-Масуди также в середине X в. отмечает независимый статус страны Кашак, ее высокий социально-экономический уровень, интенсивность морских торговых коммуникаций с Трапезундом, крупнейшим византийским морским портом на южном берегу Черного моря. (Масуди о Кавказе // Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда X-XI веков. М., 1963. С. 206). В X-XI вв. в Зихии чеканилась собственная монета, являвшаяся подражанием монетной эмиссии Византийской империи. (Гадло А. В. Коренное население Западного Кавказа. Адыги во второй половине I тысячелетия н. э. // Гадло А. В. Предыстория Приазовской Руси. СПб.: Издат-во С.-Петерб. ун-та, 2004. С. 202-203).

Начиная с середины XIII столетия в восточной этно-географической номенклатуре названий термин кашак (касог) вытесняется на новое обозначение адыгов – этноним черкес и соответственно наименование страны, населенной черкесами – Черкесия. При этом, в итальянском и большинстве других написаний, вплоть до XVIII в., господствовала форма чиркас (черкас), в арабском – джаркас (шаркас). На протяжении XIV-XVII вв. термины зих и черкес используются синхронно и как полные синонимы. В западных источниках XIV-XVI вв. используются и термин зих (Зихия), и термин черкес (Черкесия). В ордынских и русских источниках использовался исключительно термин черкес. Одно и то же лицо в рамках одного итальянского документа может именоваться то зихом, то черкесом.

Длительное время самоназвание зихов-черкесов – эндоэтноним адыгэ – оставалось в тени внешних этнонимов. Причина этого явления проста: адыги, как и очень многие другие этносы Европы и Ближнего Востока оставались народом без собственной письменности. Самоназвание адыгэ неизбежно должно было проявиться по мере возрастания интеллектуальной среды на Западе, учащения межкультурных контактов, интенсивности посещения страны адыгов образованными купцами, дипломатами и церковниками.

Закономерно, что впервые термин адыгэ употребляется в подробном этнографическом описании Черкесии-Зихии, предпринятом итальянским путешественником Джорджио Интериано в конце XV в. Сочинение Интериано под названием «Быт и страна зихов, именуемых черкесами» вышло в свет в Венеции в 1502 г. В начале этого описания Интериано констатирует следующее важнейшее для понимания системы словоупотребления обстоятельство: «Зихи – называемые так на языках: простонародном (volgare, то есть итальянском. – Прим. С. Х.), греческом и латинском, татарами же и турками именуемые черкесы, сами себя называют – «адига». (Интериано Дж. Быт и страна зихов, именуемых черкесами // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Составление, редакция переводов, введение и вступительные статьи к текстам В. К. Гарданова. Нальчик: «Эльбрус», 1974. С. 46).

В XIV-XV вв. происходит весьма значительный территориальный рост Черкесии. Адыги выходят далеко за пределы тех границ, в которых существовали в домонгольский период своей истории. Под руководством своих князей, адыги заселяют обширные территории в Центральном Предкавказье. Таким образом, на политической карте Кавказа появляется Кабарда или Восточная Черкесия. В северо-западном направлении адыгские поселения тянутся вдоль восточного побережья Азовского моря вплоть до устья Дона. На черноморском побережье адыгская граница в конце XIII – XIV вв. продвигается от Туапсе до Адлера.

На протяжении эпохи позднего средневековья и нового времени – XIV-XVIII вв. – Черкесия является наиболее крупной страной Кавказа. Адыгские поселения начинались на Таманском полуострове и заканчивались в устье Сунжи, правого притока Терека, и, далее на восток, стабильно существовал еще значительный черкесский анклав в устье Терека, фактически, на берегу Каспийского моря. Совокупный военный потенциал черкесских князей далеко превосходил любую другую военную силу в регионе.

Черкесские княжества включали в свой состав значительные районы с неадыгским населением: северокавказские абазины-шкарауа входят в состав княжества Бесленей, северокавказские абазины-тапанта, карачаевцы, балкарцы и часть северокавказских осетин – в состав Большой Кабарды; часть осетин, ингушей и чеченцев – в состав двух княжеств Малой Кабарды – Джиляхстаней и Татлостаней. Таким образом, Черкесия являлась многонациональной страной.

На собственно адыгских землях на протяжении всего этого периода появляются и основывают постоянные национальные общины евреи, греки, армяне. И, если адыгские евреи ассимилировались в адыгской среде полностью к XVIII в., то адыгские греки – адыгэ урымхэр – и адыгские армяне – адыгэ ермэлхэр – сохраняли зримые черты культурной самобытности вплоть до XIX в. Важной составной частью адыгского политического пространства, начиная с XVII в., становятся отдельные субэтнические подразделения ногайцев, преимущественно представители Малой Ногайской орды. Ногайское население Черкесии в культурном отношении очень сильно сблизилось с коренным адыгским населением, переняв у него местные стандарты жилищно-поселенческого комплекса, одежду, вооружение и, что крайне важно, став двуязычной – тюрко-адыгской – этнографической группой.

На протяжении веков своего существования и развития Черкесия являлась пространством феодальной культуры на Северном Кавказе. Социальный строй Черкесии мы вправе охарактеризовать как вассалитет западноевропейского (франко-германского) типа. Подобная оценка высказана в трудах целого ряда европейских авторов XVIII – первой половины XIX в. «Это род рыцарей, – писал П.-С. Паллас, – которые поддерживают между собой и в отношении подданных настоящую феодальную систему, подобную той, которую немецкое рыцарство ввело раньше в Пруссию и Лифляндию». У Фредерика Дюбуа де Монперэ: «Нынешнее состояние Черкесии вызывает у нас в памяти представление о цивилизации времен первых королей в Германии и Франции. Это образец феодальной, рыцарской, средневековой аристократии». У графа В. Соллогуба в 1856 г.: «Черкесы, первые аристократы в мире; тип их удивительный». Карл Кох в 1844 г. восклицает: «В их обычаях так много рыцарского и прекрасного, что это трудно себе представить. О рыцарском духе, воодушевляющем их, я уже имел возможность говорить, а также о том, как он напоминает то время, когда у нас в Европе, а больше всего на юге Франции, царили храбрость и мужество; что касается состояния музыки у черкесов, то оно в еще большей степени позволяет сделать подобное сравнение». Барон Август фон Гакстгаузен в 1855 г. при первом же знакомстве с черкесами пишет такие строки: «Ясно, что черкесы не первобытное племя. Удивительная легкость лошадей, необыкновенное проворство всадников, рыцарское вооружение и одежда, представляли оригинальное и прекрасное зрелище. Жители неоспоримо красивейшие из всего света и, в самом деле, не без основания славятся европейские народы своим происхождением от кавказского племени. Эта страна имеет такой богатый запас материалов, что дальнейшие исследования их могут бросить ясный свет даже на некоторые страны Европы».

В Черкесии существовал институт верховной власти в лице старшего князя – пщышхо (адыг. «князь большой / великий»). Властные полномочия старшего князя Черкесии были таковы, что в глазах иностранных наблюдателей он мог считаться царем черкесов. Монахи-доминиканцы Рихард и Юлиан в составе венгерского посольства в 1237 г. посетили страну Зихию и главный город этой страны – Матрика, расположенный на Таманском полуострове. В Матрике посольство получило очень хороший прием со стороны короля (rex) Зихии. (De facto Ungariae Magnae a fretre Riccardo invento tempori domini Gregorii Noni // Исторический архив. 1940. Т. 3. С. 96). Под 1237 г. в персидских источниках упоминается черкесский царь Тукар, погибший в битве с монголами. (Рашид ад-Дин. Сборник летописей. М.-Л., 1952. Т. 2. С. 39). В XIV-XV вв. в генуэзских документах недвусмысленно указывается на особый статус правителя Черкесии. К 1333 г. относится письмо папы Иоанна XXII, адресованное царю Зихии (Черкесии) Верзахту, в котором римский (на тот период – авиньонский) понтифик благодарит правителя черкесов за его усердие в деле внедрения католической веры среди своих подданных. Властный статус Верзахта был настолько высок, что по его примеру остальные черкесские князья приняли католичество. (Колли Л. Кафа в период владения ею банком св. Георгия (1454-1475) // Известия Таврической Ученой Архивной комиссии. № 47. Симферополь, 1912. С. 86).

В 1446 г. власти Кафы обратились к правителю Зихии-Черкесии Уздемороку (Usdemoroch, olim domino Gethicorum, то есть «давно правитель Джихикорума/Джихии) как к посреднику в их территориальном споре с крымским ханом. Произношение названия зихи как джихи, джитхи, джихт объяснимо особенностями генуэзского диалекта. В 1455 г. в генуэзском документе говорится о Зихии, как о цельном политическом образовании: сообщая в Геную о недостатке продовольствия в Кафе, источник сообщает, что на «Зихию, так же как и на Турцию, нечего нам и надеяться, так как эти государства нам враждебны». (Atti della Societa Ligure di storia patria. T. VI, f. 1, doc. № 368. Письмо от 6/IX 1455 г.). В 1471 г. в генуэзских документах упоминается верховный князь Зихии Петрезок: в английском переводе Р. Ф. Крессела «Petrezok, the paramount lord of Zichia». (Kressel R. Ph. The Administration of Caffa under the Uffizio di San Giorgio. University of Wisconsin, 1966. P. 396). С этим правителем власти Кафы заключили договор о закупках хлеба в Зихии.

Консулы Кафы заключали торговые и военные (о найме солдат) соглашения не только со старшим князем Черкесии, но и с другими князьями, правителями отдельных княжеств. Это обстоятельство отражало децентрализованный характер страны черкесов. В целом ряде документов фигурирует «князь Зихии» в единственном числе притом, что упоминаются столь же часто и «князья Зихии» и «зихские/черкесские князья». Из этого следует, что в случаях, когда упоминается «князь Зихии» имеется ввиду именно старший князь Зихии. Титул «князь Зихии» находит себе полное отражение в арабских-египетских источниках этого же периода. Так, египетский хронист Абу-ль Махасин Ибн Тагри Бирди сообщает о женитьбе черкесского-мамлюкского султана Египта и Сирии аз-Захира Джакмака (1438-1453) на дочери «эмира Черкесии» (во французском переводе источника передано как «emir de la Circassie»). (Poliak A. N. Le caractere colonial de l’Etat mamelouk dans ses rapports avec la Horde d’Or. // Revue des etudes islamiques. T. 9. Paris, 1935. P. 242). В этот период в Каире было открыто торговое представительство Черкесии – «туггар ал-Джаркас». (Ibid. P. 244).

Еще одним весьма существенным аспектом международно-правового статуса адыгской страны являлось ее включение в систему церковной иерархии мирового православия на протяжении почти тысячелетнего периода. Первый христианский епископ в стране адыгов – Зихии – появляется в середине VI в. На всем протяжении существования Зихской церкви она никогда не подчинялась национальным церквям других стран. Более того, на протяжении более трех веков (последняя четверть VII-X вв.) епископские кафедры Крыма были подчинены архиепископу Зихии. (Гадло А. В. Византийские свидетельства о Зихской епархии как источник по истории Северо-Восточного Причерноморья // Из истории Византии и византиеведения. Л., 1991. С. 93-106). Затем этот высокий статус Зихии-Черкесии как страны древнего христианства был подтвержден римскими папами в XIV-XV вв. Черкесский аристократ Жан де Зихи был рукоположен в сан архиепископа Зихии-Черкесии папой Клементом VI в 1346 г. в Авиньоне. (Брун Ф. К. О поселениях итальянских в Газарии. Топографические и исторические заметки // Труды первого археологического съезда в Москве. 1869 г. Ч. II. М., 1871. С. 380). Зихское архиепископство не входило в состав архиепископии Золотой Орды, что подчеркивало признание со стороны папы независимого статуса Зихии-Черкесии. (Галонифонтибус И. де. Сведения о народах Кавказа (1404 г.). Из сочинения «Книга познания мира» / Пер. с англ. и коммент. З. М. Буниятова. Баку, 1980).

В XVI в. единый институт старшего князя всей Черкесии перестал существовать: страна окончательно разделилась на ряд княжеств. Но внутри каждого из княжеств обязательно существовал князь-правитель, а наследование следовало принципу старшинства в владельческой фамилии. Временами такие региональные правители обретали большую мощь и объединяли вокруг своих наследственных владений более или менее значительное число соседних территорий. Во второй четверти XVII в. старший князь Большой (Казыевой) Кабарды Алегуко Шогенуко именуется в грузинских документах как черкесский-касогский царь (кашак-мепе, где кашак, арабский этноним для обозначения зихов, усвоенный грузинами в раннем средневековье и часто употребляемый вплоть до XVIII в., мепе – царь). (Джавахишвили Н. Г. Очерки из истории взаимоотношений грузинского и адыгских народов. Тбилиси, 2005. С. 309. На груз. яз.). В отчете миссионера Арканджело Ламберти Алегуко Шогенуко фигурирует как «князь всей Черкесии» (universal principe de Circassi). (Lamberti A. Relazione della Colchide, oggi della Mengrella. Napoli, 1661. P. 95; Ламберти А. Описание Колхиды или Мингрелии. Пер. с фр. Юрченко // Записки Одесского общества истории и древностей. Т. 10. Одесса, 1877. С. 197).

Имела место дипломатическая и, подчас, военная борьба за обладание титулом старшего князя (вали) всей Кабарды. Царское правительство стремилось поддержать собственных политических партнеров, тогда как кабардинцы стремились проводить независимые выборы старшего князя.

В Западной Черкесии институт старшего князя длительное время принадлежал князьям Жанея: во второй трети XVI в. – Кансавуку и Сибоку, отцу и сыну соответственно. В 30-е гг. XVII в. за статус старшего князя Черкесии (по всей видимости, только Западной Черкесии) соперничают жанеевские князья Антонак и Хакшумак, павший в войне с крымским ханом. (Кырымлы Хаджи Мехмед Сенаи. Книга походов. Пер. К. А. Усейнова. Симферополь,1998. См.:http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Kyrymly/text.phtml?id=767; Смирнов В. Д. Крымское ханство под верховенством Отоманской Порты. Т. I. М.: Издательский дом «Рубежи XXI», 2005. С. 399).

Соперниками жанеевской династии являлись князья Болотоковы, правившие в самом большом и населенном княжеском владении Черкесии – княжестве Болоткай-Темиргой. Князья Болотоковы обладали титулом «великий князь» или «князь из князей». Они были в состоянии открыто противопоставлять себя Крымскому ханству и вести успешные военные действия против ханских войск.

Несмотря на постоянное соперничество, адыгские княжеские династии были тесно сплетены друг с другом узами родства и политических союзов.

Черкесия всегда и во всех видах источников рассматривалась как цельное этнополитическое пространство, как страна, населенная свободолюбивым народом, лидеры которого способны проводить скоординированную политику. Страна была спаяна в единое культурное и историческое пространство языком, обычаями, унифицированной системой обычного права.

Представляется важным отметить, что черкесские князья, впервые прибывшие в Москву для переговоров с правительством Ивана IV, получили у русского придворного летописца звание «государей черкасских». (Кабардино-русские отношения. Т. 1. М., 1957. С. 3). Брат царицы Марии Темрюковны, сын старшего князя Кабарды Темрюка Идаровича Михаил (Султануко) считался при русском дворе не простым княжичем, но царевичем. (Зимин А. А. Состав Боярской думы в XV-XVI вв. // Археографический ежегодник за 1957. М., 1958. С. 75, 86). Русское восприятие статуса Темрюка Идаровича, по всей видимости, повлияло и на указание английского купца и дипломата этого периода Антония Дженкинсона, который пишет о Темрюке как о «короле Черкесии». (Дженкинсон А. Путешествие в Персию. 1561-1564 гг. // Английские путешественники в Московском государстве в XVI в. Пер. с англ. Ю. В. Готье. М., 1937. С. 211). Точно также, сын жанеевского князя Сибока Кансауковича Александр также именовался при дворе Ивана IV царевичем.

В 1612 г. внук Темрюка Дмитрий (Каншао) Мамстрюкович Черкасский и внук младшего брата Темрюка Камбулата – Иван Борисович (Карашаевич) Черкасский – рассматривались в Москве как совершенно легитимные и весьма авторитетные кандидаты на занятие русского трона. (Скрынников Р. Г. Россия в начале XVII в.: «Смута». М., 1988. С. 85-87).

Черкесские княжеские династии были связаны матримониальными союзами с правящими домами целого ряда стран – Московской Руси, Ирана, Турции, Крымского и Астраханского ханств, Молдавии, Трапезундской империи, Грузии, Мегрелии, Калмыкии, Ногайской Орды. В 1472 г. господарь Молдавии Стефан III Великий сочетался браком с Марией Черкесской. (Молдавско-немецкая летопись 1457-1499 гг. / Пер. И. Э. Клейненберга // Славяно-молдавские летописи XV-XVI вв. М., 1976. Цит. по: http://www.vostlit.info/Texts/rus3/Mold-Nem.let/text.phtml?id=951). Иван IV Грозный, прежде чем свататься к Марии Темрюковне, сватался к дочери жанеевского князя Сибока. На черкесских княжнах были женаты такие знаменитые и могущественные крымские ханы как Менгли-Гирей I (1478-1515), Сахиб-Гирей I (1532-1551), Девлет-Гирей I (1551-1577), а также целый ряд других ханов. (Некрасов А. М. Женщины ханского дома Гиреев в XV-XVI веках // Генеалогия Северного Кавказа. № 13. Нальчик, 2005. С. 150). Великий монарх своей эпохи османский султан Сулейман Великолепный (1520-1566) был рожден дочерью вышеназванного крымского хана Менгли-Гирея от черкесской княжны, и в свою очередь женат на черкесской-бесленеевской княжне из рода Каноковых. (Кушева Е. Н. Народы Северного Кавказа. С. 150, 201; Mansel Ph. Constantinople. 1453–1924. L., 1963. P. 48). Все эти данные говорят о том, что правители ведущих государств Восточной Европы и Ближнего Востока признавали высокий статус правителей Черкесии.

Черкесия на протяжении XIV-XVIII вв. сохраняла свой независимый статус, что отражено во множестве современных источников. В тех случаях, когда отдельные черкесские князья были вынуждены признавать верховный сюзеренитет другого могущественного правителя – османского султана, русского царя, крымского хана – их собственные владения сохраняли полнейшую внутриполитическую автономию. На территории Черкесии не было военного присутствия иностранных держав, не базировались на сколько-нибудь постоянной основе иностранные войска, не учреждались административные институты, призванные закрепить формальное вхождение Черкесии в состав одной из мировых держав.

Горные районы Западной Черкесии были поделены на три больших субэтнических области – Большой и Малый Шапсуг, Натухадж (Натхокуадж) и Абадзехию (Абдзах). В рамках этих территорий существовали феодальные владения князей (пши) и орков. Но их феодальные прерогативы на этих территориях были серьезно стеснены так называемыми соприсяжными братствами – политическими объединениями свободных горцев.

Несмотря на политическую раздробленность, Черкесия обладала внутренним социальным и культурным единством. Это единство осознавалось на протяжении всех веков существования адыгской страны. Человек Черкесии очень четко идентифицировал себя как житель страны – Черкесии. На родном языке он отвечал, что является адыгом, а, представляясь за рубежом, говорил, что он черкес, уроженец Черкесии. Существовало такое ментальное явление, как черкесский патриотизм и оно было одним из наиболее важных факторов, формирующих поведение масс народа на протяжении векового сопротивления агрессии царской России. Более того, единство приобрело политико-юридическое оформление в виде общенациональных законодательных съездов 30-40-х гг. XIX в. Единое государственное образование на территории Западной Черкесии было создано в 50-е гг. XIX в. наибом Шамиля в Черкесии Мухаммед-Амином.

На завершающем этапе Кавказской войны, несмотря на стремительное сокращение территории независимой Черкесии, ее народ продолжил дело государственного строительства. В июне 1861 г. на съезде представителей абадзехов, шапсугов и убыхов был сформирован Меджлис – высший законодательный орган Черкесии под наименованием Великого Свободного заседания. Здание Меджлиса располагалось в нижнем течении реки Псахи, в Убыхии. Руководство Меджлиса, по сути являвшееся правительством Черкесии, состояло из 15 человек под председательством Хаджи Керендука Догомуко-Берзека.

Черкесский меджлис развернул масштабную внешнеполитическую деятельность. В первую очередь, был выработан официальный меморандум, адресованный царю Александру II. Текст меморандума был вручен лидерами меджлиса царю во время приезда последнего в Черкесию в сентябре 1861 г. Были также приняты обращения к османскому и европейским правительствам. В Стамбул и Лондон были направлены специальные представители с целью заручиться дипломатической и военной поддержкой. Деятельность черкесского правительства получила всемерную поддержку со стороны общественных организаций солидарности с борющимся народом Черкесии – черкесских комитетов Стамбула и Лондона. Таким образом, если не де-юре, то де-факто Черкесия приобретала черты субъекта международного права.

Сборник карт, как надеются его составители, послужит хорошим подспорьем многим исследователям этнической и политической истории народов Кавказа. В основу этого издания легла ценная коллекция карт известного адыгского этнографа, фольклориста и общественного деятеля Батирая Езбека (Едыдж), собиранию которой он посвятил свои усилия на протяжении всего германского периода своей биографии. Частично коллекция была представлена в ходе выставок в Нальчике и Майкопе, в 2008-2010 гг.

Значительный исследовательский поиск был осуществлен большим энтузиастом адыгской истории, журналистом Хусейном Дауровым, привнесшим в этот проект новый организационный и творческий импульс. Им была проведена огромная работа по подготовке карт к изданию, компьютерной обработке некоторых ветхих оригиналов.

Ценный вклад в создание сборника, в виде поиска и копирования карт из Национальной библиотеки Австралии, внес Алан Джамирзе.

Карты из Российского государственного военно-исторического архива были извлечены С. X. Хотко.

Составители приносят свою искреннюю благодарность В. Э. Дереву, Э. Салеху, Э. Дагу, Н. Хагевиджу, И. Чатао, Р. П. Кабехову, Ш. И. Меретукову, Ю. X. Сапиеву, М. Ф. Бибову, А. Т. Шхалахову, В. Р. Аутлеву, X. Я. Мугу, А. М. Абреч, А. Б. Хатукай, А. А. Шемаджукову, В. Ю. Субботе.

Еще раз выразим уверенность в том, что издание сборника станет ценным документальным сводом, восполняющим существующий пробел в системе наших представлений об истории Черкесии и Кавказа.

Самир Хотко

Майкоп,

сентябрь 2011 года.

Фото Хусейна Даурова

© adigasite.com

Related posts

Leave a Comment