Публицистика

Кавказская Атлантида

     Путешествие в Кремух и Малую Черкесию         

                                                                                               

  «Черкесы,  их обычаи и нравы, занимают

  большую и лучшую часть моей повести»

                                                               А. С. Пушкин

 

Летний сезон закончился и наступил ноябрь – «довольно скучная пора», как писал Пушкин, но подходящее время для путешествий. На этот раз мой путь лежал на Кавказ – в республику Адыгею. На Кавказе мне приходилось бывать с самого детства неоднократно, особенно на Ближнем Кавказе – в Черномории. Сейчас я ехал в Малую Черкесию к своим кунакам-черкесам, живущим в Майкопе. Летом мы с ними вместе проводили этническое шоу кавказских танцев – «Крымская Черкесия» в ущелье Черкес-Кермен в Крыму, теперь они меня ждали у себя на родине. http://www.graal.org.ua/ru/2009-06-04-15-23-02/2012-03-18-09-34-04/87-kavkaz

Автобус выехал из Севастополя на Краснодар почти в 6 часов вечера, а утром я уже был в столице Кубани. В Краснодаре мне уже неоднократно доводилось бывать у своих друзей-казаков, — сегодня это довольно большой город, являющийся центром Краснодарского края. Главной рекой края является – Кубань, её название происходит из санскрита, на котором говорили древние местные индо-арийские племена синдов и меотов, и означает – «извилистая». Древние греки реку называли Гипанис или Антикит, а предки черкесов — касоги и зихи именовали её – Пшиз, что означает – «князь рек».

На реке Кубань ещё в 1778 г. под предводительством А. С. Суворова была построена Кубанская укреплённая линия. На месте одного из редутов в Карасунском Куту в 1793 г. кошевой атаман Войска Черноморского Захарий Чепига и войсковой судья Антон Головатый стали строить укреплённую станицу по образцу запорожского коша. Вскоре она стала войсковым городом – Екатеринодар, столицей черноморских казаков, переселившихся с Южного Буга на Кубань годом раньше. Среди казаков в то время бытовало предание, согласно которому часть их предков была из этих мест. И этими предками были адыги, известные со времён Золотой Орды под именем – черкесы – «пресекающие путь».

И действительно, в переводе с адыгского языка – «козак» – это «единственный сын», где «ко» — это «сын». А ведь славянские фамилии с окончанием на «ко» изначально появились как раз в Поднепровье, их сегодня считают украинскими фамилиями, тогда как в славянских языках такого окончания нет, а в адыгском есть. Например – Шевжен-ко – это «сын христианского священника», то есть – «попович». А украинское слово – «нэня», это адыгское – «нан, нэнэ»,  что означает – «мама». Это связано с переселением на эту территорию «пятигорских черкас» — кабардинцев, выведенных Великим князем литовским – Витовтом в конце XIV в., и смешавшихся впоследствии с малороссами и тюрками. Тогда же в Поднепровье появился город – Черкассы, а всех малороссийских казаков называли черкасами вплоть до XVIII века.

От небольшой доли кавказской крови — и взрывной темперамент казаков, и чернобровые красавицы, и чубы-оселедцы, которые носило только адыгское воинское сословие — уорки. Название казачьего оружия также происходит из адыгского языка. Например: сабля, от слов – «са» — «нож» и «бля» — «змея», так как первые сабли ковались из переплетенных стальных прутьев. Шашка происходит от слов – «са» — «нож» и «шхо» — длинный, и действительно у шашки нет защиты для руки, и она прямая как нож. Ну а казачья воинская форма одежды говорит сама за себя – это бешмет, черкеска с газырями для готовых патронов, бурка, папаха, башлык, кинжал. Газырь происходит от адыгского – «хазыр» — «готов», газыри придумали черкесы ещё в начале XVIII в., воин на полном скаку мог перезарядить ружьё за 8 секунд одной рукой, а то и зубами, — для этого верхние газыри располагались ближе к шее.

 

 

Краснодарский край можно поделить на три больших и разных географических части – это п-ов Тамань, Кубанская равнина и Ближний Кавказ — Черномория, которая раньше называлась – Закубанье или Малая Черкесия — исконные земли черкесов. Отсюда этот народ стал расселяться по Кавказу. В XV-XVII вв. самой сильной и культурной страной на Северном Кавказе была – Черкесия, протянувшаяся от Темрюка на Тамани и до Моздока в Осетии. Всаднику бы понадобилось скакать 40 дней рысью, чтобы преодолеть всю страну. Основным ядром черкесов было её западное крыло – Малая Черкесия, на восток от которой тянулась Большая и Малая Кабарда, — восточное крыло всей Большой Черкесии. Адыгское племя кабардинцев ещё в XIII-XIV вв. из-за перенаселения вынуждено было уйти в среднюю часть Северного Кавказа, где освободилась территория Кавказской Алании, — аланы массово ушли в результате войны с Золотой Ордой. А часть аланов, смешанных с горцами, кабардинцы назвали – «уасэтын» – «платящие дань». Начиная с XVI в. Кабарда несколько столетий была верным союзником Московского царства.

 

 

 

 

 

 

 

 

О происхождении черкесов может поведать их язык, самый богатый на согласные звуки – их в языке 45. Он относится к очень древним языкам Адыго-Абхазской группы Кавказской семьи, к которым принадлежат ещё убыхский, абазинский и абхазский. Есть версия, что предки этих народов примерно в V-IV тыс. до н.э. – в Эпоху Мегалитов, мигрировали из бассейна реки Енисей, что в Красноярском крае. Часть народа осталось – это кеты (хеты) и другие родственные им, говорящие на изолированной Енисейской группе или даже семье языков. Для части народа в древности преградой стал Кавказский хребет, и они осели там, образовав впоследствии адыго-абхазские, нахско-дагестанские и, возможно, картвело-грузинские народы. Какая-то часть ушла на запад, они стали известны под названием – иберы, чьим именем был в древности назван Пиренейский полуостров, где ныне государство – Испания. От них в Пиренейских горах остался народ – баски.

Часть народа в III тыс. до н.э. ушла южнее Кавказа – в Малую Азию и Месопотамию, сегодня мы их знаем как древние народы – хатты и хурриты. Хатты себя называли — хетты (кеты), но впоследствии это название перешло на совершенно другой пришлый во II тыс. до н.э. народ – неситов, которые были индоевропейцами и говорили на ныне вымершей – Анатолийской группе языков. Это они создали могучее библейское Хеттское царство, но этот народ к предкам адыгов — хаттам отношения практически не имел. Эта путаница в одинаковых названиях из-за преемственности двух совершенно разных этносов дала повод адыгейским учёным к своим предкам ошибочно отнести индоевропейцев хеттов-неситов, создавших своё государство в Малой Азии.

Итак, доиндоевропейская Мегалитическая цивилизация балкано-кавказского этнического типа населяла в древности обширное Евразийское пространство, постепенно теряясь и растворяясь в пришлых иных этносах – Ариев, Тюрок и Угорцев. Сегодня некоторые адыгейские учёные относят к предкам адыгов и синдов с меотами, что весьма ошибочно, так как эти народы были индо-ариями и оставили богатое топонимическое наследие на Кубани. Ещё одни «псевдопредки» черкесов – это анты, хотя именно в Черкесии вплоть до XIX в. сохранялась уникальная демократическая форма правления, наиболее близкая к славянской общинной — времён дохристианской Руси.

Первое знакомство с внутренней Малой Черкесией у меня состоялось ещё осенью 2008 г., тогда мы с друзьями-казаками из Краснодара выехали машиной в Горячий Ключ, — курорт, притаившийся в лесистых горах на берегу реки Псекупс. Ещё 100 лет назад это была станица Ключевая с самым первым на Кавказе этнографическим музеем, основанном в 1864 г., сразу после Кавказской войны, полковником Псекупского казачьего полка – Иваном Диомидовичем Попко. В то время в станице на водах лечение проходили только черноморские казаки, ставшие тогда уже кубанскими.

Некогда это благодатное место с термальными минеральными ключами входило во владение чемгуйских (темиргоевских) князей Болотоко, в 1631 г. его отбило племя абадзехов, а после сюда – в «Дантово ущелье» пришли бжедуги, — ещё один адыгский субэтнос. Они сделали это ущелье своей резиденцией, а их князь для защиты возвёл небольшое укрепление. Черкесам свойственно было селиться в ущельях и  долинах  рек в средней полосе гор, наиболее благодатной для проживания. Их аулы объединялись в хабли, которые могли тянуться на 15-20 км вдоль рек. Черкесы не строили крепостей, — проще было оставить аул, а после прийти и отстроить заново сакли-мазанки под соломенными крышами с плетнями.

Племя бжедугов занимало территорию южнее Екатеринодара между реками Афипс и Пшиш. Оно делилось на четыре больших колена, одно из которых – махошь поселилось восточнее современного Майкопа. Само слово «бжедуг» означает – «похититель чаши»,  а прообразом чаши ранее был – рог. Традиция Чаши вообще сильна у черкесов, отличившихся в походах и на войне героев, удостаивали – Богатырского Кубка. Его подавала герою самая красивая и знатная девушка, а после составляла ему пару в сакральном хороводном танце – удж, единственном черкесском танце, в котором мужчина мог касаться руки женщины. Богатырская Чаша являлась знаком высокого ранга в средневековой Черкесии и передавалась по роду. Изображение чаши встречается на черкесских мамлюкских гербах. Мои кунаки как раз были из бжедугов, родом из под Адыгейска, который мы проезжали по пути в Горячий Ключ.

 Ритон Майкопской культуры.

Внутри Закубанья сегодня административно выделена Автономная республика Адыгея со столицей – Майкоп, где меня встречали кунаки – Адам Ашинов и Альберт Чич. В советское время на Кавказе модными были либо западные имена, либо русские, особенно – Владимир. Очень часто встречаются имена мусульманские и тюркские – Мурад, Аскер, Тимбулат, Амин, Самир, — это наследие тесных связей с Крымским ханством, но есть много и родных адыгских имён и особенно фамилий. Кстати, фамилия моего кунака – Ашинов, происходит от черкесского имени – Ашинэдж. Если мы заглянем на Северный Кавказ VIII века, то обнаружим там государство — Хазарский каганат, которым правили Сакральные Цари – рода Ашины. Ещё академик Дмитрий Иловайский сто лет назад в своём труде «Начало Руси» высказал версию о том, что название – «хазары», происходит от наименования касожского племени – «хазири», из которого изначально была государственная верхушка молодого Каганата.

Через два часа после выезда из Краснодара, я прибыл в город Майкоп. Правильно по-адыгски город называется – Мые-куапэ – «устье яблоневой долины». Город действительно расположен в предгорной долине, за которой на юге сразу начинаются горы. В Традиции черкесов очень важное место отводится фруктовым деревьям. Согласно обычаю, девушка не выходила замуж за парня, если он не привил 12 деревьев, поэтому мужчина, отправляясь в горы, будь то охота или поход, брал с собой несколько черенков. Сады составляли гордость Черкесии, об этом писали все путешественники, отмечая, что весной вся горная страна в цвету. Человек в любом месте в горах легко мог найти себе пропитание, так как треть урожая по традиции оставляли на деревьях, а когда плоды опадали, они шли в пищу диким животным.

«Трое суток пребывания в доме и гость – член семьи» — так гласит черкесская мудрость. Гостеприимство на Кавказе – это образ жизни, это такое же высокое проявление чести, как и доблесть на поле брани. Хозяин своей жизнью отвечает за гостя и ставит на стол всё самое лучшее. Хочу отметить, что традиционно у черкесов не принято много есть, поэтому все они такие стройные. Сегодня даже в горных аулах едят по-современному за обычными столами. А раньше ели за низенькими круглыми столиками – анэ, сидя на маленьких табуретках и поджав ноги к животу, чтобы много не съесть, — такова Традиция. Кунаки меня потчевали традиционными черкесскими блюдами, — это был говяжий гуляш, щипс – особый мясной соус, в который вместо хлеба макается ломтями — пастэ – круто сваренная кукурузная или просяная крупа, адыгская соль с приправами, много овощей, щху – особый вид йогурта, и конечно же настоящий адыгейский сыр с сухим вином, которое по-адыгски называется – санэ. Пища хоть и сытная, но от неё не поправишься.

Благодаря горному воздуху, особой пище и очень динамичным танцам этот народ всегда славился своей красотой, — особенно женщины. Их покупали в гаремы по самой дорогой цене на всём Востоке, считалось, что капля крови черкешенки очищала целое поколение. Знатных черкешенок аристократического рода выдавали замуж за правителей на Кавказе и в Европе, и  вместе с ними на службу к этим государям поступали и мужчины из тех кланов, откуда брали женщин. Например, Иван Грозный женился на дочери Кабардинского князя – Темрюка из рода Иналов, а первым генералиссимусом России был – адыг Михаил Черкасский. На Кавказе черкесы были тем, чем в Европе привыкли считать французов: законодателями моды – в костюме, в оружии, в седле, в манере верховой езды, в законах, обычаях и горском этикете. Очень популярным в Черкесии было – аталычество, когда семьи одного сословия своих детей отдавали на несколько лет в другую семью такого же сословия для получения правильного благородного воспитания.

Когда после вкусного обеда я немного осмотрелся, то заметил, что в доме готовятся к свадьбе,- Адам собирался выдать старшую дочь замуж. Согласно Традиции, жених должен выкрасть невесту обязательно вместе с кунаками, один из которых должен быть родственником невесты. Потом он должен к её родителям заслать сватов – самых уважаемых людей рода. Всё это время невеста находится в доме кунака отца жениха, и на это время становится дочерью этой семьи. Потом названый отец должен благословить её и ввести в «большой дом» родителей жениха, где ей дадут обрядовый хлеб. Далее начинается сама свадьба с играми, танцами и угощением, которая длится три дня, но сам жених на ней не должен присутствовать. Не должно быть на свадьбе и родителей невесты, — в дальнейшем зять свою тёщу практически никогда не видит. Все три дня невеста находится в особом покое, где её привечают женщины рода и соседки, но без свекрови.

В проведении свадьбы семье жениха помогает весь клан и соседи кто чем, так как людей обычно бывает очень много. На адыгейскую свадьбу приглашения не требуется, — любой прохожий может стать гостем, так же всё происходит и сейчас. Зная этот обычай, мне очень хотелось попасть на свадьбу дочери кунака, однако к тому времени я уже должен был уехать. После рассказа о свадебных обрядах, Адам и Алик повезли меня в город показать достопримечательности.

Майкоп мне показался небольшим и аккуратным городом, с его названием у меня ассоциировалась – Майкопская археологическая культура. Племена этой культуры проживали на Западном Кавказе в Эпоху Мегалитов – в V-IV тыс. до н.э. и славились своими изделиями из металлов, — особенно ювелирными. Они были найдены в 1897 г. в знаменитом Майкопском кургане, от которого сегодня осталась одна табличка с надписью, а в краеведческом музее часть экспонатов из него. Заслуживает внимания красивая мечеть и центр имени Его Величества Шейха Халида бин Сакр-Аль-Кассими, наследного принца княжества Рас-эль-Хэйма Объединённых Арабских Эмиратов, мать этого принца – черкешенка, также и бабушка принца Иордании – Али бен Аль-Хусейна.

Далее мы поехали на южную окраину города, где уже начинаются горы. Здесь растёт роща – Мэздах – «красивый лес», которая некогда была священной. Друидическая традиция почитания деревьев до недавнего времени сохранялась и среди черкесов  — у них ещё во времена Кавказской войны в середине XIX в. существовали – Священные Рощи, на ветвях деревьев которых с незапамятных времён висело дорогое оружие тех или иных героев, и даже долблёные домовины с их останками. В качестве амулетов черкесы носили кусочки дерева, в которое ударила молния. Стоит особо отметить, что черкесы по своему древнему вероисповеданию – монотеисты. Они верили в единого бога-творца – Тхэ, местом почитания которого и были Священные Рощи, а морально-этическую сторону жизни определял Адыгэ хабзэ — «Кодекс адыга», который и сегодня стоит превыше всего.

Республика Адыгея достаточно невелика, и самое интересное находится южнее Майкопа – в горах, туда мы и направились на следующий день. Главная река Адыгеи – Белая, а по-адыгски – Щъагуащ – «спутница». Она течёт через всю республику на расстояние – 277 км, вбирая в себя потоки из ущелий, по которым издавна расселялись племена черкесов. Большая часть их управлялась князьями-пши, — это жившие в районе Сочи убыхи, говорящие на особом языке, который вместе с ними сохранился только в Турции, храбрецы жанеевцы, чьи аулы когда-то были в районе Восточного Приазовья,  сильные племена бжедухов и чемгуйцев, а также хатукайцев и егерухайцев, чьи земли были в междуречьях левых притоков Кубани, жившие южнее по соседству мамхеги и бесленеевцы в средней полосе гор и кабардинцы.

Три больших племени жили старинным общинным укладом и управлялись советом старейшин – хасэ, – это натухайцы и шапсуги, занимавшие территории практически всего Черноморского Побережья до Сочи, а также абадзехи, занимавшие почти всю внутреннюю среднюю горную местность Краснодарского края и Адыгеи. Сегодня от большей части этих адыгских субэтносов осталось по одному аулу, а жанеевцев, натухайцев и убыхов вообще уже нет на Кавказе. Всё это последствия Кавкзской войны, длившейся у Черкесии с Россией с 1763 г. и на протяжении 101 года, в результате которой погибло около 2 млн. адыгов, а подавляющее большинство, — около 1,5 млн. человек иммигрировало в Турцию, — на Кавказе к концу 1864 г. черкесов осталось всего — 5% от всего довоенного населения. Многие аулы переселили на равнину, а те, что остались в горах – обставили казачьими станицами, которых было тогда основано больше ста.

Дорога всё глубже уводила в горы, впереди показался посёлок Каменномостский – Хаджох, где в старину жили мудрецы, а в Кавказскую войну был последний оплот сопротивления под предводительством Амина. В то время можно было увидеть необычайный природный каменный мост через реку, который сейчас разрушен. Но расстраиваться по этому поводу не стоит, так как поблизости можно совершить паломничество в Михайловско-Афонскую Закубанскую мужскую общежительную пустынь, основанную в 1877 г. на речке Фарс у горы Физиабго (993 м). Первые насельники прибыли в обитель с Афона и принесли с собой священные реликвии. В честь этого близстоящую гору назвали – Афонка. Постепенно было возведено пять храмов, кельи и хозяйственные постройки. В монастыре есть святой источник Архангела Михаила и пещерные кельи, как в Киевской лавре. К началу ХХ в. монастырь считался третьим по числу паломников после Киево-Печерской и Троице-Сергиевой лавр.

 

 

 

 

 

Гора Афонка

   Далее нас ждала знаменитое ущелье – Хаджохская Теснина с камнями-лезвиями – Хаджохскими Столбами. Прямо на берегу реки Белой было небольшое музейное черкесское подворье с главной саклей и гостевым домом — кунацкой. Обычно в кунацкую шёл отдельный вход с улицы, поэтому любой путник мог войти туда без спроса и остаться на любое количество времени, — таков закон кавказского гостеприимства. Здесь у Хаджоха есть ещё два ущелья с десятками водопадов – Мешоко и Руфабго,  а всего их более 300. По водопадам Руфабго проложен кольцевой маршрут, где можно посетить пещеры со стоянками древнего человека и увидеть дольмены. Вообще в Малой Черкесии феноменальное количество мегалитов, — около 1200 дольменов, а все по Кавказу их разбросано – около 2,5 тысяч. Только в одном бассейне реки Белой их несколько сотен – 400 на Богатырской поляне у станицы Новосвободная, Дегуакская группа – 200  дольменов у пос. Даховский, Кожжохская группа у пос. Каменномостский, а в Гузерипле – на самом юге Адыгеи, вообще самый большой дольмен на Кавказе, — высотой более 2 м.

 

 

 

 

 

 

 

Дольмен у Гузерипля

Большинство современных учёных склонны относить мегалиты к древним ритуально-погребальным сооружениям, так как в некоторых из них встречаются захоронения — «загробные дома» для правителей-вождей. Однако современная наука всё больше склоняется к мысли о вторичном их использовании в качестве погребальных комплексов.

Практически все мегалиты расположены в особенных местах. В геологическом описании они представляют собой разломы и сбросы земных пород, которым обычно сопутствуют рудные залежи полезных ископаемых, потоки подземных вод или их пересечения, проявления земного магнетизма. Черкесы дольмены называют – «исп-ун» – «дом сидящего». И действительно в дольменах Кавказа находили ритуальные захоронения сидящих людей. По версии автора, людей в дольменах сидящими не хоронили – они сами уходили в затвор. А отверстие в передней стенке дольмена служило для того, чтобы давать воду и пищу раз в неделю. Именно первые затворники дольменов и породили высоко духовную практику христианского затворничества в пещерах, а после выхода души из тела – почитались их мощи, излучавшие высокую вибрацию святого.

Далее наш путь лежал в станицу Даховскую, где мы покатались по округе на лошадях. По-адыгски слово – «шэ» имеет два значения, это – «конь» и «брат», что говорит само за себя. Конь для черкеса был больше, чем друг, от него зависела жизнь горца, как в военное, так и в мирное время. На лошадях мы подъехали к первой видовой площадке, с которой открывается фантастическая панорама гор Большого Кавказа. На юго-восток уводила дорога в сторону Сахрайских водопадов и горных массивов Большой и Малый Тхач (2368 м и 2237 м), горы Трезубец и перевала – «Чёртовы ворота». На юг дорога через грандиозный «Гранитный Каньон» у ст. Хамышки уходит в посёлок Гузерипль, за которым начинается обширный Кавказский Государственный Биосферный Заповедник, занимающий склоны высоких гор, — историческую территорию народа абазин, родственного абхазам и адыгам. Сегодня в Заповедник вход только по пропускам.

 

 

 

 

 

 

 

 

Малый Тхач

                       

 

 

 

 

 

 

Перевал «Чертовы ворота»

 

 

Большой Тхач

Самое популярное направление поездок и походов – это юго-западное, к плато Лаго-Наки, где самый большой – 200-метровый водопад. Этим путём до чёрного моря проходил знаменитый всесоюзный туристический маршрут № 30. С этим плато связана легенда о парне-пастухе Лаго и девушке-княжне Наки, которые любили друг друга. Но та как её родители были против, пара с утёсов плато бросилась вниз. На подъезде к плато севернее хребта «Каменное море» есть интересные карстовые пещеры – Азишская и «Нежная». Само плато испещрено карстовыми воронками и достаточно обводнено, поэтому покрыто зелёным ковром даже в самое жаркое лето. «Тремя богатырями» плато Лаго-Наки являются горы – Пшеха-Су (2744 м), Оштен (2804 м) и Фишт (2854 м), — это наиболее популярные туристические места, связанные с кавказским Эпосом о богатырях Нартах.

 

 

 

 

 

 

 

Лаго-Наки.

На севере с Лаго-Наки стекает река – Курджипс с водопадами, и течёт по Гуамскому ущелью к посёлку Мезмай, популярному у писателей, художников и эзотериков. Там живёт известный волхв – Трехлебов. От Мезмая и до посёлка Гуамка проложена узкоколейка, по которой сейчас ездят экскурсионные поезда. Солнце неумолимо клонилось к закату, и нужно было возвращаться, тем более что на следующий день мне предстояло себя ощутить по полной программе – Шуриком из кинофильма «Кавказская пленница», так как впереди был национальный праздник – Курман.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Водопад Карджипс

Курман — самый большой мусульманский праздник, главным обрядом которого является заклание жертвенного животного ради Всевышнего. Традиция жертвоприношения, как акта поклонения Единому Богу, своими корнями уходит в далекое прошлое. Священная история Ислама выделяет Пророка Ибрахима, который стал примером для будущих поколений верующих. Стоит отметить, что мусульманами черкесы стали относительно недавно, — этот процесс шёл поэтапно примерно с XVI в. и затрагивал преимущественно аристократию, имевшую сношения с Крымским ханством и Османской Портой. Активное принятие мусульманской религии началось после Кавказской войны. Но Ислам на территории бывшей Большой Черкесии всё же скорее ширма, чем религиозное мировоззрение, черкесы в жизни руководствуются преимущественно древней традицией.

Одна из традиций – это почитание  креста-джора. Он часто устанавливался в виде оберега в разных общественных местах или наносился на предметы быта. Это пережитки христианских времён, ведь в эпоху Византии всё Черноморское побережье было христианским,  — там даже было выделено три митрополии – Таматарханская, Зихская и Кавкасийская, одним из святых которой был – Савва Кавкасион, почитаемый и в Тавриде. А когда крестоносцы захватили Константинополь, то на ближнем Кавказе благодаря венецианцам и генуэзцам расцвёл на несколько лет – Католицизм. Был даже местный архиепископ – Иоанн Зих, поставленный самим Папой Римским. В районе Северной Адыгеи в то время существовало православное черкесское княжество – Кремух, упоминаемое в средневековых хрониках. Центр его был на месте современного Белореченска, где обнаружены руины кафедрального собора с захоронением князя – Георгия Пиуперти. Туда мы с Адамом и направились в поисках жертвенного барана.

Княжество Кремух управлялось чмгуйской династией – Болотоко и, помимо земель этого племени включало в себя территории хатукайцев и егерухайцев – до современного Майкопа. В эпоху расцвета княжества Феодоро в средневековой Таврике князья Кремуха заключили с ним военно-политический и династический союз, после чего князья Гаврасы стали привлекать на службу черкесских аристократов с дружинами. В битве при Синих Водах в 1363 г. против литовского князя Ольгерда с крымской стороны сражались «ханы Крымский, Манкопский и Киркельский». Первый и третий «ханы» — это ордынские правители Кърыма и Кырк-Ора, а вторым «ханом» — был правитель княжества Феодоро, которое своего конного войска не имело, — его конницу составляли черкесы.

Черкесские уорки-дворяне из племени чемгуй в Тавриде поселились в каньоне, известном сегодня под названием – Черкес-Кермен. Возвышающаяся над каньоном башня была цитаделью феодального удела чемгуйцев, — в ней найдены адыгские родовые тамги. Черкесы племени кабардинцев расселились вдоль северной границы Феодоро – по реке Бельбек, которая стала называться – Кабарта. Там было их большое поселение – Фоти-Сала, по-черкесски – «селение, дающее мёд» (совр. Голубинка). Под Мангупом, по-видимому, жили черкесы из племени жанэ, от них долина получила название – Джанэ-дере. Похоже, что вторая часть названия – «Ман-коп», также черкесская, — «куапэ», по-черкесски – «устье долины». Этот народ жил в Крыму вплоть до конца XVIII в.

Под Белореченском Адам по-адыгски поговорил с гаишником, и тот указал место, где можно купить хорошего барашка. Хочу сказать, что в Адыгее все руководящие посты в Администрации и в Силовых структурах занимают черкесы, хотя они считаются четвёртым по численности народом в своей республике. Купив и связав барана, мы отправились домой – начиналось самое интересное. Его мы привязали во дворе, но баран чудом отвязался и сбежал, пришлось бегать за ним по всему аулу. Мы привязали его крепче и оставили рядом собаку для охраны. В течение двух часов, пока велись приготовления к жертвоприношению, между бараном и собакой была некая ментальная связь. В их глазах можно было прочесть диалог. Собака: «Глупый баран! Тебя же сейчас резать будут!». Баран: «Глупый пёс! Я жертвенное животное! Сегодня именно мне выпала честь спасать эту семью перед Всевышним!».

Осознавая свою священность, баран не издал ни звука, когда ему с молитвой перерезали горло. Шкуру и требуху обычно выбрасывают, а мясо жертвенного животного, согласно предписанию, делят на три части — одну раздают бедным, из второй части готовят угощение для родных, соседей, друзей, а третью хозяин может оставить себе. Когда суп шулюм и жареная баранина были готовы, мы с Адамом развезли одну часть по родственникам, а другую отвезли в детский приют. Третью часть женщины подали на стол. Сегодня традиция может быть нарушена, если за столом есть русский гость, — женщины могут обедать вместе с мужчинами. И вообще у черкесов крайне уважительное рыцарское отношение к женщине,  в её присутствии мужчины всегда вставали и даже старики. Просьба женщины о помощи – для адыгского мужчины закон. А если из-за красавицы дерутся насмерть несколько мужчин, — ей достаточно было сбросить с головы платок, чтобы остановить бой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жертвенный баран

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Стол-Анэ, худ. Саида Джасте

 Сегодня черкесы свято хранят и соблюдают свои традиции, этот народ вновь возрождается, — на Кавказе сейчас живёт около миллиона адыгов, в основном на землях исторической Черкесии, исчезнувшей подобно Атлантиде, их язык имеет четыре основных диалекта – шапсугский, темиргоевский, бесленеевский («черкесский») и кабардинский. В результате геноцида адыгов, который сегодня признала только Грузия, была массовая миграция в Турцию и на Ближний Восток, где черкесы продолжали проживать компактно со времён Мамлюкского Султаната, которым они правили на протяжении — 150 лет…

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Большой Кавказский хребет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Адыгея

  

             Автор около черкесской сакли

 

© Источник: www.graal.org.ua

© Текст: Андрей Осташко

© Фото: Андрей Осташко, Ю.Н Николаев, архив клуба КДВ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Related posts

Leave a Comment