Публицистика

ЧЕРКЕСЫ (АДЫГИ). КТО ОНИ ТАКИЕ? (Краткие сведения из истории и современного состояния). (Окончание)

По мнению большинства советских и современных ученых России, после покорения и до установления Советской власти, черкесы (адыги), как и другие малочисленные народы, по своему политико-экономическому статусу являлись бесправным, аграрно – сырьевым придатком царской России и находились от нее в полной политической и экономической зависимости, держались в темноте и невежестве и лишь традиционная и упорная тяга к выживанию, плюс благоприятные климатические условия, помогли им самосохраниться и не утратить свой этнический и культурный потенциал. В указанный период господствовала так называемая система «военно – народного» управления.

Их основным занятием, как и других народов Северного Кавказа, являлось скотоводство, земледелие, пчеловодство кустарное производство и некоторые другие виды хозяйствования, которые до конца XIX века носили преимущественно натурально-потребительский, экстенсивный характер и не давали им выхода на цивилизованный уровень, хотя в основном кормили, одевали и обували их. Согласно имеющимся архивным данным, в Кабарде и пяти Горских обществах к 1914 году числилось 40-50 тысяч голов лошадей, более 300 тысяч крупного рогатого скота, около 600 тысяч овец и коз. Таким образом, на одного жителя Нальчикского округа приходилось несколько голов, и этот важнейший экономический показатель был значительно выше, чем в большинстве скотоводческих регионов России. Главными земледельческими культурами являлись пшеница, просо, кукуруза, часть которой продавалась на рынках Кавказа. Неплохой, по тем временам, доход приносило жителям пчеловодство. К 1914 году в Нальчикском округе насчитывалось 20 тысяч ульев (сапеток). В населенных пунктах работали 10 мелких лесопилок, 342 водяные мельницы с суточным помолом зерна от 3 до 10 пудов, 37 полукустарных кирпично-черепичных заводов и 18 печей для выжига, а также несколько десятков торговых заведений.

Однако если учесть, что более чем половины этого скота, земли, предприятий и заведений принадлежало всего нескольким десяткам известных фамилий, а также небольшой части среднезажиточных, то станут ясными причины низкого жизненного уровня остального большинства черкесского (адыгского) населения. Проблемы в Нальчикском округе усугублялись постоянным обострением земельных отношений из – за нехватки пахотных, сенкосных и пастбищных земель. Свои, не менее серьезные трудности, имелись у адыгейского и черкесского субъетносов. Их, как кабардинцев и всех горцев, не вовлекали в происходящие прогрессивные экономические реформации. В частности, они были устранены от участия в столыпинской аграрной реформе, начатой в России, в целях ликвидации малоземелья, интенсификации хозяйственной деятельности крестьянства на основе частной собственности на землю, увеличения товарности крестьянского хозяйства.

После проведения ряда административно – территориальных реформ, за черкесским (адыгским) народом закрепилось название «разделенного» («разорванного») народа потому, что после окончания Кавказской войны его субъэтносы были расселены по различным административно – территориальным образованиям, а населенные пункты, в которых они проживали, как правило, чередовались с казачьими станицами. Так, например, Кабарда с середины 19 века и до революции находилась в составе Кабардинского, Георгиевского, Пятигорского и  Нальчикского округов. Причем, часть её, – Малая Кабарда, с 1822 – го по 1855 год была отдельным приставством, затем с 1844 года входила во Владикавказский военный округ, с 1871 года – в Георгиевский округ, с 1888 – го по 1905 год – в состав Сунженского отдела Терской области, и лишь с 1905 года была включена в состав Нальчикского округа и, таким образом, лишь спустя 80 лет, воссоединилась с Большой Кабардой. С 1866 года аулы, расположенные на землях князей Бековичей – Черкасских, были переданы в Ингушский округ. Земли Анзоровых, Коголкиных и других владельцев также были наполовину выкуплены, а наполовину отобраны при переселении представителей этих фамилий.

Если говорить об адыгейцах, то по перераспределению административно-территориальных границ, произведенному в 1891 году, большинство адыгейских населенных пунктов были переданы в Майкопский отдел, а три в Екатеринодарский. Адыгейцы проживали также в других территориальных образованиях. Майкопским отделом руководил атаман, подчиненный Кубанскому областному правлению. Черкесы проживали в Баталпашинском уезде той же области.

Местная военная администрация и атаманы держали черкесов (адыгов), как и другие покоренные народы, в строгости и не принимали каких – либо серьезных мер по улучшению их социально – экономического положения, но, когда надо было, применяли репрессивные меры. Паспортная система 1891 года лишала горцев права без особого разрешения переезда с места на место, права поступления на работу, арендования земли. По другому закону, наиболее серьезные преступления, совершаемые горцами, рассматривались военными судами и по законам военного времени. Они были лишены права участия в выборах в Государственную Думу, в то время как представители Кубанского и Терского казачества получили в ней особое привелигированное представительство.  В период революции 1905 – 19007 годов, для подавления национально – освободительного движения горцев, на Северном Кавказе содержалось значительное количество войск. В 1907 году на Северном Кавказе было объявлено чрезвычайное положение. В этот период распоясались «черносотенцы», многочисленные монархические организации, выступавшие под лозунгами монархизма, великодержавного шовинизма и антисемитизма, что усиливало вражду между русским и горским населением.

Власть не поддерживала инициатив наиболее образованных и прогрессивных представителей черкесского (адыгского) народа по улучшению системы управления и хозяйствования, расширению институтов местного общественного самоуправления, совершенствованию судебной системы, созданию начальных школ, потому, что это не соответствовало их интересам. Поэтому и уровень образованности среди адыгейцев в то время, например, составлял лишь 7 процентов, а среди кабардинцев и того меньше – 3,2 процента. В связи тяжелым положением, после революции 1905 – 1907 годов, среди горцев стали распространяться социал – демократические взгляды, заметно активизировались также идеи панисламизма и пантюркизма.

В 1914 – 1916 годах экономическая ситуация на Северном Кавказе, в связи с началом Первой мировой войны, значительно осложнилась. Посевные площади сократились: у кабардинцев на 26 процентов, адыгейцев – 24 и у черкесов – на 35 – 40 процентов. Урожайность упала на 15 – 20 процентов. Поголовье скота в Черкесии снизилось вдвое. Зарплата среди горцев была значительно ниже, чем в других губерниях и областях России. По сельскохозяйственной переписи 1916 года размер семьи снизился до 5 – 8 человек. Происходило мощное расслоение крестьянства.

К тому времени в этом регионе существовало несколько тесно переплетенных социально – экономических укладов: мелкое товарное производство, частнохозяйственный капитализм, феодально-помещичье хозяйство и элементы натурального хозяйства, которые были присущи регионам с крайне низким уровнем развития производительных сил, отсутствием промышленности, примитивным ведением сельского хозяйства и наличием феодально-патриархальных отношений.

Многие хозяйства хирели и разорялись. Так, перед революцией 1917 года, в Кабарде 440 хозяйств остались без крупного рогатого скота, 1700 – без овец. А 80 процентов жителей Малой Кабарды вообще не имели ни овец, ни коз. Как писала газета «Красная Кабарда» от 30 ноября 1921 года, «начиная с 1914 года Нальчикский округ дал армии свыше 20000 лошадей, 36000 голов крупного рогатого скота и 32000 голов овец. Появившаяся затем чума унесла до 25 %, а в некоторых местах и до 60 % всего наличного скота».

С распространением промышленных товаров начало чахнуть кузнечное, медное, серебряное производство, выделка кожи. Черкесы (адыги), как и все российское крестьянство, не выходили из недоимок, их душили казенные, земские, мирские и другие виды налогов. Царское правительство, пытаясь спасти экономику от полного развала, ввело новый подоходный налог, однако данный шаг оказался запоздалым, ибо растущая инфляция, утаивание богачами своих доходов и огромные спекуляции не дали ожидаемых положительных результатов. Тяжелым бременем на плечи населения легло и содержание Кабардинского конного полка и Конной туземной дивизии в целом. Согласно царскому закону горцы были освобождены от воинской дивизии и платили за это особый налог. Но, тем не менее, на «добровольно – принудительных» началах сотни черкесов (адыгов) отважно воевали на русско – германском фронте и награждались за храбрость георгиевскими крестами. По примеру других регионов, на Северном Кавказе росли антивоенные настроения, заметно увеличивалось количество дезертиров.

Усилился процесс расслоения общества. Беднота в поисках заработка уходила на Кубань, в Ставрополь, Георгиевск, Екатеринодар и другие места, нанималась на поденщину к местным помещикам и нарождавшимся кулакам, оставляя свои земли, турлучные дома и семьи. Сотни людей в поисках лучшей доли продолжали переселяться в Турцию и на Ближний Восток.

Политический и экономический кризис усугубил и без того тяжелое социальное положение черкесов (адыгов). Из – за отсутствия системы здравоохранения во многих населенных пунктах смертность превысила рождаемость. Возросло количество таких видов заболеваний, как туберкулез, желудочные, кожные и др. В плачевном состоянии находились начальные и одноклассные школы, с контингентом, как правило, в несколько человек, которых то и школами нельзя было назвать в классическом их понимании, поскольку у них не было ни материальной, ни учебно-методической базы.

К началу 1917 года война вконец разорила Россию и подвела к национальной катастрофе. Кризис этот вскоре перекинулся в регионы, в том числе, в те, где проживали черкесы (адыги).

Это явилось главной причиной того, что основная часть их, почувствовав силу большевиков, привлекательность их обещаний о предоставлении свободы и земли, постепенно встала на сторону Советской власти. При этом, как показывает анализ, нельзя отрицать того, что, при всех недостатках и минусах советской системы, она дала черкесам (адыгам), как и другим малочисленным народам и народностям, возможность выйти из трясины полуфеодального забвения и сохранить себя как этнос, более того, подняться на новый качественный и цивилизованный уровень развития.

Адыгейский, кабардинский, черкесский и другие субэтносы одного народа в советский период входили, соответственно, в состав Адыгейской области в составе Краснодарского края (образована в июле 1922 года как Черкесская (Адыгейская) автономная область, с августа того же года как Адыгейская (Черкесская) автономная область, с августа 1928 года как Адыгейская автономная область в составе Краснодарского края), КБАССР (с 1 сентября 1921 года как Кабардинская АО, с января 1922 года как Кабардино – Балкарская АО, с 5 декабря 1936 года как КБАССР, с 1944 по 1957 года как КАССР, с 1957 года восстановлена КБАССР), КЧАО (с 1922 по 1926 год входила Черкесский национальный округ, с 1957 года, после возвращения карачаевцев, в КЧАО) и, по – прежнему, оставались разделенными.

Но, впервые, в своей многовековой истории они получили государственность, свою Конституцию, места в союзном и российском Верховных Советах, свои органы власти, которые могли значительно активнее, по сравнению с предыдущим царским периодом, решать собственные социально-экономические и культурные проблемы. На официальном уровне было ликвидировано их политическое и социальное неравенство и это объективные факты, от которых никуда не деться, даже при сильном желании.

За годы Советской власти эти государственные образования, при помощи и поддержке России и других республик Союза, превратилась из аграрно – сырьевых придатков в аграрно – промышленные регионы с эффективным сельским хозяйством и развитой промышленностью. Было построено десятки предприятий машиностроительной, горнодобывающей, перерабатывающей, строительной, легкой и пищевой промышленности, продукция которых экспортировалась в десятки стран мира. На полях и фермах колхозов и совхозов работали сотни комбайнов и тракторов, а урожайность сельскохозяйственных культур, благодаря применению достижений науки и техники, выросла в десятки раз.

В указанный период коренным образом изменились их образ жизни, уровень образованности и культуры. Многие тысячи людей получили бесплатное государственное жилье. Все населенные пункты были электрифицированы, радиофицированы и, в основном, газифицированы. Благодаря созданной системе здравоохранения, исчезли многие страшные заболевания, значительно возросла продолжительность жизни, намного уменьшилась смертность среди детей и новорожденных. Как известно, обычная среднестатистическая семья на свою зарплату могла сносно питаться, одеваться, платить за жилье и еще позволить себе провести отпуск на берегу моря, в санатории или доме отдыха, а своих детей направить в пионерлагерь.

С 1956 года в школах официально отменили всякую плату. Учащиеся ПТУ, студенты вузов и ссузов стали получать места в общежитиях и стипендии. В большинстве населенных пунктов были построены добротные, хорошо оснащенные школы, клубы и Дома культуры. Для рабочей молодежи были созданы десятки профтехучилищ, средних специальных училищ и техникумов. Во всех субъектах, где проживали черкесы (адыги), работали научно-исследовательские институты, театры, госфилармонии, союзы писателей, художников, архитекторов, композиторов, театральных работников и т.д. Именно в этот период черкесская молодежь стала на государственной основе изучать свой родной язык, писать на нем, появились первые учебники, взращена большая когорта черкесских (адыгских) поэтов и писателей, прославивших свой народ, Россию, СССР. Черкесские (адыгские) имена во весь голос зазвучали в государственной, производственной, научной и культурной сферах. Многие из них были награждены боевыми и трудовыми орденами и медалями, десятки стали Героями Советского Союза и Социалистического труда, Лауреатами Государственных премий СССР, РСФСР и КБАССР. Несколько десятков тысяч черкесов (адыгов) геройски погибли на фронтах Великой Отечественной войны, защищая свою общую Родину.

Тем не менее, значительная часть черкесов (адыгов) положительно встретила перестройку и реформирование советского строя, начатые Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачевым, потому, что надеялись, как и все советские люди, на лучшую долю, на реальную демократию и раскрепощенность. С еще большей надеждой они поддержали  политику Б.Н. Ельцина,  возглавившего оппозицию против КПСС и за создание суверенной России, поверив его неоднократным обещаниям демократических перемен и предоставления широкой свободы республикам и народам, независимо от численности и национальности.

Можно назвать и другие причины, по которым они, вместе с большинством населения страны, поддержали курс на строительство новой демократической России. В их числе: масштабный экономический, общественно – политический и духовный кризис, охвативший советское общество; все более углубляющийся разрыв между провозглашенной социалистической идеей и реальной практикой ее воплощения во всех сферах жизнедеятельности; упорный догматизм, нежелание и боязнь осуществления перемен и новации, решения десятилетиями накопившихся проблем и откладывания их на потом, на фоне постоянно меняющегося и развивающегося мира, становились особенно деструктивными и последовательно тормозили его поступательное движение; чрезмерная централизация всех структур общественного организма, вплоть до того, кому что производить, строить, пахать и сеять, кому как жить. Когда любой приезжий инструктор ЦК мог безапелляционно потребовать снятия человека с работы, конфискации у него дома, дачи или участка, обвинить местное руководство во всех мыслимых и не мыслимых грехах, и пр; все более заметное отставание в перевооружении производства, внедрении передовой, прогрессивной технологии, а, следовательно, в производительности труда; отсутствие у предприятий свободы маневра, распоряжения производимой и выращиваемой продукции, уравниловка, отсутствие у ИТР, рабочих и колхозников материальной заинтересованности; непродуманная борьба с алкоголизмом, введение советских войск в Афганистан, отсутствие многих товаров первой необходимости; нарушения принципа подбора кадров, когда во многие ведущие и руководящие кресла в партийных, хозяйственных и советских органах сажали необразованных, неподготовленных людей исходя, лишь, из принципа родства, кумовства и индивидуальных «возможностей»; глубоко отложившиеся в сознании людей массовые репрессии, осуществлявшиеся властью не только против своих врагов, но и безвинных людей и целых народов.

Наряду с этим, в сознании многих черкесов (адыгов), как и других малочисленных народов страны, на все эти негативные процессы дополнительно накладывался отпечаток определенной национальной ущемленности, связанной с уменьшением возможностей воспроизводства этнокультурных основ своего существования, постепенным оттеснением родных языков в бытовую сферу, губительной для малых этносов демографической и миграционной политикой, назначением из Москвы первых или вторых лиц, воспоминаниями о прошлом геноциде и массовых выселениях представителей черкесского (адыгского) народа со своих земель, трудностями по возвращению на историческую родину потомков мухаджиров и др. Не зря ведь, процент голосовавших на первых президентских выборах за Б.Н. Ельцина, обещавшего им широкую свободу, в северокавказском регионе был заметно выше, чем в других.

Черкесы (адыги) вместе со всем многонациональным народом России пережили в этот нелегкий период много потрясений. В том числе распад КПСС, СССР и соцсистемы, переход к иной общественно-политической формации и рыночной экономике, ознаменовавшиеся трагическими событиями в бывших союзных и автономных республиках, войнами, кризисом в социальной и экономической сферах, многочисленными митингами противоборствующих сторон, забастовками, съездами народов, деятельностью и роспуском национальных движений, стремлением народов к самостоятельности, выборами президентов различных уровней, подписанием Федеративного договора и т.д.

С момента начала этих процессов прошло более 20 лет. Что же изменилось в их жизни за этот короткий исторический промежуток времени?  В настоящее время, современные черкесы (адыги), помимо своей исторической родины на Северном Кавказе России, продолжают компактно проживать в Турции, Сирии, Иордании, Израиле, США, Западной Европе, в целом в 44 странах мира.

В Российской Федерации, по итогам Всероссийской переписи 2002 года, их насчитывалось свыше 700 тыс. человек. В том числе на своей исторической родине в Республике Адыгея -108115 (свыше 24 процентов от общего количества населения), Кабардино-Балкарской Республике – свыше 500 тысяч (более 55 процентов от общего количества населения) и Карачаево-Черкесской Республике – более 50 тысяч человек (свыше 11 процентов от общего количества населения). По своей численности в России кабардинцы находились на 16 месте, после русских, татар, украинцев, башкир, чувашей, чеченцев, армян, мордвин, аварцев, белорусов, казахов, удмуртов, азербайджанцев, марийцев и немцев.

По официальным данным черкесы (адыги) живут также в Краснодарском крае (24 тыс. человек вместе с шапсугами) и Ставропольском крае (9 тыс. человек), Республике Северная Осетия-Алания (3 тыс. человек), в Московской и Ленинградской областях, в Москве (3 тыс. человек), Санкт-Петербурге (700 человек), в целом ряде других субъектов России (от 50 до 100 человек). В административно-территориальном отношении Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия входят в состав Северо-Кавказского федерального округа, а Адыгея – в Южный федеральный округ. 3 тыс. шапсугов живут на своей исторической родине на побережье Черного моря в Краснодарском крае. Приведенные данные за последние 9 лет изменились в сторону роста.

Что касается зарубежной черкесской (адыгской) диаспоры, то по различным источникам, исходящим от ученых и различных общественных организаций, в Турции ныне проживает от 5 до 7 млн. черкесов (адыгов), в Сирии – 130 тыс., Иордании – 110 тыс., Египте – 50 тыс., Ливии – 47 тыс., Германии – 35 тыс., США – 9 тыс., Израиле 5 тыс. человек. Они живут также во Франции, Англии, Болгарии, Канаде и в других странах. Значительная часть их, из – за отсутствия условий, усиления процесса урбанизации, уже не может говорить на черкесском (адыгском) языке, но, тем не менее, по металитету относит себя к черкесам (адыгам).

Согласно вышеуказанной переписи, доля, владеющих родным языком, среди адыгейцев в Адыгее составила 108 тыс. человек, а кабардино-черкесским – 183 человек. Доля, владеющих родным языком среди кабардинцев в КБР, составила 493 тыс. человек и адыгейским – 85 адыгейским  языком. Среди черкесов в КЧР родным языком владели 48 тыс. человек и адыгейским – 71. Таким образом, можно говорить о том, что 650 тыс. человек в этих республиках владели черкесским (адыгским) языком.  Если верить статистике, то тенденция к сокращению числа, не владеющих родным языком, наблюдается в большей степени среди кабардинцев.

Свыше 60 процентов мужчин и более половины женщин в Республике Адыгея состояли в браке, в КБР соответственно – свыше 60 и 55 процентов, в КЧР – около 60 и свыше 50 процентов. 20 процентов адыгейцев, около 15 процентов кабардинцев и примерно 17 процентов черкесов находились в возрасте от 60 до 70 и более лет. Всего свыше 17 процентов.

Молодежь от 15 до 35 лет в этих республиках составляла среди адыгейцев свыше 40 тыс. человек (37 процентов от общего количества адыгейцев), среди кабардинцев – 185 тыс. (37 тыс.) и среди черкесов – свыше 20 тыс. человек (40 процентов). Всего 38 процентов.

Высшее и неполное высшее образование имели 25 тыс. адыгейцев (21 процент от общего количества адыгейцев), 75 тыс. кабардинцев (15 процентов) и 10 тыс. черкесов (20 процентов). Всего свыше 18 процентов.

Трудоспособная часть населения от 18 до 65 лет составляла среди адыгейцев свыше 77 тыс. человек (свыше 71 процента от общего количества адыгейцев), среди кабардинцев примерно 334 тыс. (66 процентов), среди черкесов – более 36 тыс. человек (72 процента). Всего около 70 процентов.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что черкесский (адыгский) народ представляет собой в целом здоровый этнический организм, способный при мобилизации своих этно – политических и культурных ресурсов, успешно противостоять вызовам судьбы, осознать и возродить себя как единый народ с древней историей и единым самосознанием, гармонично вписаться в российское и мировое сообщество.

Решение данной задачи имеет сегодня принципиальное значение по многим причинам. Черкесы (адыги) живут в обществе с совершенно другим политическим строем, в котором коренным образом изменились политические, экономические, социальные и нравственные приоритеты. Да, в России стало больше свободы слова, печати, совести и вероисповедания, свободы передвижения, возможности заниматься бизнесом и предпринимательством, общественной деятельностью, открыты границы, расширились связи с зарубежными соотечественниками и это свидетельствует о её движении в сторону строительства демократического и гражданско – правового государства. И, казалось бы, что эти перемены благоприятствуют реализации вышеуказанных задач.

Однако, нельзя не замечать того, что, наряду с этими позитивными переменами, в российском обществе происходят такие процессы, которые никак не отвечают их интересам и будущности. В частности, их не может не тревожить идеология политических «ястребов» и триггеров призывающих вернуть политическую систему страны в дореволюционное державное прошлое, воссоздать моноэтническое государство с былой ролью религии, дореволюционную систему управления и административно – территориального деления, поэтапно осуществить губернизацию и ликвидировать их государственность, которая находит все большую поддержку у значительной части населения современной России.

В русле этой политики восстановлена вертикаль власти, но в еще более жесткой форме, чем это было в СССР. Из российских паспортов убран  пункт о принадлежности к той или иной национальности. Отменены выборы президентов республик и губернаторов, скоро и само понятие «Президент республики» канет в лету. Еще более предсказуемыми, чем в советский период, стали выборы в законодательные органы всех уровней. Значительно ужесточена система контроля во всех сферах и это свидетельствует о возрождении диктата Центра. С подачи политических радикалов, под видом борьбы с экстремизмом, уже много лет продолжается дискредитация народов Северного Кавказа, исповедующих мусульманскую религию и ислам, как религиозную идеологию, которую традиционно исповедует пятая часть населения страны.

Националистический дискурс проник в науку, образование, шоу-бизнес, кино, дорога туда «нацменам» уже давно «заказана». Во главе этой многолетней кампании шельмования стоят федеральные (государственные и не государственные) телеканалы страны, которые кроме негатива, мало, что позитивного передают о народах республик, их культуре и традициях. Хотя финансируются в основном из государственного бюджет. Одним словом, налицо невиданная ксенофобия и этническая нетерпимость по отношению к «лицам кавказской национальности», переходящие время от времени в проявления откровенного расизма и межнациональные конфликты. Создается также впечатление, что вражда к кавказцам и мусульманам в российском обществе стала чуть ли не доминирующей идеологией.

Последним свидетельством тому стали массовые выступления против нерусских с оскорбительными лозунгами «Россия для русских», «Москва для москвичей» на Манежной площади в Москве, а также в Санкт – Петербурге, Ростове – на Дону и других городах в декабре 2010 года, после убийства футбольного болельщика «Спартака» Е. Свиридова в драке с ребятами из Кабардино – Балкарии и Дагестана. Конечно, убийство любого человека это трагедия. И к этому нельзя относиться равнодушно. Но, когда каждую неделю из тех же городов в республики Северного Кавказа привозят трупы таких же молодых ребят, убитых там, то почему – то об этих вопиющих безобразиях, никто не говорит, никто их не показывает и не комментирует.

27 декабря 2010 года руководство государства на заседании Госсовета России объявило о целесообразности создания российской нации, то есть государства, основанного на этнической основе. Как известно, данная идея давно вынашивается политическими радикалами. Например, ученые А. Сахаров, Е. Холмогоров, М. Мчедлов и другие в своих трудах пишут о том, что «распространение на население (России – авт.) понятия «политическая нация», по – видимому, является задачей будущего, так как в нынешних условиях оно может быть истолковано в духе национального нигилизма,…», «Россия – это страна русских, так что русская политическая нация образуется на базе русского этноса» и т.д. При этом процессы поэтапной реализации указанных призывов осуществляются в стране без  совета и согласия других народов, входящих в Российскую Федерацию.

На том же Совете было заявлено о переносе заседаний судов присяжных, при рассмотрении сложных процессов, в федеральные округа, поскольку доверия республикам нет. Сказано о ненужности государственного органа по межнациональным отношениям и необходимости переноса ответственности за состояние этой работы на субъекты. Дальше больше. 19 января 2011 года на встрече Президента РФ Д. А. Медведева с членами Федерального собрания, председатель фракции ЛДПР Лебедев (сын Жириновского), председатель КПРФ Зюганов и другие в безапелляционном тоне потребовали повышения роли русского народа, как государствообразующего, внесения в этих целях изменений в Конституцию РФ, в том числе преамбулу, подтверждающих его абсолютное верховенство. Хотя, разве сегодня оно не установлено?

Все это вместе взятое, свидетельствует об отсутствии в российском обществе сбалансированной национальной политики, являются главной причиной того, что в российском обществе нет пока полноценного межнационального согласия и доверия. Именно поэтому, после нескольких лет определенной свободы в этно – политической сфере, завоеванной в конце 80 – х и 90 – е годы прошлого столетия (в основном на виртуальном уровне), малочисленным народам вновь указали «на свое место» в иерархии российского государства и общества.

Парадоксально, но все эти негативные процессы не просто поддерживаются, но и ускоряются властью на местах, ибо, являясь частью федеральной власти, не предпринимает серьезных усилий по сопротивлению этим процессам, приведению доказательств по поводу неразумности принимаемых, порой,  решений в сфере национальных отношений. Пример тому и появление представителей ЛДПР, партии, не признающей право на существование других народов страны, в Парламенте КБР. В то же время, следует подчеркнуть, что сказанное не означает полной отстраненности органов государственной власти России от проблем малочисленных народов и народностей, проживающих в стране, в сохранении их этно – культурных особенностей. Это далеко не так, но в силу других глобальных внутренних и внешних проблем, а также большого  количества этносов, проживающих в России, они не в состоянии осилить эти задачи в той мере, в какой это необходимо каждому из них в отдельности. А потому черкесы (адыги), как и любой другой народ и народность, должны, в первую очередь, сами, через своих представителей в общественных и государственных органах и организациях ставить проблемы, определять приоритеты и степень решения тех или иных конкретных направлений, влияющих на их жизнь.

Сегодня эти проблемы значительно актуализировались и объективно усложнились. Поэтому главный вопрос состоит в том, чтобы черкесы (адыги) наконец, определились с тем, как им жить дальше: либо, не сопротивляясь происходящим губительным для нации процессам, смириться и плыть по течению до полного растворения в других народах, либо расстаться, наконец, с леностью души, объединиться и отстоять свою древнюю этническую и культурную самобытность, естественно, в рамках правового поля Российской Федерации и других стран компактного проживания.

В настоящее время в мире создано немало черкесских (адыгских) общественных  (благотворительных) организаций (Хасэ), занимающихся ими, часть которых входит в Международную черкесскую ассоциацию (МЧА) – ныне одну из авторитетных национальных объединений на Северном Кавказе и в России. Есть и другие общественные организации, которые не входят в неё, но тоже занимаются проблемами черкесов (адыгов) в пределах своих государственно – территориальных образований. Их цели и задачи в принципе идентичны, просто формы и методы  реализации по различным причинам не всегда совпадают, что, к сожалению, не всегда помогает эффективному решению стоящих перед ними проблем.

Каковы же некоторые главные цели и задачи над реализацией которых сегодня работают МЧА и другие общественные организации черкесского (адыгского) народа.

Во – первых, это формирование у адыгейцев, кабардинцев, черкесов, других его субъэтносов единого национального самосознания, чувства принадлежности к единому черкесскому (адыгскому) народу, независимо от места их проживания, степени владения родным языком, «чистоты крови» и  древности происхождения рода, современного вероисповедания; принятие на официальном уровне (на съезде, конгрессе) решенияо возвращении единого официального этнонима «черкес» для этнического определения адыгейцев, кабардинцев, черкесов и других субъеэтносов на русском языке, и закреплении этнонима «адыгэ» на родном языке.    

         Во – вторых, это целенаправленное и конкретное участие в мероприятиях по содействию в сохранении и развитии черкесского (адыгского) языка, как одной из главных основ сохранения исторического долголетия этноса. В создании единого черкесского (адыгского) языка общения и единого алфавита на основе адыгейского или кабардино – черкесского языка. Содействие в воспитании молодежи на лучших традициях и обрядах черкесского (адыгского) народа, как составной части прогрессивных традиций общероссийской и мировой культуры. В воспитании у неё уважения к мусульманской религии (исламу), как религии предков, которой и ныне придерживается основная часть черкесов (адыгов);

В – третьих, поддержка социально – экономических, юридических и других мероприятий, направленных на восстановление численности черкесского (адыгского) народа, поощрение деторождения и снижения смертности среди черкесов (адыгов), проживающих в республиках Северного и Северо – Западного Кавказа и за рубежом. Участие в урегулировании негативных миграционных процессов, происходящих в местах их компактного проживания. Проведение регулярного анализа демографических и миграционных процессов, происходящих в черкесском (адыгском) этносе;

В – четвертых, содействие зарубежным соотечественникам, желающим вернуться на историческую родину в Адыгею, Кабардино – Балкарию, Карачаево – Черкессию, другие места проживания их предков, в оформлении документов, обустройстве на новом месте и поисках работы. Оказание помощи в облегчении визовых процедур и получении двойного гражданства тем из них, кто не имеет возможности вернуться на родину, но имеет желание чаще посещать её, или, не теряя гражданства страны проживания, получить гражданство Российской Федерации.

Следует учесть, что проблема репатриации черкесов (адыгов) возникла еще в первые годы их массовой депортации в Османскую империю. Оказавшись в непривычных и тяжелых условиях проживания, группы иммигрантов стали стремиться к возвращению на историческую родину. Многие из них регулярно предпринимали официальные и нелегальные попытки к возвращению на Северо – Западный Кавказ, которые, однако, в большинстве случаев завершались неудачно.

Правительство Османской империи, царской России, а позднее и СССР в периоды сталинизма и застоя  препятствовали репатриации зарубежных черкесов. В период после Второй мировой войны советские органы власти мотивировали свои отказы, как правило, нехваткой жилья и земель на Северо – Западном Кавказе. Кабардино – Балкарский обком КПСС, Правительство и Президиум Верховного Совета КБАССР несколько раз обращались в ЦК КПСС с ходатайством о возможности решения данного вопроса, однако положительного ответа не получили. Тем не менее, уже с 60 – х годов прошлого столетия некоторые черкесские семьи из Сирии, Иордании и Турции стали частным путем переселяться в Кабардино-Балкарию и Адыгею.

Ситуация стала меняться в положительную сторону во 2-й половине 1980-х годах, в связи с проводимой в СССР политикой перестройки. Так, в Адыгею начали возвращаться зарубежные соотечественники, главным образом, после 1990 года, когда Адыгейская автономная область была преобразована в республику и получила новые полномочия. В 1991-1994 годах Отдел виз и регистрации МВД Республики Адыгея выдал репатриантам 767 видов на жительство, 84 репатрианта получили российское гражданство.

6 июля 2001 года Совет Республики Парламента КБР принял закон «О репатриантах», в котором определены: государственная политика в области содействия репатрианта, права и обязанности репатрианта на территории КБР.

Важным политическим событием стало возвращение группы черкесов из Косово (в тот период субъекта Союзной  Республики Югославия) в Республику Адыгея. В целом репатриация зарубежных черкесов не приняла широкого размаха. К концу 2000 года общая численность репатриантов-черкесов в Республике Адыгея и Кабардино-Балкарской республике достигла 1335 человек. По данным ОВИР МВД РА, виды на жительство получили 820 адыгов-репатриантов. Из них: граждане Турции – 221, граждане Сирии – 218, граждане Иордании – 126, граждане Израиля – 159, граждане Югославии – 79, граждане Германии – 3, граждане США – 11, а также по одному гражданину Франции, Норвегии и Нидерландов. Гражданство РФ получили 242 репатрианта. Из них: граждане Турции – 127, граждане Сирии – 55, граждане Иордании – 34, граждане Израиля – 6, граждане Югославии – 14, граждане Германии – 3, граждане США – 3. Общая численность адыгов-репатриантов РА составила 1062 человека.

По данным ОВИР МВД КБР, виды на жительство получили 891 человек. Из них: граждане Сирии – 402, граждане Иордании – 219, граждане Турции – 231, граждане США – 36, граждане Германии – 3. Гражданство РФ получили 382 репатрианта. Из них: граждане Сирии – 212, граждане Турции – 100, граждане Иордании – 62, граждане США – 5, а также 1 гражданин Югославии. Общая численность адыгов-репатриантов в КБР составила 1273 человека.

В последние годы этот процесс заметно осложнился. Как показали результаты социологического исследования, проведенного Кабардино-Балкарским институтом гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН, среди адыгов – репатриантов в Республике Адыгея – в августе 2006 года и в Кабардино-Балкарской республике – в ноябре 2006 года (по 200 респондентов) причин тому немало. Но наиболее сложными для них являются проблемы, связанные с получением российского гражданства (87% респондентов в РА и 90% респондентов в КБР), с трудоустройством (13% респондентов РА и 54% респондентов в КБР), с приобретением жилья (21% респондентов в РА и 7,5% респондентов в КБР), с незнанием местного жизненного уклада (50% респондентов в РА и 10% респондентов в КБР). А это значит, что власти и общественные организации этих республик и, естественно, МЧА должны более активно работать над решением данных вопросов в Администрации Президента, Парламенте и Правительстве Российской Федерации.

Нужно также иметь в виду, что к решению этой проблемы разные возрастные группы  и социальные слои зарубежных черкесских общин подходят неодинаково. Так, например, группы патриотически настроенной молодежи в Турции и Сирии считают, что только на исторической родине возможно сохранение и развитие этнической культуры и, несмотря на политическую и экономическую нестабильность на Северном Кавказе, они просто и обязаны возвратиться туда. Другие представители зарубежной черкесской молодежи видят свое будущее в иммиграции в страны Западной Европы и США. Нет единого мнения в отношении этой проблемы и среди черкесов, проживающих в странах Западной Европы и США. Большинство из них связывают сохранение своей этнической культуры с деятельностью черкесских общественных организаций, с развитием культурных связей с республиками Северного и Северо – Западного Кавказа;

В пятых, активное участие в мероприятиях, направленных на дальнейшее укрепление семейно – бытовых, культурных и экономических связей между российскими и зарубежными черкесами (адыгами). В том числе в проведении совместных фестивалей, конкурсов, концертов, конференций, спортивных состязаний, прием молодежи в вузы республик, молодежные и детские лагеря, организация изучения родного языка в местах компактного проживания, издание совместных научных, научно – просветительских и художественных трудов и произведений, создание совместных промышленных предприятий, фабрик, торговых домов и других мероприятий. Эти меры помогут приостановить процесс ассимиляции и, в первую очередь, утрату родного языка, традиций и обычаев предков и в целом возродить черкесский (адыгский) менталитет, улучшить социально – экономическую обстановку в республиках, содействовать укреплению связей Российской Федерации со странами компактного проживания зарубежных соотечественников.

Решение этих и целого ряда других проблем потребует недюжинных консолидированных усилий не только от МЧА и других общественных организаций, но и, прежде всего, от всего черкесского (адыгского) народа в целом. Ибо, только при условии, что им будет осознана суть происходящих процессов и необходимость солидарности с ними, он без колебаний окажет МЧА духовную, а если надо, то и материальную поддержку. Только в этом случае МЧА и другие общественные организации (созданные не на искусственной основе) смогут выстроить эффективную работу, создать единое информационное, научное и культурное пространство, проводить  конкретные значимые организационные, идеологические и культурные мероприятия. Естественно, что часть их необходимо осуществлять только в тесном взаимодействии с органами государственной власти России и республик, имеющих больше сил и возможностей, или, по крайней мере, в той степени, в какой это возможно. Важной задачей МЧА и особенно местных организаций является создание и поддержание деятельности первичных организаций (Адыгэ Хасэ) в каждом населенном пункте, без чего нельзя будет организовать нормальную организационную, пропагандистскую и культурно – массовую работу среди населения.

Прилагая усилия к возрождению и развитию своей национальной самобытности, нынешние черкесы (адыги) России и других стран исходят из того важнейшего принципа, что они живут в многонациональных республиках многонациональной России и других многонациональных государствах, а потому понимают, что их благо, как и благо любого другого народа, во многом зависит от наличия общего блага этих республик, России и других стран компактного проживания. А это значит, что они намерены и впредь строго соблюдать разумный баланс интересов в решении своих этно – культурных целей в рамках существующего российского и мирового законодательств.

Related posts

Leave a Comment