Публицистика

Что думают черкесы о решении Исполкома Международной Черкесской Ассоциации от 19 февраля 2011 года рекомендовать всем адыгам называть себя на русском и других языках черкесами?

Предлагаем вниманию читателей нашего сайта опрос, проведенный среди представителей адыгского народа по решению Исполкома Международной Черкесской Ассоциации от 19 февраля 2011 года рекомендовать всем адыгам называть себя на русском и других языках черкесами?

Петр Мацович Иванов, академик, председатель КБНЦ РАН, директор института информатики и регионального управления (г. Нальчик)

В историческом аспекте адыги, как этнос, вошли в историю как черкесы. В целях сохранения этноса, я считаю, что данное решение оправдано. Но надо сделать все, чтобы этим не воспользовались деструктивные силы, пытающиеся столкнуть народы.

 Барасби Бгажноков, 64 года, Директор института гуманитарных исследований Кабардино-Балкарского научного центра РАН (г. Нальчик)

К данному решению, я отношусь положительно. Это способствует объединению всех черкесов (адыгов). Нам необходимо единое название для этноса. Это выгодно и России. Наше государство должно признать адыгов единым народом с общим названием и самоназванием.

Светлана Алхасова, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник ИГИ Кабардино-Балкарского научного центра РАН (г. Нальчик)

Я полностью поддерживаю данное решение. У нас одно самоназвание – адыги. У нас была единая историческая территория, которая называлась Черкесией. Современные кабардинцы, адыгейцы, шапсуги – это черкесы. Все адыгские субэтносы являются носителями единого языка, фольклора, художественной культуры, адыгского этикета – Адыгэ хабзэ.

Заурбек Анзорович Кожев, старший научный сотрудник КБИГИ (г. Нальчик)

Я положительно отношусь к данному решению, хочу только добавить, что очень важно, чтобы в перспективе черкесы действительно соответствовали своему этнониму.

 Валерий Хаширович Кажаров, доктор исторических наук, заведующий отделом истории КБИГИ (г. Нальчик)

Я не возражаю против этой инициативы.

Мадина Андреевна Хакуашева, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела филологии КБИГИ (г. Нальчик)

Искусственное дробление общего этнического названия «черкесы – адыги» на субэтнические в свое время явилось необходимостью для упрочения империи. Это была общая тактика по отношению ко многим колонизированным народам страны. В результате адыги потеряли ясное представление о собственной этнической самоидентификации. Трудно себе представить, но многие из адыгов (кроме интеллигенции) все еще уверены, что адыгейцы, черкесы, кабардинцы – это разные народы. Такая разобщенность вредит этносу во всех отношениях. Ничего не меняя в современный постколониальный период, мы поддерживаем последствия порочной политики. До сих пор мы ограничивались написанием только субэтнического названия.

Следует, на мой взгляд, в графе «национальность» указывать сначала этническое название, а затем уточняющее субэтническое, например: черкес (кабардинец), или черкес (бжедуг). При этом правильно пользоваться термином, который всем давно известен – черкесы. Это постепенно все вернет на свои места.

Хасан Мухтарович Думанов, доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник КБНЦ РАН (г. Нальчик)

Да, согласен.

 М.А. Ашабоков, доктор математических наук, ведущий научный сотрудник КБНЦ РАН (г. Нальчик)

Да, согласен.

 З.З. Иванов, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник КБНЦ РАН (г. Нальчик)

Да, согласен.

 Аминат Хасановна Думанова, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник КБИГИ (г. Нальчик)

Безусловно, согласна. Давно надо было принять такое решение.

Ф.Ж. Берова, кандидат экономических наук, заведующая отделом КБНЦ РАН (г. Нальчик)

Да, согласна.

 О.З. Загазежева, кандидат экономических наук, научный сотрудник КБНЦ РАН (г. Нальчик)

Да, согласна.

М.В. Сахтуева, кандидат экономических наук, научный сотрудник КБНЦ РАН (г. Нальчик)

Да, согласна.

Башир Хубиев, 67 лет, профессор КБГУ (Нальчик)

Положительно. Это древнее название этноса. Это нас исторически объединяет. Так знают нас за рубежом. Это послужит консолидации этноса.

Арчил Журтов, 60 лет, профессор КБГУ (Нальчик)

 Положительно. По национальности мы и есть черкесы. Кабардинцы – это название, привязанное к территории. Естественно, нас это разделяет. Лучше было бы, конечно, – адыги. Но если нет, тогда – черкесы.

 Касболат Дзамихов, 53 года, профессор КБГУ (Нальчик)

Я разделяю это решение. Считаю его правильным. Я сам возглавлял МЧА, и само название Международная Черкесская ассоциация говорит о том, что адыги – это черкесы.

Вопрос чрезвычайно важный. Рада, что МЧА приняла такое решение. Осталось  донести важность такой постановки вопроса до общественного сознания нашего народа.  У МЧА есть шанс показать хоть какую-то свою связь с собственным этносом. Жаль, что такие мощные по замыслу и потенциалу организации, как МЧА и АМАН, существуют практически сами по себе,  а народ – сам по себе.

 Ирина Аджиева, студентка 3 курса по специальности «Биология», КБГУ

Черкес! Для кого-то это просто слово, а для меня и, я думаю, для многих девушек и юношей, живущих на Кавказе, это прекрасная песня, в которой воспевается судьба целого народа! Так почему бы не собрать вместе все бусы того прекрасного ожерелья Кавказа – Черкесии, которые, к сожалению, когда-то были разбросаны по земле Кавказской войной?! Объединение сил вместе является главнейшей задачей, так как именно общими усилиями удастся вернуть всех адыгов и абхазо-абазин, проживающих на сегодняшний день в зарубежных странах, на историческую родину, на землю, где раньше ходили их великие деды и прадеды. Для решения этого вопроса созданы различные объединения, одним из которых является Международная Черкесская Ассоциация, созданная в мае 1991 года. Именно МЧА и предложила вновь называть адыгов и абхазо-абазин под общим именем – черкесы. На мой взгляд, МЧА – это лучший пример того, что нужно предпринять в решении данного вопроса, так как все действия МЧА основаны на принципах самоуправления, добровольности, равноправия, гласности и законности. МЧА ставит перед собой следующие цели:

Считаю, что деятельность таких организаций как МЧА принесет только положительные результаты, ибо Черкесия – это могучее древо, которое пустило корни на нашей земле и в наших сердцах!

Марьяна Кармокова, студентка 3 курса биологического факультета КБГУ

Черкесы, ставшие жертвой геноцида в 18 – 19 вв., оказались рассеянными по всему миру, поэтому они проживают в разных республиках Северного Кавказа, под разными национальными названиями. Я присоединяюсь к мнениям тех людей, которые считают, что мы должны объединиться под одним названием ради нашего общего будущего. Кто-то называет себя кабардинцем, кто-то адыгейцем, кто-то черкесом, а кто-то шапсугом. Это все может привести к исчезновению языка, потере самобытности и самоидентификации, и, следовательно, повлияет на существование этноса.

В связи со всеми этими проблемами, участники молодежного форума выступают за восстановление единства черкесов в рамках единого субъекта РФ, за единое название, единый литературный язык и единые элементы национальной символики.

Я думаю, что они сделали правильно, дав единое название искусственно разделенным адыгским субэтносам – кабардинцам, адыгейцам, черкесам и шапсугам. Теперь название «черкес» является для них всех общим. Многие жители зарубежных стран не знают о существовании нашей нации, нашей культуры, нашего языка. Я думаю, МЧА дала такое название потому, что в других странах мы известны как черкесы. Они не знают шапсугов или адыгейцев.

 Дана Дорогова, студентка биологического факультета КБГУ

С принятым решением МЧА я абсолютно согласна. Этот вопрос, я считаю, нужно было поднимать еще давно. Ведь мы и есть черкесы, так нас знают и во всем мире. На данный момент в Иордании проживает примерно 80 тысяч наших соотечественников, в Турции – 4 млн., в Сирии – 70тыс., в Германии – 50тыс., в США – 8 тыс., в Израиле – 3 тыс.

Мне бы хотелось затронуть тему об элементе адыгской одежды – черкеске, которую приняли все народности Кавказа, в том числе донские и кубанские казаки.

Также черкеску носят и по сей день во дворце короля Иордании. Черкесы достойно несут службу, охраняя покой королевства.

На мой взгляд, это говорит о доверии, почете и уважении к нашему народу. Мы не должны об этом забывать, нося свое истинное имя из поколения в поколение.

Асхад Юсуфович Чирг, доктор исторических наук, декан факультета адыгейской филологии и культуры Адыгейского государственного университета, Джебраил Хаджибирамович Мекулов, доктор исторических наук, главный научный сотрудник отдела истории ГУ «Адыгейский республиканский институт гуманитарных исследований им.Т.М.Керашева», Аскер Дзепшевич Панеш, доктор исторических наук, заведующий отделом истории ГУ «Адыгейский республиканский институт гуманитарных исследований им.Т.М.Керашева» (г. Майкоп)

Этнонимы «Адыги» и «Черкесы» уже давно приняты учеными. Они исторически оправданы и соответствуют уровню национального самосознания адыгов.

Лейла Абубекировна Бекизова, доктор филологических наук, профессор, академик АМАН, заведующий отделом литературы и фольклора народов КЧР КЧИГИ, вице-президент АМАН, председатель Союза писателей КЧР (г. Черкесск).

Считаю непременным условием сохранения народа как внутри, так и вовне  под этническим самоназванием «адыгэ», который объединяет и теперь адыгейцев, черкесов и кабардинцев. Нет ни одного  представителя нашего этноса, который не говорил бы эту сакраментальную фразу: «у адыгэ?». На протяжении своей многовековой истории  черкесы (адыги) ни своими действиями, ни своими поступками, ни своей позицией  не осквернили  изречение: «разве ты не адыг?».

Начиная с XIII в. известен термин «черкес». Рассеянный по всему миру  народ сохранился как единый народ именно под этим  иноназванием. Для адыгов термин «черкес» также служит объединительным термином.  Этноним черкес – спасательный круг для нашего народа, мы учтены в мире как черкесы.

Раиса Хасановна Темирова, кандидат филологических наук, заведующий сектором кабардино-черкесского языка КЧИГИ (г. Черкесск).

Однозначно я за решение этого вопроса в общенациональном плане. Мои доводы основываются на том, что у нас один язык с множеством диалектов (что свидетельствует о древности и богатстве языка). У нас один фольклор, всемирно известный эпос «Нарты». Мы имеем единый для всего  этноса морально-этико-правовой  кодекс Адыгэ Хабзэ. На родном языке мы все называем себя  адыгэ. У нас общая историческая память, в недалеком  прошлом  единая территория, что само  по себе говорит о многом. Существующие в настоящее время административные  названия – Кабарда, Черкесия, Адыгея и соответствующие  им этнические  названия кабардей, черкес, адыгеец являются порождением, в первую очередь, Кавказской войны, и, во вторую, – национально-государственного строительства в советское время. Мы должны раз и навсегда понять, что наличие двойного термина для обозначения одного этнонима является обычным. Примеров тому  множество? Хай-армяне, картли-грузины, дойче-немцы. В этом ряду  находятся наши два термина: адыгэ, как самоназвание, и черкес, как иноназвание. Мы известны всему миру под именем «черкес», которое, в свою очередь, является вариантом древнегреческого «керкеты». Под этим термином мы и наша территория известны в монгольских документах времен Чингиз-хана. В них Россия известна как орусюты, а Черкесия – как черкесюты. Наши соотечественники, проживающие во многих странах мира, известны только под этнонимом черкес. Из нашей повседневной жизни надо исключить практику, когда на русском языке мы пишемся адыгэ. Это касается, в первую очередь, работников сфер культуры, СМИ, когда переводя текст на  русский язык вместо   этнонима «черкес», употребляют – адыгэ. Если мы будем выступать под единым этнонимом, то в масштабах России легче будет ставить и решать  проблемы двойного гражданства и возможной репатриации черкесов диаспоры. Вопрос этот поднимается не первый раз. Еще в 1994 г., прошедшая  в Майкопе научно-практическая конференция под девизом: «Один народ – одно название», приняла резолюцию, которая была разослана в администрации трех черкесских республик. Но, к сожалению, как у нас водится, вопрос заглох на долгие годы. Мы черкесы КЧР, поднимали этот вопрос и во время переписи населения 2002 г. Поддержка была, судя по прессе, и зарубежных черкесов. Ясно одно, чем дальше мы будем обсуждать вопрос, но не принимать меры, тем  быстрее пойдет процесс дальнейшего разобщения, если не окончательного распада.

 Фатима Анатольевна Озова, член-корреспондент АМАН, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник КЧИГИ (г. Черкесск).

Вопрос чрезвычайно важный. Рада, что МЧА приняла такое решение. Осталось донести важность такой постановки вопроса до общественного сознания нашего народа. У МЧА есть шанс показать хоть какую – то свою связь с собственным этносом. Жаль, что такие мощные по замыслу и потенциалу организации, как МЧА и АМАН, существуют практически сами по себе, а народ – сам по себе.

Заур Налоев, 80 лет. Писатель, ученый, общественный деятель (г. Нальчик)

Я думаю, что черкесами можно называться. Мы – адыги, для других – черкесы. Смотрю на это нормально. В мире все знают и говорят, что мы черкесы.

Борис Хатуевич Темирканов, председатель Союза композиторов КБР, Народный артист РФ, лауреат государственной премии КБР в области литературы и искусства(г. Нальчик)

Я считаю, что это правильно. Я поддерживаю. Я много раз бывал за границей. И не понаслышке знаю, что весь мир знает нас как черкесов. Никто не знает нас как кабардинцев, шапсугов, адыгейцев, но все знают нас как черкесов. Думаю, у моего брата Юрия Темирканова такое же мнение.

Игорь Атабиев, 49 лет, художественный руководитель ГААТ «Кабардинка» (Нальчик)

Я отношусь к данному решению положительно. Всех адыгов издревле называли черкесами. Где бы мы ни были на гастролях с ансамблем: в Турции, Сирии, Иордании и во многих других странах, то там всех адыгов называют черкесами. И нас тоже называли черкесами.

Басир Шибзухов, 59 лет, художественный руководитель кабардинского государственного театра им. А. Шогенцукова, заслуженный артист РФ (Нальчик)

Я за. Мы сами себя называем адыги. И так должно быть. Но для других мы должны быть черкесами.

Куна Жакамухова, актриса кабардинского государственного театра им. А. Шогенцукова, заслуженная артистка РФ (Нальчик)

По большому счету, за границей все знают нас как черкесов. Мы остались, безусловно, черкесами. С решением МЧА я согласна.

Джабраил Хаупа, 69 лет, композитор, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат государственной премии КБР в области литературы и искусства (Нальчик)

Это давно надо было делать. Я считаю, чтобы называться черкесами, необходимо еще разработать единый адыгский словарь. Я полностью поддерживаю инициативу МЧА.

Заур Тутов, 60 лет. Заслуженный артист РФ, Народный артист КБР, КЧР, РА (г. Москва)

Я отношусь вполне нормально. В недавней переписи моя семья записалась как адыги – черкесы. Мы один народ, с одним языком, культурой. Я не вижу в этом вопросе политики, никакой коньюктуры.

Руслан Ацканов, 61 год, директор книжного издательства «Эльбрус» (г. Нальчик)

Я полностью за.

Владимир Вороков, 75 лет, генеральный директор ОРТК «Нальчик», председатель Кабардино – Балкарского фонда культуры, председатель Кабардино – Балкарского отделения Союза кинематографистов РФ

Я не возражаю против данного решения.

Борис Мазихов, 70 лет, Председатель Союза журналистов КБР (г. Нальчик)

Если это будет способствовать консолидации этноса, я за такое написание.

 Хасан Хабасович Яхтанигов, 1942 г.р., кандидат исторических наук, заведующий отделом этнографии Национального музея КБР (г. Нальчик)

С эпохи раннего средневековья весь мир знал адыгские субэтносы – абадзехов, бесленеевцев, бжедугов, кабардинцев, махошевцев, натухаевцев, шапсугов и др. под единым общим названием «черкесы». По сей день они так и пишутся во многих исторических документах Востока, Ирана, Турции, арабских стран, Грузии, Армении и также у непосредственных соседей самих черкесов (адыгов) на Кавказе. Сами они издревле называли себя «адыгэ». Эти субэтносы являются исторически единым народом с единым национальным самосознанием, единой духовной и материальной культурой и общей этнической территорией в прошлом. Самоназвание этих субэтносов – «адыгэ», иноназвание – «черкесы». Поэтому давно уже назрела необходимость дать этим субэтносам их настоящее историческое название. Кстати, считаю необходимым добавить следующее: имперские режимы прошлого разделяли их на малые группы и разные административные районы с целью ускорения процесса их ассимиляции. Этот процесс сегодня ускорился за счет всеобщей урбанизации. Поэтому разделение на малые субэтносы сегодня ускоряет, прежде всего, духовную катастрофу. Все адыгские субэтносы должны вернуться к своему настоящему историческому названию «черкесы».

Джихан Джантемир, Президент КАF – FЕД (Турция)

Это нормально и своевременно. Мы должны быть едиными в названии, языке и других компонентах. У нас в Турции под черкесами в первую очередь подразумевают именно адыгов. Подавляющее большинство выходцев из Кавказа, переселившихся в Османскую империю во время и после Кавказской войны, были черкесы – адыги. И в Турции, и в странах Ближнего Востока все уже давно знают, что адыги это черкесы.

Анатолий Тамазов, первый председатель Совета Карачаево – Черкесской Адыгэ Хасы (КЧР)

На мой взгляд, принимать этноним «черкес» необходимо. Весь мир знает адыгов как черкесов. Также правильным будет, если мы начнем писаться черкесами.

           Мажид Утиж, 56 лет, владелец магазина «Адыгэ унэ» (г. Нальчик)

Считаю, это правильным решением Мы один народ и нам незачем разделяться по племенам. Тем более, весь мир знает нас как черкесов. Думаю, что МЧА приняло правильное решение.

Мухамед Черкесов, Председатель «Адыгэ Хасэ» КЧР

Положительно, поддерживаю.

 Арамби Хапай, Председатель «Адыгэ Хасэ» РА

Положительно, поддерживаю.

 Маджид Хуранович Чачух, Председатель «Адыгэ Хасэ» Шапсугов.

 В общем, положительно, но хотелось чтобы, на любом языке нас называли Адыгами.

 Аслан Бештоев, Председатель «Адыгэ Хасэ» Абхазии.

Положительно, поддерживаю.

         Валерий Хатажуков, 54 года, председатель Кабардино – Балкарского правозащитного центра (г. Нальчик)

Я поддерживаю. Это нормально и обоснованно. Адыги – это единый народ. У нас единый язык, просто, с различными диалектами, единая культура. Я – за!

Мухамед Мухарбиевич Думанишев, глава КФХ «Колос», кандидат сельскохозяйственных наук, 1959 г.р., работает в с. Кахун Урванского района

Считаю, что более правильно будет назвать все адыгские субэтносы черкесами.

 Мухамед Аслангериевич Агиров, мастер-оператор, 1952 г.р. (г.Нарткала)

Полностью одобряю эту формулировку.

 Амир Хажмуридович Коготыжев, 1951 г.р., ветеринарный врач, проживает в с.Урух Лескенского района

Считаю, что правильно будет назвать все адыгские субэтносы адыгами-черкесами.

Альтудов Валерий Сафарбиевич, 1956 г.р., оператор на «Нальчикском халвичном заводе», проживает в с.Анзорей.

Полностью одобряю решение МЧА.

 А. Сижажев, пенсионер, 61 год (г. Нальчик)

На мой взгляд, это одно из принципиальнейших решений МЧА на долгом и затянувшемся пути к духовному объединению черкесского народа, разорванного и разметанного по всему миру Русско – Кавказской войной. Иноназвание «черкесы», под которым многие века подразумеваются адыгские субъэтносы в России и во всем мире, лишь логично и гармонично дополняет самоназвание «адыгэ», которым мы повседневно пользуемся при общении между собой. Похожее решение приняли, например, осетины (Северная Осетия – Алания), якуты (Саха – Якутия) и другие этносы. И это никому не мешает, да и не должно мешать. Восстанавливая свое полное этническое название, народ тем самым исправляет историческую оплошность, и демонстрирует возросшую степень своего интеллекта, единства и национального самосознания.

Конечно, трудно ожидать от адыгов полного единодушия по данному вопросу, которого не было в его истории и по многим другим. Поэтому и сегодня есть те, кто, по различным причинам, отрицают историческое и этническое родство адыгских субъэтносов, пугают общество различного рода страшилками политического и межнационального характера. Внося, таким образом, губительный раскол среди черкесов. Однако, будем надеяться на их здравый смысл и на способность МЧА довести принятое им решение до логического конца.

 Хаути Назирович Шугушхов, начальник МУ отдела культуры и молодежной политики Урванского района (г. Нарткала)

Положительно.

 Лариса Лостанашевна Кодзева, директор Баксанского районного краеведческого музея (г. Нарткала)

 Положительно.

Ибрагим Яганов, 47 лет, фермер-конезаводчик (Урванский район)

Я полностью поддерживаю данное решение. Но хотел бы внести небольшое дополнение, абхазов и абазин тоже надо называть черкесами. Считаю, что термин «черкес» должен служить объединяющим фактором для всех адыгов.

М.Х. Шокуев, кандидат экономических наук, доцент КБГСХ (г. Нальчик)

Да, согласен. Необходимо провести референдум адыгского народа в Адыгее, КБР, КЧР и Причерноморских шапсугов. Проведение данного мероприятия, не на словах, а на деле, стало бы серьезным шагом в деле возрождения адыгского народа.

М.З. Канукова, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент КБГСХ (г. Нальчик)

Да, согласна. Давно надо было провести подобное мероприятие, в 1990-1995 годах.

М.А. Яхтанигов, кандидат экономических наук, зам. декана КБГСХ (г. Нальчик)

Да, согласен

Related posts

3 Thoughts to “Что думают черкесы о решении Исполкома Международной Черкесской Ассоциации от 19 февраля 2011 года рекомендовать всем адыгам называть себя на русском и других языках черкесами?”

  1. Дагужиев Мурат

    Полностью поддерживаю данное решение!

  2. Это очень важный шаг в деле возрождения нашего национального самосознания и практический шаг в восстановлении нашей национальности

  3. асланбек

    Самоназвание — адыг, иноназвание — черкес. Это логично.

Leave a Comment