Публицистика

Жизнь на алтарь свободы (О героях из убыхского рода Берзек)

В контексте современного развития истории России и народов Северного Кавказа дальнейшее изучение Кавказской войны актуально. Объективное и целостное освещение вопросов участия убыхов и владетельного рода Берзек в Кавказской войне   будет способствовать правильному пониманию истоков и сущности Кавказской войны, роли России в исторических судьбах народов Северного Кавказа.

   Убыхи – коренное население Черноморского побережья Кавказа. В первой половине XIX. убыхи занимали область  между рр. Шахе и Хоста, что находится на территории современного Большого Сочи. К 50-м гг. Убыхия состояла из следующих племенных объединений или, как принято их называть, обществ: Субаши (Субешх), Хизе, Вордане, Псахе, Саше и Хоста (Хамыше), расположенных в прибрежной полосе. Также известно о существовании в то время целого ряда горных  убыхских обществ, названия которых история, к нашему сожалению, не сохранила, но, существование которых позволило авторам называть убыхов “истинными горцами”.          Географически  располагаясь между адыгами и абхазами, этнографически и лингвистически являясь как бы промежуточным звеном между ними,  убыхи, тем не менее, занимали особое место в западной группе кавказских народов.

Убыхский язык  относится к абхазо-адыгской группе иберийско-кавказской языковой семьи. Он является наиболее древним языком аборигенного населения Большого Сочи.

В первой половине XIX в.  численность населения Убыхии  составляла около 100 тыс. человек.

Период времени с конца XVIII в. до 60-х г.г. XIX в. является важным и, вместе с тем, трагическим этапом в истории убыхов. События, связанные с Кавказской войной, и сопровождавшиеся бурными потрясениями тесно переплетались с социально-экономическими и общественно-политическими процессами, происходившими  в убыхском обществе. Поступательный процесс общественно – экономического, социального  и общественно – политического развития убыхского этноса  сопровождался самоотверженной борьбой  за независимость. Одним из ярчайших примеров свободолюбия и готовности положить все на алтарь независимости явилась борьба убыхского народа против царской колониальной политики на Кавказе. И тем больнее осознание того, как мало мы знаем об этом удивительном племени гордых убыхов, превыше всего ставивших свою свободу. То, что царское правительство называло “фанатичностью” диких горцев, и что в особенности было присуще убыхам, мы склонны называть беспримерным патриотизмом и бесконечной любовью к земле предков, почитанием и уважением обычаев и традиций своего народа.

Убыхи сыграли значительную роль в организации и осуществлении национально-освободительной борьбы горцев против  политики царской России в Северо-Западной части Кавказа, а на заключительном этапе  шли в авангарде освободительной борьбы. Их беспримерный героизм и самопожертвование красной нитью прослеживаются в истории освободительного движения народов Закубанья.

Активизация  политики  России на Северо-Западном Кавказе в 20-е гг.  требовала от горцев выработки единой тактики отношений с Россией.  Общая борьба сплачивала горские народы. “Война с нами, – отмечал начальник 1-го отделения Черноморской береговой линии контр-адмирал Л.М. Серебряков, – прекратила их раздоры, союз их с каждым днем становится все теснее, и если не предупредим их покорением, то нельзя ручаться, чтобы не появился человек с диким гением и с сильным характером, который воспламеняет всегда тлеющие в сердцах азиатцев страсти фантастические и, став на челе народа, выступит с ними за его разбойническую независимость в борьбу правильную, упорную и кровопролитную”.

Опасения Серебрякова имели под собой основание: огромное неоспоримое влияние среди народов Западного Кавказа в 20-е  гг. приобретают знаменитые представители рода Берзек. В конце 30-х гг. он состоял из 400 семей и считался одним из самых уважаемых кланов не только в самой  Убыхии, но и на всем Западном Кавказе

Несколько слов о происхождении самой фамилии. О ней упоминается в перечне знаменитых фамилий Кавказа в энциклопедии “Мейдан Ларусс”. В свое время о роде Берзек писал известный французский ученый Ж. Дюмезиль, в книге, изданной Парижским университетом в 1975 году и посвященной убыхам. Интересные сведения содержатся на старой французской грампластинке с записью кавказского фольклора.

Казым Берзег, потомок знаменитого рода, в своей работе “Политика Османской империи по отношению к черкесам после1829 г. Добровольно-освободительная армия, созданная в Османской империи до гражданской войны. О знаменитых выходцах рода Берзегов на Кавказе и в Османской империи” раскрывает корни происхождения рода Берзек. В частности, он записал со слов знатока истории рода Берзек Мустафы Невзата Псака  предания о происхождении рода. Оно гласит, что около 1500 лет тому назад жили два княжеских семейства, которые люто враждовали между собой. В конце концов, одно из этих семейств уничтожило всех мужчин другого. Остались одни немощные старцы и молодые женщины, одна из которых носила под сердцем ребенка. Победившая княжеская семья решила, что если у нее родится мальчик, умертвить и его. Действительно, у этой женщины родился сын, которого родственники роженицы выкрали и воспитывали в сеннике, вдали от чужих глаз. Так ему сохранили жизнь, а впоследствии дали имя Берзек. Убыхский язык мертвый, поэтому установить значение фамилии Берзек не представляется возможным. У него родились сыновья: Емин, Дегу, Бабук и Канбулат. Они и положили начало четырем линиям фамилии – ведь современной науке известны четыре родовых знака (дамыгъэ-тамга), которые принадлежат убыхскому роду Берзек.

Таким образом, фамилия Берзек одна из самых старинных родов на Северо-Западном Кавказе. А многочисленные свидетельства русских разведчиков, ученых и военных лиц, посещавших Северо-Западный Кавказ в период многолетней Кавказской войны, пронизаны духом невольного восхищения героическими представителями этого рода.

Согласно свидетельствам современников и архивных материалов, с середины 20-х гг. XIX в.   вплоть до выселения убыхов с их исторической родины, именно представители  старинного и владетельного  рода Берзек осуществляли руководство действиями убыхов по организации и осуществлению освободительной борьбы в период колонизации Закубанского края.

В середине 20-х гг. руководство действиями убыхских отрядов осуществлял  Сааткерей Адагва-ипа Берзек. Он возглавил поход убыхов против Абхазии, осуществленный в 1823 году.

С 1829 года, когда начались активные военные  действия царской армии в Закубанье и на Черноморском побережье Кавказа, главенство среди убыхов и инициатива по организации отпора царским властям принадлежали брату скончавшегося в1823 г. Сааткерея Адагва-ипа, Хаджи Исмаилу Берзеку (1775-1853).  Именно он управлял Черкесией в самое трудное для нее время. В 20-40-е гг. XIX в. политическая инициатива была сосредоточена в его руках. Отличаясь энергичностью и беспримерным мужеством, он приобрел большое влияние среди убыхов.

В1837 г. Хаджи Исмаил возглавил объединенный убыхо-шапсугский отряд, атаковавший русское укрепление на р. Вулан. В феврале1840 г. в самый разгар войны, под его непосредственным руководством подверглись штурму и были взяты три мощных  укрепления Черноморской береговой линии – Лазаревское, Вельяминовское и Михайловское.

Активная политическая деятельность Хаджи Берзека способствовала сплочению антирусских сил на Северо-Западном  Кавказе. Однако в 1844 году, достигши преклонного возраста, он передает политическое руководство своему племяннику Герандуку Дагомуко. В1845 г. старец, заслуживший всеобщее уважение и любовь, дважды совершивший хадж (паломничество) в Мекку,  умер в своем родовом селении Мутыхуа.

  Хаджи Исмаил Берзек с молодым абхазским князем Михаилом Шервашидзе.

           Из фондов СМК В-ф-1003/1)

   Следует отметить, что на этот момент убыхи, шапсуги, натухайцы и абадзехи были уже связаны союзническими военно-политическими отношениями, призванными координировать их совместные усилия в борьбе за свою свободу. Э. Спенсер называл их конфедеративными. На народных собраниях, которые созывались в 30-е гг. систематически, убыхи, шапсуги и натухайцы жарко обсуждали вопросы, связанные с выработкой тактики и стратегии дальнейших действий против русских войск, наращивающих экспансию на Северо-Западном Кавказе.  На одном из таких собраний,  происходившем в земле шапсугов в долине между реками Убин и Афипс в июне 1836 года   убыхский предводитель Хаджи Берзек представил собравшимся знамя  “конфедеративных племен”. Флаг независимости был сделан из зеленого шелка, на котором над тремя скрещенными острием вверх, стрелами, расположены 12 звезд.  Три стрелы символизировали три самых древних адыгских рода, а звезды означали объединение 12 провинций, наиболее значительных из адыгских этнических групп.

Несмотря на богатое разнообразие методов действия царского командования на Кавказе, на огромные материальные и людские потери, России не удавалось добиться окончательного решения “черкесского вопроса”. Укрепления и форты на Черноморской береговой линии строились с единственной целью – блокировать Черкесию как со стороны Черноморского побережья, так и со стороны Кавказской линии. Россия стремилась обеспечить политическую и экономическую блокаду Черкесии, изолировать ее от остального мира и добиться покорности со стороны горцев. По мнению адмирала М.П.Лазарева, “занятие его (побережья – автор) укреплениями имеет ближайшей целью пресечение всех сношений с морем между непокорными жителями Кавказа и другими приморскими народами, дабы заставить первых, лишением их некоторых необходимых жизненных потребностей, приобретаемых этим путем, прибегнуть к пособию России, к дружелюбным с нею отношениям и, наконец, к покорности”.

Как было отмечено с середины 40-х гг. на политическую арену выходит Хаджи Герандук Дагомуко, проявивший себя как талантливый общественный  и политический деятель. Родился он в ауле Мутыхуа, что на правом берегу Сочи-пста, в районе современного села Пластунка. Хаджи Герандук был крестным отцом  правителя Абхазии Чачба Хамит Бея, жена происходила из княжеской мингрельской семьи. Он получил прекрасное образование в России и был высокообразованным и дальновидным политиком, к тому же стойким и непоколебимым в своем благородном намерении сохранить независимость Убыхии.  Голова Хаджи Герандука была оценена царским правительством очень высоко. Генерал-лейтенант Н.Н. Раевский в одном из своих уведомлений (от 7 июля 1839 г.) писал: “Берзек Хаджи посеял интриги среди народа и распространил ложные сведения, что султан и король Англии идут на помощь черкесам; я со своей стороны заявляю всему народу, что тот, кто отрубит ему голову и принесет мне, получит тысячу монет серебром; кто отрубит голову Берзеку Хаджи, пусть тотчас же приходит в одну из наших крепостей, там создано приказание… в течение часа ему отсчитают в собственные руки тысячу рублей серебром”.

В 1859 году он собрал предводителей адыгов, абхазов и убыхов на федеральном съезде черкесов. Правительство объединенной Черкесии во главе с Хаджи Герандуком  вели переговоры с Англией, Францией, Россией и Турцией.

В1861 г. в самый трагический период в истории освободительной борьбы адыги под руководством Хаджи Герандука Берзека, предприняли очередную попытку создания единого независимого территориально-административного образования, которое позволило бы объединить им все свои силы и направить действия на сохранение свободы и независимости.

На собрании представителей убыхов, шапсугов и абадзехов 13 июня  был учрежден меджлис, получивший название “Великое и свободное собрание”. Все понимали необходимость выработки такой тактики, которая позволила сохранить горцам самое ценное – землю предков и свободу. Нужно было добиваться признания Черкесии как одной из воюющих сторон, придать ей статус страны, отражающей агрессию другого государства, и как минимум, подписание почетного мира с Россией. Но слишком высоки были ставки России в этой войне, чтобы вот таким вот образом ее закончить.

В1861 г. император Александр II приезжает на Кавказ. Для адыгов появилась возможность урегулировать отношения с Россией.

Встреча  с российским императором состоялась 11 сентября1861 г. на Тамани. Царь внимательно выслушал просьбу горцев не выселять их “с тех мест, где родились и жили…отцы и деды” взамен чему они выразили готовность признать подданство России. В ходе второй встречи,  состоявшейся 16 сентября в верховьях р. Фарс Хаджи Герандук Берзек в обращении к царю, подтвердил готовность горцев принять русское подданство при условии, что горцев оставят на родной земле. Как свидетельствовал И.В. Бентковский, “горцы повели, было, речь как представители воюющего народа и даже наметили несколько условий мирного договора, но государь быстро их прервал”.    Для России такие условия были неприемлемы – ей нужны были эти земли, но без населения. В подтверждение остается лишь  процитировать слова русского генерала Фадеева:  России “земля закубанцев нужна была, в них самих не было никакой надобности”. Все условия и просьбы горцев в категорической форме были отклонены. “Даю вам месячный срок одуматься, – заявил император. – Через месяц вы должны объявить графу Евдокимову, желаете ли вы перейти на места, указанные вам по р. Кубани, или же переселяйтесь в Турцию.

Несмотря на жесткую позицию царя, Хаджи Герандук передал ему “Меморандум  союза черкесских племен”, с просьбой рассмотреть его. Документ оказался у генерала Евдокимова, которому царь поручил ознакомиться с “Меморандумом” и дать ответ горцам.  Встретившись с адыгскими послами в октябре1861 г. в укреплении Майкопском, Евдокимов посоветовал им признать подданство России и принять все ее требования.

В подтверждение  своих намерений, командование возобновило военные действия с удвоенной жестокостью, уничтожая все на своем пути, при каждой возможности давая понять горцам, что переселение в Турцию самый оптимальный для них выход из этой кровопролитной войны.

Хаджи Герандук со своими людьми, количество которых составляло более 2 тыс. человек (350 семейств) переселился в Турцию.  Убыхскому лидеру были выделены удобные земли в районе Родосто на берегу Мраморного моря. Убыхи пережили все ужасы переселенческой трагедии. Находясь в карантинных лагерях, почти половина из них погибла от болезней и голода. Выселение в пределы Османской империи, скитания и лишения на чужбине закончились для гордого убыхского народа трагично – потерей горячо любимой родины и полной ассимиляцией.  Уникальный по своему происхождению и лингвистической принадлежности, убыхский народ исчез с этнической карты Кавказа.

Беспримерный героизм и самопожертвование представителей старинного убыхского рода Берзек, сыгравших выдающуюся роль в справедливой освободительной борьбе, красной нитью прослеживается в истории народов Кавказа.

 

М.Г. Хафизова

кандидат ист. наук, преподаватель КБГУ

Related posts

One Thought to “Жизнь на алтарь свободы (О героях из убыхского рода Берзек)”

  1. Привет я Ubıhı имя семейства — семья laxu (Лаку, Laho, Лако). Пожалуйста, помогите мне. akrabalarımı arıyorum. lütfen yardım edin. Atalarım nerede yaşamış bulmak istiyorum.

Leave a Comment