Публицистика

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЧЕРКЕССКАЯ АССОЦИАЦИЯ И ЧЕРКЕССКИЙ ВОПРОС: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Напомним, что 18-19 марта 2013 года в г. Ростове-на-Дону состоялась международная научная конференция «Западный Кавказ: современные проблемы».

Научный форум собрал свыше 25 участников – ученых, а также журналистов и общественных деятелей из России, Армении, Абхазии, Азербайджана, Украины. Российские участники конференции были представлены учеными из Москвы, Ростова-на-Дону, Нальчика, Пятигорска.

Доклады и выступления на конференции касались проблематики сочинской Олимпиады 2014 г., политики закавказских и иных государств в Кавказском регионе, «черкесского вопроса», политической и социально-экономической ситуации на Западном Кавказе и в районе Большого Сочи. Затрагивались также особенности медийного ландшафта стран Южного Кавказа и современных интерпретаций Кавказской войны.

Большой  интерес вызвали доклады ученых из Нальчика.

Ниже приводим доклад доктора исторических наук профессора КБГУ К.Ф.Дзамихова

 

 

КАСБОЛАТ ДЗАМИХОВ

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЧЕРКЕССКАЯ АССОЦИАЦИЯ И ЧЕРКЕССКИЙ

ВОПРОС: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

     

Тема доклада посвящена важной научной и общественно-политической проблеме – «черкесскому вопросу», который значительно актуализировался в исторической публицистике и в электронных средствах массовой информации ( зарубежных и российских ) накануне Сочинской олимпиады 2014 г. В последних сформирована некая идеологическая концепция в отношении черкесского сообщества и  «черкесского вопроса», составляющими которой являются следующие моменты: исключение из исторического контекста черкесской проблемы; никакого черкесского вопроса ранее не существовало, он возник лишь 4 июля 2007 г., с момента решения МОК о проведении Белой Олимпиады – 2014 в г. Сочи; квалификация черкесской проблемы только через призму геополитики и внешнего фактора ( заинтересованные силы и структуры в Грузии, США и т.д.) и др.

Представители академического экспертного сообщества дают в своих работах аналитически широкое понимание объективности черкесского вопроса, который раскрывается в широком историческом и политическом контексте: в XVI – первой половине XIX вв. статус Черкесии и черкесов оспаривался, прежде всего, внешними силами  ( т.е. противоборствующими державами ); с начала XX в. «черкесский вопрос» формируется уже представителями международного черкесского сообщества; следующим рубежом актуализации «черкесского общества» был период с середины 1980 –х  гг. когда происходят изменения в основных странах проживания черкесов ( СССР и Турции ); последний этап – с заседания МОК в Гватемале, определения Сочи как места проведения олимпиады и замалчивание истории и культуры черкесов, являющегося коренным народом, имеющего неразрывную связь с территорией Сочи.

В качестве предмета и объекта  исследования избрана деятельность Международной Черкесской Ассоциации в 1991-2013 гг., которая является легитимной и единственной международной организацией, выражающей национально – культурные интересы черкесов России и зарубежья. Она основана на документах сборника «МЧА 1911-2011. Сборник документов и материалов».-Нальчик: ООО «Тетраграф»,2011.

Двадцатилетие деятельности Международной Черкесской Ассоциации для истории не такой длительный временной отрезок, но для черкесского этноса, его самоорганизации и существования в конце XX – начале XXI столетия, само создание и существование МЧА коренится в ключевом периоде адыгской истории, связанным с трагическими событиями Кавказской войны.

С последней трети XVIII века Российская империя приступила к прямому военно-колонизационному покорению Кавказа и первой жертвой этой политики стали Адыги, которых в различных странах еще с XIII века знают как Черкесов. Черкесский этнос оказался перед необходимостью выбора, и он выбрал путь сопротивления, путь отстаивания своей независимости. Это была борьба, направленная не на достижение внешних целей, а на защиту суверенности своего жизнеустройства, верховенства на своей земле, своего традиционного социально-политического порядка, иными словами, это была борьба за национальное самосохранение. Кровопролитная Кавказская война шла до 21 мая 1864 года. Изнемогая под натиском многократно превосходящих их царских войск, черкесы были вынуждены сложить оружие и прекратить сопротивление. В урочище Кбаада (Красная Поляна), недалеко от центра убыхской земли Саше (современный город Сочи) победители провели парад войск и отслужили молебен, посвященный покорению Западного Кавказа. За трагедией поражения черкесов последовала и другая – их массовая депортация в пределы Османской империи. По официальным данным царских военных властей число депортированных адыгов составило 493 000 человек. Специальные научные исследования (отечественные, европейские и турецкие) называют количество изгнанников в пределах свыше 1 млн. человек. Огромное количество людей погибло от голода, холода и эпидемических заболеваний, вызванных скоплением населения как в местах выселения на черноморском побережье Кавказа, так и на турецком берегу в пунктах прибытия депортированных адыгов. Таким образом, в XIX веке руководством Российской империи по существу была осуществлена грандиозная этническая чистка. Черкесскому этносу был нанесен удар, который потряс его до самого основания – это разрушение внутриэтнических связей и производительных сил, утрата общности территории, разрушение этнопсихологии. Указанные события, связанные с колониализмом и имперской политикой, основательно подорвали процесс естественного развития адыгов, привели к нарушению традиционного баланса народонаселения, потере основной части своих исконных земель, в чем во многом кроются корни сегодняшних бед.

Во второй половине XIX века черкесы, претерпев неимоверные физические лишения и тяготы, находясь в состоянии демографической катастрофы, постепенно адаптируются к условиям проживания на чужбине. Оказавшись в чуждой языковой и культурно-исторической среде, черкесы столкнулись с опасностью возможной потери этнокультурной  самобытности в результате ассимиляционных процессов и смогли мобилизовать весь свой культурный потенциал для сохранения себя как этноса. Этому способствовали создаваемые с начала XX века первые общественно-благотворительные и культурно-просветительские объединения. После младотурецкой революции особенно много черкесских общественных организаций возникает в Турции. Уже в 1908 году в Стамбуле организуется Черкесское общество единения и взаимопомощи (Хасэ). В 1928 году в Дамаске создается Черкесское общество по обучению и сотрудничеству. В октябре 1932 года в Аммане возникает Черкесская Благотворительная ассоциация.

Черкесы (адыги) диаспоры преодолели много трудностей, чтобы сохранить свою самоидентификацию. В этом огромную роль сыграли названные и другие общественные объединения, которые в зависимости от времени и условий проживания занимались сохранением своей этнической культуры (языка, хабзэ, обрядности и т.д.). Самая большая проблема – это сужение сферы использования родного языка, которым даже внутри семьи уже не владеют младшие поколения. В последние десятилетия актуализировалось соотношение национального и религиозного в сознании и повседневной жизни адыгов.

Представления об исторической родине на Кавказе, передаваемые в диаспоре от одного поколения другому, любовь к родному отечеству и при малейшей возможности стремление вернуться на родину – все это постепенно сложилось как национальная черкесская идея, объединявшая адыгские этнические группы в единое целое в странах проживания.

Советское государство прекратило и запретило контакты и иные связи с черкесами (адыгами) Северного Кавказа и диаспорой. Зарубежным черкесам отказывали в репатриации, в посещении исторической родины. Положение изменилось после Второй мировой войны только в отношении определенных восточнославянских этнических групп (например, некрасовцев), которым разрешили вернуться в СССР.

Формирование двухполюсного мира, «холодная война» и политика «железного занавеса» являлись теми объективными факторами, которые разъединяли черкесов диаспоры и СССР. Турция, в которой проживала преобладающая часть соотечественников, стала членом НАТО, что не способствовало дружественным взаимоотношениям между странами.

В конце 1950-х – начале 1960-х, в период «оттепели» в Москве был организован Комитет по культурным связям с соотечественниками за рубежом. С 1966 года в Москве открылась ассоциация «Родина», филиалы которой были учреждены в некоторых союзных республиках и в Кабардино-Балкарии. По сути, через эти организации стала выстраиваться система взаимоотношений между соотечественниками зарубежья и исторической родины. Начался обмен официальными делегациями, диаспора стала получать книги и журналы на родном языке, черкесская молодежь Иордании и Сирии, а позже Турции, получила возможность обучаться в вузах Кабардино-Балкарии и Адыгеи.

Демократические процессы в СССР с 1985 года (политика «перестройки» и гласности) открыли черкесской диаспоре широкую дорогу на родину предков. С 1989 года началась активная работа по созданию международной политической и культурной ассоциации черкесов. Инициаторами создания такой организации выступили Адыги в Голландии и ФРГ.  

На рубеже 1980-1990-х гг. под влиянием общественно-политических изменений в СССР и других странах в черкесском мире происходит перелом в осознании своего этнического, культурного и языкового единства. В Кабардино-Балкарии, Адыгее, Карачаево-Черкесии, Шапсугии и Абхазии возникают многочисленные общественные организации и национальные движения, в первую очередь «Адыгэ Хасэ». Они начинают активно ставить перед властями проблемы соотечественников, помощи возвращавшимся репатриантам в оформлении документов, в поиске жилья и в их трудоустройстве.

4-5 мая 1990 года в поселении Ден Алердник (под Амстердамом) прошла первая организационная конференция, которая начала готовить общечеркесский конгресс. Он состоялся 19-20 мая 1991 года в Нальчике. В работе конгресса участвовали делегации от черкесского зарубежья Турции и Ближнего Востока (Сирии, Иордании и Израиля), Европы (Германия, Голландия и Франция), США, а также делегаты от общественных организаций Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи, Шапсугии, Абхазии, официальные делегации названных республик и регионов. Конгресс создал Всемирную Черкесскую Ассоциацию, позже переименованную в Международную Черкесскую Ассоциацию (МЧА). Был принят Устав МЧА, зарегистрированный в Минюсте СССР и РФ.

Среди основных направлений деятельности  МЧА, являющейся союзом общественных объединений – юридических лиц, созданных в соответствии с действующим российским законодательством, выделяются:

— объединение усилий и координация деятельности черкесских общественных объединений – членов МЧА, содействующих возрождению и развитию культурного и духовного наследия черкесского народа, сохранение его национальной самобытности, восстановление подлинной истории черкесов;

— содействие решению экономических, социальных, культурных и религиозных проблем, стоящих перед черкесским народом;

— содействие созданию необходимых условий для расширения связей черкесской диаспоры с исторической родиной;

— выработка механизмов в порядке, установленном российским законодательством для решения комплекса вопросов по репатриации соотечественников на историческую родину;

— представление законных интересов, содействие защите экономических, социальных и иных прав членов МЧА;

— содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных и иных конфликтов и т.д.

Документальные источники позволяют условно обозначить наиболее значимые  этапы в истории МЧА. Этап становления организации приходится на первую половину 1990-х годов. Общая нестабильность политической жизни и кризисные явления на Северном Кавказе обусловили преобладание политических задач в деятельности МЧА. Следующий, переходный этап, охватывает вторую половину 1990-х годов. Стабилизация общеполитической ситуации в России при сохранении напряженности и конфликтов в регионе Северного Кавказа позволили осуществить лишь частичный поворот от политических к национально-культурным задачам. Третий, современный этап  деятельности МЧА отражает укрепление российской государственности в начале 2000-х годов, перелом в тенденциях этнополитического развития на Северном Кавказе и позитивный поворот в положении национальных меньшинств в Турецкой Республике, где проживает около 6 млн. черкесов (по данным Великого национального собрания Турции). Все это позволило вывести на новый уровень деятельность МЧА, наладить систематическую работу Исполкома и Совета с черкесскими объединениями (учредителями ассоциации) в Турции, Сирии, Иордании, Европе и США, сосредоточив основное внимание на решении актуальных общественно-политических и культурных задач этноса в XXI столетии. А если характеризовать условия существования на данном этапе, то черкесы (адыги), как и весь остальной мир, живут в условиях глобализации. Она способствует, с одной стороны, сближению стран и государств, открытию границ. Благодаря большей активности и подвижности увеличивается способность поддерживать между собой связи, где бы ни жили черкесы. С другой стороны, там, где раньше существовали островки компактного проживания черкесских  соотечественников в диаспоре, под влиянием той же урбанизации и глобализации они размываются. Тем самым масштабы рассеянности черкесов  по миру не уменьшаются, а наоборот, увеличиваются. Отмеченные здесь объективные в мировом масштабе процессы не находятся  под контролем адыгов; Адыги не могут определять их ход и течение. В этом смысле Адыги не распоряжаются своей судьбой, они не могут выбрать другие условия своего существования. Но черкесы могут  распоряжаться своей судьбой, что выбирают путь своего дальнейшего развития, способ своего существования в заданных им условиях. В таких условиях черкесский этнос в конце 1980-х – начале 1990-х годов  подошел к ключевому моменту в своей новейшей истории – к созданию в мае 1991 года Международной Черкесской Ассоциации. На первом этапе важное место заняли организационные моменты – создание Устава, регистрация организации в Минюсте РФ, выработка Основных направлений деятельности МЧА. Очень важно, что первый Устав МЧА, основополагающие принципы которого сохранились во всех последующих редакциях, был разработан выдающимся юристом и первым президентом МЧА Ю.Х. Калмыковым.

          Одним из актуальных направлений в деятельности МЧА явилась работа по объективной оценке характера и последствий Кавказской войны, а также признания и осуждения геноцида черкесов, осуществленного царской Россией. В разные периоды Исполком МЧА обращался к руководителям КБР и РА (Кокову В.М., Джаримову А.А.), Российской Федерации (Б.Н.Ельцину, Р.И.Хасбулатову, В.С.Черномырдину, С.М.Шахраю), в ООН (Бутросу Галли), ОННН (Валт ван Праагу). Представители МЧА выступали в отмеченных международных организациях и добились принятия Резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Непредставленных Наций и Народов (15 октября 1996г., г. Пюхаярве; 15-16 июня 1997г., г. Отепяэ, Эстонская Республика).

          МЧА, работая в тесной взаимосвязи с «Адыгэ Хасэ» КБР и РА, добилась принятия законодательными органами республик Постановления «Об осуждении геноцида адыгов (черкесов) в годы Русско-Кавказской войны». Были приняты многочисленные заявления МЧА о Дне Памяти в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгее, о 130-летии, 145-летии со дня окончания Кавказской войны. Делегаты разных конгрессов МЧА обращались неоднократно к руководству различных ветвей федеральной власти о разработке и принятии Закона о преодолении последствий Кавказской войны в отношении черкесов (адыгов), а также признания статуса народа-изгнанника по отношению к черкесам.

Многие современные отечественные и зарубежные исследователи, публицисты, а также различные общественные организации, в том числе и правозащитные  считают, что трагедию, связанную с событиями Кавказской войны и её последствиями, конкретно политику правящих кругов Российской империи по устранению черкесского народа с этнографической карты исконного  проживания, можно расценивать как геноцид. Адыгский (черкесский) этнос стал «разделенной», «рассеянной» нацией. Свыше 6 миллионов черкесов живут за рубежом в 45 странах мира. Свыше 700 тысяч адыгов РФ разделены административно- политическими границами и проживают в нескольких субъектах. На протяжении последних десятилетий парламенты многих стран,  в том числе и РФ, активно принимали решения по поводу событий1915 г. После серии признаний «армянского геноцида» черкесская и зарубежная общественность правомерно ставят вопрос, что нет никаких оснований отвергать идею таких же признаний по отношению к тому, что сделали с черкесским этносом в XIX веке. С правовой точки преднамеренные и систематические действия царского правительства по отношению к черкесам не в меньшей степени заслуживают названия «геноцид», чем зверства младотурков или их сторонников в 1915 году.

В рассматриваемых событиях активно задействован фактор исторической памяти. И Кавказская война стала одним из наиболее «цитируемых» явлений прошлого. Это неудивительно. Память о ней несет в себе большое политическое и эмоциональное напряжение. Трудно оставаться беспристрастным адыгской  общественности, когда в результате массового истребления и насильственного изгнания за пределы исторической родины на Северо-Западном Кавказе сохранилось не более 5% адыгского населения. Однако, никто из адыгов, живущих на российском Кавказе и за рубежом, не ставит сегодня под сомнение исторические результаты Кавказской войны в плане покушения на территориальную целостность Российского государства. Рассмотрение проблемы «черкесского геноцида» на российском законодательном уровне является для адыгов, в первую очередь, морально нравственной. Для черкесского народа немыслимо спекулировать памятью о прошлом ради сиюминутных, а тем более корыстных интересов. Адыги помнят, что война закончилась в 1864 году и за этим последовали десятилетия и десятилетия совместного социального и культурного развития всех народов России, составляющих теперь единое гражданское общество нашей страны. МЧА рассчитывает на заинтересованный диалог и неравнодушие федеральных структур российской власти по отношению к устремлениям собственных граждан и граждан других государств, тяготеющих к своей исторической родине – Российскому Кавказу.

Понимая, что исторические процессы прошлого необратимы, черкесские организации  вновь и вновь обращаются к ним не для того, чтобы возродить в памяти боль и страдание наших народов, а, прежде всего для того, чтобы извлечь уроки и сделать достоянием современников опыт, оплаченный столь дорогой ценой, чтобы воззвать к миру и справедливости.

Вынесение политико-правового вердикта по отношению к Кавказской войне станет свидетельством приверженности новой России идеям демократии, мира и справедливости, мощным фактором катализации доверия народов Северного Кавказа к своему государству.

          С учредительного конгресса в 1991 году и по 2008 год Международная Черкесская Ассоциация выполняла огромную и созидательную работу по решению грузино-абхазского конфликта. С первых дней, МЧА обратилась к руководству РФ, мировому сообществу (ООН, президентам США, ФРГ и других стран), руководству Грузии с просьбой остановить военные действия.

МЧА вместе с другими организациями – Конфедерацией горских народов и Конгрессом кабардинского народа объявила о формировании добровольческих отрядов и оказании разносторонней помощи братскому абхазскому народу. Зарубежные и российские черкесские организации учредили фонды помощи Абхазии и развернули деятельность по сбору средств для оказания гуманитарной помощи абхазскому народу. Второй конгресс МЧА (20-25 июля 1993г., г.Майкоп) специально был посвящен ситуации в Абхазии. Ни один из последующих конгрессов МЧА не проходил без рассмотрения и принятия основополагающих документов по поддержке Республики Абхазия. МЧА одной из первых обратилась к Президенту РФ Д.А.Медведеву с просьбой о признании независимости Республики Абхазия и тем самым способствовала укреплению мира и стабильности на Кавказе.

Таким образом, в указанный выше период, несмотря на противодействие тогдашнего руководства РФ, отстаивающего целостность Грузии, МЧА  обозначила поддержку и солидарность с Абхазией как первоочередную и важнейшую составляющую «черкесского вопроса». К сожалению, после августа 2008 г. наметился определенный раскол в среде абхазской и адыгской общественности и гуманитарной интеллигенции.  Явные  очертания данный процесс приобрел после негласного  выдавливания из республики определенной части адыгских добровольцев, оставшихся жить после войны в Абхазии. После череды факторов: официального отказа абхазской стороны от проекта строительства дороги Сухум-Черкесск; неуклюжей «историографической возни» Д.Чачхалия, который услужливо «просветил» заинтересованных о том, кто из абазинских или черкесских этнических групп жил в прошлом в местах будущей олимпиады; и, наконец, определенные акценты в обращении А.Анкваба VI — ому всемирному конгрессу абхазо-абазинского народа в котором «… трагические события полуторовековой давности ..» названы  «грузом прошлого»…, « ношей для всех нас является «черкесский вопрос» — политическая авантюра направленная на дестабилизацию обстановки на Кавказе…», к сожалению, не приходится говорить о прежнем абхазо-адыгском единстве. Безусловно и в абхазском экспертном сообществе есть точки зрения, призывающие к трезвой оценке «черкесского вопроса». Арда Инал-Ипа в дискуссии на научном семинаре в  г. Сухуми (28-29 ноября 2012 г.) выступила с позицией: «Мы совершенно не говорим сегодня о том, что волнует черкесский народ. И то, что волнует не все надуманно. Надо к ним внимательно прислушаться и снять эти вопросы, тогда Олимпиада пройдет спокойно   без участия местных сил, игроков никакие заговоры не будут исполнены…Черкесы поддержали Абхазию в грузино-абхазской войне тогда, когда прежние лидеры России не хотели, чтобы с их помощью на Кавказе создалось еще одно государство, которое теперь является ее геополитическим союзником. И об этом сейчас – о роли черкесов, надо говорить России. Черкесы чувствуют себя забытыми…».

Проблема репатриации одна из самых важных и трудных проблем, над которой с первого дня существования работает МЧА. Для большинства адыгов идея репатриации – объединения нации на исторической родине является привлекательной национальной идеей. Следует признать, что это сложный и длительный процесс, требующий осознание ее необходимости не только лидерами и отдельными группами населения. Он требует соответствующих исторических условий и скоординированных усилий всех сторон. Сегодня проблему репатриации в одночасье не может решить и МЧА. Да и цель такая никогда не ставилась, чтобы разом вернуть всех адыгов на историческую родину. С первых дней Ассоциация ставила перед собой задачу оказывать содействие тем, кто решился вернуться на постоянное жительство на родину своих предков; помочь им адаптироваться в новых условиях. Именно в этих целях при взаимодействии с МЧА в Республике  Адыгея принят закон «О репатриантах».

          Важнейшим общественно-политическим событием в РФ и для всех адыгов стало возвращение черкесов из Косово в Республику Адыгея. После начала вооруженного конфликта в бывшей Югославии, МЧА неоднократно ставила вопрос о судьбе косовских черкесов на заседаниях Организации Непредставленных Наций и Народов (ОННН). Положительная резолюция по проблеме была принята и Комитетом по правам человека в ООН. Правительство РФ приняло постановление от 3 июля 1998г. «О неотложных мерах государственной поддержки переселения адыгов (черкесов) из Автономного края Косово (Союзная Республик Югославия) в Республику Адыгея» 1 августа 1998г. Всего возвратилось 174 адыга. Положительное решение данной проблемы имел резонанс и большое политическое значение в адыгском мире и в международном сообществе. Оно продемонстрировало укрепление федерализма и демократии в российском государстве, решившей главную проблему соотечественников – их возвращение на историческую родину.

          Высоко оценивая усилия российского руководства по возвращению бывших россиян на историческую родину, МЧА неоднократно обращалась к руководству РФ, что и адыги прямые потомки одного из коренных народов России, оказавшиеся за рубежом не по своей воле, имели бы те же права, которые гарантирует Указ Президента РФ №637 от 22 июня 2006 года «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». Этот указ вызвал положительный резонанс среди представителей черкесской диаспоры, которые интерпретировали его как акт восстановления исторической справедливости по отношению к адыгам (черкесам), оказавшимся в результате Кавказской войны за пределами своей Родины более 140 лет назад. Наших зарубежных соотечественников больше интересует моральная сторона вопроса – наличие возможности переселения как факт исторической справедливости. Адыгская диаспора – это колоссальный резерв для нашего отечества. Россия должна позитивно использовать возможности ее международного влияния, ее положительного имиджа в мире. Для многих из черкесов стремление жить и работать в Российской Федерации является фактически формой репатриации; они имеют законные источники существования, а подавляющее большинство обладает профессиями и квалификацией, представляющими интерес для России. Неоднократные обращения зарубежных черкесских обществ, а также Международной Черкесской Ассоциации к руководству Российской Федерации, выражали просьбу о распространении на зарубежных адыгов (черкесов) государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников.

          В соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» обязательным условием подачи заявления о приеме в гражданство РФ в общем порядке является знание русского языка. Аналогичная норма закреплена и в Указе Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002г. №1325. Между тем, согласно Федеральному закону от 24 мая 1999г. №99 – ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» под понятием «соотечественники» подразумеваются, в том числе выходцы (эмигранты) из Российского государства и их потомки. Данная форма федерального закона, таким образом, должна бы  распространяться и на черкесскую (адыгскую) диаспору, проживающую во многих странах мира, большинство из которых – в Турции, Сирии, Иордании, Израиле. Многие черкесы (адыги), желающие вернуться на историческую родину, не владеют русским языком, но знают родной язык.  МЧА принимала обращения на имя Президента РФ, а также на имя руководства Государственной Думы и Совета Федерации к внесению поправок в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» в части условий приема в гражданство РФ, предусмотрев для соотечественников сокращение сроков непрерывного проживания на территории РФ с 5 лет до 1 года; снятие требования об отказе от имеющегося у них иного гражданства; признание достаточным условием владения русским языком или языком одного из коренных народов России. МЧА уверена, что переселение большого количества черкесов (адыгов) зарубежья в республики Северного Кавказа, содействие этому со стороны российского руководства, расценивалось бы черкесской диаспорой как акт исторической справедливости, будет способствовать дальнейшему укреплению единства и дружбы российского общества, поднимет международный авторитет Российской Федерации.

       В преддверии Сочинской олимпиады МЧА и другие черкесские общественные организации РФ и зарубежья надеялись, что в приведенных аспектах «черкесского вопроса» произойдут позитивные изменения: черкесов зарубежья причислят к российским соотечественникам и на них будет распространена общероссийская программа по  «переселению соотечественников». Однако этим надеждам не суждено было  сбыться. В ежегодном послании Президента РФ Федеральному собранию (12 декабря 2012 г.)  Правительству поручено «разработать ускоренный порядок предоставления российского гражданства соотечественникам, носителям русского языка и русской культуры, прямым потомкам тех, кто родился и в Российской империи, и в Советском Союзе». Обозначенные здесь критерии не предполагают распространение на зарубежных черкесов статуса «соотечественник». В ответ на многочисленные обращения черкесских организаций по вопросу оказания помощи и возвращения сирийских черкесов-беженцев на историческую родину Комитет по делам национальностей  Государственной Думы и соответствующего департамента Минрегионразвития дал официальный ответ: «Сирийские черкесы являются потомками выходцев из среды адыгских народов Северного и Западного Кавказа, которые не приняли российское подданство и сделали добровольный выбор покинуть регион после завершения военных действий в ходе Кавказской войны ( 1817-1864 гг.). Таким образом, предки современных сирийских черкесов проживали на территориях, которых до момента их переселения в 1864 г. в Османскую империю не входили в состав Российского государства, и согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона не могут рассматриваться в качестве выходцев ( эмигрантов) из Российского государства» (21 декабря 2012 г.).

           С момента учреждения и по сегодняшний день МЧА была и остается влиятельной общественной организацией, объединяющей основную часть всех существующих в мире черкесских обществ Хасэ, независимо от места их дислокации. Она стала центром и местом средоточия усилий всех заинтересованных объединений и лиц, имеющих искреннее желание трудиться на благо своего народа.

С решения МОК о проведении зимних олимпийских игр в Сочи (2007 г.)  по сегодняшний день российская сторона избрала политику замалчивания  истории и статуса черкесов как коренного народа Восточного Причерноморья, имеющего неразрывную связь с территорией Сочи. В официальных рекламных изданиях (печатных и электронных) можно обнаружить, что угодно относительно района будущей олимпиады – от утверждения, что он представляет собой «часть древней Колхиды» (Грузии ?) до объявления его местом, «освобожденным» от Оттоманской империи. МЧА обращало неоднократно внимание федерального руководства, что невнимание к указанным выше аспектам окажет негативное воздействие на атмосферу подготовки и проведения игр как в международном, так и внутригосударственном плане. Отказ от включения черкесского историко-культурного наследия в комплекс олимпийских мероприятий, их информационное освещение с игнорированием черкесского фактора станет восприниматься массовым сознанием российских и зарубежных черкесов как сознательное пренебрежение их национальным чувствам и доброй волей. А попытки представить в качестве коренного населения Российского Причерноморья исключительно казаков (облаченных в черкески) стали бы грубым искажением действительности в историческом плане и серьезной ошибкой в общественно-политическом плане. На этом фоне нетрудно было спрогнозировать дальнейшую активизацию внешних деструктивных сил Запада (например, США) или региона (Грузия) в их стремлении дестабилизации обстановки на российском Кавказе. Напротив, своевременный учет исторических и современных реалий и осуществление связанных с ними позитивных шагов положительно скажутся на обстановке вокруг игр, повысят престиж и авторитет России. Для этого требуются символические действия подобно тому, как это было сделано в отношении коренного населения Австралии в 2000 – м и Канады в 2010 году, что согласуется с Международной Олимпийской Хартией.

Сегодня стратегической целью МЧА, своего рода императивом и главной составляющей остается положение, что черкесский этнос, где бы ни проживали ее представители, связывает свои чаяния со своей исторической родиной, с нашими республиками. В исторической родине видят свою веру  и опору черкесы всего мира! Черкесы-адыги осознают, что наше будущее во многом зависит от сохранения и дальнейшего развития в Российской Федерации демократических институтов и подлинных федеративных отношений!

 

 

 

 

 

 

Сведения об авторе:

 

Касболат Дзамихов – Зав. Кафедрой отечественной истории  Кабардино – Балкарского Государственного Университета им. Х. М. Бербекова, док.истор.наук,профессор.

 

Контактный номер: 89287115139

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Related posts

Leave a Comment