Новости

25 апреля – День черкесского флага

В 2010 году Исполкомом Международной Черкесской Ассоциации был учреждён «День адыгского флага», который символично отмечается с тех пор черкесами всего мира 25 апреля.

Впервые о черкесском флаге упомянул англичанин Эдмунд Спенсер, который находился в Черкесии в 1830-х годах. В своей книге Спенсер рассказал, как на одном собрании был вынесен и поднят флаг.

  Флаг, на зелёном шёлковом поле которого изображены три скрещённые стрелы и 12 звёзд, по числу основных черкесских субэтнических групп, по одной версии, был изготовлен в Великобритании и привезён в Западную Черкесию секретарём английского посольства в Константинополе Дэвидом Урквартом.

Адыгский флаг. Откуда он?

Популярное сегодня среди адыгов знамя с изображе­нием 12 пятиконечных звезд и трех перекрещенных стрел принято выводить из 74 тысяч  из истори­ческой ситуации девятнадца­того века. Историк Р. Трахо в своей книге «Черкесы», которая вышла в свет в Мюн­хене в 1956 году, пишет: «… Петербургская Конвен­ция 1834 года подтвердила и уточнила статью трактата. Как раз в этот период черке­сы подчинились «Великому свободному собранию». Вся страна была разделена на 12 округов. Правительство послало во главе с Исмаилом Зеушем посольство в Тур­цию, Францию и Англию и объявило всеобщую мобили­зацию. Символом черкесского единства служил националь­ный флаг 1830 года зелено­го цвета с тремя скрещен­ными стрелами и 12 звезда­ми по количеству основных племен и округов Объединен­ной   Черкесии…».

Нам кажется, будет инте­ресно читателям узнать о том, как было встречено зна­мя адыгами, тем более имея под рукой воспоминание ан­гличанина Эдмунда Спен­сера «Путешествие в Черкесию», которое, вышло отдельной книгой в Лондоне в 1839 году. На первой стра­нице книги есть цветная ил­люстрация черкесского зна­мени. Автор пишет: «…После ружейных залпов, которые обычно возвещают приезд вождя, тысячи великолеп­ных, красивых, статных воинов поскакали навстречу, и через несколько секунд мы были окружены сотнями славных патриотов Черкесии. Некоторые из них были одеты в простые крестьянские одежды, другие в сверкающие доспехи. Затем мужест­венный вождь Херсис Султун-оглу развернул велико­лепное национальное знамя, которое он получил из Стам­була, разрисованное прек­расными руками черкесской княжны, занимавшей высо­кое положение в Турецкой империи. При виде этого, столь долго ожидаемого на­ционального флага, тысячи мечей взлетели в воздух, и единый, несмолкаемый воз­глас радости исторгся из душ этой огромной массы людей. Никогда не было такого ве­личайшего выражения энту­зиазма, ни столько твердой решимости, выраженной на­родом, защищать их отече­ство. Их общая опасность пробудила в их душах впер­вые осознание  необходимости, союза, этого первого и столь необходимо­го элемента нужного им успеха победы. Каждый мужчина перед всей своей страной поклялся никогда не подчиняться русским, не вхо­дить с ними ни в какие-либо торговые отношения, не под­держивать никакие отноше­ния с ними ни под каким предлогом».

Символы, которые  обозначены на национальном флаге адыгов, трактуют по-разному. Одни объясняют исходя из исламской символики (зеленый фон и звездочки), другие считают  связанной с политической организацией адыгских племен в первой половине девятнадцатого века (12 адыг­ских племен и стрелы — их боевое единство). Некоторые в трех стрелах видят три метко бьющие стрелы нарта Тлепша, достающие врага в небе, под водой и под зем­лей. Но мы склонны видеть в национальном флаге более глубокий смысл, для объя­снения которого мы обратим­ся к истории.

Знакомство с малоазийскими археологическими ма­териалами эпохи бронзы (вре­мя хеттского царства) дает возможность предположить, что композиционная и смыс­ловая основа «эдыге бэракъ» (флага) была возрождена черкесами девятнадцатого века из древней адыгско-хетской  символики. Медные,  бронзовые и золотые хеттские штандарты в виде овальных ажурных дисков культуры Аладжа-Гуюк 11- го тысячелетия до н. э., ко­торую археологи производят с Северо-Западного Кавказа от Майкопской культуры, и более усложненный, как мож­но предположить, герб с солярно-решетчатой основой периода Хеттского царства 11-го тысячелетия до н. э., послужили исходным материалом для творческой пе­реработки      адыгами    герба девятнадцатого века.

Семантика штандарта, изображенного на рисунке (современная сувенирная плакетка из Турции), может быть такова: овал по гори­зонтали, помещенный между концами двузубой вилки, это солнечный диск в солнечной ладье. Сюжет солнца в ладье в древности был распростра­нен среди солнцепоклонни­ков всего земного шара. Основу сеточного заполнения внутреннего пространства овала составляет прямоу­гольная решетка с тремя вертикальными и горизон­тальными   пересечениями.

Двенадцать пилообразных окончаний диагональных ли­ний, проведенных через пе­рекрестия прямоугольной ре­шетки (11-ое обломано в древности) символизируют 12 месяцев солнечного кален­даря. То же повторяется в решетке: перекрестия дают 9 восьмилучевых звездочек, плюс три подвешенных ро­зетки в виде прямоугольных крестов, вписанных в окруж­ность. Подвески прикреплены на кольцах под тремя цент­ральными верховыми «пика­ми», у которых вместо ост­рия – антропоморфные фи­гурки- с зооморфными голо­вами.

Геральдически хаттско-хеттский штандарт можно истолковать как царский скипетр, соединяющий в се­бе племенные гербы древних народов, составивших еще в энеолите (IV тысячелетие до н. э.) ядро союза май­копских племен. Овал сол­нечного диска – символ атыхов, древнейших горных ско­товодов – солнцепоклонников Северо-Западного Кавказа. Неслучайно и имя главного языческого бога «Тхашхо»  и само слово бог по-адыгски «тхьа» и этнонимы «адыгэ» (атыгэ, атхьэ) лингвисты производят от «тыгъэ» —  солнце.

Двенадцать пик по внеш­ней дуге овала выражают ха­рактер племени ариев (вер­нее, протоариев), известных своей воинственностью и пришедших из Западной Европы еще в IV тысячеле­тии до н. э. на Северный Кавказ.

Какое – же отношение имеет сюжет «Адыгэ бэракъ» XIX века к скипетру древнехаттского царя? От овала сол­нечного диска оставлена лишь внешняя дуга, по ко­торой оставлены 9 звез­дочек, соединяющих в себе шаро-крестообразные  фигуры с копьевидными окончаниями и восьмилучевые звездочки в центре по внутренней дуге —  напоми­нание о трех языческих бо­жествах и одновременно за­вершение солнечного кален­даря. Перекрестие из трех стрел есть максимальное упрощение сложной решет­ки древнего скипетра, в которой прямоугольная, из­начально хаттская мирная земледельческая часть опу­щена, но, напротив, в силу военно-политической ситуа­ции подчеркнута воинствен­ная «арийская» часть и да­же прямолинейно обозначе­на в виде оперений и нако­нечников  стрел.

Пятиконечные звездочки – это графическое реше­ние скульптурной формы 12 пикообразных оконча­ний древнего герба.

Остается догадаться о том, как древняя геральди­ка майкопцев Кавказа и Алиджевцев Анатолии по­пала к черкесам XIX века. Для этого есть несколько способов, но главными из них явились палеография (древние письмена), в част­ности, иероглифическая над­пись плиты из Кархемиша (находка начала XX века), где сообщается о переселе­нии атхов и хаттов с Север­ного Кавказа в Малую Азию, и, конечно, археоло­гия. На речке Хатыпс (пра­вый верхний приток Псекупса) найдена позднечеркесская керамика с майкопско-хаттскими решетками, наре­занными    под    основаниями ручек амфор и кувшинов. Эту символику «шитхальцы» (т.п. Белореченская архео­логическая культура поздне-средиевековых адыгов) по­заимствовали из более глу­боких слоев эпохи бронзы этого же памятника.

Мы знаем из различных источников, что знамен у адыгов было много, от обще­национальных до этнических групп. Но, несомненно, са­мым дорогим было и остает­ся первое, объединяющее знамя 1830 года, именно под этим флагом адыги защища­ли свое отечество. Прошло более  160 лет со дня принятия первого национального флага и мы, адыги, вновь стоим перед исторической проблемой объединения. По­этому сейчас национальное знамя зеленого цвета с тре­мя скрещенными стрелами и12 звездами вновь попу­лярно среди адыгов и в Адыгее, и в Кабарде, и в Черкесии, и в Шапсугии, а также у нашей диаспоры за рубежом. Поэтому нам ка­жется, что не было никакой необходимости         объявлять конкурс на «изобретение» нового национального знаме­ни. Существует единое, объединяющее знамя для всех адыгов мира и хватит. Мы, конечно, считаем, что над Адыгеей, Кабардой, Черкесией и Шапсугией должен развеваться только единый флаг черкесов 1830 года. А любые попытки водрузить над нашими республиками иной флаг, мы расцениваем как неуважение к памяти пред­ков, которые отдали жизни за свободу своего отечества под этим флагом.

Нурби  ЛОВПАЧЕ, к. и. н., преподаватель Адыгейского госпедин­ститута

Асфар КУЕК,  к.ф.н., ведущий науч­ный сотрудник  адыгейского научно-исследовательского

 института

   

Related posts

Leave a Comment