Лица «кавказской национальности» в истории и культуре России
Уточним сразу – речь будет идти, главным образом, о кабардинцах и балкарцах, поскольку «ни счесть всех» выдающихся кавказцев, причастных в самом добром смысле слова к истории и культуре России, начиная с древнейших времен. Так, контакты России и народов Кабардино-Балкарии русские летописи относят к XI столетию, когда после поражения касожского вождя Редеди (к которому восходит этническая и культуро-генетическая история современных кабардинцев, черкесов и адыгейцев) в борьбе с Мстиславом Храбрым, его семья была взята древнерусским князем под опеку. Как свидетельствует история, именно от рода Редеди, – от «лица кавказской национальности», – берут начало такие известные русские фамилии как Белеутовы, Добрынские, Лопухины, Ушаковы.
Связи между Россией и Кабардой становятся особенно тесными ко второй половине XVI столетия. В итоге заключается военнополитический союз между Московией и Кабардой, который был подкреплен в 1561 году династическим браком царя Ивана IV Грозного и дочери верховного кабардинского князя Темрюка Идарова – Марии Темрюковны. Причина этого союза проста – Кабарда (Черкессия) в ту пору была доминирующей военной силой на Северном Кавказе. В последующем внук Темрюка, князь Симеон Бекбулатович (один из выдающихся участников Ливонской войны) в 1575 – 1576 самим Иваном Грозным провозглашается «Великим князем всея Руси», т.е. русским царем. Правда, не надолго – на два года (1575 – 1576 гг.). Позже он был жалован великим тверским княжеством. К тому же, по настоянию Ивана IV, Симеон Бекбулатович в 1573 году взял в жены Анастасию Мстиславскую, дочь князя Ивана Фёдоровича Мстиславского, бывшего главы «земщины» (Земского собора). Со временем русско-кавказские связи ширятся, особенно начиная с XVI – XVII вв., когда представители кабардинской и балкарской знати стали активно выезжать на службу в Россию, что приводит к основанию известных в России родов Черкасских и Бековичей-Черкасских, которые были включены в разрядные книги в качестве служилых князей, принимали самое активное участие в политической жизни и исторической судьбе Московского государства. В частности, выходцы из этих родов длительное время занимали ключевые государственные посты России: возглавляли центральные органы власти, входили в состав Боярской Думы, были видными военными и политическими деятелями.
Так, Дмитрий Мамстрюкович Черкасский – один из виднейших государственных деятелей России периода Смутного времени, член Земского собора даже выдвигался в 1613 г. кандидатом на царский престол от земщины. А в последующем, после избрания на царство Михаила Романова Дмитрий Черкасский вместе с Михаилом Бутурлиным очистил Калугу, Вязьму, Дорогобуж, Белую от противников власти Романовых.
О характере отношений Черкасских с царской династией Романовых красноречиво говорят следующие факты. Князь Михаил Темрюкович Черкасский был женат на дочери боярина В.М. Захарьина-Юрьева, а князь Борис Камбулатович Черкасский – на Марфе Никитичне Романовой, тете первого царя из новой династии Романовых (на тете Царя Михаила). Еще один любопытный факт – после смерти патриарха Филарета в 1633 году сын Бориса Черкасского, Иван, становится фактическим главой Российского правительства.
Династические связи Черкасских с Романовыми не прерывались и в последующие столетия: князь Алексей Михайлович Черкасский – (обер-комиссар Санкт-Петербурга и сенатор) был женат на двоюродной сестре Петра Великого – на Агриппине Нарышкиной. Алексей Черкасский известен российской истории еще и тем, что в 1730 году поддержал Анну Иоанновну в борьбе против «верховников», а позже, в 1741 году стал великим канцлером. В этом смысле ему удалось достичь самых высоких ступеней власти в Российской империи.
Примечателен и такой факт – Алексей Михайлович Черкасский был автором манифеста о вступлении на престол дочери Петра Великого Елизаветы Петровны и текста ее присяги. Уже на этом круге фактов (а он может быть расширен) видно, что выходцы из Кабардино-Балкарии сыграли ключевую роль в становлении и укреплении молодой России.
«Лица кавказской национальности» в истории России отличились, прежде всего, в деле военном. И первым генералиссимусом России был избран представитель рода Черкасских – Михаил Алегукович Черкасский.
Особенно много сделал для укрепления русско-кавказских связей, для сплетения истории и культуры России и Кавказа Александр Бекович-Черкасский. Он, человек многогранных талантов получил образование в Голландии и Франции, был женат на княжне Марии Борисовне Голицыной. Будучи активным сподвижником Петра I он 1711 году вовлекает Кабарду и Дагестан («тамошние народы», но своих сородичей) в защиту интересов России: прежде всего – оберегать побережья Каспийского и Черного морей от вторжения Турции, Оттоманской империи.
В последующем, он возглавит русскую военную экспедицию, проложившую для России путь в Среднюю Азию, которая для него, увы, станет роковой – он погиб в ходе этой экспедиции. Впрочем, в его честь заливы у Мангышлакского полуострова и Красноводска названы Александр-Бай и Бухта Бековича, а в 1819 году там ему поставлен памятник.
Александр Бекович – Черкасский настолько даровит и разносторонен, что трудно выразить некоей формулой «его вклад в историю России» – он был крупным политиком, дипломатом, флотоводцем, ученым-картографом и верным сподвижником Петра I до конца своей жизни.
Род Черкасских в России веками способствовала расширению и укреплению кабардино-русских (а точнее сказать, русско-кавказских) отношений. Со временем они обретут самые различные формы. Так, в 1828 году в Санкт-Петербурге был специально сформирован лейбгвардии Кавказско-горский полуэскадрон, предназначавшийся для конвойной службы при дворе императора, а фактически – для охраны царя России. Позже он был переименован в Собственный Его Императорского величества Конвой.
По имеющимся сведениям, с момента его формирования до 1 февраля 1882 г. в этом эскадроне прослужили более 700 офицеров из знатных сословий народов Северного Кавказа, которые участвовали во всех сражениях русской армии, став неотъемлемой частью славы русской армии и русского оружия.
Кавказские формирования принимали активное участие и в Русско-Японской войне 1904 – 1905 гг. Всему миру известна Кавказская конная дивизия, более известная как «Дикая дивизия» принимавшая участия в Первой мировой войне 1914 – 1917 годах, наводившая, как известно, безмерный ужас на противника и оставшаяся до дня своего расформирования большевиками верной присяге российскому царю и отечеству.
Сопричастность кавказских народов российской воинской славе (что берет начало от Черкасских и Багратиона) обрела новые масштабы и формы в годы Великой Отечественной войны. Более 60 тысяч, т.е. каждый пятый житель Кабардино-Балкарии принимал активное участие в боевых действиях против фашистских агрессоров в 1941 – 1945 гг. Более 38 тысяч из них отдали свою жизнь за свободу нашей общей родины – России.
Можно по-разному относиться к советской поре нашей истории. Но именно советский период ознаменовался активным диалогом всех российских культур – обретением российской поликультурности, которую трудно себе представить без поэзии Расула Гамзатова, Кайсына Кулиева, Давида Кугультинова, Алима Кешокова, без музыки Арама Хачатуряна и Мурада Кажлаева, без картин Сарьяна или дирижерского искусства Юрия Темирканова и Валерия Гергиева. Кстати сказать, и современная шоу-культура России подпитывается лицами кавказской национальности, как Дима Билан и Сати Казанова (выходцами из КБР).
Есть и такой необычный пласт в сплетениях культурных миров России и Кавказа как фигуры М. Шемякина и А. Сокурова. Они, будучи художниками российской и мировой величины, относят себя к кавказцам (кабардинцам) и к их культурно-эстетическому миру. Особый канал влияния «лиц кавказской национальности» на российскую культуру – наука. В этом плане характерен такой, едва ли известный российскому читателю пример: одним из сподвижников И. Курчатова и М. Келдыша по созданию ядерно-космического щита нашей страны стал балкарец Тимур Энеев – академик РАН, лауреат Ленинской премии. Создателем российской школы горной экологии является член-корреспондент РАН, лауреат международной премии им. А.П. Карпинского по экологии А.К. Темботов.
И, наконец, есть такой срез культуры как спорт. Более 60 спортсменов из небольшой Кабардино-Балкарской республики, среди которых 8 олимпийских чемпионов, сегодня входят в состав сборных команд России.
Вероятно, неоднозначные итоги либеральных реформ от 90-х еще долго и противоречиво будет сказываться на истории России, на наше повседневное бытие. Особенно драматично они отозвались в сфере межнациональных отношений, поразив их вооруженными конфликтами, культурным и политическим сепаратизмом, этническим эгоизмом и шовинизмом. Но исторический и культурный экскурс показывает – у российских народов накоплен огромный опыт совместной жизни и совместного строительства общего и единого культурного пространства, что мы попытались проиллюстрировать на основе известных в российской исторической и культурологической науке фактах. Россия как государство и тип цивилизации и в самом деле создана общими усилиями населяющих ее народов. Широкое осознание этого факта, мы уверены, и снимет все барьеры на пути к формированию российской национальной идентичности.
МАМСИРОВ Хамитби
ТАМАЗОВ Муслим