Черкесская община в Сирии

Кушхабиев Анзор Викторович

 Черкесская община в Сирии

 Черкесская община в период французского правления (1920-1946). После раздела арабских вилайетов Османской империи,  районы с северокавказскими селениями оказались на подмандатных территориях Великобритании и Франции. В Сирии также обосновались несколько десятков черкесов из Турции, в основном, из числа солдат корпуса Этхем-бея, не пожелавшие войти в состав регулярной армии. В 1930 г. в Кунейтре поселилось 8 черкесских семей (50 человек), эмигрировавших их Советского Союза1.

Летом1935 г. французская администрация провела перепись северокавказского населения Сирии, результаты которой представлены в таблице:

 

санджаки казы населённые

пункты

количество семей

народы

Халеб   г. Халеб

100

кабардинцы,

абадзехи

Халеб Джебель-Сман с. Ханасир

100

кабардинцы
Минбедж с. Минбедж

400

абадзехи
Азаз с. Айн -Дахан

15

абадзехи
Александретта Антиохия с. Бедригуан

35

абадзехи
Кирик-Хан с. Рихания

120

абадзехи
с. Ени-Шеир

95

абадзехи
с. Харран

60

абадзехи
Дейр-эз-Зор   квартал

Салахия

20

чеченцы
с. Ракка

100

кабардинцы
с. Рас-эль-Айн

70

чеченцы
с. Кара

50

чеченцы
с. Сафих

80

чеченцы
Хама   с. Тель-Руман

10

чеченцы
с. Мреидж-эд-Дар

50

бжедуги
с. Тель-Снан

120

абадзехи
с. Тель-Адда

60

бжедуги
с. Деир-эль-Аджель

50

кабардинцы
с. Джессин

30

народы

Дагестана

Хомс

 

г. Хомс г. Хомс

50

народы

Дагестана

с. Айн-Зат

180

бжедуги
с. Тель-Амри

150

бжедуги
с. Абу-Хамама

30

бжедуги
  с. Ассил

60

бжедуги
с. Дейр-Фур

160

народы

Дагестана

с. Тлиль

50

бжедуги
Дамаск Дамаск квартал

Мухаджирин

60

бжедуги, кабардинцы, абадзехи
с. Марж-Султан

70

абадзехи
с. Блей

150

балкарцы
с. Бойдан

30

балкарцы
Хауран Кунейтра г. Кунейтра

400

абадзехи, кабардинцы и др.
с. Мансура

120

бжедуги, абадзехи
с. Айн-Зиуан

150

абадзехи
с. Мумсия

50

абхазы
с. Джуезза

100

абадзехи, кабардинцы
с. Брейка

150

абадзехи
с. Бир-Аджем

70

бжедуги, абадзехи, кабардинцы
с. Сурман

120

бжедуги
с. Кочния

150

кабардинцы, абадзехи, абхазцы
с. Фахам

20

абадзехи
с. Фазара

10

осетины
с. Хамидия

30

кабардинцы
с. Айн-Сурман

30

кабардинцы
с. Рухина

25

абадзехи
с. Сандания

10

чеченцы
с. Фарадж

14

осетины
Алавиты   с. Джебля

50

бжедуги
с. Араб-эль-Мульк

20

бжедуги
с. Сукасс

15

бжедуги
Всего:    

4039

 

                                                   

Исходя из соотношения 6-7 человек в одной северокавказской семье, к указанному времени численность северокавказцев в Сирии могла составлять приблизительно 25000 человек2.

После окончания Второй мировой войны в Сирии появилось небольшое число северокавказцев. В основном это были освобожденные военнопленные фашистской Германии и коллаборационисты, не решившиеся вернуться в Советский Союз.

 По сообщениям черкесов, проживающих в Сирии, в период французского правления численность черкесского населения фактически не возрастала, в связи с высоким уровнем детской смертности. Почти во всех семьях до совершеннолетия доживали около половины детей. В связи с военными событиями смертность среди взрослого мужского населения также была высокой. Темпы прироста населения среди северокавказцев стали возрастать во второй половине ХХ в.

 После оккупации Сирии, французские власти разделили страну на несколько «государственных» образований, созданных преимущественно по религиозной принадлежности их населения. Управление в них было передано французским губернаторам. Всей полнотой власти на подмандатной территории был наделён верховный комиссар. По всей Сирии воцарился произвол французской администрации, население подверглось репрессиям. Французское правление было встречено восстаниями и партизанским движением арабов. Оккупационные власти пошли по пути наращивания военной силы в регионе — увеличили численность войск с 7 до 70000 человек, стали жестоко подавлять патриотическое движение.

Французская администрация, стремившаяся также создать опору среди местного населения, стала привлекать на службу представителей этнических и религиозных меньшинств. Вступать во французские войска, было предложено и черкесской молодежи. Ещё во время войны один из французских офицеров, капитан Колле выдвинул идею массового привлечения черкесов, проживающих на Ближнем Востоке, на французскую службу.

Первый верховный комиссар Сирии Гуро (1920-1922) лично отправился в Кунейтру с целью проведения переговоров с лидерами черкесской общины. Относительно этого визита Гуро, впоследствии генерал французской армии Катру писал так: «Он (Гуро) должен был убедить их (черкесов) в том, что Франция никогда не была неблагодарной, и поощрит их преданность»3.

Французская депутация была принята лидерами черкесской общины на высоком уровне. В результате переговоров было достигнуто соглашение о формировании отрядов черкесской кавалерии в составе французских войск. Немногочисленная община, оказавшая в окружении иноэтнического, не всегда дружелюбного населения, нуждалась в поддержке правительства. Немаловажное значение имел и тот факт, что для черкесов военная служба являлась привычным родом деятельности. Генерал Катру обосновывал переход черкесов на службу к французам следующим образом: «…черкесы у которых глубоко укоренилась жажда войны, храбрость и верность исламу, верно служили своиму суверену и халифу. Но превратности войны, разбившие их духовное и политическое верноподданство по отношению к командору правоверных, сделали эту колонию инородным этническим островком посреди арабской Сирии и оторвали её от Турции. С этого времени, осознав свою изолированность  и опасность притеснений со стороны правительства Дамаска, черкесы искали при правлении Фейсала точку опоры у французского правительства и не ожидали вступления наших частей в Дамаск в 1920 г. для того, чтобы провозгласить себя нашими сторонниками. Затем, после падения Фейсала они открыто присоединились к мандату и выступили на нашей стороне против повстанцев Хаурана, их соседей по территории. С того времени эта мощная, трудолюбивая и верная колония, которую я организовал при помощи дамасского правительства, в сущности, в административном порядке, уважая её индивидуальность, являлась фактором общественного порядка, а также одним из средств нашего влияния в Сирии»4.

Черкесы — бывшие солдаты и офицеры французских войск отмечают две основные причины, побудившие их к вступлению во французские войска, — экономическую выгоду и силу военных традиций. Французское командование выплачивало им приличное жалованье. Новобранцам выдавались также средства на пошив формы и приобретение лошадей, что было значительно выгоднее, чем работа в других сферах. Многие черкесы, особенно служившие в годы османского правления в полицейских отрядах и отдававшие предпочтение военной службе каким-либо иным занятиям, охотно приняли предложение французского командования. Они были включены отдельным полком в состав военно-полицейских формирований – «Специальных войск» («Troupes speciales»), которые комплектовались из представителей религиозных и этнических меньшинств. К середине 1920-х гг. «Специальные войска» состояли из: 8 эскадронов черкесов; 7 эскадронов ливанцев; 6 эскадронов друзов; 3 эскадронов курдов; 1 эскадрона хауранцев; 4 эскадронов представителей других меньшинств5.

В среднем один эскадрон состоял из 100-150 человек, исходя из чего, можно предположить, что в черкесском полку насчитывалось свыше 1000 человек. Во главе эскадронов были назначены преимущественно французские офицеры. Первым командиром черкесского полка был назначен капитан Колле, его заместителем — кабардинский дворянин Осман Абей. Из черкесских солдат была сформирована и группа телохранителей капитана Колле6.

В состав черкесского полка была включена и сборная сотня, сформированная из «криминальных элементов» — представителей разных общин. Солдаты этой сотни также получили черкески как единую форму полка, что создало печальную славу полку; при проведении боевых операций сотня «уголовников» устремлялась совершать грабежи и насилия над мирным населением. Такое поведение «уголовной» сотни вызывало возмущение солдат остальных эскадронов и нередко между ними вспыхивали вооружённые стычки. Со временем по требованию черкесских солдат «уголовная» сотня была выведена из состава их полка. Главным назначением черкесского полка, как и в других французских полков в регионе, была борьба с партизанским движением и бандитизмом.

18 июля 1925 г. в округе Джебель-Друз вспыхнуло антифранцузское восстание, возглавленное одним из друзских феодалов Султаном Аль-Атрашем. На его подавление была направлена четырёхтысячная карательная экспедиция генерала Мишо, состоявшая в основном из нефранцузских отрядов: марокканцев, тунисцев, сенегальцев7. В состав экспедиционных сил был включен и черкесский полк. Боевые действия развернулись удачно для повстанцев. Им удалось одержать несколько побед. Вскоре восстание перекинулось и на другие области страны, и к октябрю центр борьбы переместился в Дамаск.

         На черкесских солдат, отличавшихся в «Специальных войсках» хорошей подготовкой и дисциплиной, часто возлагалось проведение сложных операций. Так 13 октября для нанесения внезапного удара по силам повстанцев в оазисе Гута, расположенном под Дамаском, были брошены черкесские эскадроны. После ночного боя они вернулись во французский лагерь на следующий день, доставив с собой 115 пленных и тела 24 убитых повстанцев. Французские войска в течение двух суток подвергали артиллерийскому обстрелу Дамаск. 15 октября 1925 г. черкесские эскадроны вновь были отправлены в Гуту. Во время боя им удалось уничтожить две укрепленные позиции повстанцев. В боях под Дамаском черкесский полк понёс немалые потери. Только при нападении повстанцев на французский военный лагерь у Восточных ворот Дамаска, погибло 12 черкесских солдат8.

На 10-й сессии Мандатной комиссии Лиги Наций, проходившей в ноябре 1926 г., черкесский полк был охарактеризован как первоклассное военное подразделение, внесшее значительный вклад в ликвидацию повстанческих отрядов в тяжёлых горных условиях9.

Во время восстания 1925-1927 гг. арабские повстанцы, и в особенности друзы, производили обстрелы черкесских поселений. Так, когда шли бои в Гуте, ранним утром арабский отряд, насчитывавший 5-7 тысяч человек, окружил черкесское селение Марж-Султан (вблизи Дамаска) и начал обстреливать её из пушек и винтовок. Участники этого события — старейшие жители селения вспоминали, что ими тогда было принято решение; в случае поражения перебить своих жён и детей, «чтобы они не стали рабами и объектом издевательств». Жители селения открыли ответную стрельбу из окон домов и хозяйственных построек, ставших естественными укреплениями. Перестрелка длилась несколько часов. Не решившись на штурм, арабы отступили. По данным жителей селения Марж-Султан, численность погибших и раненых арабов достигла приблизительно две сотни. Черкесы потеряли несколько человек убитыми10.

В ходе боевых действий в 1925-1927 гг., как арабы, так и религиозные  и этнические меньшинства понесли серьёзные потери. По данным де Пру, потери черкесов составили: 302 человека убитыми и 600 ранеными11.

После подавления восстания французские власти стали увеличивать численность «Специальных войск»; в 1930 г. они уже насчитывали 9500 человек, а в 1936 г. — 14000 человек12. Сократившийся в годы восстания черкесский полк, пополнился новобранцами, и в 1936 г. состоял из семи эскадронов13. Вместо погибшего в бою Османа Абея, командиром полка был назначен один из офицеров того же полка дворянин Тауфик Анзор.

Французские власти в Сирии старались приближать к себе черкесских дворян, старшин и офицеров. Сам Колле часто проводил  время среди офицеров черкесского полка, которые по воспоминаниям его жены Ан Колле, собирались у них дома14. Со временем французам удалось создать среди черкесов довольно многочисленную группировку своих сторонников. Не случайным был и выбор верхового комиссара Генри де Жувенеля при назначении 28 апреля 1926 г. во главе сирийского «национального» правительства одного из крупных черкесских помещиков Ахмеда Нами. Это был сын председателя муниципалитета г. Бейрута и внук одного из офицеров хедива Египта Ибрагима-паши. Ахмед Нами был зятем турецкого султана Абдул-Хамида II. Он получил военное образование в Стамбуле и Париже. Был сторонником французского протектората в Сирии15.

В период французского мандата в Сирии сложились благоприятные условия для развития черкесского национального движения  (политического и культурного). В середине 1920-х гг. группа интеллигенции во главе с Амином Самгугом развернула деятельность, направленную на предоставление черкесам Лигой Наций статуса национального меньшинства и создание автономии в Кунейтрском округе. Группа также добивалась: выделения депутатских мест в сирийском парламенте для черкесов, признание за черкесским языком статуса официального в Кунейтрском округе, права на создание черкесских национальных школ, выпуска газет и т. д. Эти требования были переданы французской администрации, но, не имея полномочий решать вопросы такого характера на месте, французы передали обращения черкесов в Лигу Наций16. На 11-й сессии Мандатной комиссии Лиги Наций, проходившей в конце июня — начале июля 1927 г., не уделили должного внимания обращениям черкесов. Было вынесено решение, гласившее, что «…создание черкесского национального центра лишено всякого основания»17.

Активную деятельность в работе группы проводил её председатель Амин Самгуг (1900-1953). Он получил специальность агронома в Бейруте. Затем окончил отделение политэкономии в Сорбоннском университете. В Париже Самгуг также собирал материалы по истории своего народа18. По возвращении в Сирию, Самгуг получил назначение на пост председателя муниципалитета г. Кунейтры, после чего развернул деятельность по экономическому развитию округа (бурение скважин, строительство дорог, мощение улиц, озеленение города и т. д.)19.

В 1929 г. черкесская община снова подготовила обращение в Лигу Наций с просьбой о предоставлении ей национальной автономии в округе Кунейтра. Однако и в этот раз рассмотрение данного вопроса было затянуто20. Лишь после повторных обращений в Лигу Наций, обращение было рассмотрено на 23-й сессии Мандатной комиссии, проходившей в июне 1933 г. Признав заслуживающими внимания требования, касающиеся изучения родного языка и учреждения национальных школ, члены комиссии всё же не поддержали политические требования и отвергли проект создания черкесской автономии21.

В конце1931 г. Амин Самгуг выдвинул свою кандидатуру в парламент Сирии, в котором было выделено два места для черкесской общины. Одержав победу в острой конкуренции с кандидатами от проарабской группировки, Самгуг был избран в парламент.

Более успешной была деятельность группы Самгуга в области культуры и образования. В1927 г. она основала в Кунейтре «Черкесское общество образования и единения» («Адыгэ гъэсэн зыныгъэ хасэ»), которое ставило основные задачи: осуществлять деятельность, направленную на сохранение родного языка и обычаев; способствовать развитию национальной литературы; добиваться создания черкесской автономии в Кунейтрском округе.

Общество организовало выпуск различных брошюр и школьных учебников на черкесском (кабардинском и адыгейском) языке (алфавит на латинской графической основе). Общество также наладило выпуск газеты «Марж» («Mardj» — 1927-1932) на черкесском, арабском, турецком и французском языках. Главным редактором газеты стал Тарик Хагур. Газета публиковала материалы по истории, культуре и различным проблемам черкесской диаспоры в Сирии и других странах. Номера газеты стали рассылаться в черкесские общины Трансиордании, Египта и Турции.

В 1932 г. группа Самгуга открыла черкесскую десятилетнюю школу в Кунейтре, рассчитанную на обучение черкесских детей со всего округа. Школа содержалась за счёт пожертвований, а также доходов от магазинов и лавок, принадлежащих членам общества. Для преподавания в школе были приглашены учителя из разных черкесских районов Сирии. Это сам Амин Самгуг, Ахмед Кат, Латиф Уджух, Шарлотта Гутук, Фахри Хажу из Кунейтры; Яхья Шеркас из Минбеджа; Акиф Хунаг из Айн-Зиуана; Исмаил Анзор из Раки и др22. Учебники были разработаны самими учителями. Кроме общеобразовательных предметов в школе преподавались: черкесский язык, народные обычаи, песни и танцы, физическая культура (футбол, борьба). Детям старались прививать дух патриотизма и любви к исторической родине.

Черкесская община Сирии также предпринимала и попытки  в организации реэмиграции на Северный Кавказ. По сведениям журнала «Горцы Кавказа», ещё в 1922 г. делегация сирийских черкесов посетила Москву с указанной целью. Однако разрешения на репатриацию сирийских черкесов делегация не получила. В журнале высказывалось возмущение в отношении того, что советское руководство предоставило право на иммиграцию 3000 армянам из Сирии, но отказало черкесам23.

Деятельность «Черкесского общества образования и единения» проходила в противоборстве с проарабской группировкой черкесов. Эта группировка образовалась ещё в первые годы установления французского мандата. Представители некоторых черкесских родов пошли на сближение с арабскими патриотами и приняли участие в партизанском движении. В своей политической деятельности проарабская группировка делала упор главным образом на общесирийское единство, заявляя, что Сирия уже является их новой родиной, а также на религиозную общность с арабами. Французов же она рассматривала как оккупантов. Со временем проарабская группировка установила связи с арабскими патриотическими партиями и организациями. Она выступила против создания черкесской автономии, призывая своих соотечественников поддержать арабское освободительное движение. Число сторонников проарабской группировки стало возрастать со второй половины 1920-х гг. В различных боевых операциях в составе арабских повстанческих отрядов участвовало от 200 до 500 черкесских добровольцев — представителей этой группировки.

Разделение черкесской общины по политическим лагерям происходило семьями и родами. Сторонники арабского освободительного движения привлекали к политической борьбе своих родственников, сторонники французов — своих. Среди наиболее активных сторонников арабского движения можно указать следующих представителей черкесских родов: Дгуж — Салман, Хатак, Кагож, Ахмед, Аха, Издин, Шокат; Баг — Абдулла, Аюб, Асим, Абдурахман; Нажа — Хажумар, Исмаил; Анфоко — Ариф, Шариф; Сташ — Джафар, Шариф. Также следует отметить представителей родов: Цей, Уджух, Леуж, Шик, Хурей, Чич, Хапишт, Шагудж, Джаташха, Хатико, Лахстен, Дапчан, Жилехаж, Махсида и др24.

Среди меньших по численности других кавказских иммигрантов также произошло разделение по политическим лагерям. Дагестанская и чеченская общины, отличавшиеся большей приверженностью к исламу, с первых же дней французского правления примкнули к арабам. Абхазы, балкарцы и осетины примкнули к черкесам. Разделение по политическим лагерям способствовало и осложнению отношений между северокавказскими общинами. 9 сентября 1936 г. произошло вооружённое столкновение между двумя молодёжными группировками: черкесами — сторонниками группы Самгуга и группой дагестанцев из проарабской организации «Кольчуга». С обеих сторон были погибшие. Среди них брат Амина Самгуга25. Этот инцидент был использован сирийским национальным правительством в качестве повода для обвинения «Черкесского общества образования и единения» в сотрудничестве с французами, в связи, с чем запрещалась его дальнейшая деятельность. В знак протеста Амин Самгуг ушел с поста председателя муниципального совета г. Кунейтры.

Вторая половина 1930-х гг. ознаменовалась подъёмом арабского освободительного движения в стране. Французские власти вынуждены были отказаться от политики силы и вступить в переговоры с руководством арабского Национального блока. В сентябре1936 г. между Сирией и Францией был подписан договор, признававший независимость первой. Мандат подлежал отмене в течение трёх лет со дня его ратификации.

В начале 1938 г. черкесы, живущие в округах Хамы и Хомса, обратились в парламент Сирии с просьбой о предоставлении им права на создание автономии, открытие национальных школ и т. п. Обращение состояло из 11 пунктов. Парламент вынес отрицательное решение, и в марте 1938 г. черкесы передали своё обращение в Мандатную комиссию Лиги Наций. 14 июля 1938 г. на 11-м заседании 34-й сессии Мандатной комиссии состоялось обсуждение данного вопроса. Результат оказался прежним — одобрение получили лишь пункты, касающиеся изучения родного языка в школах. Остальные пункты были отвергнуты по причине того, что черкесы не являлись меньшинством религиозным26.

В начале Второй мировой войны в Сирии, объявленной военной зоной, было установлено чрезвычайное положение. В июне1940 г. германские и итальянские войска развернули наступление в направлении Парижа. Правительство же Франции проявило неспособность в организации сопротивления агрессорам. В нём возобладали сторонники капитуляции. Главнокомандующий вооружёнными силами страны генерал Вейган открыто ратовал за капитуляцию, доказывая нецелесообразность сопротивления.

В итоге, 22 июня премьер-министр Франции, маршал Петэн подписал перемирие с Германией на унизительных условиях. Германские войска оккупировали Северную Францию и всё побережье Атлантики. Демобилизации и разоружению подлежали вооружённые силы Франции за исключением военно-морского флота, авиации и небольшой группы войск для поддержания внутреннего порядка. Правительство Франции обосновалось в небольшом городке Виши, установило в не оккупированной зоне диктаторский режим и стало превращать страну в поставщика сырья и рабочей силы для военных нужд Германии. Только на содержание оккупационных частей Франция расходовала ежедневно 400 млн. франков. Марионеточное правительство Виши предоставило фашистской Германии свои военные базы, аэродромы и порты, расположенные в ближневосточных и североафриканских колониях Франции27.

Вишистское правительство назначило верховным комиссаром Сирии и Ливана генерала Денца, наделив его всеми полномочиями, необходимыми для использования этого региона в стратегических и экономических интересах Германии. Однако после установления вишистского режима и ввода германо-итальянских оккупационных сил, многие патриотически-настроенные французские военнослужащие отказались повиноваться новому командованию, стали переходить границу и сосредотачиваться в Трансиордании, где дислоцировались части британской армии и войска «Свободной Франции».

Командующий «Специальными войсками» полковник Колле выступил против вишистского режима и призвал подчиненные ему части присоединиться к войскам «Свободной Франции»28. Командир черкесского полка Тауфик Анзор также выступил перед своими солдатами и объявил, что право выбора той или иной стороны остаётся за каждым солдатом. Большинство солдат и офицеров этого полка решили примкнуть к войскам «Свободной Франции». Ночью 19 мая 1941 г. командующий войсками «Свободной Франции» на Ближнем Востоке генерал Катру провёл тайное совещание на сирийско-трансиорданской границе. На нём полковник Колле получил приказ — организовать переход границы черкесскими эскадронами и присоединить их к войскам союзников. В ночь с 21 на 22 мая черкесские эскадроны пересекли границу и соединились с частями союзников. Позднее генерал Катру писал, что этот факт обеспокоил и крайне озлобил генерала Денца, так как уход черкесских эскадронов лишил его южный фронт мобильного прикрытия. В июне 1941 г. черкесские эскадроны приняли участие в наступлении союзнических войск на Дамаск29. 14 июля1941 г. войска генерала Денца капитулировали. Страна перешла под контроль частей Англии и «Свободной Франции». Черкесские эскадроны были расставлены вдоль сирийских границ.

В годы Второй мировой войны арабские партии и кружки «Арабское возрождение», «Сирийская национальная социальная партия» и другие стали требовать отмены французского мандата и вывода иностранных войск с территории Сирии и Ливана. В сентябре1941 г. руководство «Свободной Франции» провозгласило независимость Сирии, а в ноябре1941 г. — независимость Ливана. В декабре1941 г. из текстов конституций Сирии и Ливана были изъяты статьи о французском мандате.

Во второй половине 1930-х гг. среди черкесов стало возрастать число сторонников арабского освободительного движения. Это было обусловлено, прежде всего, тем, что французские власти фактически не оказали содействия черкесам в деятельности по созданию национальной автономии. Недовольству черкесских военнослужащих способствовало то обстоятельство, что несмотря на их старания по службе, ни один из черкесских офицеров не получил звания выше капитана. В годы Второй мировой войны некоторые черкесские военнослужащие перешли на сторону арабских  повстанцев. Один из офицеров черкесского полка — Ихсан Шурдум сформировал отряд черкесских добровольцев и выступил на стороне арабских патриотов. В мае 1945 г. в Сирии и Ливане вспыхнули народные волнения, вызванные высадкой в Бейруте дополнительного контингента французских войск, без согласия правительства Ливана. В разных частях региона развернулись антифранцузские митинги и демонстрации, во время которых произошли вооружённые столкновения арабов с французскими войсками. Активное участие в этих событиях принял отряд Ихсана Шурдума. По просьбе жителей города Джисра отряд Шурдума вступил в бой с французскими подразделениями, чинившими насилия над горожанами. Британским войскам, подоспевшим к месту боя, удалось разъединить стороны. Потери французов в этом бою составили 14 человек убитыми и 30 ранеными30.

13 мая 1945 г. в Идлибе черкесские кавалеристы атаковали французских солдат, которые открыли огонь по мирным демонстрантам, попытавшимся заменить в городе французские флаги на национальные флаги Сирии31. В Халебе активное участие в восстании арабов принял черкесский отряд под командованием Сафаркана Кантемира. Этот отряд одним из первых атаковал французские части и занял крепость Халеба32.

 Под давлением мировой общественности французские власти были вынуждены прекратить репрессии против сирийского народа. 8 июля1945 г. «Специальные войска» были переданы в распоряжение правительства Сирии. 17 апреля1946 г. все иностранные войска покинули территорию Сирии.

В целом, в годы французского правления черкесская община сохраняла свой высокий социальный статус. Также как и в годы османского правления, основную массу черкесского населения Сирии составляли военнослужащие и землевладельцы. Преобладающая часть черкесской общины придерживалась курса поддержки французских властей.

Черкесская община в период независимости Сирии. После ухода французов в стране складывалась неблагоприятная для черкесского населения политическая ситуация. Арабские националисты развернули античеркесскую кампанию, предъявляя черкесам обвинение в сотрудничестве с французскими колонизаторами. Черкесские офицеры, воевавшие на стороне арабских патриотов, выступили на страницах периодической печати с протестом, напоминая о том, что немалое число черкесов участвовало в арабском освободительном движении33.

В такой ситуации было созвано общечеркесское собрание, с целью выработки решений по дальнейшему положению черкесов в Сирии. Во время работы собрания патриотически-настроенная группа настаивала на необходимости предъявления правительству Сирии требования о предоставлении черкесам статуса национального меньшинства. Проарабская группировка высказалась против такого требования, мотивируя свою позицию возможностью ещё большего обострения отношений с арабами. Проарабская группировка предложила провозгласить черкесов как мусульман-суннитов частью сирийского народа. Вторую идею поддержал и президент страны Шукри Аль-Куатли34. Большинством голосов собрание поддержало предложение проарабской группировки.

Значительная часть общины осталась недовольной решением собрания и снова подняла вопрос о возвращении на историческую родину. Для решения данного вопроса в советское посольство была отправлена делегация. Однако и в этот раз ответ советского руководства был отрицательным.

Вскоре политическая ситуация в Сирии изменилась в связи с событиями в Палестине. 29 ноября1947 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о разделе Палестины на два государства — еврейское и арабское. Арабы Палестины, поддержанные всеми арабскими странами, отвергли это решение. В декабре1947 г. еврейские военизированные формирования развернули необъявленную войну против арабской части Палестины: захват земель, сгон населения с насиженных мест, погромы мирных жителей и т. д. Правительство Сирии решило оказать военную помощь арабам Палестины; стало формировать партизанские отряды для отправки к месту боевых действий. В процессе подготовки этих отрядов правительство испытывало трудности. Вооружённые силы Сирии были ещё малочисленны – 5 тыс. человек и недостаточно обучены. Значительная часть солдат «Специальных войск» после ухода французов оставила службу.

Правительство Сирии обратилось и к черкесской общине с призывом — выделить отряды для участия в партизанском движении. Призыв правительства был поддержан черкесами. В кратчайший срок был собран отряд Ихсана Шурдума (350 чел.), состоявший в основном из бывших солдат «Специальных войск». Затем отряд разделили на две части. Одну отправили в Палестину, другую сосредоточили на сирийско-палестинской границе. Черкесские воины успешно участвовали в боевых действиях в районе Наблуса, затем, получив приказ командования, возвратились в Сирию35.

14 мая1948 г., после провозглашения государства Израиль, началась Арабо-израильская война; объединённые войска Иордании, Ирака, Египта и Ливана вступили на территорию Палестины. Сирия направила туда свою бригаду численностью 1900 человек. С самого начала военных действий проявился невысокий уровень боеспособности объединенных арабских сил.  Плохо вооружённые и не имевшие специальной подготовки, они терпели поражения.

Сирийское командование решило также использовать черкесские эскадроны, с чем и обратились к лидерам черкесской общины. Комплектование черкесских отрядов возложили на Ихсана Шурдума и бывшего офицера «Специальных войск» капитана Джевада Анзора. Вскоре был подготовлен черкесский отряд численностью до 800 человек. Командование отрядом принял капитан Джевад Анзор. Командование эскадронами и взводами приняли Ихсан Шурдум, Исмаил Анзор, Ауад Баг, Исса Цей, Абдул-Кадир Халауа, Абдель-Рауф Гучел и др36.

По завершении комплектования черкесская кавалерия была разделена на четыре эскадрона и отправлена к месту боевых действий. Эти эскадроны,  состоявшие, в основном, из бывших солдат «Специальных войск», находившиеся под командованием профессиональных офицеров, являлись наиболее боеспособной частью сирийской бригады и стали использоваться в качестве  наступательных сил. Наряду с этим эскадроны нередко получали и приказы, следуя которым осуществляли функции заградительных отрядов, преграждая путь к отступлению арабским подразделениям. Черкесским кавалеристам часто приходилось сражаться и пешими, особенно во время штурмов укреплённых позиций противника. Черкесские эскадроны участвовали в боевых действиях в следующих местностях: Самах, Дагания, Кегауш, Дар-Дара, Бустан-Хури, Тель-Риш, Тель-Азизиат. Ожесточенный бой произошёл под Самахом, где один из эскадронов ценой больших потерь захватил укрепленную деревню. Серьёзные потери понёс и эскадрон, атаковавший укреплённую позицию Тель-Риш: из 80 человек 22 погиблии, 25 получили ранения. В результате захвата Тель-Риш было освобождено 30 арабских военнопленных, захвачено оружие37.

Следует отметить, что в боевых действиях этой войны участвовал и отряд израильских черкесов, входивший в 7-ю бригаду под командованием полковника Бен Дункельмана38.

Одно из решающих и упорных сражений развернулось на высоте Тель-Азизиат, где закрепились израильские подразделения. Эта высота несколько раз переходила «из рук в руки». Операцией по её штурму руководил сам главнокомандующий сирийской армии полковник Хусни-Аз-Заим. Позиция Тель-Азизиат имела важное стратегическое значение, представляя собой нагорье, расположенное непосредственно вблизи границы с Израилем. В июне1948 г. сирийские отряды попытались захватить высоту, но все их атаки были отбиты со значительными потерями.

В середине июля черкесские эскадроны получили приказ штурмовать Тель-Азизиат. Прибыв на исходные позиции 18 июля, они в течение дня ожидали подвоза боеприпасов. Не получив боеприпасов, вечером того же дня Джевад Анзор разделил своих солдат на две группы и отдал приказ идти на штурм. Израильские солдаты встретили черкесов артиллерийским и ружейным огнём, но не смогли остановить их атаку. В то время как часть черкесского отряда стремилась прорваться через линию огня, другая часть, воспользовавшись темнотой, зашла в тыл противнику и внесла панику. После непродолжительного сражения холодным оружием, черкесские отряды захватили высоту Тель-Азизиат39.

По сведениям газеты «Аль-Назир» в этом бою было убито 27 израильских солдат и захвачено оружие: 2 пушки, 6 пулемётов, 4 автомата и др40.

В ходе Арабо-израильской войны черкесский отряд понёс немалые потери. По данным Черкесского благотворительного общества Сирии, неполный список погибших насчитывает 60 имён. При штурме Телль-Азизиат погиб и командир отряда Джевад Анзор41. Добровольное и эффективное участие черкесских воинов в партизанском движении1947 г. и Арабо-израильской войне 1948-1949 гг. способствовало нормализации арабо-черкесских отношений.

После окончания войны Сирию охватила волна военных переворотов — армия, являясь самым организованным институтом в государстве, захватила власть. Каждому из диктаторов было свойственно обвинять предшествовавшее правительство во всех неудачах, в грубом попрании свобод и демократических прав, и обещать установление в стране подлинного народного правления. Черкесские отряды, будучи одними из наиболее боеспособных и дисциплинированных частей сирийской армии, оказались втянутыми в эти перевороты.

20 марта1949 г. в Кунейтре состоялось тайное совещание армейских офицеров, значительную часть которых составляли черкесы и курды. Офицеры вынесли решение о захвате власти в стране и сделали ставку на Хусни Аз-Заима. 30 марта офицеры, опираясь на верные им части, совершили государственный переворот.

После прихода к власти, Заим стал назначать на командные посты в армии и высокие посты в администрации преимущественно черкесских и курдских офицеров. Отряд его личных телохранителей состоял из черкесских солдат. Сам Хусни Аз-Заим был курд42. Обещания Заима установить в стране подлинно демократическое правление, провести социальные реформы, распределить крестьянам государственные земли и др. не были реализованы. Напротив, началось ужесточение политического режима: запрет забастовок, репрессии против демократических сил, роспуск всех оппозиционных партий, закрытие ряда газет и т. п. Такие меры военного правительства вызвали массовые недовольства в стране.

Заим продержался у власти недолго. В начале августа 1949 г. к офицерам черкесского полка попали секретные приказы о расформировании этого полка и отдельных эскадронов, а также о смещении с должностей и увольнении из армии всех черкесских офицеров. Приказы были подписаны Хусни Аз-Заимом. Возмущённые такими действиями своего вчерашнего союзника, черкесские офицеры подняли по тревоге свои подразделения, и повели их к ставке Заима. К ним примкнули друзские офицеры и солдаты. Окружив ставку Заима, черкесские офицеры отдали приказ немедленно вернуться в свой отряд группе черкесских солдат, охранявших Заима. Подчинившись приказу, телохранители удалились. Ворвавшись к Заиму, черкесские офицеры обвинили его в предательстве. Заим категорически отрицал свою причастность к «античеркесским приказам». Заим был арестован, а позднее погиб при попытке к бегству43.

19 августа 1949 г. восставшие офицеры передали власть представителю «Народной партии» полковнику Сами Ханауи. Новый правитель в своей политике также придерживался «восточной» традиции — опоры на представителей этнических меньшинств, главным образом, на черкесов и курдов44. Офицерский корпус молодой сирийской армии к тому времени состоял в основном из представителей религиозных и этнических меньшинств, которые получили образование ещё в годы французского мандата. К 1965 г. представители этнических и религиозных меньшинств в сирийской армии составляли 2/3 рядового и большую часть офицерского корпуса45.

Недолго продержался у власти и Сами Ханауи. 19 декабря того же года его сместил полковник Адиб Шишекли. В первое время Шишекли не менял политики в отношении этнических и религиозных меньшинств, однако, упрочив свои позиции, кардинально переменил свое отношение к ним. Он расформировал черкесский полк и рассредоточил его подразделения по другим частям. Шишекли также уволил из армии многих черкесских, курдских и друзских офицеров. Некоторые из них были арестованы и разжалованы. Уволенные черкесские офицеры в последующие годы приняли активное участие в борьбе за свержение режима Шишекли. В целом, период правления Шишекли (декабрь 1949 — февраль 1954) представители черкесской общины считают наиболее неблагоприятным.

В первое десятилетие после освобождения Сирии лидеры арабских патриотических партий и главы правительств взяли курс на создание унитарного государства и единой арабской культуры. Под запретом оказались преподавание в школах языка этнических меньшинств, выпуск периодических изданий на языках этнических меньшинств и т. п. 

В такой ситуации среди черкесской молодёжи стала распространяться идея вступления в Коммунистическую партию. Представители молодого поколения надеялись, что именно эта партия создаст условия для сохранности этнической культуры, а желающим возвратиться на Кавказ, предоставит такую возможность. В Кунейтре образовалась молодёжная группа, состоявшая в основном из членов КПС, которая поставила целью возвращение на историческую родину. В 1958 г. члены группы и ещё 15 черкесских семей из Минбеджа обратились в посольство Советского Союза с просьбой о предоставлении права на репатриацию, но получили отрицательный ответ46. Тем не менее, вплоть до начала 1960-х гг. свыше 70 % черкесской молодёжи, вступающей в какие-либо политические организации,  пополняли ряды КПС.

Ситуация переменилась после прихода к власти в1963 г. партии «Арабского социалистического возрождения» (ПАСВ) или «Баас», взявшей под строгий контроль все государственные и общественные организации страны. Черкесы, находившиеся на государственно-административной и военной службах, стали отдавать предпочтение этой партии.

Арабо-израильская война, разгоревшаяся в июне1967 г. (5-10 июня), внесла кардинальные изменения в социально-экономическое и политическое положение черкесской общины. Главный удар, нанесенный израильскими войсками по Сирии, пришёлся по Голанским высотам, где компактно (в Кунейтре и 11 окрестных селениях) проживало около 18 тыс. черкесов. К тому же Кунейтра являлась культурным центром сирийских черкесов.

Голанские высоты, расположенные на стыке границ Сирии с Иорданией, Ливаном и Израилем, представляют важное стратегическое значение. Они имеют протяжённость с запада на восток 16 миль, с севера на юг — 40 миль. Их стратегическая важность определяется ещё и тем, что западные склоны горы Хермон (2814 м. над уровнем моря) дают возможность контролировать значительную часть Ливана, а также тем, что в этом месте находятся истоки двух рек — Банияса и Ярмука47.

Израильское командование, бросив на захват Голанских высот самолёты и танки, проводило массированные  артиллерийские обстрелы и воздушные бомбардировки местности48. Части сирийской армии отступили со значительными потерями, и перешли к оборонительной тактике. Черкесское население также оказывало сопротивление израильским войскам. В некоторых селениях, в частности в Мансуре, оно встретило израильских солдат огнём из окон домов, с крыш построек, минаретов и т. д. Черкесские офицеры в то время сражались в рядах регулярных частей. В Кунейтре было созвано экстренное совещание представителей черкесских селений этого региона, с целью решения вопроса — оставаться ли на местах, или последовать примеру арабов, уже покидавших Голанские высоты. Большинство высказалось за второе предложение. Израильские войска наступали быстрыми темпами и население в спешке покидало насиженные места, оставляя в домах практически всё имущество.

9 июня 1967 г. израильские войска захватили Кунейтру. Город был подвергнут разграблению и разрушению. Разграблены и сожжены были и окрестные черкесские селения. Часть их жителей, отказавшихся покидать свои дома, была депортирована израильским командованием. Ещё до похода израильских солдат с территории Голанских высот бежало около 35000 человек, составлявших четверть всего их населения. После оккупации в течение полугода было депортировано ещё 95000 человек49.

Черкесские беженцы устремились в Дамаск, где под непосредственным руководством «Черкесского благотворительного общества» их разместили в школах, больницах и других учреждениях. Беженцы не обустраивались на длительный срок, надеясь на освобождение оккупированных Израилем территорий «в ближайшее время». В сложившейся ситуации группа молодёжи в очередной раз провела среди черкесских беженцев сбор подписей желающих вернуться на Северный Кавказ. Таких набралось около 3000 человек, преимущественно представителей молодёжи. От их имени в посольство СССР было подано обращение, в котором выражалась просьба о предоставлении им права на репатриацию. Из посольства последовал ответ, что в данный момент Советский Союз не имеет возможности принять черкесов, и их просьба будет рассматриваться в дальнейшем50.

К положению черкесских беженцев проявило интерес правительство США. Всем желающим покинуть Сирию, было предложено переселиться в США в город Патерсон, где уже проживала небольшая группа черкесов. В итоге, около одной тысячи черкесских беженцев с Голанских высот иммигрировали в г. Патерсон. Обустроившись в Патерсоне, первые группы черкесских иммигрантов стали приглашать к себе родственников. Процесс иммиграции черкесов из Сирии в США продолжается и в настоящее время.

Незначительная часть черкесских беженцев с Голанских высот переселились в Иорданию, Саудовскую Аравию, в другие арабские страны, а отдельные семьи — в страны Западной Европы. Основная же масса черкесских беженцев с Голанских высот, осознав бесперспективность надежд на возврат Израилем их земель, стала устраиваться на постоянное жительство в Дамаске. Подавляющее большинство их не имело серьёзных денежных средств, так как главное их имущество — земли, недвижимость и скот остались на оккупированной Израилем территории.

Правительство Сирии предоставило черкесским беженцам с Голанских высот земельные участки для поселения, министерство обороны, непосредственно, оказывало помощь в строительстве жилья. Преобладающая часть черкесских беженцев расселилась в Дамаске и его пригородах: Кудсее, Мухаджирине, в селениях Марж-Султан и Кисуа. Незначительное число их переехало в Халеб, Хомс, Хаму и другие города страны.

В результате оккупации Голанских высот черкесские беженцы лишились без какой-либо компенсации своих земельных наделов, домов и другого имущества. Утратили они и традиционные занятия, этнические культурные ценности, привезенные с Кавказа.

В официальной статистической литературе САР и других государств практически не освещен вопрос о численности черкесов в Сирии. Сирийской статистикой черкесы учитываются не как отдельная этническая группа, а как мусульмане-сунниты. В энциклопедических и справочных изданиях США, стран СНГ, западноевропейских стран, как правило, в разделах, посвященных Сирии, приводятся разноречивые данные о численности черкесов, либо их численность не указывается вовсе51.

По данным «Черкесского благотворительного общества», численность черкесов в Сирии, к концу ХХ в. составляла свыше 80000 человек. Из них более половины приходилось на Дамаск с пригородами. Свыше 10000 человек проживает в Северной Сирии в городах Халеб и Минбедж, в селении Ханасир. В городе Ракка около 500 человек. Свыше 15000 человек проживало в городах Хомс, Хама и в восьми близлежащих селениях. На побережье — в Латакии и окрестностях около 100 семей, в Джебля до 1000 человек. На Голанских высотах, часть которых возвращена Сирии, черкесы проживают: в Новой Кунейтре — более 200 человек, в селениях Бир-Аджем и Брека по 50 семей. Преобладающая часть черкесов проживает в городах страны.

В наши дни черкесы в Сирии представлены тремя субэтническими группами: абадзехами, бжедугами и кабардинцами. Оказавшиеся в меньшинстве представители других субэтнических групп — шапсуги, убыхи, хатукаевцы и другие были ассимилированы указанными, более многочисленными субэтносами. Таким образом, несмотря на длительный период совместного (соседского) проживания, и высокий удельный вес смешанных браков между указанными субэтническими группами, на территории Сирии не произошла внутриэтническая консолидация черкесов.

В Сирии также проживают и представители других народов Северного Кавказа: около 3000 дагестанцев, около 2500 чеченцев, около 1000 балкарцев, около 800 абхазов, около 500 осетин. Относительно небольшая численность этих народов, в сравнении с данными середины 1930-х гг., объясняется ассимиляцией значительной их части среди черкесов и отчасти среди арабов. В целом все северокавказцы в Сирии считают себя единой общиной.

До настоящего времени черкесам удавалось сохранить и родной язык. При этом в Сирии произошло сближение и смешение трёх диалектов — абадзехского, бжедугского и кабардинского. Черкесский язык считают родным и абхазы. В течение столетнего периода совместного проживания произошло вытеснение абхазского языка черкесским по причине численного преобладания черкесов, а также значительного процента абхазско-черкесских браков. Представители старших поколений других северокавказских народов также владеет черкесским языком. В то же время, в наши дни в Сирии северокавказскими языками владеют поколения старше 40 лет. В связи с отсутствием в Сирии черкесских национальных школ, под угрозой потери родного языка оказались черкесские дети школьного и дошкольного возрастов.

Вплоть до настоящего времени черкесам удавалось сохранять этническую эндогамию, чему способствовало, прежде всего, их территориально обособленное проживание (до конца 1960-х гг.) и численность населения, достаточная для демографического воспроизводства. Процент арабско-черкесских браков в целом невысок — около 10-15% от общего числа заключаемых браков (главным образом черкешенки замужем за арабскими мужчинами).

Следует отметить, что черкесы со времени их расселения в арабских вилайетах относились к проблемам верующих с должным вниманием. Они строили мечети в своих поселениях, обучали детей основам Корана. Однако религиозного фанатизма среди черкесов не наблюдалось. Это объясняется тем, что черкесы против своего ожидания, в Сирии были встречены местным мусульманским населением недружелюбно, а также тем, что к моменту выселения с Кавказа у черкесов ещё сохранялись пережитки ранних верований и христианства. Де Пру отмечала, что в 30-х гг. ХХ в. у черкесов, проживавших на Голанских высотах, ещё сохранялись пережитки язычества. Она также отметила, что около 200 мужчин черкесов состояли в секте Накбади (возможно Накшбандия — А. К.). Члены этой секты должны были выполнять некоторые специфические обряды, например, многократно повторять имя Аллаха. В то же время молодое поколение относилось к религии равнодушно52. В настоящее время черкесское население в Сирии исповедует ислам суннитского толка. Среди черкесов нет членов каких-либо религиозных сект и организаций.

В период независимости страны социальная структура черкесского общества подверглась дальнейшей трансформации, которая характеризуется  значительным снижением удельного веса землевладельцев по причине лишения их земель на Голанских высотах, а также ускоренной урбанизацией в других районах проживания черкесов. Ещё к середине 1940-х гг. преобладающая часть черкесов проживала в сельской местности, и лишь незначительное число в городах.

С конца 1940-х гг. урбанизация охватила значительную часть черкесского населения. В города стали переезжать семьи офицеров и служащих административных органов. Молодежь устремилась получать высшее и среднее образование, а по окончании обучения стала устраиваться на работу и оседать в городах. С этого времени началась продажа земель в черкесских селениях. Особенно заметно этот процесс проходил в Халебском и Хомсском округах. Так, например из 400 семей, проживавших в моноэтническом городе Минбедж, к концу 1980-х гг. оставалось не более 50 черкесских семей, и те в своём большинстве представители старшего поколения. В настоящее время незначительное число черкесских землевладельцев предпочитает жить в городах, сдавая свои наделы в аренду.

Рассматривая социально-профессиональную структуру черкесского населения, следует отметить, что по отношению к нему не существует каких- либо дискриминационных ограничений. В системе социально-экономических отношений Сирии черкесы пользуются равными правами с арабским населением. В черкесской общине невысок процент торговой и промышленной буржуазии. Относительно малочисленен и рабочий класс. Преобладающая часть общины представлена средними и промежуточными слоями (офицерством, служащими государственных учреждений, интеллигенцией), которые играют значительную роль в социально-политической жизни развивающихся стран Востока.

Как и в целом, в странах Ближнего Востока, материальное обеспечение семьи является обязанностью мужчин. Сферой деятельности женщин является преимущественно ведение домашнего хозяйства и уход за детьми. Среди замужних женщин процент работающих невысок, но он высок среди незамужних девушек. Как правило, круг специальностей женщин ограничен: преподаватели, воспитательницы дошкольных заведений, врачи и т. п.

Довольно высоким среди черкесского населения является удельный вес офицеров армии, внутренних дел и спецслужб страны, чему в значительной степени способствовала политическая ситуация в стране. После освобождения страны от колониализма, офицерство оказалось практически единственной организованной силой, определяющей политическую направленность в государстве.

В военную историю независимой Сирии вошло немало имён черкесских офицеров. Среди них — отличившиеся в арабо-израильских войнах и получившие правительственные награды: генерал Мемдух Абаза, возглавлявший военно-воздушные силы САР в 1980-1982 гг53.; генерал-лейтенант Ауад Баг — в прошлом заместитель министра обороны; генерал Бадруддин Тагир Бажнук; генерал Исса Апиш – в прошлом директор военного (танкового) училища в Хомсе; генерал бронетанковых войск Рияд Халид Цей; генерал Саид Баратар; генерал службы безопасности Уалид Абаза; генерал Сами Баг; генерал Омар Шапсуг; генерал Нури Бассам; генерал Мухаммед Шеркас и др. К концу 1990-х гг. в армии и полиции САР служили 35 генералов-черкесов.

Всё же, несмотря на привилегированное положение офицерства, процент черкесской молодёжи, избирающей военную специальность, стал снижаться, что обусловлено усилением конкуренции в офицерском корпусе и ослаблением интереса к военной службе в связи с изменением традиционного образа жизни черкесов. В условиях городской жизни обязательное прежде военно-физическое воспитание мальчиков стало ослабевать.

В политической жизни независимой Сирии известны имена черкесов-депутатов парламента: Асима Бага, Изеддина Дугужа, Исама Шокара, Адиля Закария Цея, Шарафа Абазы и др. Правительство САР предоставляет черкесской общине два места в парламенте со времени его основания. Немало черкесов и в дипломатическом корпусе Сирии. Это сотрудники сирийских посольств, консульств и представительств в ряде стран мира.

Ещё в годы османского правления и французского мандата некоторым черкесам удавалось получать высшее образование в учебных заведениях Турции, Египта, Франции. В период независимости страны черкесская молодёжь получила возможность обучаться в высших учебных заведениях Сирии. Немалое число сирийских черкесов получило высшее образование в вузах бывшего СССР и стран Восточной Европы (бывших социалистических странах), незначительное число — в странах Западной Европы и США. К2000 г. в Сирии насчитывалось свыше 30 черкесов — докторов наук, профессоров, сотрудников высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений.

Среди черкесских ученых Сирии ХХ в. можно указать имена наиболее известных. Это Уасфи Закария (1889-1964), который после окончания отделения агрономии Стамбульского университета в 1912 г., перевёл ряд сельскохозяйственных  учебников на  арабский язык. Опубликовал работы по агрономии, археологии, географии и этнографии Сирии и Йемена, по истории народов Северного Кавказа. Наибольшую известность получили его следующие работы: «Дневник агрономии», «Путешествие по Сирии», «Племена Сирии» и др54.

Выпускник Сорбоннского университета Амин Самгуг, помимо активной политической деятельности, занимался изучением черкесской истории и фольклора. В 1984 г. в Дамаске была опубликована часть уцелевших отрывков неопубликованной книги Самгуга под названием «Введение в историю черкесов»55.

Среди одиннадцати монографий профессора географии Адиба Сулеймана Бага можно указать следующие: «Промышленность Сирии в 1928-1958 гг.», «География Азии», «Грунт и почвы», «География стран Шама (Ирака, Иордании, Палестины)», «Регион Джолан».

Профессор географии Дамасского университета Адиль Абдесалям — автор четырнадцати монографий по географии арабских стран. Среди них — двухтомное издание «География Сирии»56. Среди черкесских учёных Сирии, внесших вклад в науку, можно также указать следующих. Это Джевдет Цей — автор исследований по философии и религии, получивших широкое признание в арабском мире. Доктор исторических наук Фоад Дугуж — автор ряда исследований по археологии арабских стран, опубликованных во Франции и Сирии, а также по истории черкесов, опубликованных в Иордании. Доктор медицинских наук Ахмед Бакир, осуществивший в1990 г., впервые в истории Сирии операцию по пересадке сердца. Доктор экономических наук Ратиб Стасс и др.

Среди черкесских писателей, поэтов и журналистов следует остановиться на творчестве наиболее известных из них. Это поэт и журналист, редактор журнала «Черкесского благотворительного общества» «Новости культуры» («Аль-Нашара ас-Сакафия») Мидхад Хакаш. Им собраны, обработаны и переизданы работы: средневековых арабских поэтов: Ибн Руми, Аль-Джахизи, поэтов Андалусии; неопубликованный сборник стихотворений поэта Бидауи Аль-Джебель. Им также переведены на арабский язык и опубликованы стихи английского поэта Питера Томпста. Среди работ самого Мидхата Хакаша наибольшую популярность получили — двухтомник «Культура» и сборник стихотворений «О ночь».

Писательница Надия Хост автор десятков романов и рассказов, получивших признание в Сирии и других странах. Среди них: «Выйти из рая», «Люблю Дамаск», «У чужака нет родины»; «В тюрьме Акры», «Книга и позиция» и др.

Также среди черкесских писателей Сирии известны: новеллист Уалид Тхаркахо; критик и переводчик болгарской литературы Хусейн Раджи; поэт, пишущий на черкесском и арабском языках Надим Кушха и др. В историю сирийского кино вошёл как один из первых режиссеров Исмаил Анзор, снявший первый в стране документальный фильм в1932 г.

Важную роль в жизни черкесского населения Сирии играет общественная организация «Черкесское благотворительное общество» («Адыгэ фIыщIэ хасэ»), основанная в Дамаске в1948 г. Целью общества является осуществление благотворительной и культурно-просветительской деятельности среди черкесского населения. Благотворительное общество является своего рода органом самоуправления черкесской общины. Оно обладает полномочиями обращения в органы государственной власти страны, поддерживания официальных связей с черкесскими организациями в других странах и т. д. Правление внутри черкесской общины в Сирии, также как и в черкесских общинах других стран, основано на системе добровольной взаимопомощи и общественном мнении.

К 1992 г. в благотворительном обществе насчитывалось 6000 постоянных членов. Принимать участие в деятельности общества могут все желающие представители черкесской общины. ЧБО состоит из следующих отделов: социального, целью которого является оказание материальной помощи наиболее нуждающимся семьям (семьям погибших, тяжело больных, инвалидам)57; отдела здравоохранения, регулирующего оказание бесплатной медицинской помощи (при нём функционирует небольшая больница); женского отдела, занимающегося изучением положения черкесских женщин в семьях, а также привлечением их к общественной работе; отдела спорта, задачей которого является массовое вовлечение детей и юношей в различные спортивные секции; отдела культуры, осуществляющего деятельность по распространению среди молодежи знаний по истории и культуре своего народа и своей исторической родины.

При обществе действуют курсы (круглогодичные и летние) по обучению детей в возрасте от 7 до 14 лет родному языку, литературе и народным обычаям. Преподавание черкесского языка (кабардинского и адыгейского) и литературы осуществляется по учебникам, разработанным и изданным в Кабардино-Балкарии и Адыгее специально для зарубежных черкесов. В Дамаске также издан учебник чтения для детей «Си щыпэ еджэ». Действует при обществе и кружок по изучению народных танцев, музыки, песен и изобразительного искусства. С1962 г. при обществе издаётся журнал «Новости культуры», а с1997 г. журнал «Эльбрус» на арабском языке. Также издаются различные календари, брошюры и т. п. Общество осуществляет регулярные денежные сборы среди черкесского населения страны. Нередки случаи, когда денежные пожертвования поступают и от арабов. Филиалы «Черкесского благотворительного общества» действуют в Хомсе, Халебе, Минбедже, Новой Кунейтре, в пригородах Дамаска.

В конце 1950-х гг. начали устанавливаться связи черкесской интеллигенции Сирии с автономными республиками и областями Северного Кавказа. Впервые представители общины получили возможность посетить свою историческую родину. Активную деятельность в установлении и развитии культурных связей с черкесами Сирии и других зарубежных стран стало проводить Кабардино-Балкарское отделение советского общества «Родина» по культурным связям с соотечественниками за рубежом, образованное в 1966 г58. В первое время были организованы обмены официальными делегациями между Кабардино-Балкарией и черкесской общиной Сирии. Затем наладили обмены представителями деятелей культуры и науки, туристическими группами. Начались также поставки в Сирию учебников черкесского языка и литературы, книг и периодических изданий, опубликованных в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгее, аудио и видеоматериалов на адыгейском и кабардинском языках.

С1968 г. началась отправка черкесской молодёжи из Сирии и Иордании по линии общества «Родина» на обучение в Кабардино-Балкарский госуниверситет и другие высшие учебные заведения СССР. Организована была и отправка детей из этих общин в пионерские лагеря Кабардино-Балкарии. В2006 г. численность черкесов из Сирии, окончивших Кабардино-Балкарский госуниверситет, составила 200 человек, окончивших Кабардино-Балкарскую государственную сельскохозяйственную академию – 30 человек, окончивших Адыгейский госуниверситет – 12 человек. С сентября1991 г. Кабардино-Балкария стала принимать юношей и девушек из черкесских общин Сирии и Иордании на бесплатное обучение в средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях республики.

Во 2-й половине 1980-х гг., в связи с перестроечными процессами в СССР, начался новый этап в отношениях черкесской общины Сирии с республиками Северного Кавказа. Среди преобладающей части черкесской общины также стал преобладать курс на развитие связей с республиками Северного Кавказа и, в целом, с СССР.

В это время стали налаживаться и первые деловые контакты черкесских бизнесменов Сирии с государственными предприятиями и коммерческими структурами республик Северного Кавказа. Появились первые совместные предприятия. С января1990 г. открылось радиовещание передач на черкесском языке (кабардинском и адыгейском) на страны Ближнего Востока, организованное Комитетом по телевидению и радиовещанию Кабардино-Балкарской АССР, при участии Комитета по телевидению и радиовещанию Адыгейской АО. В1992 г. в Республике Адыгея также было основано общество «Родина», которое стало осуществлять сотрудничество с зарубежными черкесами в сфере культуры. В связи с увеличением числа сирийских черкесов, посещающих Северный Кавказ, и граждан северокавказских республик, направляющихся в САР, в декабре1990 г. впервые был открыт рейс автобуса Нальчик — Дамаск — Нальчик. Однако в1992 г. рейс был отменен в связи с дестабилизацией политической ситуации в Грузии и обострением отношений этой республики с Республикой Абхазия и республиками Северного Кавказа.

В целом, черкесская община в настоящее время сохраняет довольно прочное социально-экономическое положение. Она традиционно придерживается курса поддержки правительства. Сирийское руководство поддерживает «Черкесское благотворительное общество» в проведении культурно-просветительной деятельности.

 Кушхабиев Анзор Викторович

Очерки истории зарубежной черкесской диаспоры:Монография. Нальчик: Эль-Фа, 2007

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>