Публицистика

Необходимо воспитывать в народе чувство национального патриотизма

Необходимо воспитывать в народе чувство гордости, патриотизма, именно национального патриотизма. Мы никогда не станем националистами, если мы будем развивать культуру. Через культуру, через развитие такого мышления мы можем многого добиться. ( Ф.А. Хараев)

 

— Феликс Ахмедович, Вы хорошо помните, как на гребне возрождения национального самосознания в 1991 году, была создана МЧА. Какие большие надежды с этой организацией связывал народ. Как Вы оцените ее деятельность спустя 20 лет?

— Я помню это время. Проблем тогда было много. Представители национальных адыгских движений не знали черкесскую диаспору, не имели достаточной информации, как живут наши соотечественники. Мы не знали, сохранилась ли их национальная культура, традиции, обычаи. Нас интересовало буквально все. Мы хотели побольше узнать, найти возможности совместного сотрудничества, общения с диаспорой. Адыгские общественные организации рассчитывали на то, что многие наши соотечественники вернуться на историческую родину.

Вначале 90-х. годов время было переломным, сложным. Шли процессы возрождения национальной самоидентичности, активизации национальных движений. В 1991 году МЧА, возглавил известный политический деятель Юрий Калмыков. И я думаю, что он сыграл положительную роль. Своим авторитетом, эрудицией, кругозором, он многого достиг в тот период. Он общался с широким кругом людей, представляющих нашу диаспору в Турции, Голландии, Иордании. При нем черкесы, проживающие здесь и черкесы, живущие за рубежом, нашли общий язык, стали более тесно общаться.

 

— Какие главные проблемы, на Ваш взгляд должна была решать МЧА?

— Главными проблемами были миграционные, познавательные, культурные, социальные. Можно сказать проблемы консолидации. Мы еще не знали направления возможного развития нашего объединения. Было сильное стремление к тому, чтобы найти правильные решения по нормативной базе, добиться разрешения на перемещения, общение.

К сожалению, многое из задуманного не смогли претворить в жизнь. В республике, политическая и социально-экономическая обстановка менялась очень быстро.

В Кабардино-Балкарию стали переселяться первые небольшие группы наших соотечественников. Люди приезжали, строили или покупали жилье, стремились адаптироваться на родине. Но, со временем, как я уже говорил выше, в связи с непростой экономической и политической ситуацией, поток желающих вернуться уменьшился, а некоторые приехавшие в КБР, вернулись обратно. Тут много причин, почему так произошло. Это проблемы трудоустройства, бытовые, адаптационные и ряд других.

Вместе с тем, я считаю, что многого удалось достичь в области культурного общения, посещение делегаций трех республик стран, где живет черкесская диаспора. Проводились разные ассамблеи, конференции, встречи. Все это было большими событиями. Мы много узнали о жизни черкесов за рубежом.

 

— Какие цели были достигнуты и какие задачи решены в течение прошедшего времени?

В основном больше в области культуры, обмена. Люди получили возможность свободней перемещаться, общаться.  Считаю одним из больших достижений создание Адыгской международной академии наук (АМАН). Мы стали обучать в наших учебных заведениях студентов из Сирии, Иордании, Турции. Думаю, что, такие перемены в образовательном процессе положительно сказались да и сказываются в сближении черкесов.

 

— Как Вы оцениваете существующую нормативную базу по вопросам возвращения на историческую родину наших соотечественников?

— Нормативная база была актуальным вопросом. Но социально – экономические и политические вопросы отодвинули ее на второй план. Я думаю, что вопросы по нормативной базе не потеряли своей актуальности, но они отошли не на первом месте. Сейчас более острой представляется тема нашей жизни. И есть ли у самих соотечественников желание приехать на родину. На мой взгляд, количество людей желающих вернуться может быть и не малое, но не всякий сейчас к нам приедет. Почему? Мы живем в осложнившихся условиях. Чтобы создать привлекательный фон для зарубежных адыгов, нам надо свой уклад жизни поправить, лучше, качественней ее организовывать. И тогда к нам потянутся.

 

— Что Вы имеете в виду под словами поправить наш уклад?

— Во — первых необходимо стабилизировать социально-экономическое положение. Для этого нужно уделять как можно больше внимания созидательному труду, индивидуальной трудовой деятельности. Через это развивать малый бизнес, корпоративное управление. Надо восстанавливать экономику. У нас есть универсальный способ восстановления экономики – это корпоративное управление. Мы его не изучаем, мало применяем.

Общество должно анализировать события, принимать нужные меры. Какая у нас сейчас идеология? Главные вопросы, поднимаемые в КБР должны быть с содержанием идеологии. Приведу вам наглядный пример. Мы провели опрос в школах среди учителей. Так вот, патриотизм они поставили на 17 место, а гражданственность на 20. О чем это говорит?

Есть проблемы образования. Нужен совершенно другой подход к образованию. Его необходимо совершенствовать.

У нас остается сложной криминогенная обстановка. Никто не сомневается, что идет определенный передел собственности. Возникают конфликты на этой почве. Надо наводить порядок.

— Что Вы подразумеваете под идеологией. На территории нашей республики, как можно сформировать  хотя бы некое подобие идеологии. На какие компоненты мы должны опираться?

— Начинать надо со своих корней. С рода, с родителей, с имени. Роль семьи, роль оценки воспитания. Надо иначе относиться к воспитанию детей в детских садах, в школах. Да и взрослых можно было бы еще многому научить.

 

— Какой из периодов, на Ваш взгляд, отличался наибольшей активностью, в деятельности МЧА за годы ее существования?

— Период Калмыкова. В его время, была проделана очень интенсивная работа. В тех условиях, обстановка требовала новых взглядов, нового мироощущения. Роль его личности была велика. Он положил начало направлениям и устремлениям МЧА. При нем наладились прочные связи с диаспорой, проходили мероприятия по вопросам нормативной базы.

 

— Как на Ваш взгляд работает современная МЧА?

— Пришел хороший руководитель по своему интеллекту, кругозору. МЧА находится на конструктивном пути. Я думаю, что К.М. Ажахов придаст новый импульс деятельности ассоциации. Нужно время, чтобы освоиться, увидеть проблемы в более широком ракурсе.

 

— Какие вопросы должна ставить и решать, МЧА в приоритетном порядке, на современном этапе?

— Во — первых культурного обмена. Культурный обмен – это очень емкое понятие. Надо познавать друг друга, больше общаться. В области искусства возрождать старинные адыгские ремесла.

Необходимо воспитывать в народе чувство гордости, патриотизма, именно национального патриотизма. Мы никогда не станем националистами, если мы будем развивать культуру. Через культуру, через развитие такого мышления мы можем многого добиться. И МЧА нам, будет в этом помогать, направлять, осуществлять эти мероприятия. Но и мы должны помочь МЧА. Наша помощь может заключаться в финансовом, организационном порядке. Надо создавать фонды МЧА, вести пожертвования. В этом случае, мы можем ожидать от них и больших результатов.

Актуальные проблемы адыгов надо решать, не откладывая в долгий ящик. Историческая справедливость должна восторжествовать. Но ее надо добиваться через разъяснения, пояснения, издания трудов, документов. Надо просто работать. Работа должна быть аналитической, постановочной,  мыслительной, для того, чтобы ставить такие вопросы.

 

— Есть ли у нас люди, которые смогут проводить подобную работу?

— Конечно, есть. В нашей республике, много мыслящих, ищущих людей. Такую работу надо планировать, проводить конференции, симпозиумы. Необходимо актуализировать наши проблемы. Если мы будем им уделять более пристальное внимание, то тогда, мы дальнейшие возможности пути развития. В мире, очень часто, частные проблемы получали большую актуализацию в умах мирового сообщества через такую постановку. Надо ставить вопросы, говорить, призывать к этому других. Своими действиями, мы не преследуем какие — то эгоистические цели, или чьи – либо интересы. Здесь вопрос в исторической справедливости, объективной оценке произошедшего с адыгским народом. Без этого, настоящее будет ущербным

 

— Как по Вашему, входят ли некоторые вопросы, которыми занимается МЧА (например, репатриации, миграции) в сферу политической деятельности?

— Я бы не сказал, что это сугубо политическая деятельность. Этими вопросами они занимаются временно, в связи с постановкой нормативной базы. Когда все вопросы, связанные с законодательством в этой сфере решатся, то тогда  это уже будут не политические, а организационные вопросы. Сейчас, данные вопросы связанны со всякого рода ограничениями, преградами. Вот они и получают политическую окраску.

 

— Феликс Ахмедович, выше, Вы упомянули о том, что у нас отсутствует идеология. Как Вы думаете, элементы Адыгэ хабзэ смогли бы стать составной частью идеологии. И другой вопрос. В каком состоянии сейчас находятся наши обычаи и традиции. Можно ли утверждать, что мы их практически потеряли?  

— Наши традиции и обычаи еще живут. Но внимание современников сейчас к ним ослабло. Мы у себя открыли адыгские чтения по культуре, традициям, обычаям, истории, литературе. Они проходят у нас 2 раза в месяц. Любой желающий может прийти и послушать данные лекции. Но кроме наших студентов практически никто не приходит. Интереса, желания нет.

Если человек хочет знать Адыгэ хабзэ он его должен учить. Если мы хотим ценить свою культуру, то ее надо изучать.

Сколько у нас великих предков, достижений! На них опирались Иван Грозный, Петр I. И в Турции великих черкесов было много. Их надо изучать. Гордиться тем, что представители нашего народа вносили большую лепту в развитие тех народов и стран где они жили. Но не изучаем. Не интересуется народ.

Другая проблема – язык. Язык у нас в загоне. Наш язык, на мой взгляд, изучается не правильно, он не ценится. Если ты, своего языка не знаешь, то ты ущербно будешь знать любой другой язык. Язык – это одежда мысли. Я думаю, надо значительно больше внимания уделять развитию родного языка.

А.Х. Абаев

    зав. сектором АС КБР,

член Союза журналистов РФ

Related posts

Leave a Comment