На торжественном собрании в Сочи представители адыгских общественных организаций России отметили 150-летие со дня учреждения черкесского меджлиса
На карте исторической Черкесии устье горной реки Псахе, расположенное в местечке под названием Мамайка на самой границе между Лазаревским и Центральным районами Сочи, отмечено особым знаком.
Событие, произошедшее здесь 13 июня (по старому стилю) 1861 года, могло стать поворотным в многолетней борьбе адыгов за свою независимость. Для наших предков, вокруг которых безжалостно сжималось кольцо царских войск, это был своего рода «день икс»: собравшиеся по инициативе шапсугов, убыхов и абадзехов на большое Хасэ представители 12 субэтносов объявили об учреждении «Великого и свободного собрания», позже получившего название «черкесского меджлиса». Новый общенародный орган, ставший первой по-настоящему государственной структурой управления, объединил все разрозненные ранее территории Черкесии. Просуществовал он недолго – с июня 1861 по май 1864 года, но свое предназначение в определенной степени выполнил. Хотя необходим меджлис был, безусловно, значительно раньше – слишком много времени оказалось упущено…
На фоне общей катастрофической картины разворачивавшихся на Черноморском побережье в конце Русско-Кавказской войны исторических событий, в результате которых была уничтожена большая часть местного населения, а изгнание коренного народа на чужбину приобрело беспрецедентный характер, тема, связанная с деятельностью черкесского меджлиса, для большинства современных исследователей-кавказоведов отошла на второй план. На мой взгляд, незаслуженно. Недопустимо мало знают об этом сами адыги. Хотя факт того, что под напором внешних сил и чрезвычайных обстоятельств черкесы все же пришли к осознанию необходимости скорейшей консолидации сил и выразили готовность к серьезным общественно-политическим преобразованиям, в первую очередь, созданию централизованного управления на всей территории своего государства, сам по себе, безусловно, далеко не рядовой. Некоторые разрозненные сведения и архивные материалы об этом сохранились. Их, конечно, не так много, как хотелось бы, но они есть.
… Место проведения знаменитого собрания, на котором был учрежден черкесский меджлис, удалось установить с максимальной исторической точностью. Здесь сегодня расположен лечебный корпус санатория «Ставрополье». Чтобы представить, как тут все было 150 лет назад, необходимо иметь очень богатое воображение: микрорайон плотно и хаотично застроен, рельеф местности изменен до неузнаваемости. Тем не менее, чтобы подчеркнуть значимость исторического юбилея, руководством Международной Черкесской Ассоциации было принято решение провести торжественное собрание именно здесь, в эпицентре события того времени. Точно была соблюдена и дата «рождения» меджлиса – 25 июня по новому стилю.
Удивительное это, признаюсь, чувство: идешь по земле, а под твоими ногами – уникальный многотысячелетний историко-культурный слой. Когда-то тут вершилась судьба народа, принимались важнейшие политические решения, определялась стратегия военных оборонительных действий. К устью Псахе съезжались лидеры адыгских племен и старейшины со всей Черкесии. Каждое имя – легенда: Хаджи Керандук Берзек, Измаил Баракай, Хаджи Бабуков, Хаджи Дагомуков и другие. Решение о создании меджлиса и выработка принципов, на которых он будет работать, давались непросто – на это ушло почти две недели. Был сформирован состав «черкесского свободного собрания» из 15 человек, представлявших все адыгские субэтносы, а функции руководителя единогласно переданы Хаджи Керандуку Берзеку, пользовавшемуся безграничным авторитетом среди соотечественников.
Вскоре неподалеку отсюда – в километре от устья, на левом берегу реки Псахе (сейчас здесь расположен главный корпус санатория «Ставрополье») – началось строительство комплекса зданий для нужд меджлиса: суда, мечети и нескольких кунацких. Помимо решения военно-политических вопросов новый орган народной власти активно занимался дипломатическими функциями: отсюда делегации черкесов отправлялись на встречу с российским императором на Тамань, а также в Лондон и Константинополь. Чтобы нейтрализовать «великое и свободное собрание» непокорных горцев, доставлявшего много хлопот, кутаисским генерал-губернатором Кулюбакиным был специально брошен военный десант, который в ходе карательной экспедиции в июне 1862 года сжег здания меджлиса дотла. Впрочем, это не смогло серьезно парализовать его деятельность – заседания проходили в родном ауле Хаджи Берзека – Мутыхуа (ныне – село Пластунка), расположенном по реке Сочи. Последнее Хасэ членов черкесского меджлиса состоялось незадолго до окончания войны – в ауле Кбаада (теперь – Красная Поляна).
– Собраться здесь, на месте появления черкесского меджлиса, сыгравшего важнейшую роль в деле объединения нашего народа, было делом чести, возможностью вновь почтить память предков, – подчеркнул президент МЧА Каншобий Ажахов. – Я благодарен всем лидерам и представителям адыгских общественных организаций из Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Краснодара, Причерноморской Шапсугии и Абхазии, поддержавших эту идею.
Участники торжественного собрания побывали в знаковых местах, связанных с историей черкесского меджлиса. Самой дальней точкой поездки стал бывший аул Кбаада. Интересно, что спустя почти полтора века удалось найти место, где прошло последнее заседание «великого и свободного собрания». Здесь лидеры общественных организаций с черкесскими флагами в руках говорили об исторической памяти народа, необходимости сохранения своих духовных корней, современной жизни и будущем нации. Под кроной величественного каштана величаво и трагично звучал шичепшин в руках почетного председателя общественного парламента причерноморских шапсугов Мурдина Тешева. Все и так было понятно без громких слов.
– Важно, что черкесский флаг вновь оказался в этом памятном для каждого представителя нашего народа месте, – отметил председатель «Адыгэ Хасэ» Карачаево-Черкесии Мухамед Черкесов. – Здесь когда-то находился черкесский аул, здесь же завершилась столетняя кровопролитная Русско-Кавказская война.
– Мы, адыги, как коренной народ Сочи, вправе рассчитывать на уважение, должное внимание властей и общества к своим чаяниям, проблемам и заботам, – подчеркнул председатель Совета Старейшин Причерноморской Шапсугии Руслан Гвашев. – Сейчас на наши просьбы и обращения все упорно закрывают глаза, но это вечно продолжаться не может, мы все равно будем настойчиво добиваться своего.
Об этих же проблемах шла речь и на заседании, посвященном юбилею черкесского меджлиса. Свои мнения высказали лидер Международной Черкесской Ассоциации Каншобий Ажахов, члены исполкома МЧА Мамет Едиджи и Адам Богус, тхамада «Адыгэ Хасэ» Адыгеи Арамбий Хапай и Кабардино-Балкарии Мухамед Хафицэ, представитель «Адыгэ Хасэ» Краснодарского края Руслан Машитлев, руководитель молодежного Хасэ Карачаево-Черкесии Тимур Жужуев, члены делегации «Адыгэ Хасэ» Шапсугии – Мурдин Тешев, Халид Тлиф и Аслан Гвашев, а также Руслан Гвашев, Мухамед Черкесов и другие. По мнению большинства участников заседания, рассматривать актуальные для адыгов темы, в частности, внесения поправки в Устав Краснодарского края, закрепляющей факт проживания здесь представителей коренного народа – адыгов, и в текст гимна Кубани, где содержатся фразы, оскорбляющие мусульманское население региона, а также необходимость осуществления широко общественного контроля за сохранением историко-культурного наследия коренного населения в местах строительства олимпийских объектов только в контексте приближающихся Зимних игр в Сочи в корне неправильно.
Переговорный процесс с федеральными властями идет крайне медленно: все обращения МЧА пока остаются без ответа со стороны руководства страны, поэтому прозвучала идея о необходимости созыва Всемирного съезда черкесов в преддверие значимой для всего адыгского мира исторической даты – 150-летия со дня окончания Русско-Кавказской войны, которая будет отмечаться в 2014 году.
По итогам заседания принято специальное Обращение в связи с юбилеем со дня учреждения черкесского меджлиса.
А. Нибо. 11 июня