К вопросу об истории становления профессиональной хореографической культуры кабардинцев
На протяжении истории человеческого общества и в современную эпоху в мире существовало и существует огромное множество разнообразных культур как локально-исторических форм общности людей. Каждая культура формируется в результате деятельности своего творца – этноса или этнической общности.
Развитие и функционирование культуры представляет собой особый способ жизнедеятельности этноса, а, следовательно, каждая культура выражает специфику уклада жизни и поведения ее создателя, особый способ мировосприятия. Культура – это термин, обозначающий всю совокупность материальных и духовных достижений, имеющий свою специфическую, сложную структуру, элементы которой взаимодействуют по определенным законам.
Значение, придаваемое изучению духовной культуры, не нуждается в особом обосновании, так как ее атрибуты свидетельствуют о степени сохранности этнической идентичности, о специфических чертах культуры этноса.
Общественное разделение труда в области духовного производства и вычленение определенных форм духовной культуры из быта привело к возникновению специфического культурного дуализма, то есть параллельного существования бытовых и профессиональных форм культуры (народные знания и наука, фольклор и литература, народное искусство и профессиональное искусство, верования и теология, бытовые обряды и церковь и т.д. и т.п.). При подобной ситуации, которая характерна в настоящее время для большинства народов мира, очень важной становится проблема функциональных взаимоотношений бытовых и профессиональных форм культуры. Именно они, в конечном счете, характеризуют структуру духовной культуры каждой этнической общности, ее социальный и этнический облик, роль ее во внутренней жизни этноса и в механике межэтнических связей и отношений.
Сферы профессиональной культуры (искусство, наука, литература, философия, теология и т.д.) тесно связаны с этничностью и призваны на осознанном уровне служить своему народу, сохранять и развивать его этническую культуру. Роль профессиональной культуры возрастает в современных условиях в связи с развитием средств массовой информации и различных культурных учреждений.
Возникновение танцевального искусства тесно связано с зарождением основ первобытной религии, которая в культовых целях использовала выработанные стереотипные художественные образы. Порядок исполнения древних традиционных танцев существовал довольно длительное время, а самые значимые их элементы дошли и до наших дней.
Длительному сохранению танцев способствовала коллективность исполнения. Древний обряд требовал, чтобы каждый член племени принимал в нем участие. С самого раннего возраста люди усваивали как весь ритуал, так и отдельные его элементы, а следовательно, танцевальные движения, их порядок.
Танцевальные композиции, впрочем, как и обряды, переходили из поколения в поколение почти без изменения. Особенно это касалось тех танцев, которые входили в наиболее ответственные культовые отправления. Возможно, именно поэтому почти каждый народный танец имеет в основе своей хореографической структуры одно или несколько основных движений, присущих только этому танцу[1].
На развитие танцевальной культуры адыгов свое влияние оказало внедрение ислама. Мусульманская религия вела борьбу с остатками язычества, христианства, со своеобразной карнавальной вольницей, сопровождавшей игрищные действа. «Большие празднества вообще становятся ныне реже в Черкесии по причине беспрестанных беспокойств. К тому немало способствуют и проповеди духовенства, которое представляет противным мугамеданской религии всякого рода публичные забавы в сообществе с женщинами»[2]. Замужним женщинам теперь запрещалось участвовать в джэгу. Они танцевали лишь в тех случаях, когда накладывали на себя обет («наузыр») в связи со значительным событием в их жизни. Так как адыги не любили танцевать в отсутствие представительниц прекрасного пола, то и на праздниках и торжествах, где их присутствие не поощрялось, танцев почти не бывало. «Есть празднества, в которых женщины не участвуют, и тогда плясок нет. Иные же совершаются дома, в кругу семейном».[3]
Длительная борьба идеологии ислама с народным творчеством привела к тому, что многие обрядовые и культовые пляски, посвященные языческим божествам, и другие древние танцы до нас не дошли. И только благодаря наиболее устойчивым семейно-бытовым обрядам, особенно свадебным, народ сумел сохранить свою танцевальную культуру.
После Октябрьской революции 1917 года и с началом социалистического культурного строительства в кабардинской хореографии, как и во всей общественной и культурной жизни страны, стали происходить изменения. С этого времени следует вести речь о трех уровнях хореографической культуры: бытовой (традиционной), самодеятельной (полупрофессиональной) и профессиональной.
Начало профессиональной хореографии в Кабарде положили коллективы художественной самодеятельности, созданные в 20-х годах ХХ века, которые, в свою очередь, создавались на основе народных талантов, проявивших себя на традиционных общественных торжествах. Кружки художественной самодеятельности возникали в каждом селении. Республиканское руководство уделяло серьезное внимание положению дел в культуре и практически на каждом заседании всех партийных звеньев от высшего до низшего обсуждались планы и перспективы культурного строительства, подводились итоги, принимались директивы. Таким образом, положение дел в искусстве и, в частности, в хореографии находилось под пристальным контролем руководства, осознавшего, что искусство во всех проявлениях оказывает действенное влияние на формирование мировоззрения и взглядов людей.
В июле 1930 года был организован танцевальный ансамбль «Красный Кавказ» в составе 3 танцоров, 2 танцовщиц, 3 музыкантов, 2 административных работников и худрука.[4] В репертуаре ансамбля были народные кабардинские и балкарские танцы «Кафа», «Исламей», «Удж», «Абзех», «Тегерек-тепсеу» и другие.
По мнению Бленаовой Б.Ж., проработавшей долгие годы хормейстером в ансамбле «Кабардинка», у кабардинцев более распространены были танцы, чем песни. Это проявилось в формировании танцевальной группы, которую до 1931 года называли агитбригадой. В ряду первых народных музыкантов, танцоров, певцов стояли старейшие актеры: Г.Исакова, К.Каширгова, А.Аталиков, Ж.Лакунова, А.Исаков, Л.Бадракова, Б.Шаваев, Х.Алхасов. Они организовали первую в республику агитбригаду при Международном клубе в г.Нальчике и разъезжали с концертами по селам Кабардино-Балкарии.[5]
20-22 ноября 1931 года в Нальчике состоялась 1-я Кабардино-Балкарская национальная олимпиада самодеятельного и профессионального искусства горских народов. В обращении к трудящимся Кабардино-Балкарии в газете «Ленинский путь» от 17 ноября 1931 года в преддверии Олимпиады говорилось: «Самобытное искусство горских народностей, разбросанное по аулам в лице музыкантов, певцов, танцоров, гармонистов, зурнистов, художников и других, до сих пор достаточно не выявлено. Художественные самодеятельные единицы до сих пор не имели над собой достаточного политического руководства (выделено мной – З.К.), они не организованы. Неорганизованное искусство мало отражает стройку соцстроительства, мало реагирует на обороноспособность страны, индустриализацию, коллективизацию и другие важнейшие мероприятия партии и правительства».[6]
В августе 1932 года в Москве состоялась 1-я Всесоюзная олимпиада самодеятельного искусства. На ее закрытии 14 августа в Колонном зале Дома союзов состоялось собрание участников олимпиады. Представители Кабардино-Балкарии заняли 2-е место и получили премию в размере одной тысячи рублей. Основной успех пришелся на долю музыкально-танцевальной группы, ставшей костяком при создании ансамбля «Кабардинка».[7]
1 октября 1933 года при Ленинском учебном городке была образована областная студия национального искусства с отделениями – драматическим, танцевальным, национальных инструментов и театрально-декоративным. На основе участников студии был создан Кабардино-Балкарский ансамбль «Кабардинка» – первый профессиональный национальный творческий коллектив республики. Официальной даты торжественного открытия ансамбля не существует, поэтому ею принято считать 1 октября 1933 года – дату открытия Художественной национальной студии, хотя в некоторых изданиях указывается 1934 год – первое официальное выступление коллектива.
С момента основания ансамбль осуществлял активную концертную деятельность в районах и селах республики. В первое время это были привычные всем традиционные танцы, которые люди привыкли видеть на торжествах, но в хорошем, талантливом исполнении. Ветеран ансамбля Мурат Болов так описывал первые выступления коллектива: «Наше выступление на концертах не походило на то, к чему мы привыкли теперь. Перед началом концерта мы сразу выходили на сцену, и, как правило, мужчины становились в одну линию с одной стороны сцены, а девушки в одну линию с другой стороны сцены. Обычно мы начинали концерт по команде балетмейстера или по команде кого-нибудь из танцоров, присутствующих на сцене. По этой команде выходил из шеренги тот танцор, который стоял с краю, и начинал свой номер, а все остальные танцоры, находившиеся в это время на сцене, хлопали в ладоши в такт музыке. Как только первый танцор заканчивал свой танец, тут же сразу выходил следующий танцор и, не ожидая никакой команды, исполнял свой номер. Так друг за другом все танцоры выходили из шеренги и исполняли свои номера».
При организации концертных выступлений старались по возможности сохранить тот стиль, который существовал в народе при проведении традиционных праздников и семейных мероприятий.
Б.Ж.Бленаова в статье «Кабардино-Балкарскому госансамблю песни и танца – 30 лет» вспоминает, что руководство республики уделяло большое внимание ансамблю, который должен был достойно представлять республику за ее пределами.
По указанию Б.Э. Калмыкова всем актерам ансамбля были сшиты личные повседневные костюмы, чтобы они выглядели красиво не только на сцене, но и повседневно и везде, во всех отношениях были достойными носителями подлинной культуры советской Кабардино-Балкарии.[8]
Артисты ансамбля совершенствовали свое мастерство и наряду с традиционно исполняемыми танцами (Кафа, Удж, Исламей) стали включать в программу и постановочные номера, которые отражали происходившие в стране перемены. Одним из таких был танец «Бригадиры». На одну из репетиций ансамбля пришел 1-й секретарь обкома КБАО Б.Э. Калмыков, с интересом следивший за творчеством коллектива. Просмотрев танец «Бригадиры», он заключил: «То, что вы показали, это танец дикарей… Так танцевать нельзя. Прелесть и сила – в грациозности, в изяществе. А у вас сплошные выкрутасы, дикие вопли… Вы заметили, что некоторые ваши джигиты приплясывают. Такого раньше не бывало в горских танцах, это позаимствовано из казачьих плясок. А зачем? Не всякое заимствование целесообразно, у каждого национального искусства свои традиции, свои формы, свой сложившийся язык. Беда в том, что с каких-то пор среди нашей молодежи распространилось убеждение: если кавказские пляски, то непременно должно быть лихачество».[9] Калмыков был обеспокоен тем, что ансамбль может распространить чуждую духу адыгов манеру исполнения, так как артисты «Кабардинки» являлись эталонами и носителями хореографической культуры. В 1936 году, в период празднования 15-летия советской Кабардино-Балкарии, все работники ансамбля были командированы в районы республики, чтобы оказать непосредственную практическую помощь художественной самодеятельности колхозов и совхозов. Актеры провели большую работу по формированию танцевальных и хоровых коллективов. В 1939 году художественным руководителем ансамбля был назначен Михаил Чочишвили. С его приходом в репертуаре ансамбля появились грузинские, аджарские и другие танцы народов Кавказа.
Продолжалась работа по совершенствованию исполнительского мастерства артистов ансамбля, росла его популярность в республике и за ее пределами. Серьезным экзаменом на профессиональную зрелость стали гастроли коллектива в Москве, Ленинграде, Киеве, на Дальнем Востоке.[10]
Великая Отечественная война внесла существенные коррективы в жизнь страны. В связи с уходом на фронт многих артистов «Кабардинки» и созданного в 1938 году профессионального хорового коллектива они были объединены в один коллектив – государственный ансамбль песни и танца. На протяжении всей войны коллектив не прекращал свою концертную деятельность, выступая в воинских частях, в госпиталях, перед трудящимися республики. После того, как немецкие войска были вытеснены с территории Кабардино-Балкарии, ансамбль быстро встал на ноги и приступил к напряженной работе.[11]
Уже в июле 1945 года на бюро райкомов ВКП(б) республики принимаются следующие решения:
«Обязать секретарей партийных организаций организовать в колхозах кружки художественной самодеятельности:
а) танцевальный
б) хоровой
в) струнный
д) драматический
г) кружок художественного чтения.
Провести смотры художественной самодеятельности по районам до 6 января 1946 года».[12]
Было решено также провести 3-ю Республиканскую олимпиаду Кабардинской АССР с марта по май 1946 года.
Таким образом, конец 40-х годов прошел под знаком активизации профессионального и самодеятельного художественного творчества трудящихся в целях скорейшего перехода к мирной жизни.
В 50-е годы в республике остро стояла проблема подготовки профессиональных кадров для танцевальных коллективов республики. В 1960 году в Нальчике открылось культурно-просветительское училище, хореографическое отделение которого возглавил народный артист КБАССР, заслуженный артист Таджикской ССР А.И.Проценко. Со всей республики были собраны талантливые подростки для приобщения к искусству классического танца. Балет, являющийся одним из самых сложных и энергозатратных видов искусства, требует длительного обучения и подготовки танцоров к тяжелым физическим и психоэмоциональным нагрузкам. Тем не менее, А.И.Проценко удалось в короткий срок создать труппу, способную к подготовке балетного спектакля. Постановщик остановил свой выбор на балете с национальной тематикой с тем, чтобы танцорам было легче решать поставленные перед ними задачи. 28 апреля 1964 года состоялась премьера первого национального балета «Лялюца». Автор либретто и постановщик спектакля А.И.Проценко, музыка – Л.Когана. Премьеру «Лялюцы» можно считать началом истории Музыкального театра Кабардино-Балкарии. Премьера прошла с успехом, было отмечено высокое исполнительское мастерство молодых артистов.
28 апреля 1966 года состоялась премьера второго национального балета – «Даханаго». Либретто и постановка — А.И.Проценко, музыка – Л.Когана. Либретто составлено по мотивам нартского эпоса.[13] Партии профессионально исполнили: Даханаго – Роза Хакулова, Япанес – Борис Карданов.
28 апреля 1967 года состоялась премьера балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро». И балетмейстер А.И.Проценко, и артисты сознавали, что берут на себя большую ответственность. Действительно, это был смелый шаг – постановка на провинциальной сцене шедевра мировой классики. Премьерный спектакль произвел сильное впечатление и прошел с большим успехом. Он стал этапным в творческой жизни труппы и свидетельствовал о ее зрелости и мастерстве.
28 февраля 1968 года произошло важное событие в истории культуры республики – состоялось официальное открытие Кабардино-Балкарского Государственного музыкального театра. Большая заслуга в создании Музтеатра принадлежала министру культуры республики К.К.Эфендиеву.[14] В день открытия театра состоялась премьера очередного, третьего национального балета «Аминат». В процессе его постановки балетмейстер с помощью труппы решал сложную проблему слияния народного танца с классическим. Поэтому балет «Аминат» явился очередной очень важной ступенью развития национального хореографического искусства республики.
Помощником главного балетмейстера и преподавателя А.И.Проценко при работе над первыми балетными спектаклями был заслуженный артист РСФСР Х.Х.Дашуев – педагог культурно-просветительского училища по национальному танцу. Он оказал значительную помощь по разучиванию и отработке движений со студентами в национальных балетах «Даханаго» и «Аминат».[15]
Открытие театра расширило возможности для дальнейшего творческого роста артистов, а также для пополнения труппы профессионально обученными выпускниками хореографических училищ из разных городов страны. К ним можно отнести С.Захохову, Х.Боджокова.[16] Мастерами стали и пионеры балетного искусства республики Р.Хакулова, Р.Архестов, Х.Амшокова, В.Амшокова, Ф.Сабанчиева, А.Бекалдиев, М.Хамурзов, Г.Пазова. За большие заслуги в развитии хореографического искусства республики Р.Хакулова, Х.Архестов, С.Захохова удостоены звания «Заслуженный артист КБАССР».
За период с 1964 по 1990 год балетная труппа имела в своем репертуаре, помимо уже перечисленных, такие спектакли, как «Тщетная предосторожность» П.Герольда, «Золушка» С.Прокофьева, «Легенда гор» В.Молова, «Эсмеральда» Ц.Пуни, «Жизель» А.Адана, «Барышня и хулиган» Д.Шостаковича, «Дон Кихот» Л.Минкуса, «Легенда Чегемского водопада» Л.Жеттева и В.Дружинина и др.
В стенах культурно-просветительского училища прошли обучение талантливые танцовщики: заслуженные артисты КБАССР, солисты Музыкального театра Архестов Х., Хакулова Р., Карданов Б., заслуженный артист КБР Атабиев И.[17] Большую роль в развитии профессиональной хореографии в республике сыграли братья Хачим, Руслан и Арсен Абидовы. В возрасте 11 лет они были приняты в Пермское хореографическое училище. После окончания училища поступили в ГИТИС. Х.Абидов остался преподавать в Московском академическом хореографическом училище, затем работал директором Красноярского хореографического училища. Р.Абидов работал педагогом-балетмейстером в школе фигурного катания «Олимпийские надежды», затем – заведующим отделением впервые открытого хореографического отделения музыкального училища. А.Абидов работает главным балетмейстером Кабардино-Балкарского Государственного музыкального театра. Братья Абидовы внесли вклад и в дело эстетического воспитания подрастающего поколения. В мае-июне 1983 года около 300 мальчиков и девочек со всей республики съехались в Нальчик, чтобы принять участие в конкурсном отборе в балетный спецкласс. Было отобрано 26 детей. Занятия в спецклассе проводил Р.А.Абидов. По окончании каждого учебного года проводился экзамен, подводящий итог проделанной работы. По поводу работы спецкласса бывший министр культуры К.К.Эфендиев отметил, что деятельность класса – лишь начало выполнения многолетней программы по подготовке артистов балета. По ряду причин класс в начале 90-х годов был расформирован.
Ансамбль песни и пляски «Кабардинка» довольно быстро прошел восстановительный период после освобождения территории Северного Кавказа от гитлеровских войск и включился в активную творческую деятельность. Ансамбль в 1945-47 гг. демонстрировал искусство народов Кабардино-Балкарии в Бурятии, Узбекистане, Киргизии, Иркутске. Подготовка к гастролям, как правило, мобилизует все внутренние резервы коллектива и сказывается на творческом росте. Репертуар ансамбля в конце 40-х годов состоял из 60 песен, 23 танцевальных номеров и 11 инструментальных произведений. Ежегодно ставилось не менее 3-4 новых танцев.
В начале 1951 года возникла необходимость в укреплении ансамбля ведущими творческими кадрами. На должность балетмейстера был приглашен специалист из Москвы Л.М.Смелянский. Он подробно ознакомился с творческими возможностями каждого актера и с текущим репертуаром танцевальной группы. Л.М.Смелянский оставил «Кафу», массовый танец «Исламей» для дальнейшей доработки и предложил начать работу над созданием новых танцевальных номеров на местную тематику. Так в репертуаре появились «Герои-коневоды», «Девушки с виноградом», «Пастуший лирический». Для успешного осуществления намеченных постановок нужно было улучшить исполнительское мастерство каждого актера. С этой целью была составлена учебно-тренировочная программа, по которой ежедневно проводились занятия по овладению общей хореографической культурой, овладению определенными приемами классического балетного тренажа.[18] К середине 50-х годов ансамбль повысил профессиональный уровень, обрел популярность не только в республике, но и за ее пределами.
Сезон 1956-57 годов был для «Кабардинки» важным и ответственным. Ансамблю предстояло принять участие в показе лучших художественных коллективов Кабардинской АССР в Москве в связи с 400-летием присоединения Кабарды к России; участвовать во Всесоюзном и VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. Музыкальным руководителем показа художественных коллективов КАССР в столице был назначен композитор Ванно Мурадели.
В июле 1956 года в отделе музыкальных учреждений Главного управления по делам искусств в Министерстве культуры РСФСР состоялось обсуждение состояния работы Кабардинского госансамбля. Отмечалось, что в этой группе не заметно работы ведущих солистов-танцоров, на которых другие, более молодые актеры могли бы равняться. Также указывалось, что у многих актеров нет должного актерского отношения к исполняемым номерам, что у них нет внутренней собранности и артистичности.
Заместитель начальника Главного управления по делам искусств Министерства культуры РСФСР Г.А.Щепалин обратил внимание на подготовку хореографических номеров, т.к. основная тяжесть показа в Москве ляжет на танцевальную группу. Он отметил, что репертуар танцевальной группы однообразен, и рекомендовал включить в него остросатирические, шуточные танцы и танцы девушек. Балетмейстер Г.Гальперин и др. пытались объяснить, почему в репертуаре отсутствуют женские танцы. На это Г.А.Щепалин возразил: «Если даже раньше у кабардинцев не было в быту самостоятельного женского танца, все же его надо создать. При создании новых номеров многие русские профессиональные танцевальные коллективы смело отходили от установившихся прежних форм и традиций в русских народных танцах. Без такого подхода к делу им было бы невозможно создать новые танцевальные номера и развивать русскую танцевальную культуру. Поэтому я настоятельно рекомендую смело отходить от установившихся старых канонов в ваших народных танцах и решительно продолжать свои поиски по линии создания новых танцевальных номеров, помогающих вам в развитии своей национальной профессиональной хореографической культуры».[19]
В связи с подготовкой к показу в Москве работа ансамбля неоднократно обсуждалась. Председатель Президиума Верховного Совета КАССР Т.К.Мальбахов так оценивал тогдашнее состояние ансамбля: «Кабардинский госансамбль призван бережно сохранять все то, что было создано нашими отцами, дедами и прадедами. А на самом деле ансамбль с каждым годом все больше и больше перестает быть кабардинским… Наши танцы как танцы кабардинские теряют свою специфическую особенность и остаются от них лишь одни черкески как атрибуты нашей национальной одежды. Если наш ансамбль и впредь будет таким, каким он стал на сегодняшний день, тогда лучше его назвать Нальчикским, а не Кабардинским».[20]
Как мы можем убедиться, замечания Г.А.Щепалина и Т.К.Мальбахова противоречат друг другу. Щепалин настаивал на решительной ломке традиций, на поиске новых танцевальных приемов, пусть и не присущих кабардинской национальной хореографии. Мальбахов же призывал к сохранению традиций, к бережному отношению к наследию предков. Таким образом, ансамблю приходилось лавировать между противоречащими друг другу требованиями. Этот факт лишний раз подтверждает, что культура находилась под жестким руководством, и самостоятельный неконтролируемый творческий поиск не приветствовался.
Приняв предъявленные замечания, хореографическая группа ансамбля готовилась к концертам в Москве. В 1957 году на базе Кабардинского ансамбля был создан Государственный Кабардино-Балкарский ансамбль песни и танца, пополнившийся балкарскими исполнителями ныне заслуженными артистами КБАССР С.Беппаевым, З.Алтуевой, артистами И.Огурлиевым и В.Чеченовым. Немалый вклад в развитие танцевального искусства республики внес один из старейших артистов ансамбля, народный артист РСФСР М.И.Ульбашев.[21]
Дни литературы и искусства Кабардино-Балкарской АССР в Москве проходили с 20 июня по 1 июля 1957 года. В них принимали участие 600 артистов, танцоров, певцов, писателей, художников, музыкантов, композиторов.[22] За заслуги в развитии музыкально-хореографического искусства Кабардино-Балкарии гармонистке ансамбля песни и танца К.И.Каширговой было присвоено звание народной артистки РСФСР, артистам ансамбля Т.Р.Ашурову, Х.Х.Дашуеву, З.К.Дукову, М.А.Нартокову, С.С.Шериевой, хормейстеру Б.Ж.Бленаовой и художественному руководителю А.Г.Орлову-Шузьме, солисту Б.Х.Каширгову – звание заслуженного артиста РСФСР. Артисты ансамбля Т.Р.Ашуров и К.И.Каширгова были награждены орденом «Знак Почета».[23]
Танцевальная группа Кабардино-Балкарского ансамбля в дни показа литературы и искусства в Москве была рекомендована для участия во Всесоюзном фестивале советской молодежи, где завоевала Диплом II степени и серебряную медаль. Она же участвовала и в конкурсе VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, завоевав Диплом I степени и золотую медаль. В том же 1957 году ансамбль стал лауреатом Всесоюзного фестиваля театров, ансамблей и хоров. В июле 1958 года состоялась первая зарубежная поездка ансамбля – гастроли в Монгольскую Народную Республику, которые прошли с большим успехом.
1960-е годы явились новым рубежом в развитии профессиональной хореографии республики. В соответствии с решением Совета Министров КБАССР в 1965 году Кабардино-Балкарский государственный ансамбль песни и танца был реорганизован. Из него выделили танцевальную и инструментальную группы в самостоятельный творческий коллектив под названием «Кабардинка». Хоровую группу ансамбля передали Государственному комитету по телевидению и радиовещанию.[24]
При ансамбле не было профессиональной хореографической студии и профессиональной школы, поэтому новых участников приходилось выбирать из художественной самодеятельности. Репетировали по 10-12 часов. Ансамбль возглавили заслуженный деятель искусств КБАССР Григорий Юрьевич Гальперин и народный артист РСФСР Мутай Исмаилович Ульбашев.[25] В начале некоторые хореографы утверждали, что на одном жанре коллектив долго не может существовать и смотреть концертную программу из одних только танцевальных номеров невозможно. Успех коллектива на различных сценах многих стран мира опроверг это утверждение.
Осенью 1968 года «Кабардинка» в течение двух месяцев находилась в Марокко, Алжире, Тунисе, Ливии – это была первая зарубежная поездка ансамбля. Осенью 1972 года – гастроли «Кабардинки» в Австралии и Юго-Восточной Азии (1 месяц). Летом 1974 года в течение трех месяцев ансамбль выступал с концертами в Латинской Америке. По настойчивой просьбе руководства Мексики и Доминиканской Республики гастроли продлили еще на 40 дней. Все концерты проходили с большим успехом и вызывали восторженные отзывы зарубежных критиков и общественных деятелей. На многих концертах присутствовали главы государств и правительств. Устраивались десятки пресс-конференций с участием представителей средств массовой информации. Повсеместно отношение было дружелюбным. Первыми из советских людей артисты «Кабардинки» ступили на землю Никарагуа и Доминиканской Республики, во главе которых в те годы стояли диктаторы Сомоса и Балагер. Оба они присутствовали на концертах «Кабардинки» в разрушенном землетрясением Манагуа и старейшем в Новом Свете испанском городе Санто-Доминго.[26]
В 1981 году состоялись гастроли ансамбля в Иорданию. Артисты были удостоены высшего ордена страны – ордена Независимости I-й степени. Летом 1983 года «Кабардинка» с триумфом выступала в Бразилии. В ноябре 1985 года она вновь посетила Иорданию, где проводилась Неделя дружбы Иордании и Советского Союза под патронажем короля Хусейна. Следует отметить, что в 80-е годы стали довольно часто проходить зарубежные гастроли различных танцевальных коллективов Кабардино-Балкарии. Это объясняется ростом интереса зарубежного зрителя к кавказскому национальному колориту, который демонстрировали коллективы нашей республики.
Таким образом, можно сделать вывод, что в период становления профессиональной хореографической культуры кабардинцы добились достаточно высоких результатов: появились классический балет и один из лучших коллективов страны обозначенного периода – ансамбль танца «Кабардинка». Профессиональная танцевальная культура кабардинцев во многом сохранила важнейшие этнокультурные черты народа, являясь ценным этноинформационным источником и культурным памятником.
З.М.Кешева,
кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник отдела источниковедения КБИГИ.