Публицистика

«Черкес» — это название, известное всему миру

В среде адыгских общественных объединений, научных, культурных и интеллектуальных кругах в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи продолжаются дискуссии по поводу принятия общего иноназвания «черкес» для всех адыгских народов. Напомним, что, на заседании Исполкома МЧА, проходившем в Нальчике в феврале 2011 года было предложено, называть всех адыгов, независимо от мест проживания   черкесами. Данная инициатива уже на самом заседании Исполкома вызвала неоднозначную реакцию и полемику.

Однако большинство делегатов, включая и представителей хасы Турции, поддержали инициативу, Президента МЧА К. Ажахова, о внедрении иноназвания «черкес» для обозначения всех адыгов. Одним из важных моментов способствовавшим принятию такого решения стало заключение Института этнологии и антропологии Российской Академии Наук им. Миклухо-Маклая от 25.05.2010 года о том, что убыхи, шапсуги, адыгейцы, кабардинцы, черкесы и другие адыгские племена являются частями единого черкесского народа.

Журнал «Архивы и общество», в продолжение темы, провел опрос среди представителей культурной, творческой, научной адыгской интеллигенции. Было опрошено несколько десятков людей в Кабардино-Балкарии, Адыгеи, Карачаево-Черкесии. Подавляющее большинство респондентов (80%) высказались за принятия единого иноназвания «черкес» для адыгов.

Сторонники внедрения иноназвания «черкес» считают, что данный термин будет способствовать консолидации адыгского этноса. Противники же мотивируют свое несогласие несколькими причинами. Одна из них, это то что, национальное чувство каждого отдельного адыгского племени должно быть выше. Их рассуждения сводятся примерно к тому, что адыгейцы, шапсуги, кабардинцы, бжедуги и т.д. должны в первую очередь отстаивать именно национальную принадлежность к определенному племени и географическому месту проживания. Раз мы живем в Кабарде, Шапсугии, Адыгеи, Черкесии, то и называться должны соответственно. Разумеется, определенный резон в этом есть. Но так ли он прочен? Когда — то давно, народы, оседавшие на определенной территории, давали ей название по своей национальной принадлежности. Шотландцы дали название Шотландии, англичане Англии, французы Франции, испанцы Испании. Разумеется, в этих странах национальный состав населения тоже не однороден. Баски и каталонцы в Испании, валлийцы, шотландцы, кельты в Великобритании, гасконцы, провансальцы во Франции, швабы и пруссаки, в Германии. Различные племена, порой не родственные, в Европе были объединены под одним общим для всех названием. Получилась единая нация, состоящая из нескольких народов. Но от этого, ни один народ не исчез, не растворился. Остались баски, каталонцы, кельты, валлийцы. Все они живут и здравствуют до сих пор. Почему же адыги не могут последовать такому здравому, разумному и главное, объединяющему примеру? Кто-то может возразить, что вышеперечисленные народы многочисленны, а черкесы -малый народ. Но опять же, насколько такое сравнение корректно? Неужели, чтобы решать проблемы этноса, необходимо учитывать его количество? Да и так ли малочисленны черкесы? По разным оценкам в России и за рубежом проживают от 5 до 8 миллионов черкесов. Не так уж и мало, если учесть, что население ряда европейских стран (Швеции, Норвегии, Финляндии, Ирландии, Словакии) составляет приблизительно столько же или не дотягивает до численности черкесов.  Так что, узкоплеменным национальным чувствам представителей различных адыгских народов ничего не угрожает. Если все представители одного этноса, т.е. адыгов начнут называть себя черкесами, то с ними ничего не случиться. Никакого исчезновения, ассимиляции, какой-либо адыгской народности не произойдет. Не исчезнут и национально-территориальные образования адыгов. И собственно почему они должны исчезнуть из-за того что мы будем называть сами себя черкесами? Существует же соседняя республика Северная Осетия – Алания, в недавнем прошлом просто Северная Осетия, есть республика Саха – Якутия, опять же в недалеком прошлом республика Якутия. И что, эти этносы перестали существовать, национально-территориальные образования ликвидировались? На чем основываются сторонники того, что если адыги будут сами себя называть черкесами, то потеряют свои государственные образования непонятно. Ни МЧА, никто либо другой, не собирается поднимать вопрос по изменению названий республик, где проживают черкесы. Данная инициатива абсолютно не противоречит российскому, да и международному законодательству.

Также, по мнению оппонентов, существует еще ряд причин, которые препятствуют внедрению иноназвания «черкес» в адыгскую среду. Приведем некоторые из них.

Первое, это то, что соседние с нами народы могут не правильно понять действия в этом вопросе адыгов и неадекватно среагировать. Странная позиция. Со средних веков, черкесами называли только адыгов. Этому есть многочисленные документальные подтверждения. Достаточно почитать записки иностранных путешественников посетивших Черкесию в разное время. Да и сами кавказские народы адыгов называли и продолжают называть черкесами. Все прекрасно понимают, что адыг – это черкес, а черкес – это адыг. Это легко можно проверить и подтвердить.

Как могут отреагировать наши соседи? Да ни как. Я понимаю, надо хорошо относиться к своим соседям будь то по лестничной площадке, кварталу, территории. Хороший сосед может быть лучше, чем плохой родственник. Но адыгам надо отстаивать и свои интересы. То, что идет во благо нации необходимо реализовывать. Если постоянно оглядываться на то, что скажут другие, то ничего у нас не получится. Все адыгские этносы единый народ. Мы все одной крови, одной ментальности, одного языка пусть и с небольшими различиями. У адыгов кроме абхазов родственных народов нет. Адыги уважали своих соседей и делали им много хорошего. Конечно, присутствовали элементы доминирования черкесов над соседями, но это была реальность того времени. Да и соседи черкесов не особенно сопротивлялись такому положению, зная, что они получают от этого экономические выгоды и защиту от врагов.

Другие кавказские народы близки нам по духу, укладу, обычаям (большей частью заимствованными у черкесов). И адыги это ценили всегда. Они уважали соседей и достигали уважения к себе. Но родственник по многим причинам всегда ближе, чем сосед. Это прослеживается у всех народов мира во все времена. Черкесы не исключение. И какие — то опасения, что соседям не понравиться попытка внедрения термина «черкес» в адыгскую среду не понятны. Даже если не понравиться, что тогда? Они что, объявят нам бойкот, начнут воевать против нас? Что они могут сделать? Перевести вопрос в политическую плоскость. Так он уже переведен недоброжелателями адыгов. Как только черкесы начинают действовать в своих национальных интересах, недоброжелатели адыгов вытаскивают из рукава затертую до дыр от частого шулерства но, как им кажется, все еще козырную карту, и вопят о том, что адыги мечтают о восстановлении Великой Черкесии, выходе из состава России, установлении Исламского государства на территории Кавказа и прочую чушь. Бредовость подобных голословных утверждений свидетельствует лишь об ущербности сознания таких людей.

Почему мы должны тихо, молча терпеть лживые нападки на народ со стороны кучки глупцов. Почему мы не можем последовательно, в рамках закона отвечать на их клевету? Чего мы боимся? Если мы сами не приведем в порядок свой народ, то уверяю, никто за нас этого делать не будет. Если мы хотим, чтобы с нами считались и уважали, то в первую очередь, мы должны начать уважать самих себя. И не надо бояться, что думают другие, надо просто начать движение по пути возрождения своего народа. И тогда, все станет на свои места.

Другой момент, которым оперируют оппоненты – это в первую очередь возрождение экономики, а потом уже вопросы самосознания и самоидентификации. А что, одно другому мешает, или противоречит? Возьмем, к примеру, Россию. Наше государство сделало довольно устойчивые шаги в области экономического развития. Мы, одна из немногих стран вышедшие из кризиса с наименьшими потерями. Экономическая и финансовая системы доказали свою живучесть и эффективность. Но, тем не менее, в стране полным ходом идет процесс духовного, этнического возрождения в первую очередь русского народа. Не надо быть голословным, стоит только посмотреть многочисленные печатные публикации, телепередачи и ток-шоу, в которых этническая самоидентификация россиян ставится во главу угла. И не один политик, общественный деятель, научный работник не заявляет, по крайней мере, публично, что не надо поднимать вопросы самоидентификации и самосознания народа в историческом процессе, не говорит, что сперва надо возродить экономику, а потом уже решать этнонациональные вопросы, или надо чуть-чуть подождать.

А у адыгов какие причины поступать наоборот? Всегда и везде, уважающий себя народ, его культурная, политическая, научная элита стремились к сохранению своей культуры, нации, увеличению ее потенциала, расширению ареала влияния на соседей. Без развитой культурной компоненты, без крепкой, сплоченной нации экономический подъем не возможен. Достаточно привести пример Японии, Китая, Малайзии, Южной Кореи и, других азиатских, да и некоторых европейских стран.

Все должно происходить в комплексе. Народ, который четко осознает кто он, откуда он пришел, какие у него корни – это народ, который способен своей волей и силой возрождать экономику, защищать родину, двигать прогресс. Народ, не объединенный национальным самосознанием, с приниженной самооценкой, отсутствием обычаев и принципов, становится просто аморфной массой не способной на действия. И черкесам необходимо выходить из того состояния, в котором они находятся сейчас. Иначе, ничего хорошего нас не ждет.

Еще один аргумент против – процесс глобализации. Суть возражений сводится к тому, что мир стремительно меняется, национальная самоидентификация размывается. Со временем, национальности исчезнут. Так зачем же нам напрягаться. Опять же, по этому, нам и стоит напрягаться. Процессы глобализации – это неоднозначные процессы. Парадоксально, но в той, же уже объединенной Европе все отчетливей и сильней слышатся голоса за сохранение своей национальной идентичности. В России не все согласны пожертвовать своей самоидентификацией. Думаю, что и нам не стоит торопиться и бежать впереди паровоза. Если адыги превратятся в космополитов, это будет губительно для них. Потеряв свои этнические атрибуты (обычаи, религию, культуру) во что превратится народ? Черкесы должны осознать неумолимое движение прогресса, но они также должны выработать и защитные меры по самосохранению. А меры эти, на мой взгляд, таковы: развитие языка, культуры, обычаев и принятие единого объединяющего национального иноназвания – «черкесы». Мы должны смотреть вперед и думать о будущем. Мы должны быть народом со своими корнями и идеалами. И если мы будем добиваться нужных нам целей, то мы выживем и сохранимся как этнос.

Теперь посмотрим на эту проблему с другой стороны. Что мешает всем адыгам называть себя черкесами? Да ничего. Это притом, что нас уже давно так называют русские, соседние Кавказские народы. В местах проживания адыгских мухаджиров за рубежом, а это более чем 40 стран, их называют черкесами. Если вы приедете в Турцию, Сирию, Иорданию, Израиль, Европу и США и вас спросят кто вы по национальности, и вы ответите кабардинец, шапсуг, бжедуг, адыгеец, то ваше племенное название мало что кому скажет. Но если вы назоветесь черкесом, то удовлетворите любопытство спрашивающего.  То, что во всем мире всех адыгов знают как черкесов это признано. Де факто, мировое сообщество несколько столетий назад уже объединило адыгов под общим названием – черкесы. Для наглядности приведем высказывания некоторых европейских путешественников побывавших в Черкесии в разные годы.

«Зихи – называемые так на языках: простонародном, греческом и латинском, татарами же и турками именуемы черкесы, сами себя называют — «адига». (Джорджо Интериано).

«Жители называют себя и землю свою Адиги, турки и татары черкас, грузинцы черкессиани, россияне черкесами, немцы черкассиен, а осетинцы казах, что во времена императора Константина было, может быть, обыкновенным названием. Черкесы суть народ особливой, который, сколько явствует из языка и прочих обстоятельств, кроме абхазов, своих соседов, ни с кем другим сродства не имеют. Оба народа говорят одним коренным языком, но столь различными наречиями, что они без навыка друг друга не разумеют». (Иоганн Антон Гюльденштедт).

«…Черкесы сами себя называют только «адыги»… (Жак-Виктор-Эдуард Тебу де Мариньи).

«Черкесы (адыге, адехе) населяют северные склоны Кавказа, а также долины от крепости Анапа до слияния Терека с Сунджой. Черкесов можно разделить на две ветви, а именно: кубанские черкесы и кабардинские черкесы, которых также называют кабардинцами; эти последние заселяют местности между Кубанью, Малкой, Тереком и Сунджой.

Из всех горских племен кабардинцы завоевали наиболее громкую известность благодаря своему рыцарскому и воинственному духу, храбрости, проявленной ими в борьбе против крымских татар и в других исторических ситуациях, а также в силу того главенствующего положения, которое они занимали по отношению к своим соседям. В русской истории они известны под именем «пятигорских черкесов», которое происходят от названия горы Бештау (по-русски Пятигорье), в окрестностях которой они проживают.

Кабардинский язык представляет собой один из диалектов черкесского языка, на котором говорят также бесленеевцы и темиргоевцы и который остальные черкесские племена понимают с трудом; говорят, что кабардинский язык – это самый чистый черкесский язык». (И.Ф. Бларамберг)

Так почему же мы сами продолжаем спорить в очевидном?  Адыги, «разорванная» и «рассеянная» нация волею исторических и трагических событий оказалась разбросанной по всему миру. Мы подвергаемся процессам ассимиляции в полном смысле этого слова. Черкесы забывают свой язык, культуру, традиции, обычаи. Теряют свою идентичность, этническое лицо. Разве нам это надо? Неужели мы хотим исчезнуть с лица земли, раствориться в других, стать арабами, турками, русскими. Забыть свои корни и превратиться в ничто.

Что нас должно объединять? В первую очередь – общее, известное во всем мире национальное название. Мы все адыги. Это наше исконное самоназвание. Это истина, которую не подтверждать, не опровергать не имеет никакого смысла. Мы все сами себя называем – адыгэ. Но это если так можно выразиться для внутреннего употребления. А вот термин «черкесы» должен быть предназначен для всего мира. Это своего рода бренд, под которым нас знает весь мир. Называя себя черкесами, мы не предаем свои узкоплеменные национальные интересы.  Называя себя черкесами, мы стремимся к объединению, к ощущению кровной общности единого и неделимого народа. Все 12 адыгских племен – это единый этнос. Здесь нет ни двоюродных ни троюродных ни просто близкородственных народов. Это – один народ с общим самоназванием и единым иноназванием.  Каждый адыг должен осозновать, что у нас один язык, культура, ментальность. Мы должны ощущать целыми и неделимыми. Нам надо смотреть вперед. И первым шагом к реальному осознанию, что мы единый народ должен стать процесс по принятию всеми адыгами национального названия своего народа – черкесы.

Related posts

Leave a Comment