Институт наездничества — ЗекIуэ
С незапамятных времен войны, во всех их проявлениях, занимали большое место в жизни адыгов. Будучи важным стратегическим регионом, являясь воротами из Азии в Европу, Кавказ был объектом постоянной военной экспансии. Многочисленные завоеватели побывали здесь: скифы, сарматы, гунны, хазары, полчища Чингисхана и Тамерлана. Многие государства считали Кавказ зоной своих интересов и вели с местными племенами и народами долгие и изнурительные войны. Помимо войн с иноземными захватчиками и с соседними народами, адыги, разделенные на множество этнических групп, вели частые междоусобные войны.
«Трудно найти на земле, которую мы населяем,- писал И. Бларамберг,- народы, которые защищали бы свою свободу и независимость с большим упорством и которые в то же самое время беспокоили бы еще больше своих соседей, чем жители Кавказа. Все эти народы имеют большую склонность к войне».
На протяжении многих столетий адыгское общество находилось в перманентном состоянии войны. «В ту эпоху,- писал о средневековой Кабарде Ш. Б. Ногмов,- Кабарда представляла вид рассеянного воинского стана, где каждый, ополчась, охранял свое имущество вооруженной рукой».
Стремление к свободе и независимости, а стало быть, к сохранению своих обычаев, самобытности, своей системы морально-этических ценностей, было преобладающим мотивом в жизни этого народа, легло в основу его менталитета.
В таких условиях внутреннего и внешнего развития, а именно: постоянная угроза внешней экспансии, междоусобные войны, политическая нестабильность; отсутствие централизованного государства с единой армией и другими атрибутами, а также немногочисленность адыгского этноса сделали необходимыми появление своих механизмов, институтов, способствовавших самосохранению, жизнестойкости адыгского общества.
Одним из таких механизмов был чрезвычайно военизированный быт феодальной Черкесии. Правом ношения оружия пользовались все члены общества, кроме домашних рабов. «Все мужчины с возраста 13-15 лет и до старости приучены носить оружие. Воспитание детей все направлено к тому, чтобы внушить им величайшую храбрость … храбрость у них первая добродетель»,- сообщал Рафаэль Скасси о натухайцах.
Относительная малочисленность адыгского этноса была следствием беспрерывных войн. «ДылIыгъэншатэмэ, нэхъыбэIуэу дыкъызэтенэну къыщIэкIынт» — «Если бы мы не были мужественным народом, нас, наверное, больше осталось»,- говорят адыги.
Между черкесами, сообщает Хан-Гирей, то «семейство, которого член не был убит или ранен… в сражении с врагами, вошедшими в пределы его родины, не может пользоваться уважением соотечественников».
Храбрость, презрение к смерти, умение в совершенстве владеть оружием и конем, прекрасная воинская экипировка, умелое использование природно-географических условий свой страны позволяли черкесам противостоять более многочисленным народам и мощным государствам, посягавшим на их независимость.
Высокие воинские качества черкесов отмечали все авторы, побывавшие в разное время на Кавказе.
Вот как описывает быт адыгов в начале XVI в. итальянский путешественник и этнограф, автор первого в средневековой литературе монографического описания Черкесии Дж. Интериано. «Они,- сообщает он,- постоянно воюют с татарами, которые окружают их почти со всех сторон. Ходят даже за Босфор вплоть до Херсонеса Таврического… Охотней всего совершают походы в зимнее время, когда море замерзает, чтобы грабить жителей скифов, и горсточка черкесов обращает в бегство целую толпу скифов, так как черкесы гораздо проворнее и лучше вооружены, лошади у них лучше, да и (сами они) выказывают больше храбрости».
Другой автор начала XVII в., итальянский монах Джиовани Лукка, сообщает: «Постоянное беспокойство, которое причиняют им татары и ногайцы, приучило их очень к войне и сделало из них лучших наездников во всех этих странах. Они мечут стрелы вперед и назад и ловко действуют шашкой. В лесу один черкес обратит в бегство 20 татар».
Высоко ставил воинские качества кабардинцев астраханский губернатор Артемий Волынский, бывший в Кабарде в начале XVIII в. «Только одно могу похвалить,- писал А. Волынский,- что все такие воины, каких в здешних странах не обретается, ибо что татар или кумыков тысяча, тут черкесов довольно двухсот».
Морально-психологический статус воина, его положение в адыгском обществе были настолько велики, «что при жизни он пользовался особыми правами, а после смерти удостаивался особых почестей. Героический нартский эпос и народные сказки, легендарные предания и исторические песни, свидетельства источников и рассказы очевидцев прославляют воина — всадника и его подвиги».
Вполне естественно, что в таком обществе было неизбежно появление категории профессиональных воинов. Ими были черкесские князья (пши) и многочисленное, возглавляемое ими, сословие дворян (уорков).
Военное ремесло составляло исключительное занятие уорков. Представителям господствующих классов было предосудительно заниматься тем или иным видом производственной деятельности, торговлей (за исключением торговли рабами, захваченными в набегах). Надо заметить, что подобный образ жизни вела и часть крестьянства. Война была важным средством социальной мобильности: крестьянин, неоднократно проявлявший храбрость во время сражений, мог быть возведен в дворянское звание.
Война стала не только тем фоном, на котором, в силу исторических условий, протекала жизнь адыгского этноса, но и на уровне общественных отношений представлялась главной ценностью. «Черкесы, — писал в связи с этим Н. Дубровин,- богато одарены как умственными способностями, так и красотою; но все душевные способности употреблялись на хищничество и войну».
«Понятия чести, благородства, мужества, долга, скромности, почитания женщины — все это,- отмечает Б. X . Бгажноков,- так или иначе, прямо или косвенно были связаны с войной и набегами. Рыцарские поединки, дерзкие нападения на другие племена составляли едва ли не весь смысл жизни князей, дворян и, между прочим, части свободного крестьянства тоже.».
Война не только вошла в привычку определенной группы населения, не только была долгом и обязанностью высших сословий адыгского общества, но и доставляла им наслаждение, так сказать, эстетическое удовлетворение. «Адыге,- писал в связи с этим Л. Г. Лопатинский,- ищет опасности, так сказать, из любви к искусству …».
Подобная мотивация действий характерна для многих народов в прошлом в период так называемой «военной демократии», когда войны занимали главное место в их жизни. Тацит, описывая древних германцев, сообщает, в частности, что «если община, в которой они родились, закосневает в длительном мире и праздности, множество знатных юношей отправляется к племенам, вовлеченным в какую-нибудь войну, потому что покой этому народу не по душе, и так как среди превратностей битв им легче прославиться, да и содержать большую дружину можно не иначе, как только насилием и войной, ведь от щедрости своего вождя они требуют боевого коня… и победоносной фрамеи (фрамея — копье)».
То же самое сообщает Марцеллин об аланах, о радостном чувстве, которое охватывает аланов всякий раз, когда они слышат о приближающейся войне. Счастливым среди них считается тот, кто погибает в бою; смерть от старости, несчастного случая — удел трусов.
Знаменитый рыцарь XVI в. Андемиркан, тоже, по-видимому, руководствовался подобной мотивацией, когда сказал, отправляясь в поход на Бахчисарай — столицу Крымского ханства: «Зы сэбэп къыхэмыкIынуми, мэжджыт хужьыжьым сафIекIуэлIэнщ!» — «Пусть пользы не будет никакой, но к белой мечети большой пробьюсь!». Избыток таких воинственных, энергичных личностей, не находящих на родине применения своим способностям, приводил к широкому оттоку их за пределы Кавказа. Черкесы находили применение своим силам на военной службе многих государств: России, Польши, Египта, Турции. Черкесские дружины влились в армии Чингисхана, Тамерлана и других завоевателей, проходивших через Кавказ.
Среди институтов, механизмов поддержания военной мобильности в черкесском обществе важное значениё имел институт наездничества.
Рассматривая институт наездничества, необходимо определиться с терминами «зек I уэ» и «наездничество», которые употребляются нами как синонимы.
«ЗекIуэ» в адыгском языке означает военный поход с целью захвата добычи и приобретения славы за пределами своей малой родины. Но «зекIуэ» не только военный поход, но еще и путешествие, то есть это процесс во времени и пространстве. Во время этого путешествия совершались набеги (теуэ) и грабежи (хъунщ I э). Но кроме этого, во время этих походов совершались посещения, визиты к друзьям, сопровождавшиеся пирами, взаимными дарами, заводились новые знакомства в чужих и родственных народах, происходило открытие новых неизведанных земель.
Это был образ жизни части адыгского общества, который, будучи связан с риском для жизни, был средством самоутверждения для мужчины-воина, дававшим возможность прославиться, проявить удаль и отвагу.
В русском языке мы употребляем для обозначения «зек I уэ» термин «наездничество», как наиболее подходящий для отражения сути данного явления.
Но и здесь нужно определиться со значением этого слова. Наездничество можно интерпретировать по-разному. Если брать за основу слово «наездник», т. е. всадник, оно означает искусство конной езды, кавалерийское искусство. Этот аспект, конечно, тоже имеет важное значение, но здесь он не является определяющим. Дореволюционные русские авторы (В. А. Потто, К. О. Сталь, Н. Ф. Дубровин) употребляли слово «наездничество», связывая его с военными походами и нападениями, беря за основу термина слово «наезд», означающего нападение, набег. Само слово «зек I уэ», означающее поход, происходит от слова «зекIуэн» — «ходить». Отсюда можно сделать вывод, что термин этот появился у черкесов в глубокой древности, еще до того, как они стали известными всему миру «конниками» и свои походы совершали пешком или морем.
С выведением местной породы лошадей, известной как «кабардинская», а самими черкесами названная «адыгэш» — черкесская лошадь, военные походы приобретают большой размах и именно в этом, на наш взгляд, одна из причин расцвета черкесского наездничества в XII — XVI вв.
По своей значимости в социальной жизни, в духовной атмосфере институт наездничества играл значительную роль в жизни адыгов. Это был действительно институт со всеми сопутствующими ему атрибутами: со своей идеологической базой, со своими обрядами и ритуалами, со своими определенными жизненно важными для общества функциями.
Идеологическое обоснование такого образа жизни создавали находящиеся при дворе князей певцы — джегуако. В историко-героических песнях адыгов воспевались не только борьба за свободу и независимость своей Родины, но и разбойничьи набеги на соседние народы, удельные княжества и даже села. Но, как справедливо отмечает 3. М. Налоев, «по понятиям того времени, набег и отражение иноземного завоевания, как ни странно, одинаково считалось делом доблести и мужества».
Более того, по мнению черкесов, отдать жизнь, героически защищая свою родину, было намного проще, чем добиться репутации знаменитого наездника. Поэтому последнее, по их мнению, славнее и престижнее. «Не защита аулов и имущества составляли славу черкеса,- писал Н. Дубровин,- но слава наездника, а эта слава, по мнению народа, приобреталась за пределами родины».
Знаменитые наездники пользовались огромным авторитетом и почетом в обществе. На народных собраниях их мнение имело большой вес, на праздничных пирах им преподносили чашу героя — «батырыбжьэ». «Самые знатные и красивые девушки считали за честь поднести храброму воину этот кубок или составить с ним пару в хороводном танце «удж», или, наконец, принять из рук знаменитого наездника приз, выигранный им на состязаниях в стрельбе или наездническом искусстве».
«Тот, кто не посвящал жизнь наездничеству,- сообщает К. О. Сталь,- тот не уважаем в народе, молодежь преследует его насмешками, он на старость будет без веса и уважения, женщины его презирают».
Очень часто, по словам А. Г. Кешева, «похвала женщины подстрекала мужчину к отважным предприятиям, ибо сердце черкешенки принадлежало лишь тому, кто соответствовал всем требованиям идеала наездника». Об этом свидетельствуют предания и рассказы стариков, бытующие среди адыгов. В частности, с этим согласуется рассказ А. Патова из аула Бесланей Карачаево-Черкесии, приведенный в книге С. X . Мафедзева.
«По его сообщению, молодой князь из фамилии Каноковых, умный и рассудительный, но довольно равнодушный ко всякого рода походам и набегам, внезапно умер. Потрясенные известием друзья покойного, выражая соболезнование княгине, спросили ее: «Как же так случилось, не поранил ли он себя или же не убил ли его кто?» Княгиня, которую никогда не удовлетворял бесславный образ жизни мужа, ответила: «Кто бы его убил? Он же не уходил из дома дальше, чем до ворот. Да на нем не было и царапины. Если бы из его кожи сделали бурдюк (фэнд), то в нем можно было бы носить холодную воду косарям».
Само заключение брака и супружество было связано с обычаем, описанным Хан-Гиреем. Он заключался в том, что «молодой супруг высшего класса после первых суток супружества… отправлялся в дальние поиски или наезды, как бы для ознаменования супружеской жизни подвигом отважности».
Дело в том, что со дня появления невесты в доме жениха, он сам должен был отсутствовать некоторое время, пока не состоится свадьба. Этот промежуток времени настоящие рыцари проводили в военных походах и странствованиях, возвращаясь с богатыми трофеями, подарками для всех родственников, в том числе и для невесты.
Этот обычай Хан-Гирей объяснял тем, что, «по мнению черкесов нет блага в этой жизни, когда оно не ознаменовано подвигами храбрости и похвалою народа». Такое же утверждение содержится в черкесской пословице: «Уи лIыгъэ къимыхьар уи насып къремыхь» — «Пусть тебе счастья не принесет то, что мужество не принесло».
Истоки обычая наездничества очень древние и лежат в эпохе так называемой «военной демократии». Народный эпос адыгов «Нарты», возраст которого более трех тысяч лет, рисует их легендарных предков — нартов — чрезвычайно воинственным и отважным народом. Основу многих сюжетов нартского эпоса составляют военные походы и набеги на соседние племена, сопровождающиеся захватом добычи, угоном скота и коней. Нередко нарты отправляются в походы и без видимой причины — на поиски дальних краев, где могут проявить свое мужество и удаль.
Любовь к наездничеству настолько определяет их образ жизни, что можно, если такое выражение уместно, говорить о «зекомании» — о таком состоянии, потребности героев, когда они без путешествий и военных походов испытывают морально-психологический, душевный дискомфорт. В песне о нарте Бадыноко говорится: «И зекIуэн къыщохьэ…», «Страсть к походам одолевает его…».
От непрерывной походной жизни, как повествуют черкесские предания, древние герои прирастают к седлам. Такие рыцари в адыгских героических песнях, кроме слова наездник — «зекIуэлI» («зекIуэ — поход, «лIы» — мужчина) именуются также такими словами, как «уанэгулI» («уанэ» — седло, «лIы» — мужчина) и «шыплIэрыхь» («шыплIэ» — спина коня, «хьын» — носить). То есть в первом случае подразумевается человек, большую часть жизни проводящий в седле, военных походах; во втором — воин, наездник, живущий тем, что приносит на крупе своего коня, т. е. добычей.
Само слово «зекIуэ» означает военный поход за пределы своей родины, в противном случае это было бы воровством. «Разбои и отважные похищения,- писал Хан-Гирей,- по нынешнему образу мыслей черкес хотя и превозносятся в смысле молодечества, но украсть у ближнего или у соседа почитается у них за величайший стыд и посягающие на подобные поступки подвергаются народному презрению, а в прежние же времена изгоняли из родины совершившего там воровство или со связанными руками бросали в воду и топили …».
Набеги на земли соседей, не связанных союзными отношениями, не только не считались преступлением, но даже поощрялись. Чем дальше за пределы Родины совершался поход, тем он был престижнее. Отсюда и широкая география походов: Днепр, Волга, Дон, Дунай, Малая и Средняя Азия, Закавказье, о чем свидетельствуют народные предания и исторические источники. Согласно данным адыгского фольклора, черкесские отряды каждый год ходили в Хорезм и грабили города Тимура, уводили в рабство его подданных, бесчинствовали на караванных путях. Сохранился даже такой термин: «чэруан зекIуэ», который, по-видимому, отражает специфику и объекты таких походов. «Чэруан» — искаженное адыгское «караван», «зекIуэ» — поход.
Неоднократно объектом нападений черкесских отрядов становилось малоазийское побережье Черного моря.
Византийский историк Лаоник Халкондил сообщал, например, что в 1458 г. зихи (черкесы) захватили Трапезунт, убили греческого императора, его сына и других триста человек. Магистраты города сдали Трапезунт зихам, которые двинулись дальше вглубь страны.
После разгрома Византии и образования Турецкой Османской империи, побережье Малой Азии продолжало подвергаться нападениям черкесов. Так, в июле 1472 г., черкесы, прибыв на 24 судах на турецкое побережье, разграбили местности на пространстве 300 миль, захватили в плен женщин, забрали все имущество и товары. Султан Селим выслал 6 галер для защиты побережья.
По свидетельству И. Бларамберга, до тех пор, пока не была учреждена Кавказская линия, черкесы проникали вплоть до берегов Волги и Дона и пресекали всякие отношения между Азовом, Грузией и Персией.
Военные походы черкесов не ставили целью захват и удержание новых территорий. ЗекIуэ предполагало всегда возвращение на свою Родину. Время нахождения в зек I уэ, в зависимости от дальности похода, могло быть от нескольких недель до нескольких лет. Так, герой черкесских преданий Ешаноков Атабий, живший в XVI в., был одним из тех, чьим обычаем было годичное зекIуэ.
По преданию, записанному Т. Кашежевым, в эпоху раннего средневековья «тлякотлеши» («лIакъуэлIэш») — сословие дворян, ближе всего стоявших к князьям в сословной иерархии, «должны были по очереди на четыре года отправляться путешествовать, не имея права возвращаться без добычи, так как это считалось величайшим позором».
Количество участников походов было различным: от нескольких человек до нескольких тысяч. Были одинокие всадники — «шузакъуэ» — рыцари, совершавшие походы одни. Адыгский эпос и фольклор сохранил имена таких одиноких рыцарей: знаменитый Андемиркан, Бора, Хатх-Мыхамат, Дохшуко Бгуншоков, Лыко сын Ельхо, братья Ешаноковы.
В отличие от дворян, князьям не пристало ездить одним. Чем больше было у него спутников, тем престижнее было для него. Многочисленность собравшихся под его знамена воинов служила вывеской его авторитета.
Наездничеством могли заниматься и крестьяне, даже не свободные его категории. Описывая быт феодальной Черкесии, И. Бларамберг отмечает, что «они называют ремесло добывания военной профессией, и те из них, которые являются мастерами своего дела, пользуются наивысшим уважением и создают себе имя, особенно если это князь, дворянин или один из старейшин; даже простолюдины приобретают себе репутацию таким способом». Так, в сказании о князе Жанболате, сообщается, что у него «между бжедугами был один доверенный, по имени Гулай, к которому он всегда заезжал и который, хотя был холоп, но мог поравняться с любым узденем-наездником в удальстве и оказывал большую помощь Жанболату во время его набегов».
Герой кабардинской исторической песни Жандар — сын Ахматеча, хотя и происходил из свободных крестьян, но как наездник пользовался большей славой, нежели многие знатные воины. Часть свободного крестьянства, занимавшегося наездничеством, называлась «лъхукъуэщауэ». Это были незнатные рыцари («лъхукъуэлI» — сословие свободных крестьян, «щауэ» — витязь). По мнению 3. М. Налоева, по своим воинским и этикетным достоинствам они ценились порой выше дворян («уорков») хотя в социальной иерархии стояли ниже их.
Такая точка зрения правомерна, по нашему мнению, только в том случае если говорить об исключениях, но не о правиле, имея в виду отдельных представителей «лъхукъуэщауэ», но не сословие в целом.
Следовательно, подобный образ жизни, связанный с войной и военными предприятиями, вела и часть крестьянства. Но для знатных, особенно князей, это было, так сказать, обязанностью, неразрывно связанной с их статусом. Князь, особенно если он молод, если он не делает набегов, не мог быть, по мнению черкесов, и князем. Польский путешественник — ученый Я. Потоцкий, описывающий быт феодальной Кабарды конца XVIII в., сообщает, что разбой в почете на всем Кавказе, но «здесь князь не может без риска прослыть обесчещенным, потерять к себе уважение, провести дома более восьми дней».
Любой поход адыги обозначали словом — «зек I уэ», хотя мотивы похода могли быть разными. «ЗекIуэ» могло быть военным походом, имеющим политическую окраску, например с целью выполнения союзного долга. Таким был поход в Абхазию кабардинского князя Инала, когда он пришел на помощь своему тестю (его жена была абхазка). Во время этого похода им были разгромлены войска менгрельского владетельного князя. Политический характер имели походы кабардинцев на Астрахань в 1532 и 1547 гг. В результате этих походов на Астраханский престол были посажены их ставленники, в первом случае — Хац Ак-Кубек, во втором — Ямгурчи, находившиеся в родстве с кабардинскими князьями.
Вот что сообщают об этих событиях летописи: «Пришед ко Азторокани без вестно Черкасы да Астрохань взяли, царя и князей и многих людей побили и животы их пограбили, и пошли прочь. А на Азтрохани учинился Аккубек царевич. Аккубек царь с черкасы по женитве в свойстве учинился, и они ему юртево взяв дали».
Набеги были немаловажным рычагом внутриполитической борьбы черкесских князей. Последнее обстоятельство становится яснее, если принять во внимание некоторые особенности обычного феодального права черкесов. Одна из них заключалась в том, что черкесский князь был обязан защищать своих подвластных от нападения других феодалов. Если в результате феодальных междоусобиц его подвластные терпели материальный ущерб, он должен был его возместить. Князь, не соблюдавший этого правила, рисковал потерять своих подданных, которые, пользуясь обычаем покровительства, могли перейти на жительство к другим феодалам или же обществам черкесского народа. Потеря имущества и подданных как результат частых набегов подрывала политическое влияние князя. С этой точки зрения военные походы и набеги приобретали политический характер. В качестве примера можно привести политику, проводившуюся владетельным князем Абхазии Михаилом Шервашидзе. Будучи с детства воспитан в известной убыхской фамилии Берзеков, он, согласно обычаю аталычества, всегда мог рассчитывать на поддержку этого рода, а через него и всего убыхского народа. И «действительно, официальные документы того времени отмечали, что когда сильные княжеские фамилии в Абхазии составляли владетельному князю оппозицию, то он, оставаясь сам в стороне, направлял отряды убыхов для разорения наиболее сильных его вассалов».
Как отмечает А. И. Першиц, «грабительские набеги и войны не всегда достаточно дискретны. Крупный набег, при котором не обошлось без открытого сражения, мало чем отличался от такой войны. Грабеж в набегах мог приобретать такой размах, что его последствия не уступали последствиям войны, а непрерывные изнурительные набеги подчас давали не меньший эффект, чем решительное сражение».
ЗекIуэ можно рассматривать и как форму национально-освободительной войны, тактику ведения боевых действий. Скоротечные набеги, не предполагавшие закрепления захваченной территории, были традиционной военной тактикой черкесов, определявшейся социальной структурой, этнополитической ситуацией, а также природно-географическими факторами.
И. Бларамберг, служивший офицером Генштаба в Отдельном Кавказском корпусе, отмечал, что у черкесов нет регулярной армии с ее тактикой и стратегией. «Зато они знают толк в малых войнах… их войны — не что иное, как вереница засад и внезапных нападений».
Надо заметить, что подобная тактика боевых действий была наиболее эффективной и позволяла черкесам успешно бороться за свою независимость. Это признавали и царские генералы во время Русско-Кавказской войны, говоря, что подобная тактика не дает им возможности дать черкесам «генеральное» сражение и нанести их военным силам окончательное поражение.
ЗекIуэ могло быть предпринято и с другой целью, например, для умыкания невесты в чужом обществе или в результате наложенного на себя обета, как это описывается в предании о Дохшуко Бгуншокове. Герой предания, темиргоевский дворянин, получил в подарок от своего князя тетиву необычной работы. Бгуншоков дал себе клятву: в знак того, что князь отличил его от всех своих дворян преподнесением редкого подарка, не проводить двух ночей подряд под кровлей своего дома, пока не узнает, кем сделана эта тетива и, если это девушка, сделать ее своей женой. В результате поиски привели его в Дагестан, откуда им была похищена кумыкская княжна, произведением чьих рук оказалось это изделие.
Таким образом, мотивация предпринимаемых военных походов могла быть самая разная. Но нас «зекIуэ» интересует прежде всего как социальный институт, древний обычай, носящий ритуальный характер и именно на этом аспекте хотелось бы заострить внимание.
Подробное описание этого обычая составил Хан-Гирей. Вот что он писал о нем: «Весна и осень, суть два времени в году, которые можно назвать у черкесов наездническими. Тогда князья, собрав партии молодых дворян, выезжают, как они говорят, в поле, где избрав удобное место, располагаются в шалашах на всю осень или весну. Здесь каждому из них открываются занятия, исполняемые ими с полным удовольствием: служители и другие из молодежи разъезжаются по ночам в аулы за добычею, пригоняют быков и баранов для пищи… также посылают в близлежащие аулы за провизией, которую нельзя приобретать молодечеством, как-то: пшеном, молоком, сыром и прочее.
Между тем лучшие наездники отправляются в дальние племена, там угоняют табуны лошадей, захватывают людей и с такою добычей возвращаются к своим товарищам, которые, всякую ночь пируя за счет оплошных жителей окрестных аулов, ждут их с нетерпением. Этого мало: князь — предводитель партии — отправляет от себя посланцев к князю другого племени, своему приятелю, и тот дарит щедро посланных. Нередко сами князья ездят к другим князьям и принимают лично дары, которые в подобных случаях [бывают] в пленниках или в табуне лошадей, насильственным образом захваченных. В таких разбойнических, но воинственных упражнениях, проводят они осень почти до наступления зимы, а весну — до сильных жаров лета».
Подобные собрания, по свидетельству Д. Белла, носили тайный характер и были исключительной прерогативой высших сословий. «Они,- писал он,- … пользуются одним из древних преимуществ своего сословия, а именно собираться в отряды для грабительских набегов … в соседние провинции … при этом из боязни быть узнанными, они надевают маски и, кроме того, говорят между собой на непонятном для других языке или, быть может, на своем особом жаргоне с той целью, чтобы помешать вторжению в круг их интересов непосвященных». По свидетельству Я. Потоцкого, все это время князя «сопровождают преданные ему дворяне, но никто из его семьи не смеет приблизиться к шалашу, будь даже это его брат. Здесь все присутствующие пребывают замаскированными, то есть они закрывают лицо и совершенно не говорят по-черкесски; все разговоры ведутся на некоем жаргоне, который они именуют «шакобзэ» ( chakobza ). Там же собираются тайные дружины князя, которые вместе с ним принимали участие в кражах и грабежах; среди них могут оказаться представители других национальностей — мисджегов, осетин и т. д.; они появляются также замаскированными по той причине, что могут встретить людей, с которыми они находятся в состоянии кровной мести и которые могли бы их убить. Только князь знает их всех и находится в центре всех тайн. Этот маскарад продолжается шесть недель, в течение которых маленькие банды в масках собираются для грабежей в округе и, поскольку все настороже, дело не обходится без убитых и раненых, в том числе среди князей, потому что они не раскрывают себя, а в противном случае их щадили бы».
Последнее обстоятельство, на которое указывает Я. Потоцкий, требует пояснения. Дело в том, что, согласно нормам обычного права, личность черкесских князей считалась неприкосновенной для представителей всех нижестоящих сословий. Если убийство представителя другого сословия можно было компенсировать уплатой значительного штрафа, то жизнь князя не имела цены. Убийца князя приговаривался к смерти, его семья продавалась в рабство, а все его имущество подвергалось разграблению. Даже если кто-либо из подвластных князя, в том числе дворяне, в целях самообороны наносил рану князю, «то, как бы ничтожна ни была рана — виновный не мог оставаться в народе. Если же князь был ранен ночью, на воровстве … то за это виновный не ответствовал».
По свидетельству Я. Рейнеггса, даже тогда, когда князь вовремя набега бывал схвачен, его жизнь была вне опасности: с ним прилично обращались и он должен был уплатить крупную сумму денег за свое освобождение.
С указанными обстоятельствами связано обыкновение, описанное И. Бларамбергом. Вот что о нем сообщается: «Если молодого князя преследуют во время его набега люди, среди которых нет ни одного из княжеского семейства, они не решаются напасть на него, а лишь просят проявить милость и возвратить то, что он у них захватил; им, таким образом, удается зачастую получить обратно украденное; но если среди преследователей находится князь, это кончается боем, а частенько и убийством».
Так как во время набегов молодые князья скрывали свои лица, очень часто их убивали, как сообщают русские источники «не за веды», т. е. не зная, что они князья — в противном случае их щадили бы.
Помимо набегов и грабежей, князья и дворяне в свободное от набегов время занимались охотой, пиршествами и военными упражнениями. Наконец, по окончании сезона наездничества, добыча делилась между наездниками, и они разъезжались по домам.
Жители аулов поздравляли возвращавшихся с поля наездников. Те же, по обычаю, делали всем подарки, раздавали скот и другое имущество старикам, пожилым женщинам, своим знакомым.
Вышеописанная организация именовалась, как сообщает Я. Потоцкий, « Choupchouoa », что соответствует, по мнению Б. X . Бгажнокова, адыгскому «шупщыIэ» — «стан наездников» («шу» — всадник, «пщыIэ» — шалаш, стан, лагерь).
Эта организация, неразрывно связанная с институтом наездничества, является, по мнению некоторых исследователей, реликтом позднейших форм мужских союзов, типологически сходных с такими же организациями у многих народов мира в прошлом. В данном случае мы наблюдаем все основные признаки, атрибуты подобных учреждений.
Прежде всего, это регулярность их функционирования в определенное время года, которое в народном сознании фигурирует как «пора наездничества».
Время это связано со спецификой деятельности института «ЗекIуэ»: весна — начало лета, — с появлением подножного корма, и осень (сентябрь — ноябрь, до первых морозов. Далее ноября путешествовать, особенно в безлюдных ветреных степях, было уже опасно). У других народов время функционирования подобных мужских организаций также тесно связано со спецификой деятельности их членов. Так мужские дома у земледельцев-таджиков функционировали начиная с поздней осени (после уборки урожая) всю зиму до ранней весны (начало сельскохозяйственных работ).
Другая характерная особенность данной организации — ее тайный характер. Организация «ШупщыIэ» была, как уже отмечалось, исключительной прерогативой князя и дворян, состоявших в его дружине. По свидетельству офицера русской армии Ф. Ф. Торнау, хорошо знавшего быт адыгов, крестьянам было запрещено близко подходить к стану наездников, а также интересоваться находящимися там людьми. Даже братьям и другим родственникам было запрещено подходить к стоянке, где находился князь с дружиной.
Надо заметить, что в свое время тайные союзы индоевропейских народов также были ориентированы на функции военной дружины и его вождя. А специальный воинский культ с его церемониями и символами превращался тайными союзами в знаки культовой и социальной обособленности их членов.
Другой атрибут, характерный для мужских союзов, это существование тайных языков наездников. В источниках упоминаются три таких языка — это «шакобзе», «фаршибзе» и «зиковшир». Этимология первого слова ясна: «щакIуэ» — охотник, «бзэ» — язык. «ЩакIуэбзэ» в буквальном смысле это охотничий язык. По мнению некоторых исследователей, в частности X . М. Думанова, некоторое время языком охотников пользовались одновременно профессиональные охотники и наездники.
Другими исследователями, в частности Б. X . Бгажноковым, допускается, что при этом наездники пустили в ход дополненный, переработанный, с учетом новых функций, древний метафорический охотничий язык. К тому же наездники во время этих своих тайных сборищ, кроме всего прочего, и охотились (в прямом смысле этого слова) и что особенно любопытно, принуждали крестьян называть их ежегодные сборы именно охотой, заменяя этим безобидным словом термин «зекIуэ», ассоциировавшийся с военными походами, разбоем, грабежами.
Надо заметить, что крестьянам запрещалось говорить на этом языке, даже если они его понимали.
Упоминаемые многими авторами, в частности, Я. Потоцким, маски, грабежи, террор по отношению к членам общества, доступ для которых закрыт в эти организации — явление характерное для мужских объединений многих народов. Аналогичные явления, к примеру, зафиксированы Р. Рахимовым, исследовавшим функционирование мужских домов у таджиков Средней Азии и Афганистана. Вот что он сообщает: «Функционировании одной из форм общества подростков в помещение Худжра (Худжра — мужские дома у таджиков), игравшим некогда значительную роль в афганской деревне, зафиксировано нами в восточных районах Афганистана.
В худжра вечерами у огня за ужином собирались мужчины, чтобы потолковать о делах. Здесь постоянно ночевали молодые холостяки квартала… еду в худжра обычно не приносили, а подростки добывали пищу, совершая ночные набеги в деревню за фруктами, арбузами, сахарным тростником и прочим. Подростки были вооружены ружьями и пистолетами.
Во время ночных налетов они трубили в рог архара, создавая невообразимый шум и наводя на жителей страх. Поздней осенью, когда урожай был уже убран, члены худжра в масках под предводительством своего атамана совершали налеты на дома наиболее состоятельных жителей.
Те из страха выносили им по 1-2 сира … пшеницы. Таким образом, за ночь парни собирали по нескольку пудов пшеницы. Случалось так, что в это время по селению ходила другая группа, также в масках и трубя в рог. Между ними часто завязывался бой. Отряд-победитель забирал у побежденных добычу. Захваченный таким образом провиант продавался на рынке, а на вырученные деньги приобреталось несколько баранов для трапез всех членов группы — победительницы».
Важным атрибутом мужских союзов были инициации, отмечавшие переход юношей в категорию взрослых мужчин, полноправных членов общества.
У многих народов, находившихся на стадии «военной демократии», инициации означали переход юношей в категорию воинов и, как правило, сопровождались торжественным вручением оружия.
Тацит, описывая быт древних германцев, сообщал следующее: «… никто не осмеливается наперекор обычаю носить оружие, пока не будет признан общиною созревшим для этого. Тогда тут же в народном собрании кто-нибудь из старейшин … вручает юноше щит и фрамею: это их тога (У римлян переход в категорию взрослых сопровождался инициацией, во время которой юноши впервые надевали тоги) а, это первая доступная юности почесть».
У хатов, одного из германских народов, существовал и такой обычай: «едва возмужав, они начинают отращивать волосы и отпускать бороду и дают обет не снимать этого обязывающего их к доблести покрова на голове и на лице ранее, чем убьют врага. И лишь над его трупом и снятой с него добычей они открывают лицо, считая, что наконец уплатили сполна за свое рождение и стали достойными отечества и родителей …».
У черкесов также существовали подобные обычаи, носившие инициационный характер. Когда мальчик, отданный на воспитание аталыку, подрастал, последний подыскивал ему надежных друзей, опытных в искусстве наездничества. От этих друзей, по сообщению Н. Дубровина, он получал так называемый махлуф — оружие и лошадь и «с ними отправлялся … на хищничество, сначала легкое, а потом и более трудное. Как младший в партии, он должен был ночью караулить лошадей, заботиться об их продовольствии, услуживать и терпеливо переносить их обращение. С ним обращались с некоторой аффектацией, стараясь показать ему не только уважение, но полное пренебрежение, как мальчишке, не доказавшему еще ни храбрости, ни хищнической способности».
Этимология слова «махлуф» недостаточно ясна. В качестве версии можно предположить, что это адыгское слово «махуэлIыфI» («махуэ» — переводится как день, а также счастливый, светлый, «лIыфI» — достойный мужчина, муж).
Оружие, входящее в махлуф, как и фамильное, не дарилось и никому не передавалось.
Всей полноты гражданских прав: право принимать участие в народных собраниях, в застольях, говорить тосты, жениться, а также уважение членов общества адыгский юноша получал только после совершения поступка, достойного похвалы — удачный набег или убийство врага. Дж. Лукка сообщает о черкесах, что у них «на пирах не предлагают молодым людям пить до тех пор, пока последние не совершат какого-нибудь ловкого воровства или какого-нибудь важного убийства».
Турецкий путешественник Эвлия Челеби, описывая быт Черкесии в XVII в., сообщает: «Не ворующим в этой стране даже девиц не дают, говоря: это недостойный джигит».
Видимо, инициационный характер в прошлом носил обычай, о котором сообщил нам Жырчаго Гиса, I9I9 г. р., черкес-репатриант из Сирии. Этот обычай называется «Жаныпш I э», что означает награда за расторопность, смекалку («жан» — быстрый, сообразительный, «пщIэ» — плата, награда). «Жаныпщ I э» давалось старшими молодому человеку, мальчику, когда он совершал похвальный поступок, проявив при этом расторопность и смелость. Этим подчеркивалось, что юноша стал достаточно зрелым, чтобы ему можно было давать важные поручения. По словам Жырчаго Гисы, «жаныпщIэ» давалось юноше один раз в жизни.
По словам другого информатора, Дугуж Фуада — черкеса из Сирии — «жаныпщ I э» молодому человеку могло даваться каждый раз за какой-либо достойный поступок. В частности, он рассказал нам следующий случай, имевший место в Сирии во время черкесско-друзской войны в 80-е гг. XIX столетия. Во время осады арабами черкесского селения Мардж аль Султан, из него прорвался всадник к черкесам жившим на Галанских высотах и призвал их на помощь. Впоследствии старики села подарили ему кинжал в качестве «жаныпщIэ».
С переходом в категорию воинов связан обычай, бытовавший у черкесов в прошлом и описанный Дж. Интериано: «… они,- сообщает он,- бреют голову, оставляя на макушке пучок волос, длинный и спутанный, как говорят, для того, чтобы было за что ухватить голову … если ее отрубят …».
«Мужчины, — писал А. Олеарий о кабардинцах в XVII в.-… у себя вверху на макушке … дают свисать вниз небольшой изящно сплетенной косе». Этот пучок волос на макушке назывался черкесами «акIэ». Ача отращивался юношей после того, как он становился воином.
По обычаю отрубленную голову врага или кровника привязывали к седлу, связав ача с путлищем. После окончания воинской жизни старый воин совершал обряд «акIэ упсыж» — сбривания ачэ. «АкIэ упсыж» — метафора, означающая уйти в отставку, «акIэупсыжыгъуэ» — пора ухода в отставку, так говорили об уже постаревшем человеке. «Такой человек,- писал К. О. Сталь,- усталый и израненный, наконец перестает хищничать. Тогда он посылает по знакомым, чтобы ему подарили что-нибудь на обзаведение. Все его друзья, которые получали от него подарки, обязаны ему прислать на обзаведение лошадей и баранов, быков и прочего. С этого времени он делается хозяином и только от скуки, по времени ездит на хищничество».
Рассмотрев, таким образом, основные атрибуты организации «ШупщыIэ», которые позволяют говорить об их связи с древними мужскими союзами, перейдем теперь к рассмотрению основных функций, которые выполняла эта организация. Ответ на вопрос, с чем было связано существование у адыгов этого древнего обычая, мы находим у К. Главани, автора составленного в 1724 г. описания Черкесии. Будучи французским консулом в Крыму, К. Главани встречался часто здесь с представителями черкесской знати. На вопрос, почему у черкесов существует обычай ежегодных сборов молодых князей и дворян для совершения набегов, один из них ему ответил, что этот обычай — всего лишь простой обмен между различными областями Черкесии, «а между тем он дает возможность развивать воинственный дух в молодежи».
Интересно, что и другие авторы отмечают, отношение черкесов к наездничеству и набегам, не просто как к грабежу, а как средству отработки военных навыков.
Приведем свидетельства некоторых из них. Офицер российской армии И. Бларамберг писал, что «кража, совершенная умело, не имеет в глазах черкесов ничего предосудительного, поскольку это считается такой же заслугой, как у нас удачно проведенная военная операция».
Англичанин Д. Белл, проживший год среди черкесов на Северо-Западном Кавказе, сообщает, что этот обычай «рассматривается здесь как хорошая школа для выработки военных навыков».
Общеизвестно, что любая армия должна поддерживать определенный уровень боевой подготовки. В регулярных армиях для этого проводится ряд специальных мероприятий, из которых два являются основными. Одно из них связано с отработкой тактических приемов боевыми подразделениями (в русской армии мероприятия такого рода назывались учениями). И, второе, не менее важное — индивидуальная физическая и боевая подготовка. В обоих случаях желательно, чтобы условия их проведения были максимально приближены к боевым.
Если учесть особенности основной военной тактики черкесов, то очевидно, что во время «зекIуэ» как раз и отрабатывались основные ее элементы. Характеризуя традиционную военную тактику горцев в период Русско-Кавказской войны, Ф. Энгельс писал следующее: «…возьмем борьбу на Кавказе, которая из всех войн этого типа покрыла горцев наибольшей славой; их относительные успехи объясняются наступательной тактикой, которой они по преимуществу держались при обороне своей территории. Сила кавказских горцев заключалась в их непрерывных вылазках из своих гор на равнины, во внезапных нападениях на русские позиции и аванпосты, в быстрых набегах в глубокий тыл русских передовых линий, в засадах на пути русских колонн».
Основная тактика военных действий черкесов носила характер партизанской войны. Любая же партизанская война предполагает организацию базового лагеря, откуда проводятся операции. Система запретов подходить к лагерю, интересоваться количеством и намерениями находящихся в наездническом стане обеспечивала тайну предпринимаемых мероприятий, предотвращала утечку информации. Как отмечал Н. Дубровин, «к сохранению тайны приучили горцев их же собственные лазутчики, которых среди народа легко было добыть … Корысть, родовая месть или … ревность к славе своего товарища, были достаточными причинами, чтобы выдать своего соотечественника, предупредить … о его намерениях».
Во время борьбы с иноземными захватчиками подобные военные походы можно рассматривать и как форму национально-освободительной борьбы, тактику боевых действий. Скоротечные набеги, не предполагавшие закрепления захваченных территорий, были традиционной военной тактикой черкесов, определявшейся социальной структурой, этнополитической ситуацией, а также природно-географическими условиями.
Видимо, не случайно во время установления военно-административной власти царской России в Кабарде одним из первых мероприятий генерала А. П. Ермолова были прокламации к кабардинскому народу, запрещавшие или ограничивавшие институты наездничества и аталычества. Оба эти института входили в традиционную систему военной подготовки молодежи и обеспечивали высокий уровень военной мобильности в обществе.
В прокламации А. П. Ермолова от I августа 1822 г. говорилось: «Отныне впредь воспрещается кабардинским владельцам и узденям отдавать детей своих на воспитание к чужим народам, то есть: к закубанцам… и вообще горским народам, но воспитывать их в Кабарде. Тех, кои отданы прежде, тотчас возвращать». По словам Н. Ф. Грабовского, уже в I793 г. «с учреждением родовых судов и расправ было воспрещено кабардинцам… собираться молодым людям на кошах (нечто вроде хуторов) для промыслов удальства».
Весенние и осенние сезоны, проводимые в поле, были серьезной школой военного воспитания черкесской молодежи, и не только военной. Здесь происходила социализация юношей, передача знаний от старшего поколения младшему.
Старые воины обучали молодых владению оружием, конем, тактическим_приемам; юноши во время набегов приучались переносить тяготы и лишения походной жизни, у них вырабатывались такие необходимые качества, как смелость, самообладание, выносливость, умение ориентироваться и использовать особенности местности. Во время пиров, устраиваемых в стане наездников, молодежь слушала рассказы, древние легенды и предания, историко-героические песни, изучала народные обычаи и ораторское искусство. Последнее имело немаловажное значение на народных собраниях и судебных разбирательствах. Описывая времяпровождение князей и дворян в сезон наездничества, Хан-Гирей сообщает: «Достойная наибольшего замечания забава из всех забав черкес, есть следующая: князья и дворяне во время пребывания в поле … разделяются на две партии и одна из них объявляет другой свои претензии под каким-нибудь предлогом. Тут избирают судей, перед которыми ответчики защищаются силой красноречия, а претендующие не щадят могучих выражений для побеждения своих противников. Таким образом, открывается здесь поле, где старшины, князья и дворяне показывают могущество своего красноречия и знание существующих узаконений, народных и феодальных прав древних фамилий своей нации. Забава эта, или лучше сказать, упражнение в словесности служит у черкесов школою, образующею… ораторов».
Ораторское искусство и умение убеждать людей были необходимы не только во время народных собраний и судебных разбирательств, но также при проведении военных советов. Это было связано с тем, что у черкесов «учреждение единодушных действий и успех предприятий зависят более от искусства соглашать умы либо от приближения явной опасности, нежели от должной подчиненности, к коей мало способны горские народы».
Важная функция организации «ШупщыIэ» — охрана подданных во время сельскохозяйственных работ, так как в сезон наездничества, князь со своей свитой не только совершал набеги, но и сам должен был предпринимать меры предосторожности, чтобы предотвратить похищение людей, угон скота и лошадей из своих владений. В связи с этим, по словам И. Бларамберга, «во время уборки урожая и сенокоса, князья и дворяне, вооруженные до зубов, объезжают верхом свои поля как для того, чтобы проследить за работами, так и для того, чтобы защитить своих крестьян; в течение месяца или двух они остаются на полях, принимая всевозможные военные предосторожности».
Эта функция была важна также ввиду того, что, как отмечал Хан-Гирей: «По коренным обычаям и образу мыслей народа, князья были обязаны предохранять подвластное им колено от чужеплеменного насилия и внутреннего беспорядка; в противном случае их подвластные уходили к другим племенам или другим образом искали себе защиты. Во избежание этого князья, владельцы аулов — одним словом, господствующее сословие — доставляли удовлетворение пострадавшим, и это была единственная нить, связывающая общество, удерживающая и самобытность колена».
Таким образом, шесть месяцев в году черкесская знать проводила в набегах, которые стали обычаем и носили обязательный (ритуальный) характер. Это время — весна и осень — фигурируют в народном сознании как пора наездничества.
Но это не означало, что наездничеством не занимались в другое время года. Хан-Гирей писал: «В промежутке же этого времени (весна-осень. — А. М.), пользуясь удобным случаем и смотря по обстоятельствам, делают набеги, разбои, воровства и прочее, равно как и справляют потребности домашних обстоятельств: ездят в собрания или съезды народные, также друг друга посещают».
Начиная с 12-14 летнего возраста и до преклонных лет, представители высших сословий посвящали себя подобному образу жизни. При этом, сообщает И. Бларамберг,- «этот образ жизни имеет для них столько привлекательного, что они не желают его изменять, и они охотно откажутся от всего, лишь бы сохранить это состояние свободы и независимости. Есть много примеров того, что князья, воспитавшиеся в России, совершенно забывают благоприобретенные ими привычки как только возвращаются на родину, и начинают вести совершенно такой же образ жизни, как и их соотечественники …».
Обычай наездничества был важным механизмом поддержания военной мобильности адыгского общества в условиях постоянной внешнеполитической напряженности и способствовал сохранению национальной независимости. Поэтому он культивировался в обществе и был освящен нормами обычного права.
С ним, например, связаны два положения кодекса чести черкесского дворянина. Одно из них гласит: «Уэркъ здашэ щIэупщIэркъым» — «Уорк (дворянин) не спрашивает, куда его ведут» и второе: «Уэркъ хашэркъым» — «Уорк (дворянин) тайны не разглашает».
Раскроем подробнее их значение. В первом случае имеется в виду обычай, когда рыцаря могли пригласить последовать за собой даже совершенно незнакомые люди. В таких случаях он должен был последовать за ними, не требуя никаких разъяснений: кто они, куда и зачем направляются. Как правило, это было приглашение принять участие в набеге. Этим обычаем могли воспользоваться враги, но и в этом случае редкий рыцарь отказался бы от такого предложения, дабы его не заподозрили в трусости.
Народный фольклор сохранил описание этого обычая. Если, например, незнакомый всадник, подъезжал к чьему-либо дому и вызывал хозяина, то последний приглашал его в гости в традиционной форме: «Къеблагъэ, хьэщIэ усщ I ынщ» — «Добро пожаловать, гостем будешь». Если всадник отвечал «Хьэуэ, сэ сыунэ хьэщIэкъым, сыгубгъуэ хьэщIэщ» — «Нет я не для дома гость, а для поля гость» — это означало, что он приглашал хозяина последовать за ним. У настоящего же рыцаря всегда стоял наготове походный конь, лежал запас специальной походной пищи, а оружие находилось в идеальном порядке. Поэтому хозяин не заставлял себя долго ждать и тут же отправлялся с ним в дорогу.
Старики-информаторы сообщают также еще об одном любопытном правиле наезднического этикета. Если в пути встречались два наездника, то первым здоровался тот, кто шел в наезд; «гъуэгужь апщий» (приветствие путника) и добавлял «къыздежьэ» (приглашение на новый наезд). Если же он говорил только «гъуэгужь апщий» и не добавлял «къыздежьэ», т. е. новое приглашение, то возвращающийся из набега наездник обижался. Он мог не принять нового приглашения, обычно не принимали, а просто благодарили за приглашение и желали удачи. Но если не приглашали, то это могло привести к скандалу.
Описание другого правила рыцарского кодекса чести мы находим у Хан-Гирея, который, в частности, писал: «В числе неприличных поступков почитается между князьями и дворянами, если кто, увидев человека, похищающего чужую собственность, расскажет о том, не будучи принужден к тому обстоятельствами важнейшими. Это благоразумное мнение нередко бывает весьма вредно. Впрочем, иногда бывший свидетелем воровства, отбивает украденное и возвращает его хозяину, не выдавая, однако, вора».
С наездничеством связано и другое обыкновение, соблюдавшееся представителями крестьянского сословия. Приведем его описание, составленное Н. Дубровиным: «Не имея вовсе продовольствия и остановившись где-нибудь в лесу, партия хищников отправляла… одного из своих членов в ближайший аул, который, по обычаю, снабжал странников молоком, просом и баранами, оставляя их по близости от места расположения партии и, по черкесскому этикету и вежливости, не стараясь узнать: из кого именно состоит партия, откуда и зачем пришла она в этот лес? Таков был обычай, выведенный из практической жизни черкеса. Если случалось потом, что партия эта причиняла вред… или отгоняла скот из соседнего аула, то жители, покровительствовавшие и кормившие партию, не видав никого в лицо, с чистою совестью показывали, что не знают, кто были хищники».
Занимая важное место в жизни адыгского общества, наездничество взаимодействовало с другими традиционными институтами, такими, как куначество, гостеприимство, взаимопомощь. Эти институты в общественном быту были тесно взаимосвязаны и зачастую в одном каком-либо общественном явлении можно увидеть одновременно взаимодействие нескольких традиционных механизмов.
Рассмотрим, например, одно из ранних в русских исторических источниках описание обычая куначества у кабардинцев. Вот что в нем сообщается: «И когда ис таковых их приятелей, которой кубанской салтан или горской владелец оскудеет, или сговорит за себя невесту и на заплату за оную потребны будут ему ясыри (невольники), лошади и другой скот, и тогда таковой приезжает в Кабарду и живет при том владельце, с которым прежде имел дружбу: и тот кабардинской владелец, почитая его своим гостем, от прочих всех кабардинцев оного охраняет и обще с ним по кабардинским жилищам чинит кражу; и когда того своего гостя краденными малолетными робятами, скотом и прочим удовольствует, отпускает его от себя возвратно и провожает с своими узденями через все опасные места… Напротиву же того, когда и кабардинский владелец оскудеет или жениться похочет, оной ездит на Кубань или в другие горские места и от приятеля своего таковым же краденым ясырем, скотом и протчим взаимно снабдевается».
И. Бларамберг писал об этой особенности куначества следующее: «Это странная манера оказывать помощь своему кунаку за счет кого-либо третьего бытует среди всех народов Кавказа с самых отдаленных времен и лежит в основе их политических взаимоотношений». В данном случае мы наблюдаем взаимодействие нескольких традиционных институтов: взаимопомощи, куначества, гостеприимства и наездничества.
В старину, как свидетельствуют фольклорные данные, был даже особого рода вид гостей «хьэщIэгъуакIуэ» — «гость с просьбой». Как повествуют предания, люди часто приходили, особенно к князьям, с просьбой в каком-либо имуществе. Кто бы ни был такой гость, считалось большим позором не удовлетворить его, при этом это мог быть совершенно незнакомый человек.
В таких случаях, при нехватке личных средств, хозяин мог прибегнуть к помощи своих друзей и знакомых. Но если и этих средств не хватало, он отправлялся в набег, с тем чтобы добыть необходимое. Все это время гость должен был находиться дома (в кунацкой), дожидаясь его возвращения.
Как сообщает К. Атажукин, была и другая категория гостей, именуемых «секретными». «Так называются гости,— писал он, — приезжающие сделать наезд с хозяином или получить что-либо воровское; потому они не показываются никому, кроме хозяина, и скрываются где-нибудь в лесу, куда им хозяин доставляет нужную провизию».
Для таких гостей, пребывание которых следовало скрывать, в старину строили особую малую кунацкую, а также специальные конюшни, где держали их лошадей и где, по словам А. Г. Кешева, «обыкновенно запрятывалось все, что не терпит людского взора».
В данном случае перед нами одно из проявлений обычая взаимопомощи. «У черкесов,- писал Ш. Ногмов,- помогать бедным поставлялось всем в священную обязанность. Просить помощи у соседа или у незнакомого не почиталось пороком». Наездничество, сопровождавшееся захватом чужого имущества и последующим его перераспределением, было в данном случае одним из механизмов реализации обычая взаимопомощи. Сами адыги рассматривали это как простой взаимообмен материальных средств в обществе. При этом эти ценности, как правило, были адресованы тем, кто в них в данный момент больше нуждался. Также было принято одаривать гостей, приехавших впервые, с целью заведения знакомства. При этом, чем выше был статус гостя, тем богаче надо было его одарить. В этом случае, с тем чтобы приготовить необходимое количество даров, состоявших обычно в лошадях, скоте и пленных, хозяин часто отправлялся в набег.
Само заключение искусственного родства или дружбы обычно сопровождалось совершением совместного набега. Предложение к своим новым друзьям совершить вместе, как выражались черкесы, «одну дальнюю дорогу», было связано с тем, что, по их мнению, это было лучшим средством испытать дружбу, а вместе с тем и укрепить ее.
Опытные наездники стремились иметь кунаков в тех местностях, где они обычно занимались своим промыслом. При всеобщем вооружении народа и при всех мерах предосторожности, которые обычно принимали горцы, «очень редко,- как отмечает Т. Лапинский,- вор может исполнить свое намерение, если у него нет в запасе нескольких часов или помощников из той местности, где он намерен совершить кражу».
Говоря о наездничестве, следует проводить его дифференциацию. «ЗекIуэ» различалось в зависимости от того, где и при каких условиях оно совершалось:
— внутри своего этнического подразделения, но за пределами своего села, рода, удельного княжества;
— на территории соседних родственных этнических групп, т. е. в Черкесии;
— за пределами Черкесии, на территории других народов;
— во время мира;
— во время войны;
— на территории народа, с которым нет союзных соглашений;
— на территории народа, с которым заключен союзный договор;
— в форме воровства, т. е. скрытого похищения;
— в форме открытого вооруженного нападения, грабежа;
— набег для славы;
— набег для добычи.
Как уже отмечалось, согласно нормам черкесского обычного права, набеги за пределы своей общины, клана на территории других кланов или народов, с которыми не было взаимных союзных обязательств, не считались преступлениями.
Но, как сообщает Л. Я. Люлье, «покушение на чужое добро признается воровством, если оно сделано у своих. В этом случае, разумеется, не только та же самая община и то же племя, к которым принадлежит вор, но даже чужое племя, если только состоялась с ним присяга жить в добром согласии; так это было между Шапсугами, Натухайцами и Абадзехами».
Подобные кражи, по свидетельству К. Коха, наказывались довольно строго: «Вор должен возместить хозяину стоимость украденной вещи в десятикратном размере. При каждой следующей попытке воровства наказание увеличивается и, будучи пойманным в третий раз, вор должен заплатить штраф в размере двухсот быков, или же его убивают».
В данном случае имеется в виду наказание для тех людей, кто был пойман на месте преступления. Решение об этом выносилось народным судом. Те же, кто, хотя и не был пойман, но против кого имелись улики и кому грозило разоблачение, платили штраф непосредственно хозяину. Это делалось нелегально, дабы избежать огласки.
Те, кто воровал умело, не оставляя никаких следов, те получали общественное признание. Самым презрительным упреком, который черкесская девушка могла бросить юноше, это то, что он за свою жизнь не мог украсть даже коровы.
С другой стороны, у черкесов название вора было самым большим оскорблением после названия труса. Подобное противоречие становится разрешимым, если учесть, что общественное признание получал не просто вор, а удачливый вор. Быть разоблаченным в совершении кражи считалось большим позором, и неудачливые наездники предпочитали платить большие штрафы, лишь бы их неудачные предприятия не получили бы широкой огласки. При этом общественные нормы предусматривали меры к скорейшему урегулированию конфликта по факту кражи. Любопытно, что даже «дружба у вора с потерпевшим от него… не прекращается».
По словам И. Бларамберга, «лично возвратить украденное владельцу считается за величайший позор; вместо того, чтобы лично возвращать украденное его владельцу и тем самым признаваться в совершенном публично, вор предпочел бы уплатить стоимость украденного втройне, лишь бы его поступок не получил широкой огласки».
Между тем права собственности уважались среди людей, которых связывали узы родства, дружбы, гостеприимства или какие-либо иные. Поэтому, по свидетельству К. Коха, «внутри клана царит полное доверие, и здесь совершенно неизвестен обычай запирать дом».
Когда «зекIуэ» совершалось на территорию в пределах своего этнического подразделения, но вне своего села, рода, общины — это действительно было похоже больше на воровство. В таких мероприятиях, как правило, объектами кражи были лошади и скот, реже люди. Они проводились скрытно, в них старались избежать столкновений, похитители избегали быть узнанными.
Здесь действовали, по свидетельству Н. Ф. Грабовского, определенные правила и ограничения этикетного характера. Например, как он сообщает, «педантически строго кабардинцы смотрят на утайку приблудившегося рогатого скота, а особенно баранов: все должно непременно возвращено хозяину и сокрытие считается большим позором».
В XIX и даже в начале XX в., по свидетельству информаторов, это правило действовало довольно строго в Кабарде. Если кто-нибудь находил скот или он приблудился к его стаду, то он должен был сообщить об этом и в течение трех месяцев держать этот скот у себя. Если же за это время хозяин не находился, то и в этом случае он не имел права распоряжаться им в свою пользу. По обычаю, такой скот раздавался в селе бедным, малоимущим семьям.
Соответственно такой не охраняемый, приблудившийся скот не мог быть объектом для захвата наездниками, ибо тогда терялся сам смысл наездничества: с риском для жизни захватить добычу и при этом проявить удаль, смелость, находчивость. Например, как рассказывают старики, наездники презирали и не принимали в свою среду людей, похищающих стреноженных лошадей. Ведь для этого не требовалось ни смелости, ни ловкости.
В случае совершения «зекIуэ» на территорию родственных этнических подразделений, т. е. в Черкесии, также действовали определенные правила. Например, по свидетельству К. Главани, требовалось, чтобы похищаемые люди были молоды и не состояли в браке, в противном случае добыча считалась непригодной и возвращалась обратно. Похищаемые должны быть рабами, т. е. людьми низших сословий. По черкесским адатам, людей свободных сословий нельзя было обращать в рабство. Например, если человек был в детстве похищен и продан, то независимо от срока давности, любой, кто доказал его свободное происхождение, мог потребовать его беспрепятственного и безвозмездного освобождения. Нельзя было похищать более трех человек из одного селения. В случае, если родители захваченных детей настигали похитителей, то последние должны были беспрепятственно их вернуть. На территории соседних обществ, этнических подразделений уже меньше избегали столкновений. Считалось престижнее дать преследователям бой и отстоять добычу. Если набеги производились во время мира, то объектами нападения редко бывали сами населенные пункты, жилые и хозяйственные постройки.
Если набег совершался за пределы Черкесии, то многие из вышеуказанных правил и ограничений могли не действовать. Здесь существовали особые правила, соблюдаемые во время войны.
Черкесы различали набеги для славы и для добычи. В первом случае военных столкновений не только не избегали, но искали их.
Независимо от вышеуказанных особенностей были общие правила, которые соблюдались на всей территории Черкесии. Например, нападению не могли подвергаться путники, путешественники, купцы. Л. Я. Люлье, занимавшийся изучением общественного быта причерноморских черкесов, сообщает: «Грабеж и разбой по дороге у горцев не существует…». Н. Дубровин также сообщал, что «примеров убийств преднамеренных, совершенных хладнокровно, с целью обобрать труп или вообще разбойничества, в прямом значении этого слова, почти не встречалось между черкесами; убийства на дорогах бывали весьма редки и считались необыкновенным происшествием в крае…».
Записки англичанина Д. Белла, долгое время «находившегося на Северо-Западном Кавказе, также подтверждают предыдущие свидетельства. Вот что в них, в частности, сообщается: «Следует заметить, что хотя здесь нет быстрой исполнительной власти и выполнение решений судебных собраний… проводится медленно, нет примеров, насколько я мог установить, разбойничества. Армянские и турецкие купцы в сопровождении только своих людей путешествуют по стране во всех направлениях с большими запасами товаров и никогда не подвергаются ни грабежам, ни насилиям».
Причину такого положения вещей Д. Белл объяснял двумя основными факторами: всеобщим вооружением населения и клановой системой. В связи с этим он писал: «… в стране, где ружье, пистолет и кинжал составляют неотъемлемую часть костюма каждого мужчины, сознающего всю гордость и независимость, которым это оружие призвано его облекать, понимание общественной ответственности таково, что оно порождает умиротворяющее воздействие. Ни в какой другой стране мира манера поведения людей не является столько же спокойной и достойной, и ни в одной другой стране чужестранец, после того как он отождествлен с одним из кланов — а эту привилегию он приобретает, став гостем одного из членов клана, который становится во всем ответственным за него,— может путешествовать в большей безопасности».
Кроме того, подобное положение вещей объяснялось с точки зрения простой целесообразности. Черкесия, как известно, не была единым государством. Это была страна, населенная различными подразделениями единого адыгского (черкесского) этноса. Несмотря на отсутствие централизованного государства с сопутствующими ему атрибутами, всех их объединял единый свод норм обычного права («адыгэ хабзэ»), выполнявших функции законов. Если не было бы этих норм и правил, которые регулировали их повседневный быт, то нормальная хозяйственная и общественная жизнь была бы невозможна.
Благодаря существованию таких институтов, как гостеприимство, куначество, покровительство, были возможны торговые, культурные, хозяйственные, общественные, политические и личные связи внутри Черкесии, а также с внешним миром, с другими государствами и народами. Любой институт призван выполнять определенную, жизненно важную для общества функцию. Но ни один институт не может носить самодовлеющего характера и, как правило, ограничивается другими институтами, находясь с ними в состоянии баланса. При этом они не столько взаимно ограничивают друг друга, сколько взаимно обусловливают, дополняют друг друга. С. Броневский в связи с этим писал: «Между разными племенами, рассеянными на Кавказе, не было бы других отношений, кроме военных, если бы дружба и гостеприимство не производили между ними частных, но не менее прочных и для человечества полезных связей, кои, отлучая злобу от меча, приглашают вражду к отдохновению». По его мнению, наездничество было одной из причин существования гостеприимства у черкесов. «Общая склонность к рыцарскому странствованию произвела естественным образом всеобщее почтение к гостеприимству»,- писал С. Броневский.
Таким образом, институт наездничества был тесно связан с другими традиционными институтами, такими, как куначество, гостеприимство, покровительство, взаимопомощь. Все эти институты были элементами единой системы; взаимодействуя между собой, вместе они поддерживали мобильность и жизнестойкость адыгского обществ