Из истории черкески
Все права на данную статью принадлежат автору Гацолаевой Зарете Юрьевне
Использование материалов статьи, копирование статьи возможно только при прямой ссылке на автора.
Опубликовано на форуме с личного согласия автора.
Статья опубликована:
Мода и дизайн: исторический опыт — новые технологии. Материалы 7-й международной научной конференции / Под ред. Калашниковой Н.М. СПб.: СПГУТД, 2004. С.12-18
Как я любил, Кавказ мой величавый,
Твоих сынов воинственные нравы.1
Черкеска и весь сопутствующий ей комплекс мужской одежды, наверняка, уже хорошо знаком читателю, если не из научных источников, то по художественным произведениям классиков русской литературы, которые описали костюм горца широкому читателю ещё в XIX веке. Первыми и самыми ранними работами, посвящёнными описанию этого костюма, являются труды европейских исследователей, путешествовавших по Кавказу, в частности эта информация встречается у Дж. Интериано (к. XV в.) и ряда других исследователей. В общих этнографических очерках описание костюма даётся бегло и не четко. Авторы, имея в виду черкесский комплекс, порой ограничиваются понятием «общегорский костюм» в описании одежды народов Кавказа. Важная работа по изучению этого костюма была проведена Е. Н. Студенецкой. В своей книге «Одежда Народов Северного Кавказа» она приводит подробнейшее описание костюма XVIII — XX в.в., характеризуя отдельные его элементы, приводит их названия у различных этносов. В названных источниках рассматривается черкеска с точки зрения её функции, вместе с тем, значительный интерес, на наш взгляд, представляет история возникновения этого вида одежды. История костюма, объединившего племена разные по происхождению и языку.
Отвечая на вопрос о первоисточнике, большинство авторов называют очагом распространения черкески и всего комплекса мужской одежды Кабарду.2
Кабарда была и остаётся поныне для всех горцев школою хорошего тона и манер. И в прежние времена, занимая господствующее положение на Кавказе, Кабарда имела большое влияние на быт,обычаи, нравы соседних народов. Почти все авторы подчёркивали роль кабардинцев как законодателей моды на Кавказе. К тому же наиболее красноречиво в подтверждение роли черкес как первоисточника говорит само название – «черкеска».
Из работ европейских исследователей мы можем увидеть со стороны «воинственный народ черкесов», единственный представитель которого «может обратить в бегство 20 татар, а горсточка – целую толпу скифов», и в то же время узнать, что «нет в мире народа добрее этого или радушнее принимающего иностранцев». Мы узнаём, что их принимали за варваров, приносящих человеческие жертвы и неисправимо склонных к разбоям и грабежам, и одновременно знакомимся с мнением о том, что порядки, существовавшие у этого народа, вели его «к развитию, моральному и интеллектуальному, значительно превосходящему то, что достигнуто современной цивилизацией…»3
Черкеска и весь комплекс, как ни какой другой костюм, неразрывно связан с культурой адыгов. Своеобразием комплекса является «строгая и скромная цветовая гамма, та же строгость, чёткость и сухость линий, в покрое и орнаментации, точная локализация мест украшения в костюме, — всё это придаёт кабардинской одежде совершенно неповторимый облик изящества» — отмечает Е.Н. Студенецкая.4
Адыгскийкостюм состоял из нательной одежды (штаны и рубаха из однотонной ткани), верхних штанов, плечевой распашной одежды (бешмет) и главного элемента костюма – черкески, которая одевалась сверху.
Нательная одежда входила в состав нижнего белья только у зажиточного населения. Штаны состояли из двух сужающихся к низу штанин, между которыми вшивался большой ромбовидный клин. Он делал штаныудобными для верховой езды, быстрой ходьбы, бега. Такие штаны получили название«штанов с широким шагом». Их носили на вздёржке.
Рубаха имела туникообразный крой с разрезом на груди и мягким стоячим воротником (2-3 см.), который застёгивалсяна пуговицу.
Верхние штаны имели тот же вид что и нижние, они заправлялись в ноговицы, подвязывающиеся под коленом ремешками. Иногда ноговиц не было, и штаны были заправлены в кожаные чулки, на которые надевали кожаные же мягкие башмаки со швом. Парадная обувь делалась из красного сафьяна, украшалась галуном и плотно обтягивала ногу.
Бешмет был основой мужского костюма. Его шили по фигуре в талию. Он имел цельные плечи, прямую, гладкую цельную спинку, плотно облегавшую талию. Ниже талии бешмет плавно расширялся, что достигалось путём вшивания клиньев по бокам и сзади, (число их доходило до 7-8). Передки бешмета в средней части оставались цельными, такой покрой подчёркивал стройность фигуры, на что обращалось особое внимание. Длинна бешмета была различной, в среднем 8-10 см.выше колена. (Длинную одежду носили старики и служители религии). Бешмет имелвысокий (4-6 см.) простёганный стоячий воротник и длинный прямой разрез спереди, который от воротника до талии застёгивался на мелкие пуговицы и петли, изготовленные из тонкой тесьмы ручной работы. Длинные рукава, сужающиеся у кистей рук, также застёгивались на пуговицы и петли из тесьмы. Бешмет имел на груди нашивные карманы, а по бокам, вшитые боковые внутренние карманы ниже талии (различные варианты имели место).
Черкеска – суконная верхняя одежда шилась в талию с цельной спинкой, очень узкой у пояса, цельными передками и вставными боками. Она не имела воротника и оставляла открытой грудь. Длина её была ниже колен от 10 до 20 см. Черкеска застёгиваласьу пояса на 3 – 5 тесёмочных пуговиц и петель, не имела карманов, рукава её прямые и широкие спускались значительно ниже кистей рук.
Черкеска отличалась изяществом и своеобразной элегантностью. Она вполне соответствовала представлению горцев о красоте мужской фигуры, подчёркивала широкие плечи и тонкую талию, выявляла стройность, подтянутость, ловкость и силу. И скотовод, и охотник, и воин, и наездник одинаково удобно чувствовали себя в одежде, точно пригнанной по фигуре и не стесняющей движений. Главным щёгольством считалось, если черкеска была хорошо сшита и сидела, как влитая (лучшие мастерицы кроили черкеску «с одного взгляда»). Черкеску впервые шили подростку в 10-12 лет.5 В крестьянской среде черкесску шили «на вырост». Добротная, но мешковатая черкеска крестьянина служила предметом насмешек щёголей — дворян. Следует отметить, что в Кабарде насчитывалось11 сословий.6 Однако, одежда (черкеска) между ними по конструкции не различалась; на положение в обществе указывало качество ткани, отделка и цвет. Дж. А. Лонгвертпишет: «Поразительно единообразие их костюма, не только в целом, но и в мельчайших деталях и нюансах, что, придавая им, сходство как членам одной семьи, вместе с тем, является внешним выражением родства их чувств и обычаев, которые в действительности делают их единой семьёй…»7 Что касается цвета черкески, то этобыли естественные цвета шерсти: серый, коричневый, бурый, чёрный, бежевый, белый. На белую черкеску в кабардинском обществе существовал запрет. Её могли носить только высшие слои. В целом же такую сдержанную гамму и преобладание тёмных тонов в одежде можно считать характерной особенностью цветовых пристрастий адыгов. Само слово «пёстрый» в отношении одежды служило скорее порицанием, нежели похвалой.
Важным фактором, формировавшим адыгский костюм, была историческая среда. Типичной формой жизни для горцев Кавказа были постоянные набеги, партизанская война, т.к. в продолжение всей своей истории они были вынуждены оборонятся от посягательств на их земли со стороны крупных соседних государств. Походная, боевая жизнь, частые столкновения с внешними ивнутренними врагами вынуждали черкеса всегда носить с собой оружие.
Хан – Гирей отмечает: «Едва ли есть народ, в котором каждый воин имел бы при себе столько оружия, сколько имеет воин – черкес, он с ног до головы покрыт и обвешан доспехами. Но всё это так хорошо пристроено, что ни одна вещь не мешает еголовкости и проворству».8 Естественно это накладывало отпечаток на костюм, в той или иной степени военизируя его.
Газырницы — неотъемлемая часть мужского костюма черкеса, они представляли собой карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывались круглые деревянные или костяные трубочки – газыри с отмеренной мерой пороха для ускоренной зарядки оружия. У более богатых черкесов крышечки от газырей прикреплялись к плечам серебряными цепочками (Ф.Д. де Монпере).9 Позже с появлением пяти зарядной винтовки образца 1891г. в газырницы стали вкладывать патроны. Количество газырей на одной стороне черкески кол*****сь от 8 до 10, размеры газырей и газырниц были различными. В отдельных случаях под газырницами имелись продолговатые внутренние карманы для натруски с порохом (позже в них носили часы).
Ещё одним важным элементом костюма был пояс, которым туго перетягивали черкеску. Хан – Гирей пишет: «…ременный пояс с серебряными под чернью и позолоченными, чаще же железными пряжками и пуговками. При поясе серебряная, позолоченная и под чернью или стальная жирница и стальная отвёртка; в первой носят жир для смазки оружия, вторая употребляется для отвинчивания ружейных винтов».10 Пояса делали различных видов, к ним прикреплялось оружие: кинжал с кинжальным ножом, пистолет, шашка и др. Кинжал, вообще, можно причислить к верхней одежде черкесов, «…ибо они только снимают с себя кинжал тогда, когда скидают верхнее платье. Черкес ест, пьёт, говорит, забавляется всегда с кинжалом на поясе и спит, имея его под своим изголовьем, следственно, он вечно вооружён».11 Без кинжала мог ходить только мальчик или глубокий старик.
Хан – Гирей так же отмечает, что кроме всяческого оружия воин – черкес носил с собой арканы, маленькие оковы для пленников, огниво, восковые свечи, шило, запас ремней, бритву и прочее. Он также имел при себе готовую погребальную одежду – род савана. Это доказывало, что он готов умереть в любой момент.
Черкес оружием обвешан;
Он им гордится, им утешен,
На нём броня, пищаль, колчан,
Кубанский лук, кинжал, аркан,
И шашка, вечная подруга
Его трудов, его досуга.
Ничто его не тяготит,
Ничто не брякнет: пеший, конный –
Всё тот же он, всё тот же вид
Непобедимый непреклонный.12
Эти стихи в полной мере показывают удобность и ловкость черкесского оружия и одежды мужчин. Это создало определённый идеал мужской красоты и удали, сформировало общий подтянутый воинский стиль мужской одежды. Следствием стало превращение оружия в неотъемлемый элемент черкесского мужского костюма, оружие стало главным и единственным его украшением.
Важной походной принадлежностью и однимиз древнейших (по Интериано)13 элементов костюма была бурка, представлявшая собой плащ из валенной шерсти. Про кабардинца можно было сказать, что он носит на плечах свой дом. Подстилая под себя один край бурки, другой полой он укрывался во время сна; в жару она защищала от палящих лучей солнца; из бурки в любой момент черкес мог соорудить себе укрытие наподобие шалаша; в дождь и снег она закрывала не только всадника, но и лошадь; а когда была не нужна, путник аккуратно сворачивал её в рулон и помещал позади седла.Бурки в основном были чёрные, изредка на заказ шились белые для высшей знати, которые ценились значительно дороже чёрных.
Шапки различной формы, делали в основном из овчины, при этом наиболее ценилась шкура ягнят. Все шапки шились на толстой стёганой подкладке и могли выдержать сильные сабельные удары.
Особым видом головного убора был башлык– капюшон в виде равнобедренного треугольника с отходящими с двух сторон широкими, длинными лопастями. Башлык носил любой мужчина, отправляющийся верхом или на подводе в путь.
Таким образом, адыгский костюм оказался наиболее приспособленным к быту и занятиям горца и представлял собой устойчивый комплекс черкески, бешмета, штанов на вздёржке, ременного пояса, бурки, башлыка, шапки (папахи), ноговиц и мягкой обуви.
Очень важную роль здесь сыграло свойственное кабардинцам чувство ансамбля. Хан – Гирей отмечал: «Мужская одежда у черкес красотою и удобством превосходит все одеяния, мне известные, не только в Азии, но и в Европе, где просвещение процветает и где всё, кажется, должно бы быть лучше, нежели у народа полудикого, стесненного предрассудками…»14
Черкесский комплекс мужской одежды стал эталоном мужественности, олицетворял собой гордость и благородство. Он оказался настолько соответствующим идеалу мужской одежды для стран востока, что начал усиленно распространяться среди соседей кабардинцев и к концу XVIII в. утвердился среди всех народов Кавказа. Этому распространению способствовало господствующее положение Кабарды на Северном Кавказе. Однако вряд ли можно этой же причиной объяснить распространение черкески в XIX столетии в Грузии, Азербайджане и отчасти в Армении. Видимо, здесь имела место другая причина, а именно – соответствие данного типа одежды условиям жизни и идеалам народов Закавказья. «Одежда у черкесов, принятая в настоящее время всеми жителями Кавказа, лёгкая, элегантная и наилучшим образом приспособлена для езды верхом и военных походов», — отмечает Ж.- Ш. Бесс.15
Удобство черкески и всего мужского костюма в целом подтверждается тем, что терские, а за ними кубанские, донские и татарские казаки переняли его полностью. Е. Вейденбаум писал, что «все горцы Северного Кавказа, а за ними и казаки заимствовали у Кабарды форму одежды, вооружения, посадку на коне и т.д. и внимательно следят за изменением капризной кабардинской моды».16
Позднее в 40-х годах XIX века этот костюм был утверждён как воинская форма всех казачьих войск на Кавказе. Такое официальное признание, если можно так сказать, ещё более укрепило авторитет и повысило рейтинг данной одежды.
Следует заметить, что «завоевывая» Кавказ и казачество в XIX в., черкеска значительно раньше начала своё движение в глубь Русского государства.
По сведениям историков Россию с Кабардой связывала торговля купцов в Кафе и других торговых центрах ещё в X – XI веках. В XVI в., как только Россия стала расправлять плечи как держава, адыги обратились к ней, надеясь на тесный союз ивзаимопомощь против Османской империи и её вассала – Крымского ханства. В те времена международное положение адыгов всё более обострялось. Турция воевала против Персии за овладение Закавказьем, а их армады проходили туда и обратно через земли адыгов, по пути нанося им опустошение; нескончаемы были набеги Крыма на Россию и Северный Кавказ. В этих условиях отношения адыгов с Россией развивались довольно быстро.
В июле 1557 года в Москву прибыло кабардинскоепосольство, снаряжённое Т. Идаровым для проведения переговоров, результатом которых был взаимовыгодный военно –политический союз между Русским государством и Кабардой.17 В 1561 году Иван Грозный женился на дочери Т. Идарова, что ещё более укрепило русско-кабардинские отношения. Кабарда сохранила все свои местные права, оставаясь независимой, и была связанна с русским царём лишь обязательством военнойслужбы.18