Современные проблемы зарубежной черкесской диаспоры
§ 1. Факторы сохранности этнокультурной специфики и проблема
ассимиляции зарубежной черкесской диаспоры
Современники массовой депортации адыгов прогнозировали, что в ближайшем будущем черкесские иммигранты «растворятся» среди единоверных народов Османской империи. Однако эти прогнозы не сбылись. Зарубежным черкесам удалось противостоять процессам ассимиляции на протяжении более чем столетнего периода. Правомерно возникает вопрос: каковы факторы, обусловившие сохранность этнической идентичности черкесских иммигрантов, рассредоточенных по территории Османской империи?
Первостепенное значение имеет демографический фактор. Численность черкесских иммигрантов была достаточной для воспроизводства населения и сохранения этнической эндогамии. В период османского господства и до середины XX в. в странах бывшей Османской империи смешанные браки черкесов с местными народами были редки. Удавалось черкесским иммигрантам избегать и браков между лицами, состоящими в родстве.
К наиболее важным факторам следует отнести и форму расселения черкесов в Османской империи. Черкесские и другие северокавказские иммигранты были рассредоточены по территории империи в форме компактных моноэтнических анклавов. За редким исключением черкесы отказывались селиться среди местных народов. Незначительным был и процент смешанных северокавказских поселений. Преобладали поселения, образованные отдельными черкесскими субэтническими группами. В смешанных селениях, основанных разными северокавказскими народами и черкесскими субэтносами, как правило, соблюдался принцип поквартального разделения этносов, субэтнических групп, кланов, семей.
Черкесские анклавы относительно редко посещались представителями других народов. Жизнь в них протекала в русле народных обычаев и традиций. Языком общения был только адыгский. Преобладающая часть черкесов проживала в моноэтнических анклавах в Турции вплоть до середины ХХ в., а в Сирии до конца 60-х гг. ХХ в.
Существенное значение имеет и социально-политический фактор. В период османского правления между черкесами и местными народами (славянами, арабами и др.) существовал политический барьер. Черкесы, будучи привилегированным военно-служилым сословием, смыкались с османскими, а позднее в Сирии – с французскими властями, в Трансиордании – с властью эмира Абдаллаха, пользовавшегося поддержкой британской администрации. Славянское, арабское, курдское и армянское население встречало черкесских иммигрантов недружелюбно и воспринимало их не иначе как представителей «оккупационных» властей. Как отмечалось ранее, во многих районах, (на Балканах, в арабских вилайетах и др.) серьезной причиной противоречий и конфликтов черкесов с местным населением был спор из-за земель.
Важную роль играет сама специфика этнической культуры и, особенно, адыгских народных обычаев, традиций, этнического характера и формы поведения, имеющих существенные отличия от турецких, арабских и др. Как правило, обычаи и традиции в значительной степени регулируют внутреннюю жизнь небольших этнических общин и, особенно, в иммигрантских анклавах. Следует отметить, что черкесы, как зарубежные, так и живущие на родине, в целом, почитают свои народные обычаи и считают их лучшими. Зарубежные черкесы сохранили многие обычаи в том виде, в котором они были вывезены с Кавказа и, напротив, некоторые обычаи в процессе жизни среди иноэтнического, не всегда дружелюбного населения, подверглись трансформации и отражают образ жизни замкнутой общины. Так, серьезные изменения у зарубежных черкесов претерпел обычай гостеприимства. Во многих черкесских семьях Турции, Сирии и Иордании вплоть до наших дней сохраняется правило, согласно которому на большие семейные торжества (свадьбы и др.) приглашаются только представители северокавказских общин. На Северном Кавказе на подобные мероприятия приглашаются представители любых национальностей. Данный обычай выработался как «защитный механизм», способствующий сохранности небольших иммигрантских общин.
В зарубежных черкесских общинах существует и традиция, согласно которой, многие семьи приглашают гостей — друзей, соседей, знакомых (представителей черкесских общин) без какого-либо повода. На этих вечерах собравшиеся, как правило, общаются на родном языке, молодежь танцует народные танцы и т. п. В последние десятилетия черкесы – жители городов проводят такие вечера в зданиях благотворительных и культурных обществ.
Сближению с местным населением также препятствовало и то, что в азиатских регионах черкесы были расселены среди наиболее «отсталой» части (кочевого, полукочевого) населения, уровень социального и культурного развития которого был ниже, чем у иммигрантов. Привилегированный статус и относительно «отсталое» окружение способствовали также развитию этноцентризма в черкесских общинах.
Не способствовала слиянию черкесов с мусульманскими народами Османской империи и общая религия – ислам, так как она не играла ведущей роли в социальной, политической и культурной жизни черкесов накануне их выселения с Кавказа. Ментальность адыгов формировалась на основе этнических обычаев и традиций, этикета «Адыгэ хабзэ». К тому же черкесы, прибывавшие в Османскую империю с мест боевых действий (с царской армией — армией иноверной империи), были крайне возмущены тем, что «братья по вере» встречают их негостеприимно. Аналогичная ситуация складывалась в арабских вилайетах, куда прибывали черкесы с Балканского фронта Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., в которую черкесские иммигранты были массово вовлечены под лозунгами борьбы за веру и султана.
Следует также отметить, что зарубежным черкесам присуще обостренное чувство любви и почитания исторической родины, которую никогда не посещало большинство из них. В молодежной среде неосторожно высказанное критическое замечание в адрес Северного Кавказа со стороны представителей других народов нередко служит причиной конфликтных ситуаций. Немалое значение имеет тот факт, что вплоть до настоящего времени большинство зарубежных черкесов считает своей истинной родиной не страну проживания, а историческую родину. Из поколения в поколение передается идея о необходимости возвращения на Северный Кавказ.
В сохранении этнической культуры и, особенно, родного языка немалое значение имеет деятельность, осуществляемая черкесскими благотворительными и культурными обществами в Турции, Сирии, Иордании, США, Германии и других странах.
Во 2-й половине ХХ в. важную роль в сохранении этнокультурной специфики зарубежных черкесов стали играть контакты с исторической родиной, откуда начала регулярно поступать культурная помощь – учебные и периодические издания, аудио и видео материалы, обучение студентов и т. д. При этом языком общения между черкесами диаспоры и Кавказа является родной (адыгейский и кабардино-черкесский). Общение с прежде недоступной исторической родиной вызвало небывалый подъем национального самосознания зарубежных черкесов. Чуть ли не каждая черкесская семья Сирии, Иордании, а позднее и других стран стремилась побывать на Северном Кавказе, отыскать там своих родственников, либо общаться c северокавказскими туристами.
Ассимиляционные процессы стали развиваться во 2-й половине ХХ в., когда преобладающая часть черкесов оказались вне мест компактного проживания в Турции и Сирии и трансформировались в этническое меньшинство во всех своих, прежде мононациональных поселениях в Иордании. Большинство зарубежных черкесских общин трансформировались в этнодисперсные группы, за исключением небольших анклавов в селениях Турции, Сирии, Иордании, Израиля. В странах Западной Европы черкесы расселились также дисперсно. Жизнь в городах среди доминирующих этносов разрушила субэтнический и клановый принцип расселения, способствовала нивелированию специфических черт адыгской духовной культуры, трансформации менталитета. В условиях дисперсного расселения в городах стал возрастать удельный вес смешанных браков. В 80-90-х гг. ХХ в. в городах Турции, Сирии и Иордании удельный вес черкесско-турецких и черкесско-арабских браков уже составлял приблизительно 15% от общего числа заключаемых черкесами браков.
В черкесских анклавах под воздействием процессов модернизации происходило вытеснение традиционных атрибутов материальной культуры – смена типа жилища, формы одежды и пищи. Именно в этот период черкесы наиболее ощутимо подверглись культурному влиянию турок и арабов. Черкесские дети, обучавшиеся в школах и вузах среди доминирующих этносов, а затем работавшие на предприятиях, в совершенстве овладели турецким, арабским и другими государственными языками стран проживания. Усвоили традиции и форму поведения доминирующих этносов. В Турции до середины ХХ в. государственным турецким языком владел относительно небольшой процент черкесского населения — жители городов, служащие административных органов и вооруженных сил. В Сирии и Иордании в годы османского господства и мандатного правления также относительно незначительная часть черкесского населения владела арабским языком. Лица, служившие в вооруженных силах и административных органах, изучали государственные языки — турецкий (османский), а позднее французский – в Сирии и арабский и английский в Трансиордании. Основная же масса черкесов – жителей анклавов владела преимущественно родным языком. Таким образом, во второй половине ХХ в. черкесским общинам Турции, Сирии, Иордании и Израиля стали свойственны билингвизм и бикультурализм.
Развитию ассимиляционных процессов в городах Турции способствовали существовавшие до недавнего времени (до2003 г.) запреты на использование языков этнических меньшинств в учреждениях, учебных заведениях, общественных местах, в средствах массовой информации. В то же время указанные запреты в определенной степени способствовали усилению этнического самосознания черкесов, вызывали у них стремление к сохранению своей культуры.
В Сирии и Иордании развитию ассимиляционных процессов способствовало, напротив, отсутствие в данный период национальной дискриминации по отношению к черкесам, а также отсутствие каких-либо «острых» противоречий между черкесами и арабами.
Уже в середине 80-х гг. ХХ в. наиболее острой проблемой для всей зарубежной черкесской диаспоры стала проблема ассимиляции и, в первую очередь, постепенная утрата родного языка. В условиях городской жизни среди доминирующего иноэтнического населения, сфера применения родного языка стала суживаться до уровня семейного бытового общения. Изучение же родного языка в культурных центрах и благотворительных обществах не является достаточно эффективным. В связи с нехваткой свободного времени у черкесов — жителей городов возникают осложнения в организации и проведении культурных мероприятий.
К решению этой проблемы разные возрастные группы и социальные слои зарубежных черкесских общин подходят неодинаково. Группы патриотически-настроенной черкесской молодежи в Турции и Сирии, считают, что только на исторической родине возможно сохранение и развитие этнической культуры и, несмотря на политическую и экономическую нестабильность на Северном Кавказе, они просто должны и обязаны возвратиться туда. Другие представители черкесской молодежи видят свое будущее в иммиграции в страны Западной Европы и США, обосновывая свой выбор возможностью трудоустройства и проживания в странах с благоприятным для иммигрантов морально-психологическим климатом. При этом турецкие черкесы предпочитают переселяться в ФРГ, где у многих из них уже обосновались родственники и друзья. Сирийские черкесы стремятся в Соединенные Штаты Америки, которые рассматривают как страну «иммигрантов», где не будут ощущать себя чужими и пришлыми. Необходимость эмиграции из Сирии они мотивируют также и тем, что черкесы уже трижды подвергались депортации – с Кавказа, с Балкан и с Голанских высот, и у маленькой общины, история взаимоотношений которой с местным населением складывалась не всегда гладко, нет уверенности в завтрашнем дне. Они не исключают возможности неблагоприятного развития политической ситуации в стране, в случае которой могут вновь подвергнуться репрессиям. Часть молодежи не выражает обеспокоенности в связи с постепенной утратой этнокультурной специфики.
Представители старшего и среднего поколений черкесского населения Турции и Сирии придерживаются мнения, что в целях сохранения этнической культуры, прежде всего, необходимо наладить изучение родного языка и народных обычаев в школах. Репатриацию воспринимают преимущественно как благую идею и мечту, но не видят реальной возможности ее практического осуществления. Стремление к репатриации «охлаждается» также и нестабильной ситуацией на Северном Кавказе. Не проявляют сколь-либо серьезного беспокойства в отношении проблемы ассимиляции служащие административных органов, вооруженных сил, а также сторонники проживания в исламских обществах.
Преобладающая часть черкесской общины Иордании придерживается мнения, что в целях сохранения этнической культуры необходимо ужесточить систему обучения детей родному языку. В отличие от сирийских черкесов, к возвращению на историческую родину стремится не более 5% всей общины. Такое «прохладное» отношение к репатриации объясняется тем, что значительная часть иорданских черкесов имеют относительно обеспеченное положение и не желают подвергаться риску, возвращаясь на политически и экономически нестабильный Северный Кавказ. Этим обстоятельством объясняется также и то, что к иммиграции в США и страны Западной Европы стремится относительно небольшой процент иорданских черкесов.
Нет единого мнения в отношении проблемы ассимиляции и среди черкесов, проживающих в странах Западной Европы и США. Сохранение своей этнической культуры они связывают с деятельностью черкесских общественных организаций, с развитием культурных связей с республиками Северного Кавказа. Реэмиграцию на «нестабильную» историческую родину преобладающая часть их считает не желательной в «данное время». Черкесы – временные рабочие из Турции и арабских стран видят свое будущее в получении гражданств Германии, Голландии и др1.
Таким образом, к настоящему времени зарубежные черкесы в значительной степени подверглись влиянию культур доминирующих этносов стран проживания, но не утратили своей этнической культуры. Они сохраняют свое этническое самосознание, родной язык, этнический характер, народные обычаи и традиции2. Зарубежную черкесскую диаспору следует рассматривать как своеобразную субэтническую общность, представляющую собой одновременно полноправную часть населения стран проживания и часть черкесского (адыгского) народа.
В целом, зарубежные черкесы постепенно утрачивают свою этническую идентичность и неминуемо будут ассимилированы. Главной же причиной этого процесса является то, что преобладающая часть зарубежных черкесов более не проживают компактно, в своих моноэтнических анклавах. Большинство их живет дисперсно в городах, среди иноэтнического населения. Наглядным примером могут служить потомки черкесов в странах Северной Африки, практически утратившие этнокультурную специфику. Избежать процесса ассимиляции сможет только та часть зарубежных черкесов, которая возвратится на свою историческую родину.
§ 2. Международное черкесское движение
На протяжении ХХ в. шел процесс рассредоточения черкесов по странам мира, что было обусловлено, как политическими событиями (образование черкесских общин на территориях, отделившихся от Османской империи; эмиграция северокавказских народов в годы Гражданской войны в России и Второй мировой войны), так и трудовой эмиграцией черкесов из Турции, арабских стран и республик Северного Кавказа. К началу 90-х гг. ХХ в. зарубежные черкесы проживали уже в 45 странах мира.
До Второй мировой войны черкесские общины в Турции и арабских странах, имели возможность общения между собой, но они испытывали серьёзные затруднения в посещении исторической родины, в связи с существовавшим в СССР режимом «железного занавеса». В северокавказских автономиях, также как и в целом по стране, в отношении эмигрантов существовали идеологические установки, исходя из которых лица, покинувшие родину в годы Гражданской войны в России, рассматривались как изменники родины. К потомкам же эмигрантов, оказавшихся за пределами страны в XIX в., было отношение лишь как к иностранным гражданам российского происхождения.
После обретения независимости Сирией и Иорданией, проживавшие там черкесы, стали предпринимать настойчивые попытки в установлении связей со своей исторической родиной. Правительства этих стран, занявшие дружественную позицию в отношении СССР, поддержали стремление черкесов к сближению с северокавказскими автономиями. Связи между черкесскими общинами этих стран с Кабардино-Балкарией, Адыгеей и Карачаево-Черкесией начали налаживаться с конца 50-х гг. XX в. В первые годы общение осуществлялось на уровне представителей интеллигенции. Также северокавказские республики посещались представителями черкесских общин Сирии и Иордании — курсантами советских военных училищ. Однако их визиты строго ограничивались 24-мя часами, так как ряд регионов страны, в частности Кабардино-Балкария, входили в зону, закрытую для иностранцев (за исключением граждан стран социалистического лагеря).
Попытки в установлении связей с исторической родиной предпринимались и кавказскими культурными обществами Турции, но они не получили развития, в связи с «прохладным» характером советско-турецких отношений (Турция вступила в НАТО в1952 г., в СЕНТО в1955 г.).
Официальные установки в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, стали меняться в северокавказских автономиях и в целом в СССР во 2-й половине 1960-х гг. В1966 г. было открыто отделение Общества «Родина» по культурным связям с соотечественниками за рубежом в Кабардино-Балкарии, а позднее и в других республиках Северного Кавказа. Оно установило связи с черкесскими общинами Сирии, Иордании и Турции. Органы государственной власти северокавказских республик все же ограничивали круг лиц, допускаемых к общению с зарубежными соотечественниками. Среди населения неофициально распространялись всевозможные инсинуации о том, что посещающие Кавказ соотечественники это шпионы и агенты вражеских спецслужб, враги социализма и т. д. Тем не менее, в 1970-е гг. руководство СССР предоставило зарубежным соотечественникам больше возможностей в посещении исторической родины.
Во 2-й половине 1980-х гг., в связи с проводимой в СССР политикой перестройки, и демократическими преобразованиями, произошли и изменения в политике руководства страны по отношению к иностранцам российского происхождения. Зарубежные соотечественники получили право беспрепятственно посещать страну и устанавливать связи с организациями и гражданами СССР.
В середине 1980-х гг. проблема ассимиляции стала одной из главных для зарубежных черкесов. Это было обусловлено сокращением черкесских моноэтнических компактных населённых пунктов (вследствие урбанизации и военно-политических событий), изменением традиционного жизненного уклада (его модернизацией и унификацией), а также дальнейшим «расползанием» диаспоры. Процесс дальнейшего рассредоточения черкесов способствует ускорению их ассимиляции. Небольшим черкесским общинам, появившимся в разных странах мира, в отдалении от более многочисленных черкесских общин, довольно сложно сохранять этническую культуру.
В такой ситуации черкесские общины начали искать новые формы сохранения этнической культуры. Во второй половине 1980-х гг. в зарубежных черкесских общинах стали появляться идеи проведения съезда представителей всех черкесских общин и создания единой координирующей организации. 21-28 октября 1988 г. по инициативе «Кавказского культурного общества» в Анкаре, в Турции была проведена Неделя Северо-Кавказской культуры, ставшая своего рода собранием представителей черкесских общин. В её работе принимали участие делегации из Иордании, Сирии, Египта, США, ФРГ, Кабардино-Балкарии, Адыгеи, а также представители северокавказских культурных обществ ряда городов Турции. На собрании обсуждались вопросы массового выселения черкесского (адыгского) народа в Османскую империю; отмечались проблемы, связанные с изучением родного языка. Особенно оживленно обсуждалась проблема репатриации. Была принята декларация, в которой сказано о желании ознакомить народы мира с проблемами черкесской диаспоры, о стремлении расширения связей с её исторической родиной, о стремлении части диаспоры возвратиться на Северный Кавказ. Собрание не выработало каких-либо конкретных решений. Оно носило характер ознакомления между делегациями от более многочисленных черкесских общин и определения проблем, важных для всей диаспоры3.
4-5 мая 1990 г., по инициативе черкесских культурных центров Голландии и ФРГ в селении Ден-Алердник, расположенном под Амстердамом, была проведена конференция зарубежных черкесских организаций (США, Турции, ФРГ, Голландии). В ней также приняли участие представители общества «Родина» Кабардино-Балкарии (всего 68 делегатов). Конференция вынесла решение о создании общечеркесской организации, призванной решать наиболее важные для черкесского народа проблемы. В целях создания организации было решено провести первый общечеркесский конгресс в столице Кабардино-Балкарии г. Нальчике. Делегаты также избрали организационный комитет, который возглавил председатель черкесского культурного центра в Амстердаме Фатхи Раджаб4.
19-21 мая1991 г. в Нальчике проходил I Всемирный (международный) черкесский конгресс. В его работе принимали участие делегации от черкесских общин США, ФРГ, Голландии, Турции, Иордании, Сирии, Израиля и Югославии, а также правительственные делегации Адыгеи, Абхазии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, представители общественных организаций этих республик, представители черкесских землячеств и культурных обществ Краснодарского и Ставропольского краёв, г. Москвы. В работе конгресса приняли участие Председатель Верховного Совета КБР В.М. Коков и Председатель Верховного Совета РА А.А. Джаримов.
Конгресс принял решение о создании Всемирной черкесской ассоциации (ВЧА)5. Делегаты избрали первым Президентом Ассоциации народного депутата ВС СССР, доктора юридических наук Ю.Х.Калмыкова. Были избраны также вице-президенты: Фатхи Раджаб (Голландия), Самир Кардан (Иордания), Наджат Хатам (Турция), Абдуллах Микитаев (СССР). Делегаты сформировали и исполнительный комитет во главе с Генеральным секретарём, которым стал народный депутат ВС КБССР Мухамед Шокуев. Высшим органом Всемирной черкесской ассоциации был объявлен конгресс, который должен созываться один раз в два года. Штаб-квартиру исполкома ВЧА постановили учредить в городе Нальчике. По настоянию абхазской делегации, конгресс проголосовал за принятие Абхазии в ВЧА.
Конгресс принял Устав и Программу ВЧА, в которых отмечается, что основными целями и задачами этой организации являются: «…объединение усилий и координация деятельности черкесских общественных объединений — членов МЧА, содействующих возрождению и развитию культурного и духовного наследия черкесского народа, сохранению его национальной самобытности, восстановлению подлинной истории черкесов;…оказывает помощь черкесам, желающим вернуться на свою историческую родину в порядке, установленном законом».6
В программных документах отмечено, что ВЧА будет обладать полномочиями обращения в органы государственной власти разных стран и международные организации.
Конгресс рассмотрел и несколько конкретных проблем, в частности проблему восстановления Шапсугского национального района, упразднённого Сталинским режимом в 1945 г7. Руководство Краснодарского края отрицательно отнеслось к шапсугской проблеме, в связи, с чем Конгресс направил обращения в Верховный Совет СССР и Верховный Совет РСФСР с просьбой о восстановлении Шапсугского национального района как самостоятельного субъекта РСФСР.
Делегаты также обсудили вопрос об упорядочении терминов, используемых для обозначения черкесов (адыгов), проживающих в СССР. Руководствам Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии было рекомендовано вместо трёх официальных этнонимов адыгеец, кабардинец и черкес использовать единый этноним — черкес на русском языке и эндоэтноним адыгэ на родном языке. В целях освещения жизни черкесской диаспоры и деятельности ВЧА была учреждена газета «Нарт»8.
По завершении работы 21 мая делегаты приняли участие в траурном митинге, посвящённом годовщине окончания завоевания Северного Кавказа Россией. На митинге была осуждена захватническая война со стороны царской России, которая стала геноцидом черкесского народа. Участники митинга обратились к руководству СССР и международных организаций с просьбой рассмотреть вопрос о признании за зарубежными черкесами статуса народа-изгнанника и предоставлении желающим из них советского гражданства9.
В продолжение общечеркесского сотрудничества 8-12 июня1991 г. в Нальчике был проведён I Международный фестиваль черкесской (адыгской) культуры. На фестиваль съехались коллективы — ансамбли народных песен и танцев, вокально-инструментальные ансамбли из Абхазии, Адыгеи, Карачаево-Черкесии, от ряда зарубежных черкесских общин. Были организованы также выставки работ черкесских и абхазских художников.
Примеру черкесов последовали общественные организации соседних народов; началось проведение международных съездов, конференций и фестивалей многих северокавказских народов и казачества Юга России.
В августе 1992 г. в Нальчике была основана ещё одна международная общественная организация — Адыгская (Черкесская) международная академия наук, поставившая целью объединение и координирование деятельности учёных-черкесов, проживающих в разных странах мира, направленной на развитие науки, образования и культуры10.
МЧА приняла активное участие и в урегулировании грузино-абхазского военного конфликта, разгоревшегося 14 августа1992 г. Войска Госсовета Грузии вторглись на территорию Республики Абхазия с целью ликвидации государственности абхазского народа. Население и руководство Абхазии не были готовы к отражению агрессии, и в спешке покинули столицу г. Сухум и окрестные районы. Часть абхазцев, отказавшаяся уехать из Сухума, подверглась репрессиям.
Руководство Республики Абхазия в тот же день обратилось к руководству и народам Российской Федерации, с просьбой о незамедлительной помощи. Отдельные воззвания были разосланы руководствам и общественным организациям Республики Адыгея, Кабардино-Балкарской Республики и Карачаево-Черкесской Республики. В них отмечалось, что абхазский народ «в час смертельной опасности» просит братские народы о помощи.
На призыв абхазского народа откликнулись общественные организации почти всех северокавказских народов. В столицах республик разворачивались митинги протеста. Народы осуждали агрессию Госсовета Грузии против Абхазии. Начался сбор пожертвований для оказания гуманитарной помощи борющемуся за независимость абхазскому народу. Северокавказские добровольцы и, прежде всего, добровольцы от кабардинского, адыгейского, черкесского, абазинского народов, добровольцы от кубанского и донского казачества отправились в Абхазию, чтобы принять участие в боевых действиях на стороне народа Абхазии.
МЧА одной из первых отреагировала на призыв о помощи. Она обратилась к руководству Российской Федерации с просьбой вмешаться в конфликт и остановить военные действия. МЧА также обратилась с призывами: к правительствам всех республик Северного Кавказа приложить усилия в прекращении войны в Абхазии; к зарубежным черкесским общинам — оказать помощь абхазскому народу. Ассоциация обратилась к Госсовету Грузии с призывом прекратить боевые действия и вывести войска с территории Абхазии. В одном из её заявлений сказано, что, МЧА, вынуждена будет, объявить о формировании добровольческих отрядов, и окажет братскому абхазскому народу всю необходимую помощь. «Грузинскому руководству следовало бы, наконец, понять, — сказано в заявлении, — что адыгские и другие народы Кавказа, все, кому дороги принципы чести, свободы и справедливости, не оставят Абхазию в беде. И единственное средство решения этой затянувшейся проблемы — политическое урегулирование»11.
Грузино-абхазская война вызвала оживлённую реакцию в черкесской и абхазской диаспорах. Черкесские и абхазские организации в Сирии, Иордании, Турции, США и в странах Западной Европы обратились к правительствам своих стран с просьбами об оказании помощи в урегулировании грузино-абхазского конфликта. «Черкесское благотворительное общество» Сирии, заседавшее в Дамаске 15-16 августа1992 г., вынесло решение: учредить фонд помощи Абхазии и организовать в стране сбор пожертвований; обратиться к правительству САР с просьбой о поддержке благотворительного общества в этом вопросе. Предложение одной из групп о формировании добровольческого отряда для отправки на фронт поддержки не получило. Несмотря на это, в грузино-абхазской войне (14 августа1992 г. — 30 сентября1993 г.) приняло участие свыше 20 добровольцев — абхазов и черкесов из Сирии. На собранные в течение одной недели средства были закуплены медикаменты и отправили в Абхазию. Фонд помощи Абхазии в Дамаске продолжал сбор средств и их переправку в Абхазию вплоть до окончания военных действий. При этом денежные средства поступали и от арабского населения страны.
Активную деятельность в оказании помощи абхазскому народу развернула черкесская община Иордании, получившая в этом поддержку правительства. На экстренном заседании «Черкесское благотворительное общество» приняло решение об оказании Абхазии политической и гуманитарной помощи. Предложение об отправке на фронт добровольцев было отвергнуто, но самостоятельно в Абхазию отправилась группа черкесов-добровольцев.
В первые дни войны делегации от «Черкесского благотворительного общества» посетили посольства США, Франции, Германии, Англии и других стран в Иордании, и передали им своё заявление, осуждающее агрессию Госсовета Грузии. Благотворительное общество обратилось к зарубежным странам с просьбой вмешаться в грузино-абхазский конфликт с целью его урегулирования политическим путём. Благотворительное общество также развернуло кампанию по сбору средств для оказания Абхазии гуманитарной помощи. Следует отметить, что арабское население Иордании заявило о своей поддержке абхазского народа и приняло участие в сборе средств.
5 января 1993 г. в аэропорту г. Нальчика произвёл посадку грузовой самолёт ВВС Иордании «Локхид Геркулес», доставивший 17 тонн гуманитарного груза (медикаменты, детское питание, одеяла и т.п.), от «Черкесского благотворительного общества» Иордании и наследного принца Хасана12 для абхазского народа. Груз сопровождали руководители благотворительного общества: Мухаммед-Саид Умат, Шакиб Гута, Ауни Ервас, Рамзи Кандур и другие. В этот же день гуманитарный груз был переправлен на вертолётах в Абхазию — в Гудауту13.
В первые же дни войны о своей поддержке абхазского народа заявили также абхазская, черкесская и другие северокавказские общины Турции. На улицах многих турецких городов проходили митинги и демонстрации поддержки абхазского народа, организованные этими общинами. Абхазские и северокавказские общественные организации сделали ряд обращений к правительству Турции и правительствам других государств, в которых просили оказать содействие в прекращении войны. В сентябре 1992 г. делегацию от абхазских и черкесских общественных организаций в Турции принял премьер-министр Турции Сулейман Демирель, который пообещал содействие со стороны правительства страны в урегулировании грузино-абхазского конфликта. Позднее правительство Турции переменило свою позицию и заявило о поддержке «территориальной целостности Грузии». Более принципиальную позицию занял Парламент Турецкой Республики, резко осудив агрессию Госсовета Грузии против Абхазии14.
Абхазская и черкесская общины Турции также провели сбор средств для оказания гуманитарной помощи абхазскому народу, а свыше 350 добровольцев от этих общин приняли участие в боевых действиях в составе вооруженных сил Республики Абхазия.
Сборы денежных средств для оказания помощи абхазскому народу были проведены черкесскими землячествами в Саудовской Аравии и Объединённых Арабских Эмиратах, абхазскими и черкесскими землячествами и культурными обществами в странах Западной Европы и в США. В странах Западной Европы были созданы специальные комитеты помощи Абхазии. Значительные средства были собраны в Германии, Франции, Швейцарии, Англии, Дании, Австрии, население которых в целом осуждало агрессию Грузии против Республики Абхазия, в то время как правительства этих стран и США официально высказывались в поддержку Госсовета Грузии и оказывали ему политическую поддержку и финансовую помощь. В августе-сентябре 1992 г. абхазские и черкесские организации провели в указанных странах ряд митингов и демонстраций в поддержку народа Абхазии15.
7-8 октября 1992 г. в Абхазии в селении Лыхны был проведён I Всемирный (международный) конгресс абхазо-абазинского народа, в работе которого приняли участие делегаты от абхазских и черкесских общин Турции, Сирии, Иордании, США, ФРГ, общественно-политических организаций народов Северного Кавказа, казачества Юга России16, а также представители Верховного Совета РФ.
Выступления делегатов были посвящены, главным образом, осуждению агрессии Госсовета Грузии против Абхазии, а также поиску путей урегулирования конфликта. Конгресс направил обращения в ООН, ОНН, СБСЕ, правительствам многих государств мира с просьбой об оказании помощи в урегулировании грузино-абхазского конфликта. Основным результатом работы Конгресса явилось создание новой организации – «Международной абхазо-абазинской ассоциации», призванной консолидировать абхазский и абазинский народы, проживающие в разных странах мира, добиваться урегулирования грузино-абхазского конфликта и полной независимости Республики Абхазия. Президентом Ассоциации был избран доктор юридических наук Тарас Шамба17.
Урегулирование грузино-абхазского конфликта продолжало оставаться одним из главных вопросов в деятельности МЧА. 20-25 июля1993 г. в столице Республики Адыгея г. Майкопе проходил II Международный черкесский конгресс, в работе которого принимали участие делегации от черкесских общин США, ФРГ, Голландии, Югославии, Израиля, Турции, Сирии, Иордании, от правительств и общественных организаций Абхазии, Адыгеи, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, от черкесских землячеств и культурных обществ Москвы, Санкт-Петербурга, Лазаревского и Успенского районов Краснодарского края, депутаты Верховного Совета Российской Федерации, представители мусульманского и православного духовенства. В работе Конгресса приняли участие: Президент Республики Адыгея А.А. Джаримов, Президент Кабардино-Балкарской Республики В.М. Коков.
Первоочерёдным предметом обсуждения стала ситуация в Абхазии. Конгресс разослал обращения к Генеральному Секретарю ООН, Генеральному Секретарю ОНН, президентам России, США, ФРГ, Турции, Украины с просьбой оказать давление на правительство Грузии с целью вывода грузинских войск с территории Абхазии и прекращения войны.
Конгресс также направил обращения к Президенту РФ, Председателю Совета Министров РФ с призывом о признании геноцида, совершенного царизмом в XIX в., по отношению к черкесам (адыгам) и насильственного выселения подавляющего их большинства за пределы своей родины; с просьбой о восстановлении Шапсугского национального района.
Делегаты обсудили проблему возникновения конфликтных ситуаций на Северном Кавказе, а также вопросы, связанные с созданием единого черкесского литературного языка и сохранением родного языка среди зарубежных черкесов. Конгресс переизбрал руководящие органы МЧА. Президентом вновь был избран Ю.Х. Калмыков. Вице-президентами стали Абубачир Схаляхо (Адыгея), Шараф Абаза (Сирия), Борис Акбашев (Москва), Сами Ехутль (Иордания), Кадыр Натхо (США), Ихсан Уджух (ФРГ), Валерий Хатажуков (КБР), Фахри Хуаж (Турция)18.
МЧА обратилась в «Организацию непредставленных народов и наций» с предложением о сотрудничестве, и в начале1994 г. была принята в эту организацию в качестве ассоциированного члена. Членом ОНН стала и «Международная абхазо-абазинская ассоциация».
Общечеркесскими политическими акциями к тому времени стали ежегодно проводимые в Адыгее, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии митинги и собрания, посвящённые дню окончанию завоевания Северного Кавказа Россией – 21 мая. Для участия в памятных мероприятиях стали съезжаться в эти республики и представители зарубежных черкесских диаспор. На траурных митингах, проходивших в конце 80-х — начале 90-х гг., были приняты в основном обращения к Президенту РФ и Верховному Совету РФ с просьбой о признании геноцида черкесского (адыгского) народа, совершенного царизмом в XIX в.; обращения к Президенту РФ, ВС РФ и международным организациям (ООН, ОНН) с просьбой о предоставлении зарубежным черкесам статуса народа-изгнанника и двойного гражданства — страны проживания и России. В 1992 г. аналогичные обращения к Президенту Б.Н. Ельцину и ВС РФ направил и Верховный Совет Кабардино-Балкарии19.
В начале мая 1994 г. Парламент КБР вновь обратился к Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания РФ с призывом «признать геноцид черкесского (адыгского) народа, всемерно способствовать в получении им статуса народа-изгнанника, оказать содействие потомкам депортированных адыгов, желающим вернуться на свою историческую родину»20.
Траурные собрания, митинги и демонстрации были проведены в трёх, указанных выше республиках. 21 мая 1994 г. в день 130-летия окончания российского завоевания Северного Кавказа. С обращением «К народам Кавказа» в связи с этой датой обратился Президент России Б.Н. Ельцин, в котором, в частности, отмечено следующее: «В настоящее время, когда Россия строит правовое государство и признаёт приоритет общечеловеческих ценностей, появляется возможность объективной трактовки событий Кавказской войны как мужественной борьбы народов Кавказа не только за выживание на своей родной земле, но и за сохранение самобытной культуры, лучших черт национального характера»21.
В работе собрания, проходившего в г. Нальчике, приняли участие делегации от правительств, администраций и общественных организаций Абхазии, Адыгеи, Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Краснодарского и Ставропольского краёв, зарубежных черкесских общин. На собрании присутствовали Президент КБР Валерий Коков, Президент Абхазии Владислав Ардзинба, Министр по делам национальностей РФ Николай Егоров, председатель Комитета по делам СНГ и соотечественников Государственной Думы РФ Константин Затулин. Участники собрания вновь осудили геноцид черкесского (адыгского) народа, осуществленный царизмом в XIX в., и снова обратились к Президенту РФ Б.Н. Ельцину с просьбой «оказать содействие в объективной политико-правовой оценке Русско-Кавказской войны Федеральным собранием РФ, предусмотрев в ней признание геноцида адыгского народа, предоставление зарубежным черкесам двойного гражданства и статуса народа-изгнанника, через международные организации, а также принять федеральную программу государственной поддержки адыгов-репатриантов22.
МЧА также стремилась внести вклад и в урегулирование ситуации в Чеченской Республике. Дважды (в августе и в декабре1994 г.) МЧА обращалась к Президенту РФ Б.Н. Ельцину с призывом – принять меры по урегулированию конфликта в Чечне мирным, дипломатическим путем.
Зарубежные черкесские организации приняли участие в сборах средств для оказания народу Чечни гуманитарной помощи, высказались за незамедлительное урегулирование конфликта мирным путём, но отказались от проведения каких-либо антироссийских акций.
После попыток федеральных войск штурма г. Грозного 31 декабря 1994 г. — 1 января 1995 г., в результате которого погибло значительное количество людей с обеих сторон, Исполком МЧА провёл заседание в столице Карачаево-Черкесии г. Черкесске 2 января 1995 г. На заседании обсуждался единственный вопрос – военные действия в Чеченской Республике. Было принято «Обращение МЧА к руководителям республик, краёв и областей Северного Кавказа», в котором, в частности, сказано: «Мы обращаемся к руководителям регионов Северного Кавказа с просьбой использовать своё влияние для прекращения этой братоубийственной войны» 23.
В марте 1996 г. в Черкесске состоялось расширенное заседание Совета и Исполкома МЧА. На повестке дня стоял вопрос: «О поддержке Абхазии в связи с усилением экономической и политической блокады». Как известно, 19 января 1996 г. Советом глав СНГ было принято решение об экономической блокаде Абхазии и фактическом запрещении перемещения граждан Абхазии в страны СНГ и обратно. Участники заседания обратились к руководителям всех стран Содружества с заявлением, в котором отмечается, что данное решение является ошибочным и может привести к дальнейшему обострению ситуации в Северо-Кавказском регионе, к новой войне. В заявлении сказано, что адыги и абазины, проживающие в трех республиках Северного Кавказа – РА, КБР и КЧР, не останутся безразличными к судьбе братского абхазского народа. Совет и Исполком МЧА заявили о необходимости урегулирования конфликтов политическими методами24.
24-26 июля1996 г. в г. Черкесске проходил III конгресс МЧА, в работе которого приняли участие делегации от черкесских общин США, ФРГ, Голландии, Иордании, Сирии, Египта, Турции, Югославии, Израиля, от правительств и общественных организаций Абхазии, Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов Российской Федерации. В работе конгресса участвовали: Президент Кабардино-Балкарской Республики В.М.Коков, Глава Карачаево-Черкесской Республики В.И. Хубиев, Председатель Думы Краснодарского края В. Бекетов, Председатель Парламента Республики Абхазия С. Джинджолия, Премьер-министр Республики Адыгея Р. Хаджибеков, Принц Иорданского Хашимитского Королевства Али Бен Аль-Хусейн.
Конгресс принял обращение к Президенту Б.Н. Ельцину с просьбой принять меры по прекращению военных действий в Чечне. В очередной раз были приняты обращения к Президенту и Федеральному Собранию РФ с просьбой — признать факт геноцида черкесского народа, совершенного царизмом в XIX в25. Конгресс также принял обращение по ситуации в Абхазии, в котором отмечается, что, МЧА выступает за мирное урегулирование проблем между грузинским и абхазским народами.
Конгресс повторно принял постановление о едином этнониме. В нём делегаты обратились к руководствам РА, КБР и КЧР с предложением использования единого этнонима для обозначения адыгейцев, кабардинцев и черкесов. На русском языке было предложено использовать термин черкес, на родном языке — эндоэтноним адыгэ. Делегаты конгресса переизбрали руководящие органы МЧА. Президентом вновь стал Ю.Х. Калмыков, Генеральным секретарем – М. Охтов. Также был избран Исполком МЧА в составе 10 человек26 .
Вскоре Исполком разработал и утвердил программу действий, которая охватывает три основных направления: «возрождение подлинной истории, культуры, языка, традиций и обычаев черкесского народа; решение проблем репатриации; оказание гуманитарной, моральной и иной помощи Абхазии, оказавшейся в тяжелом положении, из-за объявленной ей блокады»27. В целях создания надлежащей материально-финансовой базы, Исполком МЧА учредил два фонда (Общественный благотворительный фонд «Черкесы», Международный общественный фонд «Возрождение черкесов»).
По ряду проблем МЧА получила поддержку со стороны ОНН. Так, официальная делегация МЧА приняла участие в региональном совещании ОНН, проходившем в Тарту (Эстония) 7-9 октября 1995 г. Участники совещания приняли 14 резолюций по проблемам малых народов, в том числе и черкесов28. Делегация МЧА также принимала участие в работе V Генеральной Ассамблеи ОНН, состоявшейся 15-19 июля 1997 г. в г. Тарту. Заслушав доклад представителя МЧА Мурата Хатукаева, Генеральная Ассамблея ОНН приняла «Резолюцию о ситуации (положении) черкесского народа», в которой отмечается: «Российская Федерация и международное сообщество должны признать факт геноцида черкесского народа, совершенного в XIX веке, и придать черкесам статус народа-изгнанника; Российской Федерации необходимо предоставить черкесам двойное гражданство – страны проживания и Российской Федерации; Российской Федерации необходимо предоставить черкесам возможность вернуться на историческую родину»29.
В феврале 1998 г. под эгидой МЧА в г. Майкопе было проведено региональное совещание представителей ОНН с участием заместителя Генерального секретаря этой организации Линнарта Мялля. На совещании представители ОНН были ознакомлены с историей, традициями и проблемами черкесского народа30.
6 апреля 1998 г. ОНН предоставила возможность представителю МЧА Т. Казанокову выступить на 54-й сессии комиссии ООН по правам человека, где он сообщил о проблемах черкесского народа, о тревожном положении черкесов в крае Косово (Югославия). Т. Казаноков также выступил на IV сессии рабочей группы ООН по меньшинствам, которая состоялась 28 мая 1998 г. в Женеве (Швейцария). Представитель МЧА обозначил следующие проблемы: о необходимости восстановления в РФ единого этнонима «черкес», вместо существующих трех этнонимов; о необходимости разработки упрощенного варианта предоставления российского гражданства зарубежным черкесам, желающим возвратиться на историческую родину; о необходимости предоставления черкесам, живущим в Сирии и Турции, возможности восстанавливать свои черкесские фамилии и открывать школы для изучения родного языка. В целях изучения и решения проблем, остро стоящих перед черкесским народом, МЧА обратилась к IV сессии рабочей группы ООН по меньшинствам с просьбой о создании совместной трехсторонней комиссии из представителей и экспертов ООН по коренным народам, национальным меньшинствам и МЧА31. Представитель МЧА обратился к ООН (на заседании рабочей ООН группы по защите прав коренных народов, проходившей 28 июля 1998 г. в Женеве) с просьбой «оказать давление на руководство РФ с тем, чтобы в отношении зарубежных черкесов, являющихся потомками депортированных с исторической родины, соответствующие ведомства РФ применяли положения «Закона о гражданстве Российской Федерации», указывающие на обстоятельства, облегчающие прием гражданства РФ зарубежными черкесами»32.
В 1997-1998 гг. Исполком МЧА проводил ряд рабочих встреч и консультаций с представителями зарубежных черкесских организаций. В марте 1998 г. в г. Аммане (Иордания) состоялось совещание руководителей региональных общественных организаций «Адыгэ Хасэ» Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Иордании, Турции и Израиля. В работе совещания принял участие Принц Али Бен Аль-Хусейн. Участники совещания приняли декларацию, в которой намечено создание при МЧА специальных, постоянно действующих комитетов33.
25-27 июня1998 г. в г. Краснодаре проходил IV конгресс МЧА, на который собрались делегации от черкесских общин Турции, Сирии, Иордании, Израиля, Германии, Голландии, Египта, от правительств и общественных организаций РА, КБР, КЧР, Краснодарского края, от черкесских общественных организаций Москвы, Санкт-Петербурга, Моздока и др. В работе конгресса приняли участие Президент РА А.А. Джаримов, Президент КБР В.М. Коков, Глава администрации Краснодарского края Н.И. Кондратенко.
На съезде обсуждалось состояние проблем, наиболее важных для черкесского народа. Затем делегаты конгресса приняли ряд официальных обращений и заявлений. В заявлении, адресованном Президенту РФ Б.Н. Ельцину, излагается прежняя просьба: «в признании несправедливости совершенных царизмом деяний, в закреплении за адыгами (черкесами) и абазинами статуса народа-изгнанника, в восстановлении естественного права на общение с исторической родиной, на возвращение тех, кто имеет желание вернуться домой…». В обращении к Президенту РФ в связи с ситуацией в Абхазии выражается просьба: «отменить Постановление Правительства РФ от 19 декабря1994 г. в части, касающейся ужесточения режима по реке Псоу; внести в Совет Глав Государств СНГ предложения по отмене экономической и политической изоляции Абхазии и решений, противоречащих ранее подписанным сторонами конфликта документам».
Участники конгресса также обратились к руководству Краснодарского края с просьбой: «…обеспечить представительство шапсугов в администрации Краснодарского края; расширить полномочия администраций сельских округов, в которых проживают шапсуги, в вопросах землепользования, социально-экономического развития, использования природных ресурсов; сохранить изначальные топонимические названия населенных пунктов, географических местностей, отказавшись от названий, связанных с последствиями Русско-Кавказской войны XIX века»34.
Участники IV конгресса МЧА направили Президенту РФ Б.Н. Ельцину и Председателю Правительства РФ С.В. Кириенко заявление «О судьбе черкесских соотечественников из края Косово Союзной Республики Югославия», в котором выражается просьба ускорить процесс исполнения правительственного решения по репатриации черкесов Косово в Республику Адыгея. Участники конгресса также приняли обращения к Кубанскому казачеству, к «Союзу абаза-адыгской молодежи», в которых содержится призыв направить свои усилия на достижение устойчивого мира, экономической и политической стабильности, межнационального согласия и взаимопонимания в регионе.
В завершение работы участники конгресса приняли Постановление IV конгресса МЧА. Следует указать наиболее важные пункты постановления: «…2. В целях практического выполнения установленных целей и задач Ассоциации, претворения в жизни решений предыдущих форумов и настоящего Конгресса МЧА, сформировать: а) Комитет по сохранению и возрождению черкесского языка; б) Комитет по вопросам истории; в) Комитет по признанию статуса народа-изгнанника и репатриации; г) Комитет по средствам массовой информации и коммуникаций; д) Комитет по проблемам инвестирования в местах компактного проживания черкесов на Кавказе. 3. Продолжить и всемерно развивать сотрудничество МЧА с ООН, ОНН, другими международными гуманитарными организациями. 7. Исполкому МЧА продолжить работу по поддержке требований причерноморских адыгов-шапсугов по законодательному закреплению этнических прав коренного народа, по обеспечению представительства шапсугов в органах власти Краснодарского края; по сохранению изначальных топонимических названий населенных пунктов, географических местностей, отказавшись от названий, связанных с последствиями Кавказской войны XIX века».35
28-29 июля2000 г. в г. Нальчике состоялся V конгресс МЧА. В его работе приняли участие делегации от черкесских общин Турции, Сирии, Иордании, Германии, Голландии, США, Израиля, от правительств и общественных организаций РА, КБР, КЧР, Абхазии, Краснодарского края, г. Москвы, всего 83 делегата. В работе конгресса приняли участие Президент КБР В.М. Коков и Президент РА А.А. Джаримов.
Делегаты переизбрали руководящие органы МЧА. Новым президентом стал председатель Совета Республики Парламента КБР З.А. Нахушев. Вице-президентами стали: А. Кодзоков (КБР), С. Сосналиев (КБР), Б. Акбашев (КЧР), М. Килба (КЧР), Х. Наджат (РА), Р. Харабуа (Абхазия). Также был переизбран Исполком МЧА в составе 10 человек.
Делегаты приняли Постановление V конгресса МЧА, в пунктах которого отмечается: продолжить работу по сотрудничеству МЧА с ООН и ОНН, с другими международными гуманитарными организациями; выступить с гражданской инициативой о разработке Закона РФ «О преодолении последствий Кавказской войны XIX в.» и последовательно отстаивать принятие этого предложения официальными структурами РФ; продолжить работу Исполкома МЧА по поддержке независимого развития Республики Абхазия.
Делегаты приняли Обращение к Президенту РФ В.В. Путину, Председателю Правительства РФ М.М. Касьянову, Председателю Совета Федерации ФС РФ Е.Ф. Строеву, Председателю Государственной Думы Г.Н. Селезневу, в котором, в частности, отмечена просьба о рассмотрении и принятии Закона РФ «О преодолении последствий Кавказской войны XIX в.»36
17-19 августа2003 г. в г. Нальчике проходил VI конгресс МЧА. В его работе приняли участие делегации от зарубежных черкесских общин, от правительств и общественных организаций РА, КБР, КЧР, Абхазии, Краснодарского края и др. Делегаты подвели итоги за прошедший период, переизбрали руководящие органы МЧА. Президентом вновь был избран З.А. Нахушев. Вице-президентом избрали В.Н. Утижева. Также избрали Исполком МЧА в составе 17 чел.
Делегаты конгресса приняли ряд постановлений и обращений. В постановлении «О ситуации, сложившейся в связи с установлением памятника адмиралу М.П. Лазареву на перроне железнодорожной станции «Лазаревское», осуждается установка памятника непосредственному участнику военных действий против адыгов на их этнической родине. Отмечается необходимость: «2. Обратиться к руководству органов местного самоуправления г. Сочи, главе администрации Краснодарского края А.Н. Ткачеву, министру культуры РФ М.Е. Швыдкому с просьбой рассмотреть возможность переноса памятника адмиралу М.П. Лазареву в музей истории г. Сочи, в г. Севастополь на могилу флотоводца или на его родину в г. Владимир…4. Поручить Исполкому МЧА подготовить и внести на рассмотрение международных организаций вопрос об оценке действий царских военачальников в период Русско-Кавказской войны».
В обращении к Президенту РФ В.В. Путину выражена обеспокоенность в связи с вступлением в силу (с 1 июня2002 г.) нового закона «О гражданстве РФ», в котором требуется обязательное знание русского языка от иностранцев, желающих получить российское гражданство. В обращении выражается просьба о рассмотрении возможности дополнения статьи 14 (прием в гражданство РФ в упрощенном порядке) данного закона требованием владения «языка своего народа, исторически проживавшего на территории России».
В обращении к Президенту РФ В.В. Путину, Председателю Совета глав государств СНГ, Президенту Украины Л.Д. Кучме, отмечены негативные явления, порожденные санкциями СНГ по отношению к Республике Абхазия. Выражена просьба о снятии санкций, препятствующих развитию торгово-экономического и культурно-образовательного сотрудничества между Россией и Абхазией.37
5-6 мая 2006 г. в г. Стамбуле состоялся VII конгресс МЧА. В его работе приняли участие делегации от черкесских общественных организаций Турции, России, Сирии, Иордании, Германии, США, Израиля, Голландии, всего 74 делегата и свыше 500 наблюдателей. Приветственные обращения к участникам конгресса прислали Президент КБР А. Каноков, Президент РА Х. Совмен, Председатель правительства КЧР А. Карданов. Также делегаты переизбрали руководящие органы МЧА38.
Подводя итоги деятельности МЧА, следует отметить, что большая часть проблем, поставленных этой организацией (признание руководством РФ факта геноцида черкесов (адыгов), совершенного царизмом в XIX в; предоставление зарубежным черкесам двойного гражданства – РФ и страны проживания; упрощение системы предоставления российского гражданства зарубежным черкесам и др.), все еще остается нерешенной. В деятельности, по решению ряда проблем МЧА, получила поддержку со стороны руководств Республики Адыгея и Кабардино-Балкарской Республики. Наиболее успешной и результативной была деятельность МЧА по оказанию помощи народу Абхазии в борьбе за независимость и в организации репатриации черкесов из Югославии. В дальнейшем, можно предполагать, что активизация, в деятельности МЧА вероятнее всего, будет возможна в случае обострения политической ситуации в местах проживания черкесов в странах мира.
§ 3. Проблема репатриации зарубежных черкесов
Проблема репатриации черкесов возникла ещё в первые годы их массовой депортации в Османскую империю. Оказавшись в непривычных и тяжёлых условиях, группы иммигрантов стали стремиться к возвращению на родину. В последующие годы многие зарубежные черкесы регулярно предпринимали официальные и нелегальные попытки к возвращению на Северный Кавказ, которые, однако, в большинстве случаев завершались неудачно. Правительства Османской империи, царской России, а позднее и СССР в периоды сталинизма и застоя препятствовали репатриации зарубежных черкесов. В период после Второй мировой войны советские органы власти мотивировали свои отказы, как правило, нехваткой жилья и земель на Северном Кавказе. Однако именно с конца 1940-х гг. осуществлялось планомерное и массовое переселение граждан из разных регионов СССР в качестве специалистов и «рабочей силы» в северокавказские республики. Сотни же заявлений, поступавшие от зарубежных черкесов в советские посольства и консульства в Сирии, Иордании и Турции оставались без ответа.
Всё же, некоторые черкесские семьи из Сирии, Турции и Иордании стали переселяться в Кабардино-Балкарию и Адыгею частным путём ещё в 1960-е гг. На местах они сталкивались с различными бюрократическими препятствиями; усложненным процессом оформления советского гражданства и прописки, устройства на работу, обмена валюты и т. п. Некоторые из репатриантов не выдерживали такого противодействия и покидали негостеприимную родину. Отмечены были и случаи, когда местные власти насильственно выдворяли из страны соотечественников-туристов, пожелавших остаться на исторической родине.
Ситуация стала меняться во 2-й половине 1980-х гг., в связи с проводимой в СССР политикой перестройки. В защиту прав соотечественников, желающих возвратиться на родину, начали выступать образовавшиеся в то время общественные организации, национальные движения северокавказских республик. На своих заседаниях, собраниях и съездах они требовали от властей справедливого решения этой проблемы. Адыгейская, кабардинская и черкесская общественные организации «Адыгэ Хасэ» поставили одной из главных задач оказание помощи репатриантам39. При кабардинской «Адыгэ Хасэ» был открыт отдел содействия репатриации зарубежных соотечественников, который занимался, главным образом, поисками жилья для репатриантов и оформлением их документации, необходимой для получения советского гражданства. С требованием о предоставлении соотечественникам права возвращения на историческую родину выступила и «Ассамблея горских народов Кавказа»40. Созванный по ее инициативе 31 мая 1990 г. в Сухуме митинг представителей народов Кавказа, на котором присутствовало около 30000 человек, принял обращение к Генеральному секретарю ООН Пересу де Куэльяру, Президету СССР М.С. Горбачёву, Президенту Турецкой Республики Тургуту Озалу, в котором, в частности, отмечалась необходимость предоставления зарубежным северокавказским общинам права беспрепятственного возвращения на историческую родину41.
В начале 1989 г. на имя Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачёва поступило обращение черкесской общины Сирии, в котором излагалась просьба о предоставлении права на репатриацию и получение советского гражданства 234 семьям42. В декабре1990 г. «Черкесское благотворительное общество» в Сирии получило из посольства СССР официальный отказ на данное обращение, что вызвало негативную реакцию в черкесских зарубежных обществах, а также среди общественности республик Северного Кавказа.
В конце 1980-х гг. поток репатриантов стал возрастать, несмотря на бюрократические препоны. В целях оказания содействия репатриантам в Кабардино-Балкарии в июне1991 г. был учреждён Благотворительный фонд «Хэкужь» (Родина), который начал оказывать помощь репатриантам в решении двух основных проблем — в оформлении документации и приобретении жилья. Штат фонда содержался за счёт доходов от собственной коммерческой деятельности и пожертвований некоторых организаций и частных лиц. В1992 г. филиалы этого фонда были открыты при черкесских благотворительных обществах Турции и США. Аналогичные фонды содействия репатриантам также были основаны в Республике Адыгея и Карачаево-Черкесской Республике.
Первый съезд кабардинского народа, проходивший 12 января 1992 г. в Нальчике, принял постановление «О репатриации зарубежных адыгов», в котором было принято решение обратиться в Верховный Совет КБССР с просьбой разработать и принять государственную программу репатриации зарубежных адыгов, а также обратиться в Министерство иностранных дел России с предложением об открытии представительств Кабардино-Балкарской Республики в странах проживания адыгов43.
Первыми на историческую родину устремились соотечественники — представители в основном двух социальных слоёв: патриотически-настроенная интеллигенция, заявившая о своей готовности переносить все неудобства переселения, и бизнесмены, стремившиеся наладить выгодные дела на Кавказе. Более половины всех репатриантов составили граждане Сирии. Численность черкесских репатриантов стала увеличиваться также в связи с тем, что российские посольства получили полномочия рассматривать вопросы о предоставлении гражданства соотечественникам, предки которых эмигрировали с территории России. Так, в 1992 г. российское посольство в Сирии выдало черкесам 120 паспортов44.
В Адыгею начали возвращаться зарубежные соотечественники, главным образом, после 1990 г., когда Адыгейская автономная область была преобразована в республику и получила новые полномочия. Правительство этой республики предприняло ряд мер по содействию репатриантам; сократило сроки рассмотрения их документов для получения гражданства до 6 месяцев, предоставило гостиницу для их временного проживания и т. д. В 1991-1994 гг. Отдел виз и регистраций МВД Республики Адыгея выдал репатриантам 767 видов на жительство, 84 репатрианта получили российское гражданство45.
В мае1993 г. была сформирована Комиссия Кабинета Министров РА по вопросам репатриации, главной целью которой стала реализация государственной политики РА в области репатриации зарубежных черкесов. 29 мая1997 г. Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея принял закон «О репатриантах», создавший более благоприятные условия для репатриантов. В декабре1997 г. был образован «Общественный фонд помощи репатриантам Республики Адыгея», деятельность которого направлена на финансирование специальных программ помощи репатриантам, а также оказание им непосредственной помощи. В августе1998 г. при Министерстве труда и социального развития РА был учрежден «Центр адаптации репатриантов», целью которого является: обеспечение репатриантов временным жильем, организация социально-бытового и медицинского обслуживания, организация помощи в социально-психологической адаптации к новым условиям жизни.
В1999 г. была учреждена общественная организация «Дом репатриантов», целью которой является оказание помощи и, прежде всего юридической, адыгам-репатриантам в РА.
Правительство и Парламент Кабардино-Балкарской Республики приняли некоторые меры по упорядочению вопросов, связанных с репатриацией. В1990 г. при Совете Министров Республики была сформирована комиссия для изучения данной проблемы. В1992 г. при Министерстве внешних связей КБР был образован Департамент репатриации. В том же году Верховный Совет КБР принял специальную «Программу по репатриации соотечественников, проживающих за рубежом», однако большая часть предусмотренных в ней задач не была реализована. Недостаточно эффективной оказалась деятельность указанных Комиссии и Департамента в связи с отсутствием конкретного закона, регулирующего репатриацию зарубежных черкесов в упрощенном порядке.
Тем не менее, поток репатриантов, прибывающих в КБР, возрос в начале 1990-х гг. Если к 1990 г. в КБР было оформлено всего 100 дел репатриантов, то, по данным Отдела виз и регистраций МВД Республики, в 1993 г. репатриантам-черкесам был выдан 371 вид на жительство. В 1992-1995 гг. в КБР получили российское гражданство 92 репатрианта46. Кабардино-Балкарское отделение общества «Родина» оказывало многим репатриантам помощь в решении проблем, связанных с адаптацией.
Договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики», подписанный 1 июля 1994 г., создал правовую базу для решения проблемы репатриации. По этому договору, в ведение КБР перешли вопросы принятия, обустройства репатриантов из числа этнических кабардинцев (адыгов) и балкарцев, прибывающих из-за рубежа47. Переход решения данной проблемы в ведение КБР имел и политическое значение, продемонстрировав зарубежным северокавказским общинам, что Правительство России, в отличие от советских властей, не намерено препятствовать их репатриации.
6 июля2001 г. Совет Республики Парламента КБР принял закон «О репатриантах», в котором определены: государственная политика в области содействия репатриантам; приобретение статуса репатрианта, права и обязанности репатрианта на территории КБР и др.
Одна из главных проблем черкесских репатриантов состоит в сложной процедуре оформления документации, необходимой для получения российского гражданства. Она занимает длительный период времени. По федеральному закону «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (от 11.11.2003. № 141-93), для получения вида на жительство иностранный гражданин должен проживать на территории РФ не менее 1 года. Вид на жительство выдается сроком на 5 лет. Для получения российского гражданства от репатрианта требуется безвыездно находиться на данной территории (в частности в КБР) в течение 3 лет. В случае же одного выезда за рубеж этот срок увеличивается до 5 лет.
Довольно сложно для репатриантов проходит процесс адаптации. С первых же дней по прибытии, они сталкиваются с рядом проблем и, прежде всего, с поиском жилья, как временного, так и постоянного, и поиском работы. В условиях сложной экономической ситуации в северокавказских республиках, характеризующейся простоем больших предприятий, высоким уровнем безработицы и неуклонным ростом цен на жильё, указанные проблемы приобретают острый характер. Адаптация репатриантов также осложнена и тем, что большинство их не владеет русским языком, не знает законов РФ, не знакомо с местным жизненным укладом и т. п. Столкнувшись с вышеуказанными проблемами, некоторые репатрианты оказываются в состоянии культурного стресса и возвращаются в страны прежнего проживания. Следует также отметить, что десятки адыгов-репатриантов не могут окончательно определиться с местом постоянного проживания. Испытав на себе разного рода неудобства и проблемы на исторической родине, они отправлялись в страны прежнего проживания. Однако и там они уже не ощущают себя коренными жителями, главным образом, по причинам морально-психологического характера, и снова возвращаются на Северный Кавказ.
Серьёзной проблемой для репатриантов стал и разгул преступности в Северо-Кавказском регионе. Многие из них подверглись преследованиям со стороны преступного мира. Нередки были случаи ограблений, вымогательств денег у репатриантов, а несколько человек были убиты. Все эти негативные реалии постсоветского общества послужили охлаждающим фактором в процессе репатриации и способствовали разрушению у зарубежных черкесов романтического представления об исторической родине как о «земном рае». Уже после1993 г. поток зарубежных черкесов, прибывающих на Северный Кавказ, стал уменьшаться. Численность желающих возвратиться на историческую родину также стала сокращаться и в связи с нестабильной политической ситуацией в Северо-Кавказском регионе. После же начала военных действий в Чеченской Республике осенью1994 г., процесс репатриации зарубежных черкесов и других северокавказских народов практически приостановился.
Важным политическим событием стало возвращение группы черкесов из Косово (Союзной Республики Югославия) в Республику Адыгея. В связи с обострением противоречий между албанцами и сербами, переросших в вооруженные столкновения, черкесы вынуждены были покинуть насиженные места в Косово и отправиться на историческую родину48. После обращения косовских адыгов с просьбой о предоставлении им права на репатриацию, «Международная черкесская ассоциация» трижды ставила вопрос о косовских черкесах на заседаниях ОНН. Трижды принимались положительные резолюции по этой проблеме. Резолюция по данной проблеме была принята и Комитетом по правам человека ООН49.
Руководство Республики Адыгея обратилось к Правительству РФ с просьбой о предоставлении косовским адыгам права возвращения в Республику Адыгея. Правительство РФ вынесло положительное решение по данному вопросу. Было принято Постановление «О неотложных мерах государственной поддержки переселения адыгов (черкесов) из Автономного края Косово (Союзная Республика Югославия) в Республику Адыгея от 3 июля 1998 г. 1 августа 1998 г. 23 семьи косовских адыгов (88 человек) прибыли на самолете в аэропорт «Минеральные воды». Оттуда репатриантов переправили в г. Майкоп. 5 мая 1999 г. еще 8 семей косовских адыгов (24 человека) были переправлены на пароме из Турции в порт г. Сочи, откуда их перевезли в г. Майкоп. 22 мая 1999 г. еще 18 семей (53 чел.) косовских адыгов прибыли в г. Майкоп. Всего в 1998-1999 гг. из Косово в Адыгею возвратилось 165 адыгов50. Положительное решение данной проблемы имело политическое значение; оно продемонстрировало, что Правительство РФ и Правительство РА не намерены препятствовать репатриации зарубежных черкесов.
В настоящее время многие зарубежные черкесы — бизнесмены и специалисты заявляют о своём желании и готовности переселиться на историческую родину или открыть там совместные предприятия. Но при этом они требуют предоставления государственных гарантий в обеспечении безопасности их предпринимательской деятельности, их имущества, банковских вкладов и т. п.
В целом, репатриация зарубежных черкесов не приняла широкого размаха. К концу2000 г. общая численность репатриантов-черкесов в Республике Адыгея и Кабардино-Балкарской Республике достигла 2335 человек. По данным ОВИР МВД РА, виды на жительство получили 820 адыгов-репатриантов. Из них: граждане Турции — 221, граждане Сирии — 218, граждане Иордании — 126, граждане Израиля — 159, граждане Югославии — 79, граждане Германии — 3, граждане США — 11, а также по одному гражданину Франции, Норвегии и Нидерландов. Гражданство РФ получили 242 репатрианта. Из них: граждане Турции — 127, граждане Сирии — 55, граждане Иордании — 34, граждане Израиля — 6, граждане Югославии — 14, граждане Германии — 3, граждане США — 3. Общая численность адыгов-репатриантов в РА составила 1062 человек.
По данным ОВИР МВД КБР, виды на жительство получили 891 чел. адыгов-репатриантов. Из них: граждане Сирии — 402, граждане Иордании — 219, граждане Турции — 231, граждане США — 36, граждане Германии — 3. Гражданство РФ получили 382 репатрианта. Из них: граждане Сирии — 212, граждане Турции — 100, граждане Иордании — 62, граждане США — 5, а также 1 гражданин Югославии. Общая численность адыгов-репатриантов в КБР составила 1273 человека.
Сотрудниками Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований было проведено социологическое исследование среди адыгов-репатриантов в Республике Адыгея – в августе 2006 г. и в Кабардино-Балкарской Республике – в ноябре 2006 г. (по 200 респондентов). Результаты исследования показали, что наиболее сложными для адыгов-репатриантов являются проблемы, связанные с получением российского гражданства (87 % респондентов в РА и 90 % респондентов в КБР), с трудоустройством (13 % респондентов в РА и 54 % респондентов в КБР), с приобретением жилья (21 % респондентов в РА и 7,5 % респондентов в КБР), с незнанием местного жизненного уклада (50 % респондентов в РА и 10 % респондентов в КБР)51.
Тот факт, что зарубежные черкесы, неоднократно заявлявшие о своём желании возвратиться на историческую родину, не воспользовались такой возможностью, появившейся в наши дни, подтверждает то, что массовые миграции населения не происходят по причине идеологической пропаганды или подъёма патриотических настроений. Только острые социально-экономические и политические причины (войны, дискриминационные меры, репрессии и т. п.), а также природные катастрофы (засуха, землетрясения, наводнения и др.) и техногенные катастрофы могут вынудить к переселению весь народ. Возвращение на историческую родину лишь незначительного числа зарубежных черкесов также показывает то, что массовая репатриация невозможна в частном и стихийном порядке, без помощи органов власти принимающего государства.
В дальнейшем можно предполагать, что процесс репатриации зарубежных черкесов в большей степени будет зависеть от внутриполитической ситуации в странах их проживания. Если в странах проживания зарубежных черкесов будет сохраняться сегодняшний курс правительств по отношению к черкесским общинам (курс равноправия), то численность зарубежных черкесов, стремящихся к репатриации, вряд ли будет возрастать. Их численность может возрасти в том случае, если в странах проживания будут предприниматься по отношению к черкесским общинам какие-либо дискриминационные меры. Численность черкесов-репатриантов может возрасти также в том случае, если правительства северокавказских республик (РА, КБР, КЧР) будут оказывать им планомерную помощь в процессе переселения и адаптации.
Источник: Из книги А.В.Кушхабиева «Очерки истории зарубежной черкесской диаспоры «