Публицистика

Кавказская диаспора в Турции. «Кавказский Дом» / Турция / (сохранен авторский текст)

В 1859-1866 годах  множество мухаджиров грузились на корабли  в портах Тамань, Туапсе, Анапа, Цемез, Сочи, Адлер, Сухум, Поти, Батум и   высаживались  в балканских портах Костенже, Бургаз,  Варна и  в турецких портах Стамбул, Синоп, Самсун  Трабзон.  В 1865-1866 годах и после Османско-русской войны в 1878 году по суше были переселены  чеченцы, дагестанцы, осетины и кабардинцы. Из-за неподготовленности Османского государства к таким массовым переселениям в пути,  портах  и  местах первоначального поселения умерло около 500 тысяч кавказцев. По записям доктора Шерафеттина Магмуми в 1910 году из 74 тысяч кавказцев, поселенных в известном жарким климатом районе Чукурова, в течение 1-2 лет в живых остались только 4 тысячи человек. Из отправленных на Кипр 2600 человек через год осталось в живых только 218 человек.

Руководство Османского государства приняло беженцев с Северного Кавказа по следующим причинам:

—  из-за  угрозы  уничтожения братьев по вере

—  исходя из того, что они поднимут экономику в пустующих землях государства и создадут новые производства

— веры в их добросовестность и  вклад в повышение культуры других приезжих поселенцев, не признающих  авторитет Османского  государства.

Поселение.

Вначале (в 1856 г.), учитывая веру и масхаб переселенцев, Османское государство приняло решение  освобождать их в течение 10 лет от уплаты налогов и  25 лет-от службы в армии, строило бедным дома, выдавало палатки и  землю, обеспечивало животными и хозяйственным оборудованием, раздавало им пищу, зерновые и обеспечивало их безопасность. С  1864 г., несмотря на затруднения связанные с массовым прибыванием переселенцев, государство продолжало выдавать им землю, но теперь освобождало их  от уплаты налогов на  3 года, oт службы в армии на 5 лет и оказывало помощь бедным.

Руководство Османского государства переселяло  кавказцев   по плану. При этом обращалось внимание на  увеличение  численности населения страны  в регионах с малым числом  мусульман (особенно в регионе Мармара), чтобы увеличить  их количество; осушать болота;  использовать  максимально переселенцев как хороших воинов для службы в  армии.

В Анатолии  рядом с местными пятью семьями поселяли по одной семье , выходцев из Северного Кавказа, с целью избежать их компактного расселения в регионах. Сегодня нельзя найти село, где проживают компактно больше 150 семей переселенцев из Северного Кавказа.   Османское государство поселяло их  в двух главных регионах:

— первый регион  в Турции- Синоп, Самсун,  Чорум, Амасм, Токат, Сивас, Йозгат, Кайсери, Кахраманмараш, Хатай, Муш, Каре, Адана. Поселения кавказцев имеются также в Сирии и Иордании.

— второй регион расселения в Турции – южная Мармара, Чаиаккале, Балыкесир, Бурса, Эскишехир, Билежик, Кожаели, Дюзже и Кютахйу, Афйон, Коня и Айдын.

Опять война, опять ссылка…

Черкесы во время войны в 1877 – 1878 годах, надеясь на  возвращение на историческую родину и освобождение ее от России, добровольно шли воевать на фронт, в Анатолию и в Румели. Кавказцы составляли основные кавалерийские подразделения. В Румели воевали добровольцы: адыгейцы, убыхцы и абхазцы под командованием героев  кавказских войн  Хажи Гирандук Берзег и Мюшир Можан, Рауф Пашы, Мирлива Дагестанец,  Мехмет Мухлис Пашы, Мирлива Карзег Дияавер Пашы и Ферик Туга Фуат Пашы. На Карском фронте воевали добровольцы: адыгейцы и абхазцы из Дузжы, Сиваса. Токката и Самсуна под командованием героев последних кавказских войн сына имама Шамиля Гази Мухаммед Пашы, Муса Кундукх Пашы и  Бржнав Мухлис Пашы.

На Кавказском фронте воевали добровольцы черкесы из  Мармары, под командованием  Чачба Хасан и Маан. Но они потерпели поражение, и  из Абхазии были изгнаны около 50 тысяч человек. Из Дагестана тысяча человек вынуждена была покинуть историческую родину. На основании подписанного 3 марта 1878 года Договора «Аястефанос» и 13 июня Берлинского Договора черкесы через 14 лет с Балкан были переселены в Сирию,  Палестину и  Анатолию.

Периоды выживания.

Вынужденные переселения стали полным крушением для выходцев с Северного Кавказа. Но и в местах нового поселения, где им выделили государственные земли, пришлось бороться с местным населением, которые использовали эти земли под пастбища. Для строительства жилья,  обработки и посева земли и  создания условий жизни прошло много лет. До начала 1900 годов из вынужденно переселенных кавказцев выжили только самые сильные.

В Иордании, Сирии и Турции черкесы в кратчайшие сроки наладили хорошие отношения  и нашли себе место в управленческих органах Османского государства.

Черкесские общества иттихат (поддержки) и теавюн (взаимопомощи).

В связи с объявлением в Османской империи 2-го Мешрутията (Гласности), общества быстро развивались. В августе 1908 года  в доме сына имама Шамиля Гази Мухаммед Пашы в Стамбуле, в Коске группа кавказцев обсудила вопрос  создания первого общества черкесской диаспоры «Черкесское общество иттихат (поддержки) и теааюн (взаимопомощи)».Это общество было создано 4 ноября 1908 года. В него входили несколько командующих, паши, литературоведы и студенты университетов. Среди активных членов общества были маршалы Мертед Абдуллах Паша,  Берзег Зеки Паша, Гази Мухаммед Фазыл Паша, генералы Поох Нззми Паша,  Шхаплы Осман Паша и Лох Ахмет Хамди Паша. В обществе «Черкесское общество иттихат (поддержки) и теавюн (взаимопомощи)» были и такие личности, как Ахмет Жавит Тхеркхет Паша, который написал первую книгу по грамматике адыгейского языка. Венный писатель Мет Чуиатуко Иззет Паша и генерал Исмаил Беркок и Ахмет Митхат Эфенди (Хагур) стали основателями жанра романа в Османском государстве. А Сейин Тыме являлся автором одной из первых книг на черкесском языке и членом общества «Черкесское общество иттихат (поддержки) и теавюн (взаимопомощи)».

Первую черкесскую газету в  Османском государстве назвали «Гуазе» («Клавуз»). Сначала газета выходила в неделю один раз, а в последующем -один раз в 15 дней на османском и на черкесском языках и имела 8 страниц. Всего было издано 58 номеров. До закрытия в 1914 году газета «Гуазе» была голосом черкесской диаспоры.

Черкесское общество теавюн (взаимопомощи) открывала школы в разных местах на Кавказе. Общество издавало в Стамбуле  на арабском языке книги и отправляло их в школы на Кавказе. Члены общества Бутба Мустафа, Бесней Зекерия, Гюсар Мухаммед Захид, Хидзел Ибрахим, Тлесерыко Харун, Мухаммед Хабиб, Негуч Суат, Тыгун Акиф содействовали открытию этих школ, а некоторые из них даже работали преподавателями в этих школах. Так, секретарь черкесского общества теавюн (взаимопомощи)  Цаго Нури в 1913 году вернулся на историческую родину и работал преподавателем в школе в Нальчике.

Общество теавюн (взаимопомощи) черкесских женщин.

После объявления 2-го Мешрутията (Гласности), женщины тоже начали активно участвовать в социальной жизни общества. Председателем «Общества теавюн (взаимопомощи) черкесских женщин» была Хайрия Мелек Хунч Ханым. Одной из важных работ в деятельности Общества Теавюн (Взаимопомощи) черкесских женщин является открытие в 1919 году черкесской образцовой школы. В начальной и средней школе обучение велось на черкесском и турецком языках. Она действовала до 1923 года.  Общество теавюн (взаимопомощи) черкесских женщин издало журнал «Дияние» всего один раз в марте месяце 1920 года.

Активисты «Черкесского общества иттихат (поддержки) и теавюн (взаимопомощи)»  создавали и другие политические общества. В 1914 году, во время первой мировой войны, был создан Кавказский Комитет под названием «Турецкая Санитарная Миссия». С июня 1916 года он стал  называться  «Комитет Политических Переселенцев с Северного Кавказа».

Члены «Черкесского общества иттихат (поддержки) и теавюн (взаимопомощи)»  активно принимали участие в создании Республики Северного Кавказа. Весной 1918 года они создали  «Комитет Северного Кавказа»

6 мая 1918 года в Стамбул прибыла делегация с Северного Кавказа,которая при посредничестве Комитета Северного Кавказа,  встретилась с правительством Османского государства и подписала с ним договор о помощи. После этой встречи и обмена информацией с руководством организации диаспоры, 11 мая 1918 года делегация объявила о создании «Республики Северного Кавказа». Правительство Османского государства первым признала Республику Северного Кавказа. Под влиянием  Комитета Северного Кавказа в Стамбуле, Османское государство отправило на Северный Кавказ «Кавказскую исламскую армию», состоящую в основном из бывших переселенцев с Северного Кавказа  в количестве 20 тысяч человек.

В конце первой мировой войны Османское государство после поражения на Ближнем Востоке  армии под командованием Мустафы Кемаля Пашы вынуждено было подписать 30 октября 1918 года «Соглашение о перемирии» в Мондросе,по которому  успешно воевавшая Кавказская исламская армия  была отозвана назад.

13 ноября 1918 года, как де-факто, в Стамбуле высадились английские войска, а следом французские и итальянские войска захватили проливы. Вскоре Общество Северного Кавказа было переименовано в  «Благотворительное общество переселенцев с Северного Кавказа».

 Положение черкесов после Мондроса.

После подписания соглашения о перемирии в Мондросе, страна была в хаосе. Несмотря на то,  что Общество Северного Кавказа стало выглядеть, как организация «незанимающаяся политикой», английское командование всё равно закрыла ее. Поддерживающие напрямую или через посредников общество такие личности, как бывший министр по морским делам Хусейин Рауф, бывший министр внутренних дел Исмаил Жанбулат, бывший депутат Кареси Хусейин Кадри, председатель «Общества Северного Кавказа» и председатель «Национального агентства» Хусейин Тосун, бывший губернатор Едирны Зекерия Зихни, командующий центром Стамбула Али Сайд Паша, Мурсел Паша были отправлены англичанами в ссылку на острова Мальты. Другие члены Общества Северного Кавказа, которые были на свободе, поддерживали национально – освободительное движение в Анатолии. После возвращения из ссылки на острова Мальты кавказцы тоже  поддерживали освободительное движение в Анатолии.

Роль кавказцев в создании Турецкой республики.

Кавказцы активно участвовали в национально-освободительной войне турецкого народа. Находясь под контролем  англичан в Стамбуле, Султан Вахдегтин направил в Анатолию для организации освободительной войны Мустафу Кемал Пашу, рядом с которым всегда были его близкие друзья черкесы.

После Ерзурумского местного конгресса, очередной был проведен в Сивасе. На нем было  избрано 18 членов делегации (они в последующем работали до создания республики), пять человек из которых  были выходцами из Кавказа. После этих событий правительство в Стамбуле и члены  делегации решили встретиться. От имени правительства выступали Салих Паша, а от новой делегации выступали Мустафа Кемал Паша, Рауф бей и Бекир Сами бей. Переговоры начали 29 октября 1919 года, в  доме командующего Пятой Кавказской дивизией Жемил Жахит бея. Здесь были подписаны четыре  протокола. Вместе с Мустафой Кемал Пашой участвовали в переговорах  и принимали решение  выходцы из Кавказа: Хусейин Рауф Орбай, Бекир Сами Кундукх, Салих Паша и Жемил Жахит Тойдемир. Из пяти выступавших от имени двух правительств  четверо были тоже выходцами из Кавказа. Это факт говорит о большой роли  кавказцев в национально-освободительной борьбе турецкого народа.

Етхем бей и Кувва – и Сеййаре (быстро действующие национальные силы).

Во время войны, начавшейся после захвата Измира врагами, черкесы всегда были на передовых рубежах фронта. В период, когда у турецкого руководства еще не было  вооруженных сил, для борьбы с греческой армией, захватившей Измир и продвинувшейся в Анатолию, против нее выступали созданные в районе  Эгейского моря национальные силы под командованием выходцев из Кавказа генералов Ашир Атлы и Пшав Этхема. Остановив греческих  захватчиков, Этхем бей затем подавил и восстании в Анатолии, в котором частично  участвовали и черкесы. Этхем бей, вместе с черкесами,  маневрируя  и сдерживая противника, позволил  правительству в Анкаре выиграть время и создать регулярную армию.Но когда между Пшав Етхем беем и правительством в Анкаре возникли разногласия, он в середине января месяца 1921 года  разоружил своих людей и через «коридор», выделенный ему греками, вышел из этого региона. После этого верховный суд (времен национально-освободительной войны турецкого народа) вынес заочный приговор о смертной казни  Етхем бея,  его братьев и близких друзей, «за переход на сторону врага». Етхем бей сначала  уехал из Турции в Германию,  оттуда  в Каир, и последние годы своей жизни провёл в Иордании и Ливане. В 1948 году Етхем бей умер в Иордании.

 Провозглашение республики и политика в отношении этнических меньшинств.

Провозглашение Турецкой Республики, привело к резкому ухудшению социальной и политической жизни выходцев с Северного Кавказа. Новое государство, вместо развития экономики  и тяжелой индустрии, начало проводить новую культурную политику. Этнические меньшинства подвергались сильной  туркизации. Официальной политикой правительства стало ассимиляция этнических групп и создание единой турецкой нации.

Изменение фамилий.

На основании  «Закона о фамилии» кавказцы вынуждены были менять свои фамилии, которые столетиями имели исторические корни. В настоящее время только черкесы, проживающие в Хатайской области в Турции, сохранили свои фамилии по роду.

Выселение черкесских сел.

Безвинные старики, женщины и дети 14 черкесских сел из Гонена и Маняса были сосланы в Восточную Анатолию. Они обвинялись в укрывательстве в конце 1922  и  начале 1923 гг. Етхем бея и сторонников халифата под командованием Анзавур Ахмета, а также некоторых греческих бандитских групп.

Другим селам тоже сообщили решение властей о ссылке. 18 декабря 1922 года первым были сосланы кавказцы села Мурувветлер (ЧиземугХабле)  Гоненского региона.  2 мая 1923 года были сосланы еще 13 черкесских сел. Черкесы были вынуждены продавать свое имущество за мизерную цену.

Черкесский интеллигент Мехмет Фетгерей Шоену обратился в Турецкое Великое Национальное Собрание (TBHC)  с заявлением об отмене решения о ссылке  и отправил это заявление для опубликования в газеты. За это  ему пожизненно запретили писать и публиковать  материалы в газетах. В последующем, благодаря некоторым статьям Лозаннского Договора от 24 июля 1923 года и закона о помиловании, решение о ссылке было приостановлено. На основании этого закона другие черкесские села не были отправлены в ссылку. Через год, вернувшись на прежние места, жители 14 черкесских сёл   скупали свои же дома, но теперь уже у новых  владельцев.

Закрытие  школ и обществ.

В 1923 году (наряду с другими этническими меньшинствами)  общества, школы и  газеты один за другим начали закрываться. «Черкесское общество иттихат (поддержки) и теавюн (взаимопомощи)» и «Общество Теавюн (Взаимопомощи) черкесских женщин» были закрыты в августе 1923 года, через месяц после подписания Лозаннского Договора, а черкесская образцовая школа по указу министерства национального образования была закрыта 5 сентября 1923 года дирекцией национального образования города Стамбула.

Из 150 человек 86 человек были черкесы.

Против черкесов велась политика преследования. В подписанном 24 июля 1923 года  Лозаннском Договоре были  и протоколы о всеобщем помиловании. Но исключением была одна статья, которая давала право правительству Турецкой Республики запрещать въезд в страну и проживание в ней 150 человек, которые признавались виновными в ходе национально-освободительной войны. Вопрос о них  рассматривался в 1924 году на закрытом заседании  Турецкого Великого Национального Собрания. Список, составленный Кабинетом Министров Турции, был подписан президентом Турецкой Республики Мустафой Кемалем, и это решение было издано 1 июня 1924 года. Из  150 человек в списке 86  были черкесы. Среди них  были и  Етхем бей и его братья. Было принято решение об их депортации  из Турции.  28 мая 1927 года был принят  закон, по которому все 150 человек лишались гражданства , прав на собственность и  наследства в Турции.

Запрещено было говорить на родном языке.

До 1950-х годов продолжалось  давление на черкесов. Организовались кампании под лозунгами: «Гражданин, говори на турецком языке!» и в черкесских селах  появились объявления «Говорить на черкесском языке запрещено!».

Менялись черкесские наименования сел. Решения родителей, давших своим детям кавказские имена, были обжалованы в судах. И  судьи меняли имена черкесских детей. Так длилось долгие годы.

Демократическая  система и открытие новых обществ.

Турция после второй мировой войны под влиянием Америки перешла от однопартийной к   многопартийной системе.  В стране начали создаваться демократические объединения. Соединённые Штаты Америки в этот период  оказывали экономическую помощь и Турции. В страну  были доставлены тысячи сельскохозяйственных машин, тракторов и промышленное оборудование. В это время проживающие в сельской местности выходцы  с Кавказа стали переселяться в крупные города для учебы и работы. Началось формирование  интеллигенции, которая проявляла  интерес к судьбе этнических меньшинств с северного Кавказа.

Всеобщие выборы  в 1950 году были проведены на многопартийной основе. Кавказцы, воспользовавшись приходом к власти демократов, начали создавать свои общества.

Первое общественное объединение, созданное во время республиканского правления.

В 1951 году   в Стамбуле по инициативе бывших руководителей Северо-Кавказской Республики, эмигрантов после большевистской революции и  второй мировой войны  было создано Общество Поддержки и Культуры Северного Кавказа.  В числе  17 человек  были такие знаменитые люди, как помощник президента Северо-Кавказской Республики Пшимахо  Коцэ, Вассан Гирай Жабаги, Айтек Намиток, внук имама Шамиля Сайд Шамил. Это общество развивалось в соответствии с политическим опытом его учредителей. В дальнейшем оно было преобразовано в Соединённое Кавказское Общество и  до сих пор  существует в Фатихе, в центре Стамбула. Это общество выпустило множество журналов и книг.

В 1952 году в Стамбуле  кавказцы, родившиеся в Турции, создали ещё одно общество- «Кавказское культурное общество». В настоящее время оно называется «Багларбаши Кавказское общество» и занимается  в основном народными танцами и культурными мероприятиями.

В 1961 году кавказцы, проживающие в Анкаре, создали свое первое общество под названием «Кавказское Общество». Впервые годы  работы оно издавало журнал, организовывало кавказские танцы и театры. Со второй половины 1960 годов постепенно на Северо-кавказскую  диаспору стали влиять политические разногласия  в турецком обществе. Выходцы из Северного Кавказа в годы холодной войны разделились на левых и  антикоммунистов.

«Кавказское Общество» в Анкаре с помощью адыгов, работающих в обществе «Родина», установила связи с исторической родиной. Эти люди, называвщие себя «возвращенцами,» говорили, что их соотечественники создали на исторической родине  идеальное местное самоуправление и за эту помощь  нужно благодарить Советский Союз. Они предлагали  вернуться на историческую родину и с этой целью выпускали журналы и газеты. Но пропаганда  «социалистического Кавказа» не нашла поддержки среди турецкой диаспоры. Безуспешными оказались попытки вовлечь в свои ряды молодых кавказцев-радикалов, проживающих в городах и  селах. После распада Советского Союза, в 1991 году, лидеры движения «За возвращение на родину» не смогли предложить убедительную программу по возвращению на Кавказ, и  потеряли свой престиж и авторитет в диаспоре.

Кавказские  общественные организации после 1900 –х годов.

С 1951 года, после создания первого кавказского общества,  в Турции произошли два военных переворота, и был опубликован один военный меморандум. Закрытие обществ после каждого переворота и открытие их через несколько  летвынуждала выходцев из Кавказа заранее принимать меры.

До 1990-х годов деятельность северокавказских обществ  ограничивалась.  Политика перестройки Советского Союза дала возможность представителям  кавказской диаспоры посещать историческую родину. С Северного Кавказа в Турцию приглашались научные работники и политики, а также при содействии интеллигенции Северного Кавказа издавались периодические издания. Эти связи и влияли на этнические меньшинства  с Северного Кавказа. На этнической основе создавались осетинские, абхазские, карачаевские общества, которые в основном были активны в области культуры. Географически они были разбросаны, и   организации вели интенсивную  работу по их объединению. Были созданы  Федерация Кавказских Обществ , Объединенная Федерация Кавказских Обществ и множество других  фондов и обществ. Происходящие внутри Северо-кавказских  обществ разъединения не только показывали их слабость, но и одновременно их силу. С 1950 года по сей день в Турции общества северокавказцев  издают свыше 80-ти журналов и газет.

Историческая Родина, войны и диаспора.

После развития связей с исторической родиной некоторые кавказцы захотели вернуться  на родину,  открыть там свое дело. Но диаспору разочаровала сначала война между абхазами и грузинами, а затем война между русскими и чеченцами. Как и 126 лет назад, на Кавказе была война и кровь. С одной стороны, войны были причиной подъема национального самосознания диаспоры,  а с другой стороны — породили тревогу о будущем. Сотни молодых кавказцев добровольно пошли воевать в Абхазию и   Чечню. Среди участников войны 5 человек погибли.

Кровь и слёзы на исторической родине повлияли на общественные организации, которые кроме культуры, стали уделять внимание и политике, интересоваться исторической родиной. Но ожидать возвращения сотен тысяч черкесов на родину было бы нереально. Конечно, всегда будут те, кто будет возвращаться на родину. Но эти возвращения не будут массовыми.

 Население черкесов в Турции.

 Численность кавказцев, проживающих в Турции, полностью не определена. До 1965 года об их количестве по турецким  статистическим данным  можно судить только по категории  родного языка. Но они недостоверны, потому что во время национально-освободительной войны  турецкий народ назывался «Состоящим из исламских групп». Но затем, после установления  правопорядка в стране, появились  »Счастливый тот, кто называет себя турком».

На основании закона о языке  1932 года детям было запрещено говорить в школах на других языках, кроме турецкого. Кампаниями «Гражданин, говори на турецком языке» многие годы притеснялись представители  других языковых групп. Все это подействовало на ответы кавказцев во время переписи населения: они отвечали  так, чтобы избежать «номерования».

Впоследствии, из-за этой «атмосферы» и «специальной работы ведущих перепись государственных работников», не удалось правильно определить тех, кто говорил на родном языке, креме турецкого.

Первая перепись населения в Турецкой Республике была осуществлена 23 октября 1927 года. По сей день ни в одной переписи населения не был задан вопрос об этническом происхождении граждан. Во время переписи населения в 1927,  1940,  1950,  1955,  1960 и 1965 годах был задан вопрос: « На каком языке вы говорите в семье и дома?»

Такой же вопрос был задан и во время 4-й переписи населения в 1970 – 1985 годах. А с 1990 года этот вопрос не задавался.

Во время переписи населения определены владение :

—      иностранными  языками:  немецким,  английским,  итальянским и так далее

—      местными языками:  курдским,  арабским,  абхазским,  черкесским,  грузинским,  лазским,  боснийским и так далее.

-языками меньшинств:  армянским,  греческим,  еврейским. Во время переписи населения  1935 года было введено определение – родной язык и второй язык.

(Примечание. Всех выходцев из Северного Кавказа турки называют черкесами. Кавказцы не возражают. Но они в своей среде черкесами называют только адыгскую группу).

 

Годы Родной язык черкесский 2-й родной язык черкесский Общее число говорящих на черкесском языке Население Турции
1927     105000 13648270
1935 102000 17000 119000 16158018
1945 75293 23852 99146 18790174
1950     93037 20947188
1955 94000 84000 178000 24064763
1960 67826 72152 140978 27754820
1965 62902 62866 125768 31391421

Посмотрев на эти цифры, мы не сможем понять, сколько   в Турции в таком-то году жило  северокавказцев. Потому что вопросы в анкетах не подготовлены для определения этнического происхождения.

И из данных подготовленных о говорящих на разных языках граждан видно, что эти цифры недостоверные. Во-первых, определенные переписью населения данные не соответствуют действительности. Во-вторых, за 40 прошедших лет численность населения страны увеличивалась в два раза, а численность говорящих на этих языках не увеличивалось должным образом, И это настораживает нас. В-третьих, между переписями в 1950 году и в 1955 годах, имеется разница в 100 %. И это показывает, что эти данные не объективны.

Несмотря на все нажимы и давления, до 1965 года черкесский язык передавался из поколения в поколение и не было того уменьшения, которое показано в таблице. Проблемы возникли у родившихся в последующие годы поколениях. Одной из основных причин незнания молодыми  поколениями родного языка  являются разобщенность населения, возникшая после переселений внутри страны и массовая трансляция телевизионных программ после 1970-х годов. Основной причиной понижения числа кавказцев в переписях является давление со стороны государства на тех, кто говорит не на турецком языке. Во время переписи населения граждане, которые боялись «номерования», на вопрос, на каком языке они говорят дома, не отвечали правильно.

Сколько северокавказцев проживают в Турции.

Во-первых: демографы отмечают, что численность населения в среднем каждые 25 лет увеличивается в 2 раза. Этот срок, по известным причинам для кавказцев считается длительным.

Во-вторых: в 1864 году численность черкесов, изгнанных  с исторической родины, составляла около 2 миллионов человек.

Половина этих кавказцев умерла на дорогах и в трудных условиях в местах поселения в течение первых 3-5 лет. Исходя из этого, можно предположить, что от 800 тысяч до 1 миллиона кавказцев остались в Османском государстве. Если допустим, что половина их ассимилировалась (по языку возможно, но не  по происхождению), то численность северокавказцев в Турции в настоящее время  составит 3 миллиона 500 человек. Старшие по возрасту, которые составляют одну третью часть всех северокавказцев, до сих пор говорят на своём родном языке.

В 1993 году частная фирма Конда произвела в Стамбуле опрос среди 16 тысяч 500 человек. Кавказцам был задан вопрос: «Кем вы себя считаете?» Из существующих в Стамбуле обществ кавказцев 5,75 % ответили: «По происхождению кавказцем». Если будет произведена перепись населения и будет задан вопрос об этническом происхождении, то можно предположить что эти цифры будут намного выше.

 Язык.

В Турции языки меньшинств пострадали в результате урбанизации,  образования,  законов и деятельности  средств массовой информации. Черкесы не смогли сохранить в городах язык, обычаи и продолжить социальную жизнь. Родители не смогли обучать детей родному языку и обычаям. Родной язык и культуру сохранили только сельские жители. Северокавказцы, проживающие в городах, предпочитают турецкий язык и культуру. Поэтому среди городской молодёжи  исключительно мало тех, кто   знает  родной язык.

В соответствии с законом от 19 июля 2003 года   «…государственным и частным радио и телекомпаниям  разрешается трансляция программ на языках (наречиях), которые  используют граждане Турции в повсеместной жизни».  С 9 июня 2004 года турецкие радио и телевидение начали трансляцию на различных языках (наречиях), и в соответствии с  условиями Европейского Союза они сейчас по  утром в 6ч.30м. полчаса транслируют  на адыгейском языке новости и музыкальные   клипы. По нашему предположению, через 50 лет потомки кавказцев уже не будут помнить родной язык их предков.

 Мухаджиры 1866 год

Кущба ЕРОЛ

Related posts

One Thought to “Кавказская диаспора в Турции. «Кавказский Дом» / Турция / (сохранен авторский текст)”

  1. Тамра

    Я этнограф из Грозного. Хочу связаться с обществом выходцев из Северного Кавказа. С уважением Тамара.

Leave a Comment